Нравственные идеи эпохи возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 17:08, контрольная работа

Краткое описание

Гуманизм занимает важное место в системе духовных ценностей. О его определяющей роли в мировоззренческом сознании европейского человечества (по крайней мере, с ренессансной эпохи) можно судить по тому, что ни одно философское, политическое, художественное направление или учение, претендующее на роль духовного и практического лидера европейской цивилизации, не обходилось без того, чтобы объявить себя образцом гуманизма.

Оглавление

1. ГУМАНИЗМ КАК ХАРАКТЕРНАЯ ЧЕРТА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 3
2. МАКИАВЕЛЛИ: «ЦЕЛЬ ОПРАВДЫВАЕТ СРЕДСТВА» 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20

Файлы: 1 файл

нравственные идеи эпохи возрождения_контр.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

     Заметим, что сам факт выбора цели задает жесткую альтернативу, от которой нельзя уклониться в принципе: либо цель достигается (реализуется), либо не достигается (в том числе по причине отказа от цели). Поэтому значение второго закона могущества не может быть до конца понято без разделения целей на факультативные и ультимативные.

     Под факультативными мы понимает такие цели, отказ от которых не влечет за собой уменьшения свободы, то есть могущества. В случае факультативных целей проблема выбора стоит весьма условно. Лучшее, разумеется, враг хорошего, но хорошее в конце концов тоже неплохо. Напротив, под ультимативными целями мы понимаем такие, отказ от достижения которых влечет потери и, следовательно, уменьшение свободы. Более точно граница между факультативными и ультимативными целями может быть проведена с помощью понятия о неприемлемом ущербе. Крайняя форма потери свободы – это гибель субъекта. Ибо гибель, по определению, лишает субъекта возможности принимать решения и достигать цели вне зависимости от того, является ли он отдельным индивидуумом или сообществом индивидуумов, например страной.

     Таким образом, отказ от достижения ультимативной цели равносилен самоубийству. В этом случае цель должна быть достигнута при любых обстоятельствах и любой ценой, поскольку ее недостижение эквивалентно причинению неприемлемого ущерба.

     Несмотря на то что в реальности встречаются оба типа целей, истинный политический выбор – это выбор, связанный с необходимостью достигать ультимативные цели, от которых в принципе нельзя отказаться.

     Помимо чисто практического значения, по мнению автора, принцип Макиавелли формирует идеологию содержательной истории, которую только и можно считать историей в научном смысле. Задача истории – это прежде всего восстановление процесса принятия решений, включая определение и классификацию (как факультативных или ультимативных) целей действующих субъектов и ресурсов, которыми они располагают. Только при таком подходе история из перечня дат, событий и сборника анекдотов о жизни великих превращается в инструмент познания общества.

 

      Список использованных источников

  1. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.
  2. Брагина Л.М. «Социально – этические взгляды итальянских гуманистов» (II половина XV века) Издательство МГУ, 1983 г.
  3. Всемирная история: Возрождение и Реформация. под ред. Алябьева и др. М., 1996. Т.9-10
  4. Гращенков В. «Сандро Боттичелли» М., Государственное издательство изобразительного искусства, 1960 г.
  5. Из истории культуры Средних веков и Возрождения. Издательство «Наука», М 1976 г.
  6. Из истории культуры Средних веков и Возрождения. Издательство «Наука», М 1976 г.
  7. История искусства зарубежных стран. Том 2. Издательство «Академия художников СССР», М 1963 г.
  8. Лосев А.Ф. Этика Возрождения. М., 1978.
  9. Муратов П. П. «Образы Италии» М., «Республика» 1994
  10. Ротенберг Е. «Искусство Италии 15 века» изд. «Искусство» М., 1967
  11. Эстетика. Словарь. Политиздат, М 1989 г.

Информация о работе Нравственные идеи эпохи возрождения