Нищество в современной россии: социологический анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 11:47, научная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Социологическое исследование нищенства - явление не новое. Так, одна из первых работ по социологии нищенства принадлежит Чарльзу Буту, который вызвал бурную общественную реакцию. В 1889 году Чарльз Бут, исследовав социальные слои Лондона, показал, что 1/3 его жителей живет в условиях нищеты.

Оглавление

Введение
1 Глава: Понятие, история и проблемы нищенства
2 Глава: Нищенство в современной России: причины, особенности проявления и условия преодоления
2.1 Причины нищенства. Особенности проявления нищенства
2.2 Социальная реабилитация и профилактика нищенства
3 Глава: Социологическое исследование – нищенство в Липецке
Заключение
Библиографический список
Приложения
Приложение 1: анкета
Приложение 2: диаграммы

Файлы: 1 файл

научная работа.docx

— 73.99 Кб (Скачать)

В России нищие изначально делились на несколько  классов, имели несколько подразделений, самым почитаемым из которых был  нищий певец, который вдохновлял народ на великие подвиги. Историк  начала ХХ века В. Ильинский полагал, что «в Древней Руси нищенство  считалось не экономическим бременем для народа, не язвой общественного  порядка, а одним из главнейших средств  воспитания народа». Падение нравов нищих началось, по свидетельству  историков, с северных калик перехожих, которые изменили народному духу. Вскоре данное явление стало для  России одною из сил, разъедавших  народный организм. Нищие стали плодиться  безмерно. Скоро в России их стало  так много, что государство было вынуждено начать с ними борьбу. Первое сомнение во святости нищих и первые положительные меры против них принадлежат XVIII веку. [13,с.16]

В своей  работе мы анализируем меры профилактики и борьбы с нищенством в различные  периоды развития России, которые  условно были представлены в трех формах: запретительно-репрессивные, система  общественного и личного призрения  и «социальная политика». Они  шли одна за другой в историческом процессе, но, не вытесняя предыдущую, а сложно сосуществуя и взаимодействуя. Чисто репрессивные меры против нищих  и бродяг доказали свою несостоятельность. Сложность и многоаспектность феномена нищенства обусловила и различие в подходах исследователей к данной проблеме. Своеобразие подходов и  понимания сущности нищенства во многом определяются спецификой конкретной социальной действительности и тех  форм, которые данное явление в  ней приобретает.

В западной традиции изучения феномена нищенства  выделяются такие направления анализа, как раннехристианская теологическая  позиция, в основу которой легли  библейские принципы; социал-дарвинистский  и эгалитаристский подходы, противоположные  по своей направленности; культурный и нормативный подходы, опирающиеся  на эмпирический материал. [16,с.144]

Не смотря на разнообразие подходов, используемых западными мыслителями при анализе  проблемы нищенства, не достаточно внимания уделяется, на наш взгляд, таким факторам, порождающим нищету, как невежество народа, низкий уровень его образования, нарушение внутрисемейных связей и отношений. Идеи российских мыслителей дореволюционного периода проникнуты болью за отечество, для которого нищенство стало неотъемлемой чертой. Здесь выделяются такие подходы к обозначенной нами проблеме, как теологический, разделяемый представителями русского «духовного ренессанса»; гуманистический, анализирующий проблему нищенства через категорию смысла жизни; критический, построенный на идее рационализма; социально-психологический и структурный. В целом, труды российских исследователей по проблеме нищенства носят более этический, культурный характер и, в большей степени, отражают внутренние, психологические причины обнищания народа. [35,с.31]

Современные российские исследователи в области  изучаемой проблемы разделились  на два полярных лагеря: на тех, кто  характеризует нищенство как  болезнь общества, вставшего на путь рыночных отношений и тех, кто  определяет нищенство как индивидуальный процесс, отражающий социально-психологическую  несостоятельность отдельных личностей. Бахтияров указывает, что нищие  занимают последние ступеньки социальной лестницы, дальше которых в  социальном  пространстве  опускаться  некуда.  В экономическом  отношении  нищие  в  своей  массе  –   безнадежные   бедняки, обреченные на прозябание. Важно  даже  не  только,  что  их  денежные  доходы низкие, а то, что  они нерегулярные. В отношении  политического показателя данные однозначно гласили:  нищие – социальные изгои с абсолютно атрофированными  политическими  интересами  с инстинктивной враждой к непонятному и враждебному  им  устройству  общества, пассивные  и  апатичные,  в  неожиданных  потрясениях  и  беспорядках  могут принять участие  только   как  погромная  сила.  Их  глубокое  равнодушие  к политическим ценностям объективно  поддерживалось  тем,  что их  собственные правовые  гарантии   и защита  были  поставлены   в   России,   по   мнению специалистов,   всегда   «очень   слабо».   Более   того,   с   давних   пор государственная власть в России практиковала в отношении нищенства только репрессивные (иногда очень жестокие) меры социального контроля. Итак, по трем основным стратификационным критериям – экономическому, политическому и профессиональному,  которые упомянуты выше,  слой  нищих характеризуется отрицательно, он просто паразитируют на том, что у других, верхних слоев, по этим же  критериям есть  тот или иной  социальный  вес. Остановившись внизу на долгое время,  нищие  практически  делались  жертвами личностной деградации. [15,с.111]

Крупный исследователь бедности и нищих  Д.  А.  Дриль внес в этом отношении  суровый приговор: «Они еще  достаточно  стойки,  чтобы влачить жалкое физическое и нравственное  существование  подонков  и  отребья общества,  но  уже  не  имеют  достаточных  сил   для   борьбы   за   лучшее существование». [22,с.24]

Итак, в первой главе «Понятие, история и проблемы нищенства в социологии» мы дали определение «нищенство», «нищий», «нищета», а также в соответствии с принципом историзма мы проанализировали развитие этих понятий в общественном сознании и в научных трудах ведущих западных и российских философов, социологов и экономистов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Глава НИЩЕНСТВО В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРИЧИНЫ, ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ И УСЛОВИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ

2.1 ПРИЧИНЫ НИЩЕНСТВА. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ НИЩЕНСТВА

 

 

Причинный анализ позволил разделить все порождающие  данное явление факторы на социальные, правовые и политико-экономические  при  
главенствующей роли социальных причин (социальная дезадаптация, дезориентация личности, потеря социальной поддержки семьи в критической ситуации). Все названные выше причины, срабатывая одновременно, превращаются в своеобразный социальный механизм втягивания людей на «дно общества». Причинно-следственные связи позволяют выделить наиболее важные индикаторы, в соответствие с которыми можно выстроить типологию современных нищих. К таким индикаторам относятся, во-первых, демографические характеристики нищих: возраст и пол; которые позволяют различать вынужденных и добровольных нищих; во-вторых, тип поведения: демонстративный и недемонстративный (скрытый), в зависимости от степени демонстрации своего нищенского положения; в-третьих, степень социальной опасности данной категории людей, которая определена нами как высокая, угрожающая жизни и здоровью окружающих людей, нейтральная (на грани между социально-приемлемой и социально-наказуемой) и низкая. [31,с.34]

В соответствии с представленными индикаторами можно выделить 9 типов современных  российских нищих:

    1. «малолетние нищие», которые в большинстве случаев являются нищими «во втором поколении», копирующие поведение своих родителей, не способных дать им другой социальный опыт;
    2. «беспризорники», главной особенностью которых является отсутствие четких ценностных ориентаций в обществе, что делает их максимально доступными для криминальной среды;
    3. «малолетние проститутки», которые, в отличие от профессиональных проституток, оказываются на панели неосознанно, под давлением обстоятельств или по требованию родителей алкоголиков. Возврат таких детей в социум требует длительной социально-психологической реабилитации, включая серьезное медицинское лечение;
    4. «иждивенцы», представленные зрелыми людьми, деморализованными в результате хронического алкоголизма, наркомании и прочих социально-психологических болезней и вынужденные прибегать к попрошайничеству как основному источнику существования;
    5. «бомжи» - наиболее опасный тип нищих, агрессивность которых обусловлена, прежде всего, безысходностью их положения в обществе и продолжительным по времени ущемлением базовых социальных потребностей (в еде, тепле и пр.);
    6. «изолянты», прикованные к постели или к инвалидной коляске, полностью оторванные от внешнего мира в лице общества и вынужденные терпеливо ждать «своего конца» в спецприемниках или домах-интернатах, находясь полностью на иждивении государства. Принадлежность этих людей к группе нищих обусловлена, прежде всего, их социальной изоляцией от общества, разрывом устойчивых связей с внешним миром;
    7. «маргиналы», случайно оказавшиеся в нищенской среде и вынужденные приспосабливаться к новой социальной реальности. Они еще имеют объективные предпосылки к возвращению в социум;
    8. «вынужденные нищие», представленные преимущественно пожилыми людьми, не имеющими поддержки от семьи и государства и, на этом основании, вынужденные прибегать к сбору милостыни, как источнику выживания;
    9. «приличные нищие», которые, в отличие от «маргиналов», не имеют уже достаточного запаса физической прочности и надежды самим выбраться из подобной ситуации, однако, не потерявшие пока надежду на государство, т.к. обращаются за поддержкой в государственные благотворительные центры.

Не смотря на внешнее сходство с нищими (попрошайничество, демонстрация безысходного положения), в отдельную группу нами выделены псевдо-нищие, занимающиеся попрошайничеством  с целью наживы. Здесь прослеживается более тесная связь с преступной группой. [24,с.65]

А. Бахтияров  описал несколько устойчивых  примеров  столичных  нищих,  но  они, конечно, имели  общероссийское  хождение  и  применялись  как  действительно  убогие, так  и  прохиндеями.  Каждый  способ  имел  на  жаргоне  нищих  свое обозначение: «На паперти». Это  был самый  невинный  и  безопасный  способ,  т.к. обычно полиция не трогала  нищих  у церквей и  на  кладбищах.  Места эти всегда занимались самыми отпетыми старыми  нищими,  безжалостно  изгонявшими конкурентов. «Стойка» – пребывание на постоянном месте  в  городе  при  скоплении людей,  но  вдали  от  полицейских  глаз.  Прием  требовал   знания человеческой психологии и наблюдательности, т.к. в  зависимости  от пола,   возраста   и   внешнего    вида    прохожего    приходилось  импровизировать, прося то на ночлег, то на  хлеб,  то  на  лечение. Кроме того приходилось следить  за перемещением городового. В  ответ  столичная полиция стала переодевать  своих патрульных в  гражданскую  одежду. «Ход» – движение по городу или железнодорожным пригородным  вагонам. Приближаясь к полицейскому, нищий замолкал. «Ходоки»  делились  на «сухих», презиравших брать не деньгами, и  «савотейщиков»,  берущих  только хлебом. В последнем случае была тонкость. Скромность просьбы  – «кусок хлеба,  Христа  ради»  –  внешне  опрятный  вид  просящего  приносили желаемый  успех. «Савотейщик» не имел облика  ординарного нищего – убогого, в рубище и благоухающего  давно  не  мытым  телом. Это  подкупало. Видно было, что вполне порядочный  человек  временно попал в затруднение и нуждается в поддержке. Хитрость заключалась в длинном пальто «савотейщика», имевшем огромные внутренние  карманы, куда помещалось полтора пуда обрезков и  кусочков  хлеба.  По  мере сбора он раздувался, как пузырь, но «своя ноша плеч не  тянет».  На улице его трудно было заподозрить  в  побирушестве.  А  это  ему  и нужно. Собранную  «пошлину»  продавали  в  ночлежные  столовые  или хозяевам скота в  пригородах. «Сесть на якорь» – просить милостыню, сидя на голой земле, зимой на снегу,  часто  притворяясь  калекой.   Это   требовало   известного артистизма. Способ доходный, но опасный можно легко попасть в  руки городового. «Круговая» – сбор милостыни в  субботу,  когда  нищие  без  разбору обходят все лавки. «Суббота – праздник нищих», говорили они сами. И если в этот день лавочники по старорусскому обычаю не отказывали  в подаянии, то в другие дни нищие могли услышать: «Бог подаст! У  нас по субботам подают!» «Стрелять по знакомым местам» - совершать планомерный  обход  домов состоятельных граждан, уже  известных  своей  благотворительностью. «Стреляли» вдвоем. Один в «спецодежде»  -  без  рубашки,  пиджак  в заплатках  на голое тело, рваные ботинки (обычная одежда оставалась в ночлежке). Он входит в контакт с хозяином дома.  Затрепанный  вид вызывает  жалость,  и  ему  дают  старую,  но  прочную  одежду   из хозяйского гардероба. Напарник ждет где-нибудь за  углом с  мешком, в который набивается добыча. Вечером  она  продается  старьевщикам, специально для этой цели собиравшимся у дверей ночлежек.[25,с.56-58]

 Анализ социального положения нищих в структуре современного российского общества, однозначно указывает на то, что нищие - социальные изгои, не имеющие веса ни по одному из возможных стратификационных показателей (материальному, культурно-нормативному, политическому и профессиональному), следовательно, выступают в качестве паразитирующих слоев общества. Однако  была учтена и альтернативная позиция в отношении нищих и их места в структуре общества - это позиция российского социолога В. Ильина, полагающего, что все, так называемые, объективные критерии социальной стратификации субъективны с точки зрения придаваемой им роли. Принятые в социологии критерии ранжирования, на его взгляд, не всегда разделяются большинством, хотя составляют ядро господствующей идеологии. В силу этого набор критериев может быть существенно дополнен, что, вероятно, позволит, наконец, определить истинное место нищих в социальной структуре общества. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает субкультура нищих, которая, по мнению социологов, всегда выделялась своей относительной герметичностью и отгороженностью от общепринятых культурных ценностей и норм. Данная субкультура имеет основание в виде особой коллективной психологии, которая характеризуется противоречивыми, внутренне несогласованными установками: внешний кураж, удаль, завышенные амбиции среди своих и нереализованные надежды, страх жизни, глубокая скорбь наедине с самим собой; жажда свободы, независимости (самооценка: «мы вольные птицы», «сами по себе живем») и фактическая униженность, беспомощность; ощущение социальной несправедливости и нежелание изменить ситуацию, склонность к паразитизму и иждивенчеству. На основе всех, выделенных признаков нищих и их типологических характеристик, следует ввести следующее определение нищенства: это крайне тяжелое социальное положение определенной группы людей, характеризующееся их предельно низким материальным положением, изоляцией от общества, лишенностью социальных ресурсов, устойчивых связей, утратой элементарных социальных навыков и доминантных ценностей социума. [28,с.25]

В качестве критериев отнесения людей к  группе нищих можно выделить следующие  особенности:

  1. Уровень жизни нищих ниже уровня бедности. Согласно расчетам, сделанным специалистами ООН, этот уровень исчисляется в 1 доллар США на одного человека в день;
  2. Жизнь на подаяние. Следует отметить, что под подаянием мы подразумеваем не только милостыню добрых сограждан, но и любые другие благотворительные средства, которые являются единственным источником существования человека: будь то благотворительность государства или других общественных структур;
  3. Образ жизни нищих, который выражается в добровольном или вынужденном разрыве с семьей, в отсутствии родственных связей, отчужденности человека от основных социальных институтов;
  4. Изоляция от общества как признак андеркласса;
  5. Маргинальное положение нищих, которое приводит их к состоянию дезадаптации, дезориентации в социуме, и значительно снижает жизненные шансы этих людей. [10,с.33-34]

Информация о работе Нищество в современной россии: социологический анализ