Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 20:04, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть выразительные средства как способ создания образности в публицистическом представлении.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- познакомиться со спецификой публицистических представлений;
- дать характеристику выразительным средствам публицистического представления;
- изучить возможности использования метафоры как средства выразительности режиссера;
- создать авторский сценарий по заявленной проблеме.
Введение
Глава Ι. Возможности использования выразительных средств в публицистическом представлении
1.1. Публицистическое представление: понятие и характеристика
1.2. Иносказательные выразительные средства в публицистическом представлении
Глава ΙΙ. Специфика работы над образным сценарием публицистического представления
2.1. Специфика написания образного сценария
2.2. Сценарно-режиссерская разработка публицистического представления «Полевая почта»
Заключение
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
Факультет Экономики, менеджмента и туризма
Кафедра Режиссуры театрализованных представлений и праздников
Образное решение публицистического представления
Работу выполнил:
студент 3 курса
гр. 693
М.А. Шафеев
Научный руководитель:
ст. преподаватель
Т.А. Гордеева
Казань, 2014
Содержание
Введение
Глава Ι. Возможности использования выразительных средств в публицистическом представлении
1.1. Публицистическое представление: понятие и характеристика
1.2. Иносказательные выразительные средства в публицистическом представлении
Глава ΙΙ. Специфика работы над образным сценарием публицистического представления
2.1. Специфика написания образного сценария
2.2. Сценарно-режиссерская разработка публицистического представления «Полевая почта»
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность. Современные публицистические представления играют значительную роль в идеологическом, нравственном и эстетическом воспитании населения, проводимом различными учреждениями, - через образно-художественную, эмоциональную форму воздействуя на чувства и сознание людей. XXΙ век – век ошеломляющего развития научной и ненаучной (художественной, оккультной) мысли, разработок новейших технологий (в том числе и информационных). Сегодня стало привычным и ни у кого уже не вызывает удивление многообразие существующих форм передачи информации, главным средством осуществления которых являются знаки. Внешний мир переполнен знаками, их можно встретить буквально повсюду, поэтому естественным образом возникла необходимость в изучении и исследовании свойств знаков и знаковых систем. Этим и занимается наука семиотика. В последнее время появились монографии о семиотике театра. Данная наука уже поставила ряд вопросов и показала, что знаковость является фундаментальным свойством театрального искусства. Сегодня любое сценическое произведение – это сложная система, включающая в себя разнообразные “языки”, “коды”, “знаки”, а тем более публицистическое представление. А для понимания языка знака требуются определенные интеллектуальные усилия. “Художественную образованность” необходимо понимать не как насыщение человека информацией об искусстве, а как приобщение его к миру искусства посредством формирования способности к целостному художественному восприятию и пониманию.
Актуальность данной работы обуславливается необходимостью подробного изучения роли выразительных средств в режиссуре публицистических представлений, так как данная проблема малоизученна и не разработана в полной мере. Несмотря на возрастающую роль театрализации, теория ее разработана недостаточно. По существу, сегодня нет единого понимания сущности театрализации, ее определения и функций, не исследованы ее место во многих сферах культурно-просветительной работы, границы возможностей и принципы использования. В свою очередь, неразработанность теоретических вопросов театрализации и выразительных средств в публицистических представлениях отрицательно сказывается на практической деятельности режиссеров.
Объектом исследования данной курсовой работы выступает публицистическое представление;
предметом - возможности выразительных средств в публицистическом представлении.
Цель работы - рассмотреть выразительные средства как способ создания образности в публицистическом представлении.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- познакомиться со спецификой публицистических представлений;
- дать характеристику выразительным средствам публицистического представления;
- изучить возможности использования метафоры как средства выразительности режиссера;
- создать авторский сценарий по заявленной проблеме.
Степень изученности темы. На сегодняшний день столь важная для современности тема мало изучена что говорит о низкой степени разработанности проблемы. Свидетельством этого является скудный объем литературы. Если и выходили какие-либо статьи, методические разработки, то они носили чисто описательный характер.
При подготовке к курсовой работе были использованы такие источники литературы как: Э.В. Вершковский - Режиссура массовых клубных представлений. - Л.: ЛГИК, 1977; Гавдис С.И. – Основы сценарного мастерства. - Орел: ОГИИК, 2005. Генкин Д.М. - Массовые праздники. - М.: Просвещение, 1975. Генкин Д.М. - Театрализованные формы массовой работы клуба. - Л.: ЛГИК, 1972. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. - М., 1978. Литвинцева Г.Д. Сценарное мастерство. - М.: ВНМЦТН и КПР им. Крупской, 1989 и другие.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе рассматриваются понятия публицистическое представление и выразительные средства. Вторая глава раскрывает специфику написания публицистического представления.
Глава Ι. Возможности использования выразительных средств в публицистическом представлении
1.1. Публицистическое представление: понятие и характеристика
В нашей жизни происходит множество событий, которые вызывают праздничное настроение. В праздничный день нам хочется послушать и посмотреть выступления артистов, музыкантов, принять участие в шуточных соревнованиях, пообщаться с интересными людьми, побродить по праздничным улицам и т.п. Но все эти события сегодня художественно организованы [13, c.5]. Масштабы праздничного действия, место проведения, форма, жанр, используемые средства зависят, прежде всего, от значимости отмечаемого события.
В результате чего можно выделить
следующую разновидность современных
праздничных программ: игровые, развлекательно-игровые,
зрелищно-игровые (зрелищно-развлекательные),
информационно-развлекательные, конкурсные,
зрелищные, художественные (литературно-художественные),
документально-художественные, документально-
Данная разновидность программ определяется сценарным материалом, который преобладает в той или иной программе, а также степени участия в праздничном действе присутствующей аудитории.
В основе сценариев зрелищных программ может лежит только художественный материал во всем его многообразии. Сценарии зрелищных программ также могут выстраиваться на основе синтеза художественного и документального материала. И тот, и другой материал может быть использован в равной степени, а может преобладать один из названных видов сценарного материала. Зрелищные программы требуют разделения на зрителей и исполнителей, хотя каждый сценарий данной разновидности программирует в определенной степени активизацию аудитории. Зрелищные программы отличаются разнообразием средств сценарной и режиссерской выразительности, многожанровостью, неординарностью подачи и легкостью восприятия сценарного материала [11, c.65].
Художественные и литературно-художественные программы выстраиваются на основе художественного материала и предполагают деление на зрителей и исполнителей. Вместе с тем, исходя из принципов организации сценариев таких программ степень активизации аудитории может быть разной. Одновременно в одной программе, сценарным материалом художественных программ могут быть все разновидности искусства, и все они могут выступать здесь на равных, или один вид искусства может преобладать над другим. Сценарным материалом художественной программы может выступать и какой-то один вид искусства и ценность ее от этого не снизится.
Литературно-художественная программа требует в равном соотношении литературного и художественного материала, возможно и преобладание литературного материала [3, c.78]. Если мы наблюдаем обратное, то тогда программа будет художественной. Названные программы могут раскрывать различные темы, поднимать проблемы, волнующие современного человека, восприятие таких программ требует подготовленного зрителя, способного воспринимать произведения искусства, умеющего думать, анализировать.
Так, к художественным и литературно-художественным программам можно отнести театрализованные представления, литературно-музыкальные композиции, литературно-художественные вечера, поэтические композиции, музыкальные вечера, литературно-художественные праздники, фестивали искусств и т.д.
Документально-художественные программы в своей основе содержат документальный материал. Документ - это материальный носитель записи с зафиксированной на нем информацией, предназначенной для ее передачи во времени и пространстве. Такими материальными носителями может быть бумага, фото - и кинопленка, магнитофонная запись и т.п., которые могут содержать тексты, изображения, звуки. Документ в обычном понимании - это деловая бумага, подтверждающая какой-либо факт или право на что-то. Таким образом, документ - это свидетельство о факте, которое существует реально и может быть использовано [8, c.60]. Фиксацией факта является средства запечатления внешнего зримого ряда происходящего - текст, зарисовка, фотография, кинокадр. Отсюда следует вывод, что документальное - это значит не содержащее вымысла.
Документальным материалом сценариев могут служить:
Использование историко-документального и местного материала в сценарии придает ему достоверность, эмоциональность, содержательность, вызывает интерес аудитории.
Художественный материал является вторичным в процессе работы над созданием данной программы, хотя он может быть в сценарии такой программы в преимуществе, так как документальный , местный материал требует образного решения [6, c.89]. Местный материал в отдельных программах такого вида может являться основным, а в других программах не использоваться вообще. Так же в документально художественных программах обстоит дело и с активизацией аудитории. В одних программах она максимальна, в других лишь на уровне сопереживания.
Так, к документально-художественным программам можно отнести театрализованные представления, тематические театрализованные вечера, государственные праздники, региональные праздники, мемориально-художественные праздники, праздники профессий, праздники Искусств и т.д.
Рассмотрим программы, основанные на документально-публицистическом материале. К таковым можно отнести тематические вечера, марафоны, публицистические представления, митинги, вечера памяти, театрализованные представления. Все перечисленные формы требуют максимальной активизации аудитории.
Для представлений на документально-публицистическом материале, в центре внимания сценариста в процессе работы над сценарием должен быть реальный герой, какой-то конкретный человек, коллектив, группа или же какой-то жизненный факт, общественно значимое событие, которое волнует конкретную аудиторию [4, c.98]. Сценарным материалом здесь является документальный и местный материал. Организация сценарного материала должна соответствовать особенностям места проведения представления и подчиняться принципам зрительского восприятия. Художественный материал здесь несет вспомогательную функцию, не смотря на то, что иногда преобладает над документальным и местным материалом в структуре сценария исходя из принципов организации сценарного материала.
Характерной особенностью театрализации представлений является ее документальность и публицистичность. Публицистика - это сочетание литературы и журналистики (статьи, очерки, фельетоны, репортажи), где главной и отличительной чертой является аналитическая мысль автора, откликающегося на самые живые потребности общества. В связи с этим, сценарист, как и автор-публицист, посвящает свой труд актуальным проблемам современности или событиям истории, тесно связанным с современностью. Публицистичность требует от автора умения ярко и эмоционально подать свою мысль. Для того, чтобы убедить аудиторию, сделать ее сторонником своей точки зрения, необходимо уметь воздействовать на разум и чувства людей.
Публицистике также присуща тенденциозность, т.е. заведомое обострение идеи, стремление как можно более действенно выразить ее, "заразить" ею аудиторию.
1.2. Иносказательные выразительные средства в публицистическом представлении
Для драматургии театрализованных представлений концепция знакового характера искусства необычно полезна [3, c.89]. В настоящее время художественные коллективы ищут новые и возрождают забытые формы театрализованных представлений. Поэтическое, документальное и философское звучание таких представлений требует от режиссера знания закономерностей использования иносказательных выразительных средств и их отличия друг от друга. При этом ведущими выразительными средствами, создающими особый язык театрализации, выступают символ, метафора, аллегория, с помощью которых режиссер создает в массовых представлениях полнокровный и многогранный мир эстетических ценностей [8, c. 44]. Поставить массовое театрализованное представление - значит создать особый образный мир, мир поэтической условности, символов и аллегорий, гиперболизации и гротеска, метафор и ассоциаций. А между тем основная беда сегодняшних массовых представлений - это замена зрительного образа многословием. Это особенно опасно при постановке представлений в неприспособленных для показа спектаклей помещениях или на открытом воздухе, где текст попросту не слышен, не доходит до зрителя. Преобладание текста над образом и действием - это в определенной мере беда все го нашего театра, но в массовом театрализованном представлении она видна ярче. Искусство массовых форм - это в первую очередь образное и действенное зрелищное искусство [7, c. 90].
Информация о работе Образное решение публицистического представления