Неокантианство

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 14:59, реферат

Краткое описание

В поисках наиболее основательной и надежной философской традиции разработки логико-гносеологических и методологических проблем ученые и философы обращаются к учению Канта, которое объективно отличалось своим крайне выгодным местом и ролью в европейском и особенно немецком духовном развитии. Философия Канта была непосредственно ориентирована на математическое естествознание своего времени и в качестве главной своей цели считала обоснование научного знания и поиски возможных условий его существования.

Файлы: 1 файл

Неокантианство.docx

— 94.12 Кб (Скачать)
  1.       Неокантианство

 

Неокантианство

- философское течение  в Германии, развивавшее  учение Канта в  духе последовательного  проведения в жизнь  основных принципов  его трансцендентально-критической  методологии. Появилось  в 1860-е в обстановке  глубокого кризиса  спекулятивно-идеалистических  систем Шеллинга  и Гегеля, а также  вульгарного материализма, оказавшихся методологически  беспомощными в  деле философского  осмысления результатов  быстро развивавшейся  науки того времени.  В поисках наиболее  основательной и  надежной философской  традиции разработки  логико-гносеологических  и методологических  проблем ученые  и философы обращаются  к учению Канта,  которое объективно  отличалось своим  крайне выгодным  местом и ролью  в европейском  и особенно немецком  духовном развитии. Философия Канта  была непосредственно  ориентирована на  математическое естествознание  своего времени  и в качестве  главной своей  цели считала обоснование  научного знания  и поиски возможных  условий его существования.  Более того, Кант  как бы предшествовал  тому ходу развития, которое завело  немецкую философию  в тупики спекулятивного  системотворчества. Появлению Н. во многом способствовали публикации работ Фишера и Э. Целлера, а сам лозунг "Назад к Канту!" был сформулирован в 1865 О. Либманом, опубликовавшим книгу под названием "Кант и эпигоны", каждая из глав которой заканчивалась словами: "Нужно поэтому возвратиться назад к Канту". Определенную роль в возникновении Н. сыграли также новейшие исследования по физиологии внешних чувств, представленные трудами И. Мюллера и Г. Гельмгольца. Один из первых неокантианцев, Ф.А. Ланге, формулируя программные задачи этого течения, считал центральной из них - противопоставить распространявшемуся в то время среди естествоиспытателей материализму критический идеализм Канта, соответствующим образом переработанный и дополненный результатами физиологических исследований. Начинается тщательная и кропотливая работа по изучению кантовского наследия, появляются новые издания его сочинений, пишутся подробные комментарии к его главному труду - "Критика чистого разума", а с 1897 по инициативе X. Файхингера начинает издаваться специальный журнал "Kant Studien". Постепенно Н. становится одним из господствующих философских учений в университетах Германии и Франции, а оттуда проникает и в Россию, демонстрируя тем самым своеобразную реализацию философской традиции в новых социально-исторических условиях. Несмотря на ряд общих принципов: 1) рассмотрение философии в качестве метода достижения позитивного знания, а не как самого это знания, и следующий отсюда отказ от притязаний онтологии на статус философской дисциплины; 2) признание наличия обусловливающих познание априорных форм; 3) ограничение самого познания сферой опыта и т.д., - Н. никогда не было однородным философским направлением. С первых дней своего возникновения оно представляло собой скорее ряд течений, пытавшихся развить отдельные положения философии Канта. И хотя все они ставили в качестве главной одну и ту же цель - обоснование научного знания и культуры в целом с помощью реформированной кантовской гносеологии, можно говорить о существовании нескольких принципиально отличных друг от друга интерпретаций ортодоксального Канта, а следовательно, и о различных направлениях внутри самого Н.: а) физиологическом, непосредственно связанном с именами Гельмгольца и Ланге, рассмотревшими кантовское положение об априорных формах сознания на основе достижении физиологии внешних органов чувств и превративших эту априорность в единство психофизиологической организации познающего субъекта; б) реалистическом (А. Риль, О. Кюльпе), сохранившем кантовскую "вещь в себе" в качестве необходимой предпосылки познавательного процесса (в виде основания материала ощущений) и рассматривающем рассудок только как оформляющий, но не создающий сами предметы; в силу этого данное направление оказалось наиболее близким к традиционным взглядам своего предшественника; в) психологическом. складывавшемся внутри Н. в начале 20 в. (Л. Нельсон) и обосновывавшем значимость априорных форм познания с помощью психологических методов интроспекции; характерной особенностью этого направления явилась также своеобразная интерпретация субъекта познания в качестве эмпирического, а не трансцендентального; г) трансцендентально-логическом и д) трансцендентально-психологическом, представленных соответственно Марбургской и Баденской

Неокантианство

течение философии 2-й пол. 19 - нач. 20 вв., пытавшеесявозродить философию И. Канта. Общие посылки неокантианства: преодолениекантовского дуализма, утверждение об априорном (внеопытном) характерепознания. Объединяло ряд направлений: физиологическое (Г. Гельмгольц, Ф.А. Ланге), психологическое (Л. Нельсон), критический реализм (А. Риль),марбургская школа, баденская школа, фикционализм (Х. Файхингер),французский неокритицизм (Ш. Ренувье). В основе этики неокантианства -противопоставление бытия и долженствования; социализм трактуется какнедостижимый идеал, что послужило основанием этического социализма.

Неокантианство

(neo-Kantian) — немецкое социально-философское движение конца 19-го — начала 20-го столетий, направленное на попытку "вернуться к Канту", подтверждая, во-первых, объективный  (или межсубъективный) феноменальный мир (естественную науку) и, во-вторых, социальный  мир, царство человеческой деятельности и ценностей. Во время  Methodenstreit  (прим.) 1890-х гг. Риккерт и Виндельбанд были особенно влиятельными Фигурами во внедрении заново идеи о том, что ум и умственные категории  формируют наше восприятие  мира, а также в проведении различия между "историческими", культурными науками, занимающимися уникальными построениями, и "естественными" буками. По их мнению, вышеупомянутые нуждались в методе,  позволяющем признавать их специфичность и относящийся к ценностям характер предмета. Ведь любая попытка анализировать и описывать социальный мир связана с упрощением либо посредством наложения общих категорий, либо в интерпретации действительности относительно ее уместности для ценностей. Этот способ мышления повлиял и на Зиммеля, и на Вебера. См. также Идиографинеский и номотетический.  

  1. Философия жизни
 
  "Философия жизни" - философское направление, возникшее  преимущественно в Германии в  последней трети XIX в. и оказавшее  огромное влияние на мировоззрение и философию Европы XX в. Осн.внимание в нём сосредоточено на решении "практических", социально-этических и вообще ценностных проблем. Базовые идеи этого направления были разработаны в трудах Ницше Ф., Дильтея В., Зиммеля Г., Шпенглера О., Бергсона А. Его своеобразным идейно-теоретическим импульсом были работы Шопенгауэра А. Предметом новой философии становится жизнь, действительность как "живой поток", становление, невыразимое в философских категориях, ориентированных на науку, исследующую ставшее. Эстетическое переживание полноты и целостности жизни становится адекватным методом её понимания. Механицизму и редукционизму традиционного рационализма "философия жизни" противопоставляет "органицизм" нового миросозерцания, заменяя категории "бытие", "материя", "разум" категорией "жизнь", допускающей широкий спектр интерпретаций. Исходным является понимание жизни как целостного творчески активного процесса, включающего всю полноту проявлений жизни (от биологических до культурно-исторических форм) и её переживаний (от обыденных до метафизических).

"Философия жизни"  была мировоззренческой реакцией  на кризис европейских "сциентистских" ценностей, его продуктом и формой проявления. Ценой отказа от научности "философия жизни" стремилась сохранить за философией важнейшую социальную функцию обоснования духовно-практических, ценностномировоззренческих ориентиров в новых исторических условиях. Свою историческую миссию "философия жизни" начинает с тотальной, радикальной переоценки европейских ценностей, осуществлённой Ницше Ф. По его утверждению, европейская духовная культура исчерпала свой творческий потенциал, что и проявляется в господствующем настроении бесполезности и бессмысленности современного мира. Причиной кризиса европейских ценностей является рационалистический морализм, основанный на идее "истинности" потустороннего мира и, соответственно, осуждающий жизнь, посюсторонний мир как кажимость.

Сутью кризиса Ницше  Ф. считал исчезновение высшего творческого  типа человека, задающего нормы человеческой жизни. Потребности же низшего типа ("массы", "стада", "общества") предстали в качестве определяющих ценностных ориентиров. Ответственными за кризис Ницше Ф. считал опаснейшие антижизненные иллюзии: идею прогресса и идею равенства, поскольку формулой жизни являются неравенство и борьба, достижение высших типов путём высшей дифференциации. Жизнь - иррациональна и самодостаточна, объективна и внеценностна, реализуется как "воля к власти", как постоянное самовыражение в творчестве новых форм.

 

Основные положения  философии Ницше Ф. были развиты  Дильтеем В., который превратил "философию жизни" в академическую дисциплину. Механицизму и редукционизму как методологии прежней философской рациональности он противопоставляет "органицизм" как принцип объяснения низших форм жизни из высших. Само же понятие "жизнь" всё в большей степени трактуется психологически как целостность, основой которой является переживание, Дильтей В. с позиции "философии жизни" создал понимающую социологию, отрицающую возможность причинного объяснения исторических событий. Дильтей В. разграничил общественные и естественные науки по их предмету, противопоставил истинность исторического познания гипотетичности естествознания. История познает то, что есть, естественные науки - то, что возможно. Поэтому основной задачей своей философии он считал исследование человека исторически, познание человеческой реальности через её отличие от природы. Адекватным методом познания исторической реальности является интерпретация жизни как культурно-исторической целостности, определяющей характеристикой которой являются время и цель. История - телеологична, без знания цели невозможно понять направление и характер культурных преобразований. Задача исторического разума заключается в том, чтобы выразить изменчивость, целостность и смысл исторических событий, ценности и цели являются детерминантами культуры.

Философия жизни, иррационалистическое философское течение конца 19 – начала 20 вв., выдвигавшее в качестве исходного понятия "жизнь" как некую интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи. Ф. ж. явилась выражением кризиса классического буржуазного рационализма. Она выступила против господства методологизма и гносеологизма в идеалистической философии 2-й половины 19 – начала 20 вв. (неокантианство, позитивизм). Социально-политические воззрения представителей Ф. ж. весьма различны: от буржуазного либерализма до консервативных позиций; в своём крайнем биологически-натуралистическом варианте она оказала влияние на формирование идеологии национал-социализма в Германии.

Понятие "жизнь" многозначно и по-разному толкуется  в различных вариантах Ф. ж. Биологически-натуралистическое  толкование характерно для течения, восходящего к Ф. Ницше и представленного Л. Клагесом, Т. Лессингом и др.: "живое" подчёркивается как нечто естественное в противоположность механически сконструированному, "искусственному". Для этого варианта Ф. ж. характерна оппозиция не только материализму, но и идеалистическому рационализму – "духу" и "разуму", склонность к примитиву и культу силы, попытки свести любую идею к "интересам", "инстинктам", "воле" индивида или общественной группы, прагматическая трактовка нравственности и познания (добро и истина – то, что усиливает первичное жизненное начало, зло и ложь – то, что его ослабляет), подмена личностного начала индивидуальным, а индивида – родом (тотальностью), органицизм в социологии.

"Исторический" вариант Ф. ж. (В. Дильтей, Г. Зиммель, Х. Ортега-и-Гасет) исходит в интерпретации "жизни" из непосредственного внутреннего переживания, как оно раскрывается в сфере исторического опыта духовной культуры. Если в др. вариантах жизненное начало рассматривается как вечный неизменный принцип бытия, то здесь внимание приковано к индивидуальным формам реализации жизни, её неповторимым, уникальным культурно-историческим образам. При этом Ф. ж. оказывается не в состоянии преодолеть релятивизм, связанный с растворением всех нравственных и культурных ценностей в потоке "жизни", истории. Характерное для Ф. ж. отталкивание от механистического естествознания принимает форму протеста против естественнонаучного рассмотрения духовных явлений вообще, что приводит к попыткам разработать специальные методы познания духа (герменевтика у Дильтея и концепция понимающей психологии, морфология истории у О. Шпенглера и т.п.). Антитеза органического и механического предстаёт в этом варианте Ф. ж. в виде противопоставления культуры и цивилизации.

  1. Марксизм
 

МАРКСИЗМ, философское, экономическое и политическое учение, основоположники которого - К. Маркс и Ф. Энгельс. Они разработали материалистическую диалектику и материалистическое понимание истории (смотри Диалектический материализм, Исторический материализм), теорию прибавочной стоимости и учение о коммунизме. Общество в марксизме рассматривается как организм, в структуре которого производительные силы определяют производственные отношения, формы собственности, которые в свою очередь обусловливают классовую структуру общества, политику, государство, право, мораль, философию, религию, искусство. Взаимодействие этих сфер образует формации общественно-экономические, смена которых определяет процесс поступательного движения общества. Борьба господствующих и угнетенных классов - движущая сила истории, ее высшее выражение - социальная революция. В условиях капитализма созревает пролетариат, свергающий господство буржуазии, устанавливающий свою власть и осуществляющий переход к коммунизму. Марксизм стал важной вехой в развитии социальной мысли 19 в. В то же время в нем абсолютизируется роль социальных антагонизмов, классовой борьбы и насилия, отрицается возможность прогрессивной эволюции буржуазного общества, романтизируется историческая роль пролетариата, утверждается необходимость ликвидации частной собственности, парламентских институтов и разделения властей. Марксизм стал идеологической основой социал-демократического движения, с начала 20 в. разделившегося на революционное течение (В.И. Ленин и другие), в котором возобладало крайне левое истолкование марксизма, и реформистское течение (Э. Бернштейн и другие), подвергшее критике теоретические положения марксизма и отказавшееся от его основных положений. После Октябрьской революции в России марксизм стал государственной идеологией, подвергся догматизации и вульгаризации и был поставлен на службу коммунистическому тоталитаризму.

Марксизм

- разработанная  К. Марксом и Ф. Энгельсом  система философских, экономических  и социально-политических взглядов, включающая:

- философский  материализм и диалектику;

- материалистическое понимание истории (теорию общественно-экономических формаций);

- обоснование  экономических законов  развития капиталистического общества (теорию прибавочной стоимости и др.);

- теорию классов  и классовой борьбы;

- теорию пролетарской - социалистической революции и  перехода к коммунистическому  обществу.

Марксизм –  это учение о буржуазном обществе XIX  в., о путях и способах его революционного преобразования в новую общественно-экономическую формацию – коммунизм;  теория практического изменения мира человека. Одновременно это и глубокое социально-философское исследование человеческой истории, ее сущности, противоречий, движущих сил и тенденций развития.

Идейными источниками  марксизма были: английская политическая экономия, немецкая классическая философия  и французский утопический социализм

Марксизм это  определенная модель глобального переустройства мира,  включающая идею всеобщей социальной, духовной и мировоззренческой революции.

Классический  марксизм отличается ощущением исторического  оптимизма и порожденной им крайней  безапелляционностью, бескомпромиссностью, жесткостью в решении вопроса  о социальных издержках реализуемого проекта.  

В принципе марксизм отстаивал идею демократии как справедливого  общественного устройства, связанного с освобождением человека. При  этом демократия трактовалась как политический и правовой строй, призванный гарантировать  защищенность и дееспособность класса, способного обеспечить такую свободу, то есть пролетариата. Отсюда тезис  о неизбежности диктатуры пролетариата является для марксизма вполне закономерным.

Возникнув как  теория, марксизм прошёл практическую проверку, начиная с революций 1848 – 1849 гг. в Западной Европе. После этих революций К. Маркс и Ф. Энгельс направили свою деятельность на пропаганду идей научного коммунизма, подготовку кадров пролетарских революционеров во всех странах, собирание сил международного пролетариата для новой революционной борьбы. Этот период ознаменовался созданием под руководством К. Маркса и Ф. Энгельса революционной интернациональной партии рабочего класса, названной «Международное товарищество рабочих» (Первый Интернационал, основан 28 сентября 1864). В 70—80-е годы 19 века в ряде стран Европы сформировались массовые социал-демократические партии пролетариата.

Информация о работе Неокантианство