Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 10:53, доклад
Национальным романтизмом принято называть стилистическое явление в декоративно-прикладном искусстве, воскрешающее народные традиции в этих сферах художественной деятельности
Национальный романтизм.
Национальным романтизмом принято называть стилистическое явление в декоративно-прикладном искусстве, воскрешающее народные традиции в этих сферах художественной деятельности. В русском искусстве интерес к культурно-историческим истокам проявившийся уже во второй половине XVIII века, широкое распространение получил со второй четверти XIX столетия и продолжался вплоть до начала XX века, вновь и вновь возвращаясь к жизни на волне подъема национального самосознания.
В начале XIX века, в эпоху становления нового идейного направления — романтизма, повсеместно сопровождавшегося интересом к историческим событиям, поиски идеалов закономерно приводят к идеализации собственного прошлого. Эпизоды и персонажи национальной истории все чаще становятся предметом искусства. Подъем патриотизма в связи с победой в Отечественной войне 1812 года способствовал небывалому росту этого интереса, показателем чего служит тот факт, что труд Н. М. Карамзина «История государства Российского» (1816—1829), издававшийся отдельными томами по мере написания, читался и широко обсуждался в светских салонах и в демократических кругах общества.
Однако обращение к декоративным мотивам древнерусского искусства до определенного срока оставалось безуспешным.
Однако время
торжества национальной традиции в
России наступило ближе к середине
XIX века, когда был накоплен определенный
опыт изучения древнерусской и народной
культуры. Немалую роль в становлении
русского национального романтизма
сыграла патриотическая деятельность
А. Н. Оленина на посту президента
Императорской Академии художеств.
При его поддержке, в частности,
выпускник Академии архитектор Ф. Г.
Солнцев предпринял путешествие
по России с целью изучения древнерусской
архитектуры и предметов
В декоративно-прикладном искусстве национальное направление развивают архитекторы В. А. Гартман (1834—1873) и И. П. Ропет (1845—1908), вошедшие в историю как яркие интерпретаторы народного искусства.
Недолгая деятельность
Гартмана целиком приходится на период
царствования Александра II, когда общественная
жизнь сильно политизируется. Борьба
«западников» и «славянофилов» выливается
в яростную полемику на страницах
печатных изданий, а крайности приверженцев
национального искусства
Стул. По проекту Н. В. Набокова. 1870-е гг. Орех, резьба. (ГМЗ «Петергоф»)
Одним из первых собирателей русской вышивки, резьбы и росписи по дереву стал уже упомянутый архитектор Гартман, который по праву считается создателем «русского стиля» в декоративно-прикладном искусстве. Понятно, что первые опыты изучения народного творчества были неизбежно поверхностны. Приемы применения Гартманом орнаментальных мотивов вышивок в качестве архитектурного декора, восторженно приветствовавшиеся славянофилами, вызывали справедливые нарекания архитекторов западной ориентации. Одно очевидно: произведения Гартмана были ближе по духу к народному творчеству.
И. А. Монигетти. Проект настенного шкафа для посуды. 1860-е гг. Акварель. (НИМ PAX)
Поиски национального стиля, охватившие русских зодчих в середине столетия, сумел довести почти до абсурда архитектор И. Н. Петров (1845— 1908), известный под псевдонимом И. П. Ропет, создатель фантазийного варианта русского искусства, который получил у современников название «петушиный стиль», или «ропетовщина». Ропет проектировал архитектурные сооружения, мебель и предметы убранства, используя, как и его единомышленники, в качестве декора орнаментальные мотивы народных вышивок, резьбы и росписи по дереву, с обязательными изображениями петухов и других стилизованных птиц, перегружая предметы измельченным резным декором.
И. А. Монигетти. Стол «в русском стиле». Эскиз. 1860-е гг. Акварель. (НИМ PAX)
Та же тенденция просматривается в мебельных предметах «в русском духе», появившихся в 1850—1870-х годах. Развитие в этом русле мебельных форм, непосредственно связанных с архитектурными, имело свои особенности и происходило в несколько этапов. Трудности поиска национального стиля в мебели усугублялись отсутствием в древнерусской и народной мебельной культуре передвижных предметов, а соответственно и опыта создания корпусной мебели. Неудивительно поэтому, что кресла и стулья «а la russ» по форме были аналогичны европейской мебели позднего Возрождения или раннего барокко и лишь украшались орнаментальной резьбой, повторяющей узоры народных вышивок и древнерусских орнаментов, а шкафы решались в виде теремов. Архитектор Ропет, изобретая широко известное жесткое кресло, обращается к приемам формообразования, характерным для народной мебельной культуры многих европейских стран. Созданный им предмет с массивным сиденьем, точеными подсадными ножками, с подлокотниками на точеных же балясинках украшен мелковыемчатой и ажурной резьбой, орнамент которой на спинке ассоциируется с солярным знаком, общим для многих европейских народов, и едва ли в нем можно усмотреть что-либо истинно русское.
Среди немалого числа
сохранившихся предметов и
Мебель «в русском стиле», созданная по проектам Монигетти, нравилась современникам и восторженно оценивалась критиками. Причем образованные историки осознавали, что вновь появившийся «русский стиль» далек от своего исторического прототипа, однако национальная идея так захватила умы соотечественников, что практически все начинания в этой области активно поддерживались. Так, характеризуя экспонаты Всероссийской выставки 1870 года, на которой была представлена мебель, выполненная по эскизам придворного зодчего, комментатор, писал: «На настоящей выставке деятелем русского стиля, преимущественно перед другими, оказывается профессор И. А. Монигетти, что и обязывает нас отнестись к его композициям серьезно, как требует того важность предмета и новизна его. Мы не хотим сказать этим, что уважаемый профессор измыслил что-нибудь оригинально-новое, кроме туалета из белого дерева, „в старинном роде”, тогда как в старину на Руси туалетов и не было, но, тем не менее, это произведение считаем мы лучшим из всего того, что носит его имя на выставке.
Стул. По проекту И. А. Монигетти. 1870-е гг. Дуб, резьба. (ГМЗ «Петергоф»)
На той же выставке 1870 года бронзовой медалью было отмечено кресло «Дуга, топоры и рукавицы» — самая оригинальная попытка создания кресла «в русском духе». Его автор — столяр-резчик стренный в 1854 году звания свободного художника за виртуозное исполнение в дереве резного портретного бюста, после этой выставки стал очень популярным, а его произведение восхищало как оригинальностью замысла, так и качеством исполнения.
Ставшее знаменитым кресло, входившее в состав мебели для кабинета, совершенно не повторяет каких-либо исторических образцов; оно составлено из тщательно переданных в дереве предметов крестьянского обихода — конской дуги вместо спинки и передних ножек, прорезной доски, как бы прикрытой полотенцем, вместо сиденья и пары воткнутых в нее топоров вместо подлокотников. Художник с добродушной иронией превращает известные предметы народного быта в функциональные мебельные детали: спинка-дуга и топоры-подлокотники неожиданно ловко поддерживают сидящего, не вызывая дискомфорта. Композиция предмета впечатляет ассоциацией с народной жизнью и здоровым народным юмором. На дуге в резном орнаментальном узоре читается пословица: «Тише едешь — дальше будешь».
Кресло имело большой успех, и автору было заказано до пятидесяти его повторений. На изготовление этих предметов Шутов взял привилегию от Департамента торговли и мануфактуры сроком на десять лет. Успех и популярность этой работы подтверждаются и тем, что по истечении срока привилегии появляются копии и варианты кресла, выполненные другими столярами-резчиками. Варианты получали новые детали — хомут, уздечку; менялась форма сиденья, появлялись другие пословицы на дуге: «Поспешишь — людей насмешишь», «Написано пером — не вырубишь топором».
Встречаются варианты, в которых мастер-исполнитель вырезал на дуге вместо пословицы свою фамилию.
Кресло «Дуга, топоры и рукавицы». Петербург, мастер В. П. Шутов. 1871. Дуб, резьба. (ГИМ)
Авторские копии кресла Шутова и его повторения другими мастерами встречаются во многих музейных собраниях, есть они и в частных коллекциях.
После успеха на выставке 1870 года Шутов, преподаватель школы Общества поощрения художников и владелец столярно-резной мастерской в Петербурге, получает такие ответственные заказы, как резной иконостас для Новодевичьего монастыря, Распятие для храма Воскресения Христова («Спаса- на-крови»), рамы для императорских портретов, различные предметы для официальных подношений со сложной резьбой эмблематического и символического характера, а также носовые фигуры для серии броненосцев российского флота, изготовленные по моделям скульптора М. О. Микешина. В 1876 году Шутова приглашают преподавать в организуемое на средства барона A. Л. Штиглица Центральное училище технического рисования в Петербурге, ставившее своей задачей подготовку мастеров для художественной промышленности.
Экспозиция мебели Нижегородского
губернского земства на Всероссийской
кустарной
выставке. 1913
Несмотря на стилевую и вкусовую небезупречность первых опытов мебели в русском стиле, созданные в это время предметы обращали на себя внимание свежестью и оригинальностью художественных образов и их успех у публики был отнюдь не случаен. В последней трети XIX века национальный романтизм обретает характер широкого общественного движения. После отмены крепостного права идея национального самосознания стала новым импульсом тяги к истокам отечественной культуры. Это подтверждается цепью событий, которые, в свою очередь, создавали условия для расцвета «а la russ» в архитектуре и художественных ремеслах. Открытая в Москве еще в 1825 году Строгановская школа была преобразована в 1860 году в Строгановское училище технического рисования, целью которого стало создание русского национального стиля в декоративном искусстве и подготовка художников для отечественной промышленности. За несколько десятилетий при училище была собрана коллекция предметов русского народного искусства, интерес к которому неуклонно возрастал. Этот интерес способствовал формированию во второй половине XIX века собраний предметов народного быта, многие из которых и сегодня остаются лучшими по составу и качеству экспонатов.
В 1872 году был основан, а в 1883 году открыт Исторический музей в Москве. Его экспозиция создавалась по инициативе и при живейшем участии И. Е. Забелина (1820—1908), видного историка России, автора популярных книг «Домашний быт русских царей», «Домашний быт русских цариц» и «История русской жизни с древнейших времен», которыми зачитывались, как романами. С 1870 года стал издаваться журнал «Русская старина», освещавший материалы по истории и культуре России XVIII— XIX веков. Основанная еще в 1856 году Третьяковская галерея, существовавшая вначале как частное собрание просвещенного купца П. М. Третьякова, была передана в дар Москве в 1892 году вместе с аналогичной коллекцией С. М. Третьякова. В 1895 году учрежден Русский музей императора Александра III в Петербурге, спустя три года торжественно открытый в здании бывшего Михайловского дворца. Основу всех этих коллекций составляли предметы народного творчества и работы профессиональных художников русской школы.
Экспозиция хохломской мебели
на Всероссийской кустарной
Однако с ростом
городского населения и массовым
распространением предметов быта фабричного
производства, приходили в упадок
традиционные народные промыслы. Архитектор
Султанов в упомянутой речи 1881 года
определил как тревожное и
«крайне печальное явление —
последовательное и необычайно быстрое
вымирание всех отраслей народного
творчества. Между тем, — оптимистично
утверждал архитектор, — патриотическое
направление нашей свободно вздохнувшей
печати служит лучшим подтверждением
глубоко национального
Детский стул. 1900-е гг. Береза тонированная, резьба. (ГМЗ «Петергоф»)
Не одна только эффектная
патетика заключена в этих словах.
Они отражают позицию прогрессивно
мыслящих деятелей русской культуры,
озабоченных сложившейся
Некоторые действенные
меры начали предприниматься еще
в 1880-х годах. В 1888 году заведование
кустарными промыслами было поручено
Министерству государственных имуществ,
которое призвало земства оказывать
содействие ремесленным мастерским.
Первым земством, которое пришло на
помощь кустарям, было московское: оно
организовывало выставки, создало художественно-