Общая характеристика культуры петровского Петербурга. Ренессанс при Петре Великом

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 18:26, реферат

Краткое описание

Ренессансные явления в архитектуре блистательно представляет классический Петербург. Первой ярчайшей ренессансной личностью на русской почве по праву должен быть назван царь Петр. Он заложил, как город на Неве, так и основы для развития ремесел, наук и искусств в России.
В данной работе рассмотрены общие характеристики культуры петровского Петербурга.

Оглавление

Введение 3
1. Общая характеристика культуры петровского Петербурга 4
2. Идеология Русского Ренессанса 11
3. Русская женщина эпохи Возрождения 13
4. Архитектура Петербурга первой половины XVIII века 15
Заключение 20
Дополнительный материал 21
Библиографический список 24

Файлы: 1 файл

Реферат по культурологии (1 курс).doc

— 507.50 Кб (Скачать)

     Подлинно  ренессансная черта культуры Петербурга петровского времени – нерасщеплённость функциональной и эстетической её сторон, стремление к единству пользы и красоты, слитность технического и художественного творчества, тесная связь науки и искусства. Учреждая Академию, Пётр хотел объединить науку, технику и искусство а некий целостный «социетет художеств и наук». Не случайно именно в это время в России зародилась новая область культуры, синтезировавшая техническое и художественное творчество и названная в наше время дизайном, - речь идёт о деятельности друга, помощника и единомышленника царя А. Нартова. К его деятельности в полной мере относится сказанное о Петре поэтом О. Мандельштамом: 

«Он учит: красота – не прихоть полубога,

А хищный глазомер простого столяра.» 

     Изначальное представление о единстве материальной, духовной и художественной культуры и о необходимости их единого  развития в России, чрезвычайно характерное  для первых шагов петербургского Просвещения, сближало его с европейским Возрождением.

     В этом свете становится понятным, почему в первой половине 18 века «ведущим видом  художественного творчества», как  утверждает историк русского искусства, стала гравюра -  в ней «с наибольшей отчётливостью проявились ренессансные черты петровской культуры – тесная связь художественного творчества с наукой и ремеслом, отсутствие чёткой грани между художественным и прикладным изображением». В живописи же главное место занял портретный жанр, потому что он был не чисто художественным явлением, но выполнял одновременно практическую функцию – увековечивал образы царя и его приближенных, а также служил и наградным знаком (миниатюры).

     В конечном счёте не должно вызывать удивления, что в ряду европейских  ориентаций петербургской культуры мы встречаем и ту, из которой выросло само Возрождение, - ориентацию на античное искусство. Именно в это время в Петербурге началось собрание древних памятников. Превращённые в средство образования и просвещения (вспомним, что Пётр видел в Греции «древнейшее обиталище наук», коими должна теперь овладеть Россия), они становились доступными для публики. Более того, ориентация на античность, на императорский Рим была широким духовным движением Петровской эпохи – начиная с присвоения Петру звания Императора и кончая гербом Петербурга, содержавшим трансформированные мотивы герба Рима.

     Вполне  естественно, что при подобном характере  культуры типичными её представителями  становились разносторонне развитые и многосторонне деятельные люди, подобные тем, кого Ф. Энгельс назвал «титанами Возрождения». Таким был сам Пётр, поражавший современников многогранной творческой активностью, особенно необычной для царствующей особы. Таким был уже упоминавшийся А. Нартов, которого можно было сравнить с Леонардо да Винчи по разносторонней целостности дарований – инженер-конструктор, убеждённый, что «механика все прочие науки превосходит», изобретатель всевозможных машин, опережавших подчас уровень английской техники, автор уникальной книги «Театрум Махинарум то есть ясное зрелище махин», в которой были обобщены данные о множестве станков и инструментов, использовавшихся в ту эпоху, в том числе и сконструированных им самим. Творческая многогранность  отличала и Феофана Прокоповича – теолога и проповедника, философа, поэта, политического деятеля, теоретика педагогической науки, и М. Ломоносова, о котором Пушкин с изумлением и восхищением писал: «… историк, ритор, механик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник». Подобная многосторонность отличала несколько позже и Н. Львова – архитектора, учёного, поэта, музыканта, и многих-многих других.

      Преобразования  Петра I, не понятые ни славянофилами, ни западниками, потому были успешны, что  он решал назревшие проблемы развития страны с переходом в ее исторические сроки от Средннх веков к Новому времени, с отказом от средневекового миросозерцания, с обращением к первоистокам европейской цивилизации и культуры, как в странах Западной Европы в эпоху Возрождения.

     В России, случилось так и тому есть объяснения, зачинателями Ренессанса выступили не поэты и мыслители, гуманисты, и художники, как в Италии, находя поддержку у власти, вплоть до папского двора, а царь-реформатор с его ближайшим кругом от отпрысков бояр до денщиков, с обучением всякого из всех слоев общества ремеслам и художествам и с привлечением в том же плане мастеровых из европейских стран.

     При этом Петр I  сам учился всему, проявляя универсализм ренессансных мастеров. Волей царя и мастера он воссоздал  в России те условия, какие вызревали в Италии в течение XIII - XIV веков, Проторенессанса, в кратчайшие сроки, с началом строительства кораблей и новой столицы, с открытием школ, с подготовкой мастеровых, художников, архитекторов, с тем Россия уже в первую четверть XVIII века вступает по всем признакам и приметам в эпоху Раннего Возрождения, с зарождением светского искусства.

      Русская культура в условиях Ренессанса выделяла и вбирала в себя представителей всех народов и народностей Российской империи. Таким-то образом шел процесс  формирования русской нации из разных народов и этнических групп. Этническая культура как русских, так и других народов и народностей, сохранялась прежде всего в деревне, но в городах с различным конгломератом этносов развивалась единая русская национальная культура, пусть и в соседстве с другими культурами и языками. Таким образом, развитие новой культуры в России связано непосредственно и с формированием русской нации, в которой мы видим представителей почти всех народов и народностей Российской империи. Единая нация возникает как государственное и культурное явление.

     Разумеется, новая русская культура развивалась  изначально как аристократическая, дворянская, городская, светская, с  формированием интеллигенции, дворянской, купеческой и разночинной по сословным  признакам и просветительской и художественной по устремлениям. Новая культура зарождается именно как городская и светская культура, с распространением ее вплоть до помещичьих усадеб, в обустройстве которых принимают участие крестьяне, выделяя из своей среды, кроме землепашцев, строителей, ремесленников, музыкантов, художников и т.п. Таким образом, народ, сохраняя стародавние верования и обычаи, сказки и песни, отнюдь не остается в стороне от жизни в помещичьих усадьбах, а составляет естественный, как и природа, фон, что служит основой для развития новой русской музыки и литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Идеология Русского Ренессанса. 

     Идеология Российского государства, основанная на православии, с началом преобразований царя Петра претерпела изменения, с  зарождением светского искусства и развитием научной мысли, с обращением к античности, первоистокам европейской цивилизации и культуры, с переходом от Средневековья к Новому времени, что произошло в странах Западной Европы в XIV-XVI веках. Да, это были те же ренессансные явления, что достигли пика развития с опозданием на столетие в Англии на рубеже XVI-XVII веков, а в России с опозданием на два столетия по сравнению с Италией. Россия пережила эпоху Возрождения так же, как и страны Западной Европы, но в свои сроки исторического развития, в чем ныне ни в ком не может быть сомнений.

     Идеология Русского Ренессанса, проступающая отчетливо  уже в программе преобразований Петра I, изначально просветительской, смыкается с идеями века Просвещения  в Европе, а затем и с идеями Великой французской революции, поскольку они соответствуют интересам всех слоев населения Российской империи, кроме царизма.

     Петр I не был гуманистом, но он был мастером, каких и среди титанов эпохи  Возрождения в Европе не сыскать. Он сознавал, что делал, и делал практически, как архитекторы и живописцы творили новую эпоху, эпоху Ренессанса. Цель преобразований Петра - общее благо, средства для достижения - просвещение народа, создание произведений искусств, создание новой русской литературы, чем займется Ломоносов, гений Возрождения.

     То, что Ренессанс в России начинается с барокко, которым завершается  эпоха Возрождения в Европе, полное смятенья и мистицизма, имеет свое объяснение, очень далекое от заимствования, к чему пытались свести развитие русского искусства в XVIII веке. Дело в том, что эстетика Возрождения изначально заключала в себе классицизм и барокко, поначалу их не различали; ренессансную классику мы находим лишь у отдельных представителей Высокого Возрождения, а у большинства - пышность и мистика, что усиливается к закату, но русское барокко, поначалу простое, суровое, у Трезини, вскоре обретает возвышенные и праздничные черты, у Растрелли, как и высокий классицизм у Росси.

     Это ренессансная классика, какая проявилась и в живописи Кипренского и Брюллова, и в поэзии Батюшкова и Пушкина. И определяющей чертой умонастроения эпохи, начиная от преобразований Петра, с победами русского оружия, до Золотого века русской поэзии и культуры, с победой над Наполеоном, властелином Европы, была гражданственность. Эпоха, исполненная поэзии и героизма, как в Греции в век Перикла, в которой Пушкин узнавал свою мифическую родину.

     Барокко, как оно оформилось в Италии, в  Испании, в Англии, - это не только эстетика, определенный стиль в архитектуре или в литературе, это и стиль жизни, это целое миросозерцание, результат того переворота, что пережила Европа в эпоху Возрождения, по сути, культурной революции, что мы наблюдаем и в России с началом преобразований Петра, только без смятенья и мистики, поскольку ренессансные явления в русской жизни и в русском искусстве шли по восходящей линии.

     Императрица Елизавета Петровна с ее набожностью  и жизнерадостностью - самое непосредственное воплощение русского барокко в жизни, в стиле эпохи, что воплощали  в архитектуре Франческо Растрелли, в литературе Ломоносов с его разносторонней деятельностью ренессансного гения.

     Русский классицизм - это не то, что классицизм или, точнее, уже неоклассицизм в странах Европы, - это непосредственное обращение к античности, как было в эпоху Возрождения, что особенно прояснивается с явлением в живописи Кипренского и Брюллова, в архитектуре Росси, в поэзии Батюшкова и Пушкина, представителей ренессансной классики в России, как Петрарка или Рафаэль в Италии.

     Таким образом, и русское барокко, и русский классицизм явились не только эстетикой, но и идеологией Ренессанса в России, по сути, идеологией Российского государства с начала преобразований Петра I. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Русская женщина эпохи  Возрождения. 

     Отличительные особенности женщины эпохи Возрождения: это знатность, красота и образованность, - что выделяет достойную восхищения и уважения личность женщины наравне с выдающимися умами эпохи. Эти особенности предполагают особенную сферу, чему начало положил царь Петр ассамблеями, воссозданием императорского двора и высшего света, в условиях которых отныне формируется цвет нации. Эти условия, как прояснивается теперь, были ренессансными. Русская женщина вышла из терема, по сути, из средневековой замкнутости, семейной и религиозной, в свет, что коснулось прежде всего, разумеется, высшей знати и дворянства.

     Нет сомнения, первой русской женщиной ренессансного типа явилась младшая  дочь Петра Елизавета Петровна. Ее старшая сестра Анна, выданная замуж  за голштинского герцога, оказалась вне русской культуры, что роковым образом отразилось на ее сыне Петре II. Его не готовили к русскому трону, о чем несомненно задумывалась цесаревна Елизавета, но ею скорее пренебрегали и даже побаивались - ее ослепительной красоты и честолюбивого характера.

     Знатность и красота, что говорить, исключительные, а как обстояло с образованностью? Вряд ли ее образованием особо занимались, да и необыкновенная живость характера  и красота отвлекали ее от книг, но эти же свойства предполагали ум, что несомненно. Недаром, вступив на трон, она оказалась полным и блистательным воплощением русского барокко в жизни, в ее мироощущении и в стиле эпохи и в искусстве, ведь все творения Франческо Растрелли, даже самый процесс творчества архитектора оценивались императрицей в высшей степени плодотворно, словно она была конгениальна ему, как в сфере поэзии - Ломоносову. Сказать иначе, императрица Елизавета была не просто заказчицей или предметом поэзии, а Музой как архитектора, так и поэта.

     При этом Елизавета Петровна была набожна, что вполне в духе барокко в Италии или Испании, что в России в условиях Ренессанса проявлялось лучезарно и празднично - во красоте русского барокко, то есть ренессансной классики. Поэтому набожность не помеха, а дополнительный стимул к просвещению в духе культурной революции, начатой преобразованиями Петра. Недаром именно в царствование Елизаветы Петровны закладываются основы новой русской литературы, русской грамматики и литературного языка, а это ведь сугубо ренессансные явления, наряду с открытием Московского университета и Академии художеств.

     Примечательно и то, что с восшествием на престол  Елизаветы Петровны немецкое влияние  при дворе заметно ослабло, да и немецкий язык не был особо в  ходу, а Франция задавала тон в  Европе, и французский язык, французкая мода и культура проникают в Россию, в чем несомненно сказался интуитивный или сознательный выбор императрицы, воспитанной если не с детства, то с ранней юности на парижских нарядах. Россия установила прямую связь с первейшими умами эпохи Просвещения. Елизавета Петровна заказывает Вольтеру написать историю Петра. Во дворце, в светских гостиных и в дворянских усадьбах русские заговаривают по-французски, читают книги на французском языке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Архитектура Петербурга первой половины XVIII века. 

     Летний  дворец Петра I .

     Одно из немногих сооружений петровского времени, сохранившееся почти без изменений. Построен в 1710-1716 гг. по проекту Д. Трезини при участии А.Шлютера, И.-Ф. Браунштейна, Г.-И. Маттарнови, Н. Микетти, Н. Пино. Прямоугольный в плане небольшой двухэтажный дом с высокой кровлей. Весь декор фасадов состоит из лепных панно между окнами первого и второго этажей и скромных по рисунку наличников. Над входной дверью барельеф, исполненный по эскизу А.Шлютера. В интерьере дворца использованы новые приемы: изразцовые и деревянные панели, резные панно, лепка, живописные плафоны. Новшеством были и удобства - водопровод, проточная канализация.

Информация о работе Общая характеристика культуры петровского Петербурга. Ренессанс при Петре Великом