Национальный романтизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 10:53, доклад

Краткое описание

Национальным романтизмом принято называть стилистическое явление в декоративно-прикладном искусстве, воскрешающее народные традиции в этих сферах художественной деятельности

Файлы: 1 файл

Национальный романтизм.docx

— 849.70 Кб (Скачать)

Шкаф-витрина. По проекту  В. М. Васнецова. 1900-е гг. Дуб, резьба, тонировка. (ГТГ)

В последней трети XIX века накопленный опыт в изучении древнерусской культуры и народного  творчества в сочетании с энтузиазмом  патриотически настроенных представителей творческой интеллигенции привел к образованию в России двух центров национального романтизма — в усадьбе Абрамцево под Москвой и, немного позднее, в селе Талашкино Смоленской губернии.

Стол и шкафчик. По проектам Е. Д. Поленовой, мастерская в Абрамцеве. 1880-е гг. Дерево, резьба. 
Фото 1910-х гг.

В ту пору в России стало приметой времени образование  различных кружков, в которых  обсуждались острые проблемы бытия, политики, культуры. Поначалу так же формировался и кружок в Абрамцеве. Здесь, в имении молодого, энергичного  промышленника, известного мецената С. И. Мамонтова, собиралась творческая молодежь, привлеченная той особенной атмосферой, которая складывалась из радушного  гостеприимства хозяина и чарующей красоты среднерусской природы. В имение Мамонтова приезжали  и подолгу гостили художники, артисты, музыканты. В тесном кругу  за долгими чаепитиями обсуждались  различные творческие вопросы, литературные новинки и т. п. Гости музицировали, участвовали в репетициях домашних спектаклей, рисовали, пробовали силы в разных видах декоративно-прикладного  искусства. Именно последнее обстоятельство, получившее здесь развитие, превратило Абрамцево в один из центров формирования искусства национального романтизма.

Скамья. По проекту Е. Д. Поленовой, мастерская в Абрамцеве. 1885—1890. Дерево, резьба, тонировка. (Музей-усадьба «Поленово»)

«Мамонтовский кружок, в отличие от литературных салонов  первой половины XIX века, стал первым в  истории русской культуры „домашним  объединением”, в котором пластические искусства стали стержнем и основным импульсом многообразных творческих увлечений». Постоянными гостями  усадьбы Абрамцево и активными  участниками мамонтовского кружка были И. Е. Репин, В. Д. Поленов, В. М. Васнецов. Хотя никто не писал программ и не было устава объединения, вся атмосфера этого стихийно возникшего кружка была проникнута духом деятельного патриотизма. Забота о духовном и материальном состоянии местных крестьян подвигла пойти дальше основания школы грамотности и задуматься о судьбах художественных народных промыслов. В 1876 году по инициативе супруги Мамонтова, Елизаветы Григорьевны, была открыта столярная мастерская, поначалу ставившая перед собой социально-благотворительные цели. Но поскольку сразу возникла проблема художественного уровня кустарных изделий, то мало-помалу появилась идея создания «музея образцов». Начало коллекции было положено летом 1882 года, когда Репин и Поленов принесли в Абрамцево резную доску с фасада избы. Дальнейшее пополнение коллекции стало проводиться «экспедиционным» методом собирания, регулярно и на научной основе. Маршруты экспедиций проходили по районам, традиционно связанными с народными ремеслами. В 1886 году в Абрамцеве был торжественно открыт первый в России музей народного искусства. В его экспозиции была представлена геометрическая резьба Подмосковья, домовая резьба Поволжья, берестяные изделия Севера и Урала, городецкая резьба и роспись по дереву, народная керамика, художественные ткани и вышивки.

Настенные шкафчики. По проектам 
Е. Д. Поленовой, мастерская в Абрамцеве. 1880-е гг. Береза, резьба, окраска. Фото 1910-х гг.

Деятельность абрамцевской столярной мастерской стала заметным явлением с 1885 года, когда художественное руководство ею приняла Е. Д. Поленова, сестра художника. С 1885 по 1894 год Поленова выполнила для абрамцевской мастерской свыше ста проектов мебели и предметов  декоративно-прикладного искусства.

Ассортимент изделий  был широк — разнообразные  полочки и шкафчики, табуреты, стулья, комоды, кухонные, чайные и письменные столы, шкатулки, солонки и рамы. Ориентируясь на простые формы предметов  народного быта, художница проявляла  фантазию лишь в резном орнаментальном декоре, стараясь как можно точнее отразить саму суть народного творчества. Рамы каркасов декорировались обычно трехгранновыемчатой геометрической резьбой, в резьбе филенок преобладали стилизованные растительные мотивы. Темы для декоративных композиций Поленова брала из окружающей природы, тактично стилизуя их в народном духе. Для изготовления изделий использовалась травленная в темный цвет древесина, резной декор слегка подкрашивался. Проекты мебели для абрамцевской мастерской выполняли и другие художники — А. М. Васнецов, В. Д. Поленов, М. Ф. Якунчикова.

Успех работы мастеров из Абрамцева был полный. На фоне повышенного общественного интереса ко всему русскому, национальному  «абрамцевская мебель представлялась всем эталоном красоты и разумности». Она отвечала вкусам разных социальных слоев, от мелких служащих до высшей аристократии и дипломатических кругов, и особенно высоко оценивалась творческой интеллигенцией. Многие прогрессивные деятели российской культуры имели у себя предметы абрамцевской мебели; была она в квартирах И. Е. Репина, В. В. Стасова, В. М. Васнецова, П. М. Третьякова, Ф. И. Шаляпина.

Полочка. По проекту Е. Д. Поленовой, мастерская в Абрамцеве. 1880-е гг. Дерево, резьба, окраска. Фото 1910-х гг.

Спрос на абрамцевскую мебель был велик, и объем работ  возрос настолько, что в 1893 году столярно-резная мастерская в Абрамцеве была передана в ведение Московского губернского  земства. Изделия мастерской выставлялись в московском Кустарном музее  и некоторых магазинах; имелся свой «склад резных по дереву вещей работы учеников столярной мастерской сельца Абрамцево Московской губернии»  на Поварской улице в Москве, а  с 1890 года мебель мастерской появились  в «Магазине русских работ» на Петровке.

Международное признание  изделия абрамцевской столярной  мастерской получили на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, где они были отмечены золотой медалью24.

Абрамцевская столярная  мастерская стала своеобразной творческой лабораторией формирования стиля национального  романтизма. Вслед за ней и по ее образцу повсюду стали возникать  частные и земские «народные» мастерские и школы, возглавляемые  бывшими учениками Е. Д. Поленовой. Среди них известность приобрел В. П. Ворносков — создатель левого, «кудринского» стиля художественной резьбы по дереву, более живописного и характерного. Со временем различия в манере резьбы нивелировались и сложилось понятие «абрамцевско-кудринская резьба», традиции которой живы до сих пор.

Интерьер дома в Талашкине. Фото 1900-х гг.

Другим прославленным  центром изучения и развития русской  народной культуры стал кружок княгини  М. К. Тенишевой, деятельность которого развернулась с 1893 года в приобретенном ею имении Талашкино Смоленской губернии. Пламенная патриотка и широко одаренная натура, Мария Клавдиевна Тенишева (1867—1928) значительную часть своего состояния употребила на меценатскую деятельность, носившую многосторонний характер.

Диван. По проекту С. В. Малютина, мастерская в Талашкине. Начало 1900-х  гг. Дуб, резьба; ткань, вышивка. Фото 1900-х  гг.

Скамья. По проекту С. В. Малютина, мастерская в Талашкине. Начало 1900-х  гг. Дерево, резьба. Фото 1900-х гг.

На рубеже XIX и XX веков Талашкино становится своего рода центром возрождения народных художественных промыслов. Благородные  цели деятельности Тенишевой привлекали широкий круг патриотически настроенных художников, и у нее было немало помощников. В Талашкине постоянно бывали и работали В. М. Васнецов, М. А. Врубель. Н. К. Рерих.

Шкаф-этажерка и стол-ступа. По проекту С. В. Малютина, мастерская в Талашкине. Начало 1900-х гг. Дерево, резьба, токарная работа, окраска. Фото 1900-х гг.

Помимо сельскохозяйственной школы для крестьян и балалаечного оркестра, в Талашкине был организован  «художественно-промышленный отдел» —  мастерские столярного дела, резьбы и  росписи по дереву, керамики, художественного  текстиля и вышивки. В 1900 году для руководства мастерскими Тенишева пригласила С. В. Малютина (1859—1937), многогранного художника, по проектам которого был выполнен ряд построек в Талашкине — сказочный теремок с красочным резным и расписным декором, дом самого художника в форме высокого терема, резные ворота, причудливые мостики; по его же проекту был сооружен и декорирован талашкинский театр.

Буфет. По проекту С. В. Малютина, мастерская в Талашкине. Начало 1900-х  гг.  Дерево, резьба. Фото 1900-х гг.

Курс на совершенствование  работы столярно-мебельной мастерской был взят под очевидным влиянием того успеха, который имела мебель «в русском духе» на Всемирной  выставке в Париже в 1900 году. Тенишева принимала          самое активное участие в подготовке и проведении выставки, помогая мужу, князю В. Н. Тенишеву, который был назначен комиссаром русской экспозиции. Из Талашкина на выставке была представлена коллекция балалаек, расписанных Врубелем, Коровиным, Малютиным, Головиным и самой Тенишевой. Балалайки вызвали интерес публики, и в программе выставки были организованы концерты русского струнного оркестра под управлением В. В. Андреева, имевшие немалый успех. Но еще больший интерес вызвала мебель «в русском духе», представленная преимущественно абрамцевской мастерской, отмеченной золотой медалью.

Тенишева ревностно отнеслась к этому успеху, полагая, что стилистическое направление должно развиваться дальше, в то время как абрамцевская мастерская, уже лишенная в то время художественного руководства, продолжала воспроизводить опробованные образцы. Задача, поставленная Тенишевой перед талашкинскими мастерскими, была отнюдь не простой. Размышляя в своих воспоминаниях о причинах появления взглядов на «русский стиль» как на что-то устарелое, отжившее, не удовлетворяющее современников, Тенишева ставит вопрос: почему нельзя «построить все наши кресла, диваны, ширмы и трюмо в русском духе, не копируя старины, а только вдохновляясь ею?». В этом вопросе содержится утверждение творческого кредо талашкинской мастерской.

Стул. По проекту С. В. Малютина, мастерская в Талашкине. Начало 1900-х  гг. Дуб, резьба, подкраска. (ГИМ)

Под руководством Малютина и по его проектам изготавливаются  всевозможные предметы быта — шкатулки, рамки, игрушки, отдельные предметы мебели и целые гарнитуры, вышитые  полотенца, салфетки, портьеры, детали сложного декора для теремка и  театра, декорации для постановок. Замечательный график, профессионально  работавший в области книжной  иллюстрации, Малютин создает проекты  мебели, которые можно рассматривать  и как самостоятельные графические  листы, но особенно интересно их сопоставление  с самими предметами, изготовленными по этим проектам. В изделиях уточняются пропорции, укрупняется декор, важное значение приобретает живая текстура дерева. Уникальный стол-ступа с каменной вставкой на столешнице, например, утратил при изготовлении некоторые элементы, вроде изображенных в проекте на подстолье окон с кокошниками, зато увеличилась его столешница, улучшились пропорции, укрупнился и стал выразительным декор.

Диван. По проекту М. К. Тенишевой, мастерская в Талашкине. Ок. 1900 г. Дерево, резьба; ручное ткачество. Фото 1900-х гг.

Среди сохранившихся  образцов мебели Малютина особенно выделяются предметы обеденного гарнитура из травленой  резной березы — стол, стулья и буфет  «с подсолнухами». Этот гарнитур неоднократно повторялся и после ухода Малютина из Талашкина, в мастерской Кустарного музея.

Стулья. По проекту А. П. Зиновьева, мастерская в Талашкине. 1900-е гг. Дерево, резьба, токарная работа, выжигание. Фото 1900-х гг.

Художественный  образ и характер мебели Малютина можно определить как «сказочный». Художник творил с неиссякаемой изобретательностью, передавая сам дух народного  творчества. Тенишева высоко оценивала талант Малютина, «направление его сказочной фантазии и чудный колорит». При этом она отмечала, что, проектируя вещи в «новом русском стиле», Малютин прислушивался к ее советам и следовал ее указаниям. «Сам же он делал веши совершенно невозможные для жизни — столы с острыми углами, о которые все больно стукались коленями, кресла, которых никто не мог сдвинуть с места, а раз он сделал табурет, с крупной рельефной резьбой на сиденье, необыкновенно неудобный. Этот табурет даже сделался знаменитым, и многие просили его фотографию на память как курьез».

Декоративные качества мебели Малютина, несомненно, перевешивали все остальные составляющие. Именно в его работах осуществлялся  поворот от этнографичности в сторону создания новой стилистики. Не копируя народных образцов и работая в соответствии с требованиями времени, Малютин создал собственный стиль, в котором узнаваемы (как отражение общих тенденций) и некоторые черты утверждавшегося в ту пору модерна.

Ценя творческий дар Малютина, в Талашкине старались  создать все условия для его  работы. Для обремененного большой  семьей художника был даже выстроен добротный дом по его собственному проекту. Но болезненно самолюбивый, со сложным характером, Малютин покинул  Талашкино в 1903 году. Его место  вскоре заняли выпускники Строгановского училища А. П. Зиновьев (1880— 1941) и  В. В. Бекетов, в деятельности которых  не только продолжилась, но и заметно  усилилась тенденция поиска нового художественного языка.

Стол. По проекту А. П. Зиновьева, мастерская в Талашкине. 1900-е гг. Дерево, резьба, токарная работа, выжигание. Фото 1900-х гг.

Стол. По проекту М. К. Тенишевой, мастерская в Талашкине. 1900-е гг.

Дерево, резьба. Фото 1900-х  гг.

«Задачей моей было, — пишет Тенишева, по возможности дать больше образцов, забросать рынок новыми формами, влить новую свежую струю, и потому чем больше было у меня сотрудников и больше инициативы, оригинальности, тем лучше выходили результаты. Мне не хотелось подражать другим мастерским, хотя бы Абрамцевской, которые дадут какой-нибудь один мотив и тысячи раз на все лады повторяют его. Все эти ящички, кубики, полочки, виденные нами на всех выставках и в складе Московского земства, давно уже приелись своим однообразием и недостатком фантазии». Идея развития «русского стиля» очень волновала Тенишеву: «…надо сказать свое слово, дать что-то новое, и в простом, доступном для среднего кармана материале достигнуть изящества в выполнении, удобства для употребления и оригинальности, гармоничности по форме и замыслу, применяя с декоративной целью такие простые вещи, как холсты, вышивки, камни и металлы…».

Информация о работе Национальный романтизм