Неокантианство

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 14:59, реферат

Краткое описание

В поисках наиболее основательной и надежной философской традиции разработки логико-гносеологических и методологических проблем ученые и философы обращаются к учению Канта, которое объективно отличалось своим крайне выгодным местом и ролью в европейском и особенно немецком духовном развитии. Философия Канта была непосредственно ориентирована на математическое естествознание своего времени и в качестве главной своей цели считала обоснование научного знания и поиски возможных условий его существования.

Файлы: 1 файл

Неокантианство.docx

— 94.12 Кб (Скачать)
  1. Игровое направление

 Игровое направление в культурологии

Концепция игровой  культуры – одна из самых распространенных концепций мировой культуры. Яркий  представитель этой концепции –  Й. Хейзинга. Игра в его концепции – это культурно-историческая универсалия. Игра сопровождает культуру на всем протяжении ее истории и характеризует многие культурные формы. Культуроформирующее свойство игры связано с тем, что для изменения окружающей среды посредством любой материальной действительности человек должен совершить предварительно аналогичную работу в своем воображении, т.е. проиграть деятельностный процесс. Хейзинга не сводит игровой элемент только к духовному проявлению, он присутствует и во всех сферах материальной культуры.

Анализ современного культурного состояния в аспекте  игры предпринял испанский философ  Х. Ортега-и-Гасет. Являясь критиком массовой культуры, захлестнувшей Европу в прошлом столетии, он противопоставляет ей подлинную «живую» культуру, которую человек делает личным достоянием, обращаясь к ней в силу внутренней потребности. Ортега-и-Гасет сделал детальный анализ «массы» и «массовой культуры» в работе «Восстание масс», в которой с грустью замечает, что «герои исчезли, остался хор». Он называет «массового человека» поплавком, которого несет течение, который, как радар, следит за сигналами извне и пассивно подчиняется им. Возродить угасающее общество может только культурная элита, куда философ включает высшую в умственном отношении часть любого класса или социальной группы, способную творчески мыслить. Именно она может реализовать общенациональные и общечеловеческая задачи.

Характеристика «живой»  культуры, данная испанским философом, созвучна критериям игры Хейзинга. Сущность культуры, по мнению этих мыслителей, составляют спонтанность и отсутствие прагматической установки. Из конкретных элементов такой культуры складывается элитарный пласт культурного процесса, противостоящий натиску массовой культуры. 

  1. Семиотическое направление

       Положение семиотики еще более шатко в силу ее всеобъемности. Семиотика проникла уже практически во все сферы знания. Семиотика появилась в начале 20 в. и с самого начала представляла собой метанауку, особого рода надстройку над целым рядом наук, оперирующих понятием знака.[1] Как пишет один из основоположников семиотики Ч.Моррис, «отношение семиотики к наукам двоякое: с одной стороны, семиотика – это наука в ряду других наук, а с другой стороны – это инструмент наук».[2] Семиотику интересуют самые различные сферы человеческой деятельности, она выступает в основном, как интердисциплинарная наука.  Так, на сегодняшний день в одном семинаре занимаются магистранты и докторанты, исследующие язык, этнографию, мифологию, театр, перевод, биологию, живопись, литературу, танец, юриспруденцию, фотографию и многое другое. Проводя работу все вместе в одном семинаре, мы расширяем сферы наших интересов и повышаем т.н. общий уровень интеллигентности. Но тут скрыта главная проблема семиотики – в чем заключается тот особенный семиотический метод, объединяющий столь различные сферы знания? Ведь так легко соскользнуть в свою специфическую область и вместо семиотического анализа провести любой другой – художественный, театроведческий, этнографический и т.д.  Эта проблема всегда была актуальна для семиотики. Она дает о себе знать уже с первых дней обучения, когда студент отделения семиотики и культурологии Тартуского Университета должен в обязательном порядке овладеть какой-либо второй специальностью. Требование это обуславливается именно той особенностью семиотики, что она предполагает в первую очередь анализ. Для того, чтобы материал проанализировать, его нужно глубоко изучить. Здесь также играет важную роль наличие сильного руководителя, который бы имел двойную базу – свободно ориентировался в изучаемой сфере (в данном случае, вторая специальность студента) и смог бы в своем семинаре направлять студента по тропе именно семиотического анализа. При интердисциплинарном подходе возникает проблема терминологии. Уже в самой семиотике существует большое количество терминологических разночтений,[3] а к ним добавляются еще и специфические термины, проникающие из исследуемого материала.

      Помимо  интердисциплинарности, семиотика также фокусируется и на метаисследовании. Здесь основное внимание уделяется рассмотрению особенностей различных семиотических школ и саморефлексии. Это направление также крайне необходимо и, на мой взгляд, должно составлять второй вектор в подготовке специалистов - семиотиков.  Мне кажется, что крайне важно суметь дать студентам уже в самом начале четкое представление о семиотике как о самостоятельной и способной к саморефлексии науке. 

Семио́тика, или семиоло́гия (греч. σημειωτική, от др.-греч. σημεῖον — «знак, признак»), — наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем (естественных и искусственных языков).

Семиотика выделяет три  основных аспекта изучения знака и знаковой системы:

  1. синтаксис (синтактика) изучает внутренние свойства систем знаков безотносительно к интерпретации;
  2. семантика рассматривает отношение знаков к обозначаемому;
  3. прагматика исследует связь знаков с «адресатом», то есть проблемы интерпретации знаков теми, кто их использует, их полезности и ценности для интерпретатора.
 

      В последние годы большую популярность приобрел семиотический подход. Семиотика- наука о знаках и знаковых системах. Она исследует свойства и характеристики любых знаков и их сочетаний. Театральный, поэтический, язык балета - искусственные языки Культура с помощью знаков, кодов, текстов, символов кодирует информацию. Знак - это материальный предмет или событие, или явление, или действие, выступающее при общении людей в качестве заменителя какого-либо предмета, явления или действия. Используется для храннения информации. Знаки: условные и иконические (изобразительные). Слово - условный знак, рисунок - иконический. Обозначаемый предмет называется денотат. Символ- это замещение собой какого-либо предмета (гербы, значки, флаги). Эрнст Кассирер представитель семиотики: "Человек - это симвлоическое животное". Язык, религия, искусство - части символического мира. Информация преедается с помощью символов. Процесс развития культуры состоит в усложнении искусственных симвлолов мира. Современный человек воспринимает мир с помощью символов. Поэтому культура- символический мир (в трактовке Кассирера). В России семиотику долго не замечали. Лоттман, В.Иванов,Б.Успенский - представители российской семиотики. 

СЕМИОТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ, профессиональные объединения и группировки ученых, в той или иной степени изучающих явления семиотики в разных сферах деятельности. Семиотика – это наука, изучающая строение и функционирование знаковых систем (см. такжеСЕМИОТИКА). Сама семиотика как отдельная область науки формировалась в начале второй половины 20 в., но лишь в 1969 в Париже при активном участии Р.Якобсона, Э.Бенвениста и К.Леви-Строса было решено создать Международную организацию семиотических исследований (IASS). Официальным периодическим изданием этой ассоциации стал журнал «Semiotiсa», а его главным редактором – Т.Себеок. Первым президентом ассоциации стал Э.Бенвенист, а генеральным секретарем – А.Греймас. Определение «семиотика» и «семиотический» к концу 20 в. постепенно вытеснило некоторые прежние именования соответствующих областей исследования (такие, как «знаковые системы» или «структурная поэтика»). Как пишет один из основоположников семиотики Ч.Моррис, «отношение семиотики к наукам двоякое: с одной стороны, семиотика – это наука в ряду других наук, а с другой стороны – это инструмент наук». Как метод семиотика используется практически во всех исследованиях человеческой деятельности. Так, существуют исследования семиотики городской дороги, семиотики гадания, семиотики театрального пространства, семиотики жестов, семиотики туризма, семиотики масок, семиотики часов и зеркал и др. Рассматриваемая как наука, семиотика сопоставима практически со всеми науками о человеке. Например, широко представлены исследования на тему «семиотика и психоанализ», «семиотика и народная культура», «семиотика и исследования литературных текстов», «семиотика и прагматика», «семиотика и лингвистика», «семиотика и теория катастроф», «семиотика и теория прототипов» и др.

Среди «основоположников» семиотики – Ч.С.ПирсФ. де Соссюр и Ч.Моррис.

Чарлз Сандерс Пирс (1837–1914) был логиком; его работы по семиотике стали известны уже в 1930-е годы. Пирсу принадлежит разделение семиотических знаков на индексы (знаки непосредственно указывающие на объект), иконы, или иконические знаки (знаки с планом выражения, сходным с феноменом изображаемой действительности) и символы (знаки с планом выражения, не соотносящимся с обозначаемым объектом). Пирс различал экстенсионал, т.е. широту охвата понятия (множества объектов, к которым применимо данное понятие), и интенсионал, т.е. глубину содержания понятия. В анализе предложения им были введены понятия Субъекта, Предиката и Связки; при помощи понятия Связки, играющей важную роль в его теории, Пирс обозначал противопоставление (в современных терминах) предложения и высказывания.

Судьба Фердинанда де Соссюра (1857–1913) сходна с судьбой  Пирса – оба жили в одно время, их труды получили признание после  смерти. Одно из основных положений  семиотической теории Соссюра –  трактовка знака как двусторонней психической сущности: понятие + акустический образ. Знак становится таковым, когда  он приобретает значимость (valeur) в системе – т.е. когда он занимает определенное место в системе противопоставлений. Второе важное положение в этой теории – идея произвольности, или немотивированности, языкового знака (имеется в виду, что между понятием и акустическим обликом обозначающего его слова нет никакой естественной связи, что доказывается самим фактом существования различных языков, по-разному называющих одни и те же вещи). Соссюр ввел в семиотику (которую он называл «семиологией») различение синхронии и диахронии, различение langue (языка как системы) и parole (речевой деятельности). Существенным и «лозунговым» на многие поколения явился тезис де Соссюра об автономном существовании языка: «единственным и истинным объектом лингвистики является язык, рассматриваемый в самом себе и для себя»

 

  1. Культурологическая  концепция Карла Ясперса

     
    Карл Ясперс Карл Ясперс родился 23 февраля 1883 года; его  отец, юрист, впоследствии - директор банка, происходил из семьи купцов и крестьян, мать - из местного крестьянского рода. 
    В 1901 году Ясперс окончил классическую гимназию и поступил в Гейдельбергский университет на юридический факультет. Однако, проучившись три семестра, он перешел на медицинский факультет, который окончил в 1908 году; в 1909 году Ясперс получил степень доктора медицины. 
    Во все периоды жизни, в том числе и в годы студенчества, у Ясперса были немногие, но близкие друзья; так, на медицинском факультете он дружил с одаренным студентом Эрнстом Майером, братом своей будущей жены Гертруды Майер. Характерно, что и брат, и сестра живо интересовались философией, причем Гертруда Майер изучала философию профессионально. Ясперс познакомился с ней в 1907 году, а спустя три года молодые люди поженились. С тех пор одиночество не мучило Ясперса: в жене он нашел не только любящую душу, но и близкого по духу человека. В значительной мере интерес к философии развился и у молодого естествоиспытателя - ведь медицина принадлежала к естественным наукам - не без влияния его жены, и "философствование на уровне экзистенции", о котором позднее так много писал Ясперс, составляло одну из самых больших духовных радостей в его семейной жизни. 
    Окончив медицинский факультет и получив профессию врача-психиатра, Ясперс с 1909 по 1915 год работал научным ассистентом в психиатрической и неврологической клинике в Гейдельберге. Здесь он написал свою первую большую работу "Всеобщая психопатология" (1913) , которую защитил в качестве диссертации, и получил степень доктора психологии. После зашиты диссертации Ясперс начал читать лекции по психологии в Гейдельбергском университете; среди его первых тем была психология характеров и дарований (еще студентом Ясперс увлекался характерологией и слушал в этой связи лекции Л. Клагеса) , а также патография выдающихся личностей (модная в то время тема гений и болезнь) . Впоследствии Ясперс опубликовал об этом несколько работ: о Стриндберге и Ван Гоге, о Сведенборге и Гельдерлине, о болезни Ницше в связи с его творчеством. 
    В 1919 году Ясперс издал плод многолетнего труда - "Психологию мировоззрений", которая затрагивала уже собственно философские проблемы и принесла ее автору широкую известность. Два года спустя Ясперс становится профессором философии в Гейдельбергском университете. 
    В 1931-1932 годах вышло трехтомное сочинение Ясперса "Философия", над которым он работал больше десяти лет. В нем нет изложения философской системы в традиционно академическом стиле, а сделана попытка систематизации и упорядочения всех тех идей и размышлений, которые составляли содержание экзистенциального философствования мыслителя. Ясперс становится одним из ведущих философов Германии, и его право занимать философскую кафедру ни у кого больше сомнений не вызывает. 
    Однако с приходом национал - социализма наступает тяжелый, драматический период в жизни философа. В 1937 году его отстраняют от преподавания и лишают права издавать в Германии свои работы: женатый на еврейке, Ясперс терял все права на своей родине. Находясь на пенсии, в тревожном ежедневном ожидании "стука в дверь", философ долгие восемь лет продолжает работать - писать "в стол". И только в 1945 году, после разгрома нацизма, Ясперс возвращается к преподаванию - сначала в Гейдельберге, а затем, с 1947 года, - в Базельском университете. Публикуются работы философа, часть которых была написана в годы вынужденного молчания: "Об истине" (1947) , "Вопрос о вине" (1946) , "Ницше и христианство" (1946) , "О европейском духе" (1946) , "Истоки истории и ее цель" (1948) , "Философская вера" (1948) . На первый план выходят проблемы философско-исторические и мировоззренческие: как преодолеть те катаклизмы, которые постигли европейскую цивилизацию в ХХ веке? Какие духовные ориентиры остаются у европейского человека и как их обрести в современном индустриальном обществе? 
    В послевоенные годы Ясперс - один из духовных лидеров Германии. Он обращается к соотечественникам не только в своих книгах и статьях, но и в выступлениях по радио, и везде его главная мысль - как спасти человечество от тоталитаризма, этой главной опасности ХХ века, ввергающей людей в кровавые революции и истребительные войны. 
    Он все отчетливее формулировал тему своей философии. Ею в конце концов оказались человек и история как изначальное измерение человеческого бытия; не случайно понятие ситуации оказывается ключевым у Ясперса при анализе человеческой экзистенции: ситуация с ее неповторимой констелляцией событий, задающих историческую уникальность определенной человеческой судьбы, формирующей ее болевые точки, ее радости и надежды, ее горе и ее вину, - это и есть содержание того, что Ясперс связывает со словом "время", "эпоха"; мир есть для Ясперса "фактическая действительность во времени". 
    Экзистенциальная философия Ясперса с самого начала привлекла к себе внимание новой манерой выражения: в отличие от академических философских направлений, преобладавших в начале века в немецких университетах, Ясперс избрал форму окрашенного личной интонацией свободного размышления, лишенного стремления вывести все содержание мысли из единого общего принципа. Организация материала у Ясперса носит скорее характер классификации по определенным темам, чем строго систематического вывода, к какому стремились неокантианцы, неогегельянцы, неопозитивисты. Именно в таком свободном стиле, приближающемся к философской публицистике, написаны многие важные работы Ясперса. При этом у него нет эклектики: единство мировоззрения, единство авторского видения самых разных проблем заменяет Ясперсу традиционное для немецкой философии систематическое единство, которое всегда отождествлялось с научностью (вспомним Фихте, Гегеля, Когана, Наторпа и др.) . Ясперс во многом возвращает философии ту форму свободного размышления о жизненно важных вопросах, которая была характерна для писателей-гуманистов эпохи Просвещения Лессинга, Гердера, Гумбольдта, Гете и которая в ХХ веке возродилась отчасти в "философии жизни" и "философии культуры" - у Зиммеля, Шпенглера, Хейзинги и других. 
    Умер Ясперс 26 февраля 1969 года, дожив до глубокой старости.

    Карл  Ясперс 
         ЯСПЕРС Карл (1883 - 1969)
    - немецкий философ, один из 
    основателей экзистенциализма ("философия существования"). Изучал 
    право в университетах Гейдельберга и Мюнхена, медицину - в университетах Берлина, 
    Геттингена и Гейдельберга. С 1908 по 1915 год работал в психиатрической клинике 
    Гейдельберга. В 1913 году защитил докторскую диссертацию "Общая 
    психопатология" у Виндельбанда. Вышедшая в свет в 1919 году работа Ясперса 
    "Психология мировоззрений" может считаться первой публикацией по 
    философии экзистенциализма в Германии. С 1922 года Ясперс работает профессором 
    философии в Гейдельбергском университете. В 1937 - 1945 годах отстранён от 
    преподавательской деятельности, в 1938 году запрещена публикация его работ. С 
    1948 по 1961 год - профессор философии Базельского университета. На 
    формирование философских взглядов Ясперса особое влияние оказали Платон, 
    Плотин, Фома Аквинский, Николай Кузанский, Спиноза, Кант (критического 
    периода), Шеллинг, Кьеркегор, Ницше, Гуссерль и Вебер. 
         Его философию можно было бы с полным 
    основанием назвать самым гуманистическим вариантом экзистенциализма, поскольку 
    она более всего соответствует духу общечеловеческой системы ценностей. Более 
    того, в своих поздних произведениях Ясперс прямо поставил перед философией 
    задачу утверждения системы общечеловеческих ценностей. Но поздние произведения 
    Ясперса с большой натяжкой могут быть отнесены к экзистенциализму, поскольку в 
    этих произведениях Ясперс выражает уверенность в построении общества, 
    основанного на  гуманистических 
    принципах, т.е. общества, где будут преодолены человеческое одиночество и 
    непонимание, а такой оптимизм противоречит экзистенциалистскому мироощущению. 
    Дело в том, что поздние произведения Ясперса были написаны в результате 
    осмысления философом тех ужасов фашизма, которые Ясперс пережил в 30-х годах в 
    Германии. Поведение Ясперса в эти годы делает  честь 
    всей немецкой философии. А из более ранних философских идей Ясперса наибольшую 
    известность приобрела идея о пограничных 
    ситуациях. Учение о пограничных ситуациях связано с основным положением 
    экзистенциализма об уникальности экзистенции и с тем, что она чаще всего 
    закрыта для человека, погружённого в мир вещей, безличное массовое 
    существование. Но в особых, критических ситуациях, подчёркивает Ясперс, любой 
    человек способен мгновенно прозреть, мгновенно понять уникальность своей 
    экзистенции, понять смысл своего бытия или трагическое отсутствие этого смысла. 
    Причём это озарение не имеет ничего общего с интуицией Декарта, с озарением 
    сатори в духе дзэн - буддизма. В этих случаях озарение наступает в результате 
    долгих поисков ответа на какие - то вопросы. Экзистенциальное же озарение 
    происходит и с человеком, который никогда прежде не задумывался о проблемах 
    познания или смысла жизни. Но это наступает только в исключительных и 
    трагических ситуациях. Человек может оказаться в пограничной ситуации и в 
    результате переоценки своих прежних идеалов. 
         Все эти состояния можно назвать 
    пограничной ситуацией - пограничной между экзистенцией и Ничто. Возможно, не 
    каждый человек в таких ситуациях вдруг постигает истинный смысл бытия, но 
    большинство людей способно на это. Как способно на это и всё человечество в 
    целом, которое в ХХ веке само оказывается в пограничной ситуации - на грани 
    атомной катастрофы, например, или на грани экологической катастрофы, или перед 
    угрозой человеконенавистнической диктатуры. Но Ясперс видит выход из этих 
    ситуаций не в уходе в своё одиночество, как Кьеркегор, не в фашизме, как 
    Хайдеггер, не в социалистическом плановом обществе, как Сартр, а в реальном 
    гуманистическом сотрудничестве людей всех национальностей и религиозных 
    верований. 
         Что же, по мнению Ясперса, может внушить 
    уверенность в возможности такого сотрудничества людей? Такую  уверенность могут внушить 3 вещи: это 
    прошлое, настоящее и будущее человечества. 
         Настоящее - прежде всего страхом перед 
    фашистской и коммунистической диктатурой. Ясперс имеет в виду страх, который не 
    парализует волю человека, а, наоборот, побуждает к действию. 
         В прошлом человечества Ясперс указывает 
    на время между VIII и II 
    веками до н.э. Это начало осевого времени, которое 
    знаменует собой продвижение человечества к взаимопониманию. Осевое время - это 
    продвижение в общем русле мировой, общечеловеческой культуры. До этого времени 
    можно говорить только о раздельных культурно-исторических регионах - о Египте, 
    Индии, Месопотамии, - каждый регион жил сам по себе, хотя и были какие-то 
    контакты. Но в какое-то время в разных регионах выступают со своими учениями 
    религиозные пророки, выступают нравственные учителя человечества. Они учат 
    людей одним и тем же нравственным ценностям - учат добру и взаимопомощи, 
    взаимопониманию. Ясперс имеет в виду Будду и Зороастра, Лаоцзы, а также 
    Конфуция, ряд пророков Ветхого Завета. Этот ряд завершает Иисус, а несколько 
    позже в Аравии эти же ценности проповедует Мухаммед. С течением времени 
    практически все народы нашей планеты принимают религии, в основе которых лежат 
    общие принципы нравственности. То есть в прошлом человечества была заложена 
    основа общей духовности. 
         А что же в будущем? А будущее - в руках 
    самих людей. Вернее, в их стремлениях. Как говорит Ясперс, тот, кто всё время 
    твердит о неизбежности войны - работает на войну, ибо в глубине души желает 
    прославиться проницательным предсказателем. Кто хочет мира и единения людей - 
    работает на эти благородные ценности. Для пояснения своих идей Ясперс часто 
    пользуется понятием философская вера 
    и понятием философская коммуникация. 
    Философская вера - это вера людей в свои возможности, это источник энергии, 
    помогающий человеку работать ради повсеместного распространения нравственных 
    ценностей, лежащих в основе общей духовности человечества. Коммуникация - это и 
    есть единение людей на основе гуманистических общечеловеческих ценностей. Любая 
    идеология, основанная на подчёркивании классовых, узкорелигиозных или 
    национальных принципов, и может служить только разобщению людей. Философская 
    коммуникация - это движение к взаимопониманию людей не через отрицание 
    отдельных религий, а через выделение в них нравственной общедуховной стороны. 
    На такое выделение способны, правда, в основном только образованные люди. Для 
    большинства людей слишком значима обрядовая сторона религий, т.е. то, что 
    отличает одну религию от других. Но образованное меньшинство - это прежде всего 
    учителя школ и университетов, в их руках находится образование общества, в их 
    руках души учеников. Если принципы общечеловеческой духовности начинает 
    исповедовать вся интеллигенция, то философия, построенная на этих принципах, 
    сможет выполнять роль своего рода интеллектуальной религии, которая сделает 
    возможной коммуникацию человечества.     
    Контрольная по культурологии на тему Культурологическая концепция Карла Ясперса. Концепция культурно исторического процесса в теории осевого времени К Ясперса. Карл Ясперс немецкий философ создатель популярной концепции типологии культур. Реферат на тему Понятие осевого времени и типология культуры в трудах Ясперса. Положительные и отрицательные стороны концепции осевого времени К Ясперса. Культурология динамика в культуре ясперса реферат Москва Россия Москве. Основные положения теории К Ясперса о культурно историческом процессе. Культурология ясперс динамика в культуре реферат Истра Россия Истре. Концепции осевого времени карла ясперса соответствует утверждение. Культура как продукт истории концепция осевого времени к ясперса. Реферат Культура и история Концепция осевого времени К Ясперса. На какой идее основана концепция типологии культур К Ясперса. Динамика культуры в концепции К Ясперса Понятие осевое время. Концепция осевого времени К Ясперса реферат по культурологии. Истоки истории и ее цель К Ясперса Понятие осевого 
     

Информация о работе Неокантианство