Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 10:53, доклад
Национальным романтизмом принято называть стилистическое явление в декоративно-прикладном искусстве, воскрешающее народные традиции в этих сферах художественной деятельности
Зиновьев как нельзя лучше понял и отразил в своем творчестве эту концепцию талашкинской мастерской. Мебель по его проектам освобождается от излишнего декора и тяжеловесности, становится проще, логичнее по конструкции и удобнее в использовании. Частично продолжая применять тонирование, Зиновьев отказался от росписи и сосредоточился на выявлении текстуры дерева и естественной красоты материала. Для усиления выразительности дополнительно применялось выжигание, использовались ткани, металл, камешки, раковины. О некоторых изделиях, созданных по проектам художника, критик С. К. Маковский писал: они «обнаруживают новое понимание художественно-промышленного творчества… форма их — не подражание слепо крестьянскому кустарничеству; они уже в значительной степени современные». Это было сказано в 1905 году, на пороге новых направлений XX века — конструктивизма и функционализма, которые как бы предвосхищались работами Зиновьева.
В проектировании мебели для изготовления в талашкинской мастерской принимали участие и другие художники. Н. К. Рерих (1874—1947) выполнил ряд проектов с декором на сюжеты русской истории, внеся тем самым новую струю, противопоставленную малютинской сказочности. Сама Тенишева проектировала мебель, стремясь сохранить баланс традиционного духа и современного комфорта. Для продажи изделий и приема заказов был открыт в Москве магазин «Родник».
Диван. По проекту Н. К. Рериха, мастерская в Талашкине. 1900-е гг. Дерево, художественная ткань. Фото 1900-х гг.
Революционные события 1905 года прервали деятельность мастерских в Талашкине, и чтобы уберечь ценные коллекции созданного ею музея «Русская старина», Тенишева эвакуирует их в Париж, где для временного экспонирования изделий были использованы помещения в Лувре. Выставка, развернутая в четырех залах отдела прикладного искусства, пользовалась большим успехом. Позднее, по просьбе своих почитателей, Тенишева организует в Париже выставку работ талашкинской мастерской. Эта выставка имела не меньший успех, и к ее завершению все экспонаты оказались раскуплены. Коллекция предметов русской старины и народного искусства, показанная в Лувре, была возвращена в Смоленск, в музей «Русская старина», как только в России стабилизировалась обстановка. Однако начавшаяся вскоре Первая мировая война не позволила восстановить работу разоренных мастерских; Тенишева организовала в Смоленске и в своей усадьбе лазареты, а в 1917 году с болью в сердце навсегда покинула Россию. И до конца дней испытывала горечь от сознания, что дело ее жизни было разрушено теми, для кого создавался этот очаг национальной культуры.
Диван. По проекту М. К. Тенишевой, мастерская в Талашкине. 1900-е гг. Дерево, резьба; ткань, вышивка, аппликация. Фото 1900-х гг.
Итог сделанному под руководством Тенишевой в Талашкине был подведен в издании 1905 года, появившемся сразу после разорения мастерских. В небольшом альбоме лучших произведений талашкинских мастеров была опубликована статья Рериха о смысле и значении подвижнической деятельности Тенишевой, а в предисловии от издательства была подчеркнута значимость народных корней современного развивающегося искусства в период, когда «на развалинах прошлого строит Россия здание своей свободы». «Искусство связано с жизнью кровными узами: в его достижениях — священный смысл. И если нашему поколению суждена новая эра творчества государственного, то не нам ли быть творцами и в искусстве? Национальное самосознание должно отныне крепнуть в России — Россия свободная нация. Художественные изделия Талашкина — опыт воскрешения народного вкуса. Они доказывают жизненность народной красоты».
Буфет. По проекту В. В. Бекетова, мастерская в Талашкине. Ок. 1903 г. Дерево, резьба. Фото 1900-х гг.
Горка для посуды. По проекту В. В. Бекетова, мастерская в Талашкине. Ок. 1903 г. Дуб, резьба, роспись. Фото 1900-х гг.
Наступившая вскоре
индустриальная эпоха не оставила места
дальнейшему развитию русского национального
романтизма. Идея осталась жить лишь в
отдельных авторских
Сейчас, на фоне глобализации
культуры и как реакция на нее,
возникает стремление к самоидентификации,
появляются пока отдельные попытки
развития стиля национального