Нарушение ситуативной уместности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 13:29, реферат

Краткое описание

Всему люди учатся, всякие науки и искусства проходят, как полезные в жизни, так и совершенно бесполезные, только на одно искусство решительно не обращают внимание: на искусство разговаривать. Точно разговор, беседа, возможность общения с другими – не есть самое дорогое наше достояние, самое значительное отличие человека от животного, точно умение разговаривать не есть один из важнейших элементов человеческого усовершенствовавния.

Оглавление

1 §. Введение.
2 §. Определение уместности речи. Правила ведения речи.
3 §. Виды речевой уместности.
4 §. Нарушение ситуативной уместности.
5 §. Заключение.
6 §. Библиографический список.

Файлы: 1 файл

культурология.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

ПЕНЗЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ  им. В.Г. Белинского

Кафедра русского языка 
 
 

Реферат

по  «Культуре речи»

на  тему:

«Нарушение  ситуативной уместности» 
 

                                                       Выполнила: студентка исторического факультета

                                                       гр. И-21и

                                                       Хитрова Елена

                                                       Проверила: ассистент кафедры русского языка

                                                       Алешина Ирина Александровна 
 
 
 
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Пенза 2011

 

Содержание: 

1 §. Введение.

2 §. Определение уместности речи. Правила ведения речи.

3 §. Виды речевой уместности.

4 §. Нарушение ситуативной уместности.

5 §. Заключение.

6 §. Библиографический список. 

1§.  Введение

                                                                                        Истинный вкус состоит

                                                                             не в безотчетном отвержении

                                                                  такого-то слова, такого-то оборота,

                                                     но в чувстве соразмерности и сообразности.

                                                                                                           А. С. Пушкин

     Всему люди учатся, всякие науки и искусства  проходят, как полезные в жизни, так  и совершенно бесполезные, только на одно искусство решительно не обращают внимание: на искусство разговаривать. Точно разговор, беседа, возможность общения с другими – не есть самое дорогое наше достояние, самое значительное отличие человека от животного, точно умение разговаривать не есть один из важнейших элементов человеческого усовершенствовавния.

     Что представляет собой понятие уместности в лингвистическом плане, каково его языковое содержание? Существуют какие-либо нормы, регламентирующие оценку уместности – неуместности языкового  факта?

     Уместность  речи – качество функциональное, в  его основе лежит идея целевой установки высказывания. Уместность с этой точки зрения – адекватность приеменения языковых средств целями высказывания.

     Соблюдение  уместности речи предполагает знание стилей литературного языка, закономерностей  словоупотребления, свойственных им, знание стилистической системы языка. Уместность требует гибкости в определении приемлимости тех или иных качеств речи, языковых средств, речевого акта в целом.

     Уместность  речи захватывает разные уровни языка, формируется употреблением слов, словосочетаний, грамматических категорий и форм, синтаксических конструкций, наконец, целых композиционно-речевых систем.

     Необходимо  понимать, что при нарушении уместности возникают такие проблемы в общении, как недопонимание, отсюда – обида, и быть может – конфликт. Поэтому к речевоспроизводству нужно относится крайне осмысленно, знать нормы культуры речи, умело пользоваться, помимо слов, мимикой, жестом, интонацией, тогда речь будет не только понятной собеседнику, уместной, но и живой, эмоциональной.

 

      2 §. Определение уместности речи.

     Правила ведения речи.

     Уместность  —  это особое коммуникативное  качество peчи, которое как бы регулирует в конкретной языковой ситуации содержание других коммуникативных качеств. В  условиях общения в зависимости  от конкретной речевой ситуации, характера сообщения, цели высказывания то или иное коммуникативное качество может оцениваться по-разному  —  положительно или отрицательно. Например, писатель не сумеет создать "местный колорит", передать речевые особенности лиц определенной профессии, строго следуя требованиям чистоты речи, значит, в таком случае положительно будет оцениваться не соблюдение требований чистоты речи, а, наоборот, их нарушение.

     Под уместностью речи понимают строгое  соответствие ее структуры условиям и задачам общения, содержанию выражаемой информации, избранному жанру и стилю изложения, индивидуальным особенностях автора и адресата.

     Уместность  —  функциональное качество речи, в  его основе лежит идея целевой  установки высказывания.

     Соблюдение  уместности речи предполагает прежде всего знание стилистической системы языка, закономерностей употребления языковых средств в том или ином функциональном стиле, что позволяет найти наиболее целесообразный способ выражения мысли, передачи информации.

     Уместность  речи предполагает также умение пользоваться стилистическими ресурсами языка в зависимости от содержания высказывания, условий и задач речевого общения. Умение разнообразить особенности речи, меняя стиль в соответствии с изменением условий, обстановки, цели, задач, содержания высказываний, темы, идеи, жанра произведения, нужно не только писателю, но  —  каждому, кто использует литературную речь.

     Необходимым условием уместности, так же как  и других коммуникативных качеств  речи, является хорошее знание и  осмысление предмета информации, ее объема и характера, задач и целей. Кроме того, немаловажное значение имеет общая культура говорящего (пишущего), его нравственный облик, отношение к адресату, умение быстро ориентироваться в меняющихся условиях общения и приводить структуру речи в соответствие с ними и т.п.

      В работах о риторическом искусстве  не содержится однозначного решения  проблемы уместности речи – одной  из центральных проблем риторики. Вместе с тем, производя обмен  информацией  в речевых ситуациях  разных видов: диалог, монологи разных жанров (судебные, совещательные, эпидиктические – ораторика; учебная, проповеди, агитация, пропаганда – гомилетика), говорящий неизбежно сталкивается с понятием уместности  или неуместности своих высказываний. Часто уместность речи связывается с понятием эффективности, когда имеется ввиду реакция аудитории на произнесенное слово.

      Эффективность речи в некоторых работах по языкознанию  описывается как «прагматика  языка, прагматическое значение (функция), «речевое воздействие», а языковые единицы анализируются с точки зрения их стилистических значений и типов применения. Языковые работы касаются, таким образом, только одного аспекта уместности речи – стилистической целесообразности  применения языковых средств.

      Называя причины отставания исследований по риторике в России, В.В.Виноградов подчеркивал, что не изучена система диалогической, особенно бытовой, речи. Это послужило основанием для обращения филологии в области речедеятельности преимущественно к поэтике. Однако и бытовой диалог не лишен правил.

      Как показали исследования Ю.В. Рождественского, некоторые риторические правила  бытового диалога содержатся в фольклоре. Так, в статье «О правилах ведения  речи по данным пословиц и поговорок» он приводит признаки уместности речи на основании содержания (тематической рубрикации) паремий. Из выделенных автором пяти тематических групп в первой говорится об отношении «слова» и «дела», т. е. о связи речи и действия; во второй – о речевых отношениях, т. е. правилах устройства и ведения беседы; в третей группе содержатся правила речевого поведения для слушающего, а в четвертой – для говорящего. Все правила ведения речи разделяются на два разряда: устройство беседы на основании формул вежливости и типичные ошибки в построении беседы. В целом правила для слушающего могут быть представлены как рекомендуемая система проверок для полученного высказывания:

  1. Внимательно принять все полученные сообщения;
  2. Предположить возможность непригодных и вредных предположений и мнений, содержащихся в принятых сообщения;
  3. В целях анализа пригодности соотнести содержание сообщения с интересами говорящего;
  4. Распознать намерения и интересы говорящего в зависимости от его характера, знаний и т.п.
  5. Установить позитивный смысл полученного высказывания;
  6. Оказать сопротивление высказываниям, имеющим целью вынудить слушающего совершить неверный поступок.

   Правилами речевого поведения для говорящего предписывается произвести умственную работу над словом (так как сказанное  может обернуться против говорящего  и сказанное есть однократный  акт, не допускающий переделок), затем произнести внутреннюю речь  (совершить обработку суждений до их произнесения) и в ней отобрать годное к высказыванию. Такой отбор перед произнесением проводится путем сравнения содержания высказывания с содержанием пословиц, которые бракуют речь (противоречие с ситуацией общения, тривиальность содержания, длиннота выражения, повтор сказанного в той же ситуации, намеренное несоответствие суждений и действительности, возможное обесценение содержания высказывания со стороны слушателя). После этого производится отделка речи в риторическом и стилистическом отношениях. 

      Риторика  изучает совокупность актов высказываний как систему и исследует системные свойства отдельных актов.

      Сравнение программ для слушающего и говорящего позволяют сделать вывод, что действия слушающего имплицируют действия говорящего. Приведенные рекомендации для устройства беседы для слушающего и говорящего на материале паремий содержат комплекс признаков, характеризующих уместную речь. Но фольклорный материал не дает основания классифицировать эти признаки и ввести определение уместности речи.

      Для того, чтобы по возможности прояснить, наметить границы понятия уместности, необходимо обратиться к текстам  риторик, в первую очередь – классических (Аристотель, Цицерон, Квинтилиан). Все рекомендации, предлагаемые учениями о риторическом искусстве, в разных аспектах решают проблему уместности речи.

      Если  фольклор содержит набор запрещений, где уместность выделяется через  отрицание, то риторики дают систему  положительных рекомендаций для создания уместных суждений.

      Анализ  учений о риторическом искусстве  позволяет определить уместность речи в соотношении с речевой ситуацией.

      Таким образом, категорию уместности речи следует рассматривать:

  1. Относительно слушателя; через выделение неуместного (например, обращение не к той аудитории или несогласие аудитории с содержанием высказывания оратора) определяется разрешение на аудиторию;
  2. Относительно говорящего; через примеры, приводимые оратором вопреки правилам выступления (например, в диалоге; в публичной речи неуместно взять слово самому), определяется разрешение на выступление;
  3. Относительно темы; недопустимо изменение заранее установленной темы (условия выбора темы: по повестке дня, по традиции; таким образом определяется предмет речи;
  4. Относительно стиля; стилевая уместность устанавливается на основании табу, характерных для данного вида высказываний; так определяется способ речи.

   Эти составляющие категории уместности речи служат для  разграничения речи уместной (правила  которой определяет риторика) и речи неуместной.

      Относительно  приведенных составляющих «Риторика» Аристотеля следующим образом раскрывает понятие уместности:

    1. Разрешение на аудиторию (уместность относительно слушателя). Рекомендации для слушающего затрагивают способность его воспринимать суждения, основанные на знании, т. е. компетентность аудитории; отмечается способность воспринимать суждения в зависимости от «страстей» и нравов аудитории; перечисляются роли, в которых выступает слушатель, в той или иной речевой ситуации.
    2. Уместность высказываний оратора определяется его качествами («страстями», общественным положением и душевными качествами, необходимыми для завоевания доверия слушателей; правилами ведения речей судебных, совещательных, эпидиктические и правилами декламации.
    3. Правила выбора предмета речи (тему)  не ограничивают тематику высказываний; содержат рекомендации для выбора тем речей совещательных (включающих в себя рассуждения  о будущем в различных областях), эпидиктических (приводящих обстоятельства настоящего времени) и судебных (разбирающих факты прошлого); рассматривают логические основания суждений и тематику отдельных суждений, построенных посредством логических фигур.
    4. Речь считается неуместной, если выбран неверный способ высказывания и или стиль.

Информация о работе Нарушение ситуативной уместности