Национальный романтизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 10:53, доклад

Краткое описание

Национальным романтизмом принято называть стилистическое явление в декоративно-прикладном искусстве, воскрешающее народные традиции в этих сферах художественной деятельности

Файлы: 1 файл

Национальный романтизм.docx

— 849.70 Кб (Скачать)

Национальный романтизм.

Национальным романтизмом  принято называть стилистическое явление  в декоративно-прикладном искусстве, воскрешающее народные традиции в этих сферах художественной деятельности. В русском искусстве интерес к культурно-историческим истокам проявившийся уже во второй половине XVIII века, широкое распространение получил со второй четверти XIX столетия и продолжался вплоть до начала XX века, вновь и вновь возвращаясь к жизни на волне подъема национального самосознания.

В начале XIX века, в  эпоху становления нового идейного направления — романтизма, повсеместно  сопровождавшегося интересом к  историческим событиям, поиски идеалов  закономерно приводят к идеализации  собственного прошлого. Эпизоды и  персонажи национальной истории  все чаще становятся предметом искусства. Подъем патриотизма в связи с  победой в Отечественной войне 1812 года способствовал небывалому росту  этого интереса, показателем чего служит тот факт, что труд Н. М. Карамзина  «История государства Российского» (1816—1829), издававшийся отдельными томами по мере написания, читался и широко обсуждался в светских салонах и  в демократических кругах общества.

Однако обращение  к декоративным мотивам древнерусского искусства до определенного срока оставалось безуспешным.

Однако время  торжества национальной традиции в  России наступило ближе к середине XIX века, когда был накоплен определенный опыт изучения древнерусской и народной культуры. Немалую роль в становлении  русского национального романтизма сыграла патриотическая деятельность А. Н. Оленина на посту президента Императорской Академии художеств. При его поддержке, в частности, выпускник Академии архитектор Ф. Г. Солнцев предпринял путешествие  по России с целью изучения древнерусской  архитектуры и предметов декоративно-прикладного  искусства. Выходец из крепостных, Солнцев  испытывал тягу к истокам русской  культуры и, отказавшись от предоставленной  ему пенсионерской поездки в  Италию, отправился в творческую экспедицию по России, в ходе которой он выявлял  и тщательно зарисовывал предметы древнерусской культуры. По материалам этой поездки было подготовлено издание  семитомного альбома рисунков «Древности Российского государства» (1849—1853), ставшего ценным пособием для архитекторов и художников, работавших в «русском стиле».

В декоративно-прикладном искусстве национальное направление  развивают архитекторы В. А. Гартман (1834—1873) и И. П. Ропет (1845—1908), вошедшие в историю как яркие интерпретаторы народного искусства.

Недолгая деятельность Гартмана целиком приходится на период царствования Александра II, когда общественная жизнь сильно политизируется. Борьба «западников» и «славянофилов» выливается в яростную полемику на страницах  печатных изданий, а крайности приверженцев национального искусства принимают  порой курьезный характер. К числу  таких крайностей принадлежат ставшие  модными настольные предметы и письменные приборы в виде избушек, кадушек, саней-розвальней и лошадиных подков. Но этот период важен тем, что начинается изучение народной культуры — фольклора, утвари, орнаментов резьбы и вышивок  и коллекционирование предметов  народного быта.

Стул. По проекту Н. В. Набокова. 1870-е гг. Орех, резьба. (ГМЗ «Петергоф»)

Одним из первых собирателей  русской вышивки, резьбы и росписи  по дереву стал уже упомянутый архитектор Гартман, который по праву считается  создателем «русского стиля» в декоративно-прикладном искусстве. Понятно, что первые опыты  изучения народного творчества были неизбежно поверхностны. Приемы применения Гартманом орнаментальных мотивов  вышивок в качестве архитектурного декора, восторженно приветствовавшиеся славянофилами, вызывали справедливые нарекания архитекторов западной ориентации. Одно очевидно: произведения Гартмана были ближе по духу к народному творчеству.

И. А. Монигетти. Проект настенного шкафа для посуды. 1860-е гг. Акварель. (НИМ PAX)

 

Поиски национального  стиля, охватившие русских зодчих в  середине столетия, сумел довести  почти до абсурда архитектор И. Н. Петров (1845— 1908), известный под псевдонимом  И. П. Ропет, создатель фантазийного варианта русского искусства, который получил у современников название «петушиный стиль», или «ропетовщина». Ропет проектировал архитектурные сооружения, мебель и предметы убранства, используя, как и его единомышленники, в качестве декора орнаментальные мотивы народных вышивок, резьбы и росписи по дереву, с обязательными изображениями петухов и других стилизованных птиц, перегружая предметы измельченным резным декором.

И. А. Монигетти. Стол «в русском стиле». Эскиз. 1860-е гг. Акварель. (НИМ PAX)

Та же тенденция  просматривается в мебельных  предметах «в русском духе», появившихся  в 1850—1870-х годах. Развитие в этом русле мебельных форм, непосредственно  связанных с архитектурными, имело свои особенности и происходило в несколько этапов. Трудности поиска национального стиля в мебели усугублялись отсутствием в древнерусской и народной мебельной культуре передвижных предметов, а соответственно и опыта создания корпусной мебели. Неудивительно поэтому, что кресла и стулья «а la russ» по форме были аналогичны европейской мебели позднего Возрождения или раннего барокко и лишь украшались орнаментальной резьбой, повторяющей узоры народных вышивок и древнерусских орнаментов, а шкафы решались в виде теремов. Архитектор Ропет, изобретая широко известное жесткое кресло, обращается к приемам формообразования, характерным для народной мебельной культуры многих европейских стран. Созданный им предмет с массивным сиденьем, точеными подсадными ножками, с подлокотниками на точеных же балясинках украшен мелковыемчатой и ажурной резьбой, орнамент которой на спинке ассоциируется с солярным знаком, общим для многих европейских народов, и едва ли в нем можно усмотреть что-либо истинно русское.

Среди немалого числа  сохранившихся предметов и проектов эту особенность русского стиля  в мебели наглядно иллюстрирует выполненный  архитектором И. А. Монигетти проект письменного стола, тумбы которого декорированы не только накладками кованого и просечного железа, но и филенками, имитирующими концы вышитых «русским швом» (красными нитками по светлому полотну) полотенец.

Мебель «в русском  стиле», созданная по проектам Монигетти, нравилась современникам и восторженно оценивалась критиками. Причем образованные историки осознавали, что вновь появившийся «русский стиль» далек от своего исторического прототипа, однако национальная идея так захватила умы соотечественников, что практически все начинания в этой области активно поддерживались. Так, характеризуя экспонаты Всероссийской выставки 1870 года, на которой была представлена мебель, выполненная по эскизам придворного зодчего, комментатор, писал: «На настоящей выставке деятелем русского стиля, преимущественно перед другими, оказывается профессор И. А. Монигетти, что и обязывает нас отнестись к его композициям серьезно, как требует того важность предмета и новизна его. Мы не хотим сказать этим, что уважаемый профессор измыслил что-нибудь оригинально-новое, кроме туалета из белого дерева, „в старинном роде”, тогда как в старину на Руси туалетов и не было, но, тем не менее, это произведение считаем мы лучшим из всего того, что носит его имя на выставке.

Стул. По проекту И. А. Монигетти. 1870-е гг. Дуб, резьба. (ГМЗ «Петергоф»)

На той же выставке 1870 года бронзовой медалью было отмечено кресло «Дуга, топоры и рукавицы»  — самая оригинальная попытка  создания кресла «в русском духе». Его  автор — столяр-резчик стренный в 1854 году звания свободного художника за виртуозное исполнение в дереве резного портретного бюста, после этой выставки стал очень популярным, а его произведение восхищало как оригинальностью замысла, так и качеством исполнения.

Ставшее знаменитым кресло, входившее в состав мебели для кабинета, совершенно не повторяет  каких-либо исторических образцов; оно  составлено из тщательно переданных в дереве предметов крестьянского  обихода — конской дуги вместо спинки и передних ножек, прорезной  доски, как бы прикрытой полотенцем, вместо сиденья и пары воткнутых  в нее топоров вместо подлокотников. Художник с добродушной иронией превращает известные предметы народного быта в функциональные мебельные детали: спинка-дуга и топоры-подлокотники неожиданно ловко поддерживают сидящего, не вызывая дискомфорта. Композиция предмета впечатляет ассоциацией с народной жизнью и здоровым народным юмором. На дуге в резном орнаментальном узоре читается пословица: «Тише едешь — дальше будешь».

Кресло имело  большой успех, и автору было заказано до пятидесяти его повторений. На изготовление этих предметов Шутов взял привилегию от Департамента торговли и мануфактуры  сроком на десять лет. Успех и популярность этой работы подтверждаются и тем, что  по истечении срока привилегии появляются копии и варианты кресла, выполненные  другими столярами-резчиками. Варианты получали новые детали — хомут, уздечку; менялась форма сиденья, появлялись другие пословицы на дуге: «Поспешишь — людей насмешишь», «Написано  пером — не вырубишь топором».

Встречаются варианты, в которых мастер-исполнитель  вырезал на дуге вместо пословицы  свою фамилию.

Кресло «Дуга, топоры и  рукавицы». Петербург, мастер В. П. Шутов. 1871. Дуб, резьба. (ГИМ)

Авторские копии  кресла Шутова и его повторения другими  мастерами встречаются во многих музейных собраниях, есть они и в  частных коллекциях.

После успеха на выставке 1870 года Шутов, преподаватель школы  Общества поощрения художников и  владелец столярно-резной мастерской в Петербурге, получает такие ответственные  заказы, как резной иконостас для  Новодевичьего монастыря, Распятие для храма Воскресения Христова («Спаса- на-крови»), рамы для императорских портретов, различные предметы для официальных подношений со сложной резьбой эмблематического и символического характера, а также носовые фигуры для серии броненосцев российского флота, изготовленные по моделям скульптора М. О. Микешина. В 1876 году Шутова приглашают преподавать в организуемое на средства барона A. Л. Штиглица Центральное училище технического рисования в Петербурге, ставившее своей задачей подготовку мастеров для художественной промышленности.

Экспозиция мебели Нижегородского губернского земства на Всероссийской  кустарной 
выставке. 1913

Несмотря на стилевую и вкусовую небезупречность первых опытов мебели в русском стиле, созданные в это время предметы обращали на себя внимание свежестью и оригинальностью художественных образов и их успех у публики был отнюдь не случаен. В последней трети XIX века национальный романтизм обретает характер широкого общественного движения. После отмены крепостного права идея национального самосознания стала новым импульсом тяги к истокам отечественной культуры. Это подтверждается цепью событий, которые, в свою очередь, создавали условия для расцвета «а la russ» в архитектуре и художественных ремеслах. Открытая в Москве еще в 1825 году Строгановская школа была преобразована в 1860 году в Строгановское училище технического рисования, целью которого стало создание русского национального стиля в декоративном искусстве и подготовка художников для отечественной промышленности. За несколько десятилетий при училище была собрана коллекция предметов русского народного искусства, интерес к которому неуклонно возрастал. Этот интерес способствовал формированию во второй половине XIX века собраний предметов народного быта, многие из которых и сегодня остаются лучшими по составу и качеству экспонатов.

В 1872 году был основан, а в 1883 году открыт Исторический музей  в Москве. Его экспозиция создавалась  по инициативе и при живейшем участии  И. Е. Забелина (1820—1908), видного историка России, автора популярных книг «Домашний  быт русских царей», «Домашний  быт русских цариц» и «История русской жизни с древнейших времен», которыми зачитывались, как романами. С 1870 года стал издаваться журнал «Русская старина», освещавший материалы по истории и культуре России XVIII— XIX веков. Основанная еще в 1856 году Третьяковская  галерея, существовавшая вначале как  частное собрание просвещенного  купца П. М. Третьякова, была передана в дар Москве в 1892 году вместе с  аналогичной коллекцией С. М. Третьякова. В 1895 году учрежден Русский музей  императора Александра III в Петербурге, спустя три года торжественно открытый в здании бывшего Михайловского  дворца. Основу всех этих коллекций  составляли предметы народного творчества и работы профессиональных художников русской школы.

Экспозиция хохломской мебели на Всероссийской кустарной выставке. 1900-е гг.

Однако с ростом городского населения и массовым распространением предметов быта фабричного производства, приходили в упадок традиционные народные промыслы. Архитектор Султанов в упомянутой речи 1881 года определил как тревожное и  «крайне печальное явление —  последовательное и необычайно быстрое  вымирание всех отраслей народного  творчества. Между тем, — оптимистично утверждал архитектор, — патриотическое направление нашей свободно вздохнувшей  печати служит лучшим подтверждением глубоко национального движения, охватившего нас за последнее  время. Следовательно, проявление национальных стремлений в нашем искусстве  не есть мечта многих утопистов, не есть плод разыгравшейся славянофильской  фантазии, как это утверждают его  противники, а есть только частное  проявление общего народного движения, и потому оно заслуживает самой  деятельной и самой горячей поддержки! …Общество и государство должны придти на помощ русскому искусству!».

Детский  стул. 1900-е гг. Береза тонированная, резьба. (ГМЗ «Петергоф»)

Не одна только эффектная  патетика заключена в этих словах. Они отражают позицию прогрессивно мыслящих деятелей русской культуры, озабоченных сложившейся ситуацией  и преисполненных стремлением воскресить и сохранить национальные традиции в предвидении наступающей индустриальной эпохи, нивелирующей национальные особенности  бытовой культуры.

Некоторые действенные  меры начали предприниматься еще  в 1880-х годах. В 1888 году заведование  кустарными промыслами было поручено Министерству государственных имуществ, которое призвало земства оказывать  содействие ремесленным мастерским. Первым земством, которое пришло на помощь кустарям, было московское: оно  организовывало выставки, создало художественно-столярную  учебную мастерскую, а также столярно-мебельную  артель в Троице-Сергиевом посаде, а в 1885 году открыло Кустарный музей. Участие кустарей во всероссийских художественно-промышленных выставках и организация самостоятельных кустарных выставок способствовали поддержанию не только ремесел, но и интереса к изделиям, создававшимся руками народных умельцев.

Информация о работе Национальный романтизм