Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 13:29, реферат
Всему люди учатся, всякие науки и искусства проходят, как полезные в жизни, так и совершенно бесполезные, только на одно искусство решительно не обращают внимание: на искусство разговаривать. Точно разговор, беседа, возможность общения с другими – не есть самое дорогое наше достояние, самое значительное отличие человека от животного, точно умение разговаривать не есть один из важнейших элементов человеческого усовершенствовавния.
1 §. Введение.
2 §. Определение уместности речи. Правила ведения речи.
3 §. Виды речевой уместности.
4 §. Нарушение ситуативной уместности.
5 §. Заключение.
6 §. Библиографический список.
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ им. В.Г. Белинского
Кафедра
русского языка
Реферат
по «Культуре речи»
на тему:
«Нарушение
ситуативной уместности»
Пенза 2011
Содержание:
1 §. Введение.
2 §. Определение уместности речи. Правила ведения речи.
3 §. Виды речевой уместности.
4 §. Нарушение ситуативной уместности.
5 §. Заключение.
6 §. Библиографический
список.
1§. Введение
Всему люди учатся, всякие науки и искусства проходят, как полезные в жизни, так и совершенно бесполезные, только на одно искусство решительно не обращают внимание: на искусство разговаривать. Точно разговор, беседа, возможность общения с другими – не есть самое дорогое наше достояние, самое значительное отличие человека от животного, точно умение разговаривать не есть один из важнейших элементов человеческого усовершенствовавния.
Что представляет собой понятие уместности в лингвистическом плане, каково его языковое содержание? Существуют какие-либо нормы, регламентирующие оценку уместности – неуместности языкового факта?
Уместность речи – качество функциональное, в его основе лежит идея целевой установки высказывания. Уместность с этой точки зрения – адекватность приеменения языковых средств целями высказывания.
Соблюдение уместности речи предполагает знание стилей литературного языка, закономерностей словоупотребления, свойственных им, знание стилистической системы языка. Уместность требует гибкости в определении приемлимости тех или иных качеств речи, языковых средств, речевого акта в целом.
Уместность
речи захватывает разные уровни языка,
формируется употреблением
Необходимо понимать, что при нарушении уместности возникают такие проблемы в общении, как недопонимание, отсюда – обида, и быть может – конфликт. Поэтому к речевоспроизводству нужно относится крайне осмысленно, знать нормы культуры речи, умело пользоваться, помимо слов, мимикой, жестом, интонацией, тогда речь будет не только понятной собеседнику, уместной, но и живой, эмоциональной.
2 §. Определение уместности речи.
Правила ведения речи.
Уместность — это особое коммуникативное качество peчи, которое как бы регулирует в конкретной языковой ситуации содержание других коммуникативных качеств. В условиях общения в зависимости от конкретной речевой ситуации, характера сообщения, цели высказывания то или иное коммуникативное качество может оцениваться по-разному — положительно или отрицательно. Например, писатель не сумеет создать "местный колорит", передать речевые особенности лиц определенной профессии, строго следуя требованиям чистоты речи, значит, в таком случае положительно будет оцениваться не соблюдение требований чистоты речи, а, наоборот, их нарушение.
Под уместностью речи понимают строгое соответствие ее структуры условиям и задачам общения, содержанию выражаемой информации, избранному жанру и стилю изложения, индивидуальным особенностях автора и адресата.
Уместность — функциональное качество речи, в его основе лежит идея целевой установки высказывания.
Соблюдение уместности речи предполагает прежде всего знание стилистической системы языка, закономерностей употребления языковых средств в том или ином функциональном стиле, что позволяет найти наиболее целесообразный способ выражения мысли, передачи информации.
Уместность речи предполагает также умение пользоваться стилистическими ресурсами языка в зависимости от содержания высказывания, условий и задач речевого общения. Умение разнообразить особенности речи, меняя стиль в соответствии с изменением условий, обстановки, цели, задач, содержания высказываний, темы, идеи, жанра произведения, нужно не только писателю, но — каждому, кто использует литературную речь.
Необходимым условием уместности, так же как и других коммуникативных качеств речи, является хорошее знание и осмысление предмета информации, ее объема и характера, задач и целей. Кроме того, немаловажное значение имеет общая культура говорящего (пишущего), его нравственный облик, отношение к адресату, умение быстро ориентироваться в меняющихся условиях общения и приводить структуру речи в соответствие с ними и т.п.
В работах о риторическом искусстве не содержится однозначного решения проблемы уместности речи – одной из центральных проблем риторики. Вместе с тем, производя обмен информацией в речевых ситуациях разных видов: диалог, монологи разных жанров (судебные, совещательные, эпидиктические – ораторика; учебная, проповеди, агитация, пропаганда – гомилетика), говорящий неизбежно сталкивается с понятием уместности или неуместности своих высказываний. Часто уместность речи связывается с понятием эффективности, когда имеется ввиду реакция аудитории на произнесенное слово.
Эффективность речи в некоторых работах по языкознанию описывается как «прагматика языка, прагматическое значение (функция), «речевое воздействие», а языковые единицы анализируются с точки зрения их стилистических значений и типов применения. Языковые работы касаются, таким образом, только одного аспекта уместности речи – стилистической целесообразности применения языковых средств.
Называя причины отставания исследований по риторике в России, В.В.Виноградов подчеркивал, что не изучена система диалогической, особенно бытовой, речи. Это послужило основанием для обращения филологии в области речедеятельности преимущественно к поэтике. Однако и бытовой диалог не лишен правил.
Как показали исследования Ю.В. Рождественского, некоторые риторические правила бытового диалога содержатся в фольклоре. Так, в статье «О правилах ведения речи по данным пословиц и поговорок» он приводит признаки уместности речи на основании содержания (тематической рубрикации) паремий. Из выделенных автором пяти тематических групп в первой говорится об отношении «слова» и «дела», т. е. о связи речи и действия; во второй – о речевых отношениях, т. е. правилах устройства и ведения беседы; в третей группе содержатся правила речевого поведения для слушающего, а в четвертой – для говорящего. Все правила ведения речи разделяются на два разряда: устройство беседы на основании формул вежливости и типичные ошибки в построении беседы. В целом правила для слушающего могут быть представлены как рекомендуемая система проверок для полученного высказывания:
Правилами речевого поведения для говорящего предписывается произвести умственную работу над словом (так как сказанное может обернуться против говорящего и сказанное есть однократный акт, не допускающий переделок), затем произнести внутреннюю речь (совершить обработку суждений до их произнесения) и в ней отобрать годное к высказыванию. Такой отбор перед произнесением проводится путем сравнения содержания высказывания с содержанием пословиц, которые бракуют речь (противоречие с ситуацией общения, тривиальность содержания, длиннота выражения, повтор сказанного в той же ситуации, намеренное несоответствие суждений и действительности, возможное обесценение содержания высказывания со стороны слушателя). После этого производится отделка речи в риторическом и стилистическом отношениях.
Риторика изучает совокупность актов высказываний как систему и исследует системные свойства отдельных актов.
Сравнение программ для слушающего и говорящего позволяют сделать вывод, что действия слушающего имплицируют действия говорящего. Приведенные рекомендации для устройства беседы для слушающего и говорящего на материале паремий содержат комплекс признаков, характеризующих уместную речь. Но фольклорный материал не дает основания классифицировать эти признаки и ввести определение уместности речи.
Для того, чтобы по возможности прояснить, наметить границы понятия уместности, необходимо обратиться к текстам риторик, в первую очередь – классических (Аристотель, Цицерон, Квинтилиан). Все рекомендации, предлагаемые учениями о риторическом искусстве, в разных аспектах решают проблему уместности речи.
Если фольклор содержит набор запрещений, где уместность выделяется через отрицание, то риторики дают систему положительных рекомендаций для создания уместных суждений.
Анализ
учений о риторическом искусстве
позволяет определить уместность речи
в соотношении с речевой
Таким образом, категорию уместности речи следует рассматривать:
Эти составляющие категории уместности речи служат для разграничения речи уместной (правила которой определяет риторика) и речи неуместной.
Относительно приведенных составляющих «Риторика» Аристотеля следующим образом раскрывает понятие уместности: