Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 05:51, реферат
В истории европейских стран эпоха Возрождения – это период XIV- XVI веков, ознаменованный расцветом всех видов искусств - литературы, живописи, музыки и архитектуры, многими научными и географическими открытиями, установлением экономических и культурных отношений между странами, морскими путешествиями.
В эпоху Возрождения расширяются представления о мире, преодолевается узость средневековых взглядов, происходит обращение к наследию античности, возрождение ее культурных ценностей. Мыслителей и поэтов классической древности ученые и художники периода Ренессанса воспринимали как своих учителей.
Мотемт - многоголосное вокальное произведение полифонического склада, один из центральных жанров в музыке западноевропейского Средневековья и Возрождения.
Гимн - торжественная песнь, восхваляющая и прославляющая кого-либо или что-либо.
Псалом - гимны иудейской и религиозной христианской поэзии и молитвы. Они составляют Псалтырь, 19-ю книгу Ветхого Завета. Авторство псалмов приписывается царю Давиду и нескольким другим авторам, среди которых Авраам, Моисей и другие легендарные личности. Всего в Псалтырь входит 150 псалмов, подразделяющихся на молитвы, хвалы, песни и учения.
Псалмы оказали огромное влияние на фольклор и послужили источником многих пословиц. В иудаизме псалмы исполнялись в виде песнопений гимнического характера под аккомпанемент. При каждом псалме указывались способ исполнения и «модель», то есть соответствующий напев. Псалтырь заняла важное место в христианстве. Псалмы исполнялись во время богослужений, домашних молитв, перед боем и при передвижении строем. Первоначально в церкви они пелись всей общиной. Псалмы исполнялись лишь в домашней обстановке. Тип исполнения был речитативно-псалмодическим. Помимо целых псалмов, использовались и отдельные, наиболее выразительные стихи из них. На этой основе возникли самостоятельные песнопения - антифон, градуал, тракт и аллилуйя.
Постепенно в сочинениях церковных композиторы начинают проникать светские веяния. В многоголосную ткань церковных песнопений смело вводят темы народных песен вовсе не религиозного содержания. Но теперь это не противоречило общему духу и настроениям эпохи. В музыке соединялось божественное и человеческое.
Наивысшего расцвета духовная музыка достигла в XV веке в Нидерландах. Здесь музыка почиталась больше других видов искусства. Нидерландские и фламандские композиторы первыми разработали новые правила многоголосного исполнения - классический «строгий стиль». Важнейшим композиционным приемом нидерландских мастеров стала имитация - повторение одной и той же мелодии в разных голосах. Ведущим голосом стал тенор, которому поручалась главная повторяющаяся мелодия - cantus firmus («неизменный напев»). Ниже тенора звучал бас, а выше - альт. Самый верхний, то есть возвышающийся над всеми, голос получил название сопрано.
Театр Эпохи Возрождения
Развитие театра произошло позже расцвета других искусств. Драматургия поэтому могла использовать многое из того, что было создано литературой Ренессанса, а театр — достижения живописи. Развитие нового театра, как и других видов искусств, началось в Италии. Именно там возникли новые формы театра и драматургии. Однако высшего расцвета театральное искусство достигло в других странах — в Испании и Англии. Главные достижения театра приходятся на заключительный этап эпохи Возрождения — конец XVI и первую половину XVII веков. Это уже не Ренессанс, а послеренессансный период, в котором получили развитие новые художественные направления. Итальянский театр в эпоху Возрождения существовал в двух разных обличиях: шли спектакли при дворах итальянских князей для избранной аудитории и представления на городских площадях. В придворных спектаклях участвовали любители, представления не имели регулярного характера, их приурочивали к карнавальным празднествам. Сначала читали в лицах комедии римских авторов. Потом, так как латынь была непонятна, их стали переводить на итальянский язык, появились подражания. При дворах стали ставить пьесы итальянских гуманистов — комедии, трагедии, пасторали. (Пастораль, как и жанры комедии и трагедии, была связана с античной поэзией; в ней давалось идиллическое изображение мирной пастушеской жизни и идеальной любви.) Наибольший успех имел жанр комедии, может быть, потому что он больше других соприкасался с реальной действительностью. Этот род драматургии получил название «ученая комедия», потому что ее создателями были ученые-гуманисты и рассчитана она была на ученую публику. Первая знаменитая «ученая комедия» принадлежала Лудовико Ариосто (1474-1533) — придворному комедиографу феррарского герцога, автору всемирно известной поэмы «Неистовый Роланд». Его «Комедия о сундуке», поставленная в 1508 г., была написана еще по римскому образцу, но имела самостоятельный сюжет и явное отношение к со временному итальянскому быту. У Ариосто было много последователей, при дворах итальянских князей ставилось множество пьес, в основном комедийного жанра, в великолепных декорациях и с роскошными костюмами. На фоне этих развлекательных пьес выделяется комедия Никколо Макиавелли (1469-1527) «Мандрагора». Под пером этого серьезного писателя сама комедия становится серьезней, окрашивается сарказмом. Жанр сатирической комедии стал разрабатываться и другими писателями Возрождения. «Ученая комедия» послужила раз витию комедийного жанра в Европе Даже Шекспира и Мольера можно считать ее учениками. В придворном театре Позднего Возрождения широко распространяется жанр пасторали, удаленный от злобы дня и политических интриг. Пастораль с ее радостным приветствием жизни и человеческого чувства, культом утонченной идеальной любви, благородства избранных натур, отчуждением от всего грубого и реального в стилизованной форме изображала идеализированные аристократические нравы. Большой славой пользовалась пьеса «Аминта» Торквато Тассо (1544-1595), названная по имени главного героя пастуха Аминты, влюбленного в нимфу. Итальянская пастораль была воспринята многими европейскими драматургами XVI - XVII веков. Высшим достижением итальянского театра эпохи Возрождения была народная комедия дель арте — комедия масок. Именно она способствовала превращению любительских спектаклей в профессиональное сценическое искусство. Новый народный театр рождался самостоятельно, в отрыве от литературной драматургии писателей-гуманистов. Спектакли ставились во время праздников на площадях и улицах города. У них были разные названия: мистерии, священные представления, празднества. В их основе лежали религиозно-нравоучительные инсценировки эпизодов Священного Писания. Средневековый театр в своем развитии шел тем же путем, что и живопись. Все участники события одновременно появлялись перед зрителем (так же, как на одной иконе изображались разновременные события), каждый занимал свое постоянное, ему отведенное место. Сцена состояла из отдельных условных сооружений, которые означали различные места, где происходило действие: Иерусалим, Голгофу, Рай или Ад. Эти представления не знали развития действия, происходящего перед глазами зрителя. Персонажи не обладали самостоятельными характерами, каждый выполнял предназначенную ему роль: Иуда — предатель, Мария Магдалина — раскаявшаяся грешница. Между актерами не было настоящего диалога, своими репликами, часто обращенными к зрителю, они сообщали то, что собирались совершить. Перелом в развитии средневекового театра наметился на рубеже XIII - XIV веков. Актеры стали пытаться наглядно представить все то, о чем повествуется в Писании. Между актерами завязался живой диалог. Действие разворачивалось перед глазами зрителя в живой и наглядной форме. Для подъема и спуска актеров, например, стали устраивать специальные механизмы. В XV-XVI вв. занавес отделил пространство зрительного зала от действия на сцене. В спектакли проникало все больше бытовых, мирских, комических эпизодов. Из них развились комические пьесы — фарсы, как их называли в Италии. Это небольшие сценки бытового характера, где действующими лицами были крестьяне, горожане, священники и рыцари. Игра была шумной, крикливой, площадной. Исполнители — любители из горожан — постепенно превращались в профессиональных актеров. Профессиональные актеры были хорошими импровизаторами. Они представляли традиционные маски-типы, пришедшие из городских карнавальных зрелищ: Арлекино, Коломбину, Панталоне. Артисты заменяли автора и представляли спектакли без написанного сценического текста. Эти представления были полны веселья, острословия, буффонады; актеры использовали народную лексику, давали меткие характеристики реальным персонажам. В спектаклях было много песен, танцев, комических трюков, ни на минуту не затихал озорной дух творческой инициативы. Краткая сюжетная схема разворачивалась в импровизированный спектакль. Актеры часто подвергали фарсовой карнавальной обработке заимствованные сюжеты новелл, «ученой комедии», современной поэзии. С начала XVII века стали издавать сборники сценариев, так как число трупп увеличилось и не всякий коллектив был способен на самостоятельное сочинение. Бродячие труппы актеров подвергались гонениям со стороны властей, некоторые сценарии были занесены в Индекс запрещенных книг. Но итальянские труппы стали выступать во Франции, Испании, Англии. Их творчество оказало влияние на национальный театр этих стран. Особенно заметно это влияние сказалось на драматургии Мольера. Реалистические традиции комедии дель арте сохранились и в творчестве итальянских драматургов и актеров Нового времени. На сцене комедии дель арте были, выработаны и закреплены главные законы театра — непрерывность развивающегося действия, коллективность творчества, связанность сценической игры партнеров. Само сценическое искусство в эпоху Возрождения стало новым типом художественного творчества.
Рождение оперы (флорентийская камерата).
Конец эпохи Возрождения
Первой официально признанной оперой,
соответствующей современным стандартам,
стала опера "Дафна" (Daphne), впервые
представленная в 1598 году. Авторами "Дафны"
были Якопо Пери и Якопо Корси, либретто
Оттавио Ринуччини. Эта опера не сохранилась.
Первой сохранившейся оперой является
"Эвридика" (1600 год.) этих же авторов
- Якопо Пери и Оттавио Ринуччини. Этот
творческий союз ещё создал немало произведений,
большинство из которых утеряны.
Возрождение, или Ренессанс - период в истории культуры, охватывающий примерно XIV-XVI века. Свое название этот период получил в связи с возрождением интереса к античному искусству, ставшему идеалом для деятелей культуры нового времени. Композиторы и музыкальные теоретики — Й. Тинкторис. Дж. Царлино и другие изучали древнегреческие музыкальные трактаты; в произведениях Жоскена Депре, которого сравнивали с Микеланджело, «возродилось утерянное совершенство музыки древних греков». Появившаяся в конце XVI— начале XVII века опера ориентировалась на законы античной драмы.
Эпоха Возрождения завершается появлением новых музыкальных жанров — сольной песни, кантаты, оратории и оперы, способствовавших постепенному утверждению гомофонного стиля. Если раньше центром музыкальной культуры был храм, то с этого времени музыка зазвучала в оперном театре. Произошло это следующим образом.
В итальянском городе Флоренция в конце XVI века стали собираться талантливые поэты, актеры, ученые и музыканты. Никто из них тогда не помышлял о каком-либо открытии. И все-таки именно им суждено было совершить настоящий переворот в театральном и музыкальном искусстве. Возобновляя постановки произведений древнегреческих драматургов, они стали сочинять собственную музыку, соответствующую, по их представлениям, характеру античной драмы.
Члены камераты тщательно продумывали
музыкальное сопровождение монологов
и диалогов мифологических персонажей.
От актеров требовалось исполнение разговорных
партий речетативом (
Оперный театр быстро завоевал любовь зрителей и стал популярным не только в Италии, но и в других странах Европы.
В конце 16 века композиторы начали раздвигать границы стилей эпохи Возрождения, на смену приходила эпоха Барокко со своими особенностями и новыми открытиями в музыке.
Список литературы.
1. Н.П. Михальская «Зарубежная литература 8-9 классы» учебник-хрестоматия. Дрофа 2002.
2. Маркова А.Н. «Культурология. История мировой культуры» Москва 2005.
3. Радугин А.А. «Культурология» Москва – 1999.
4. Электронная энциклопедия
5. http://www.renclassic.ru/Ru/
1. Введение.
2. Литература Средневековья и эпохи Возрождения.
3. Музыка эпохи Возрождения.
4. Церковная музыка XVI века.
5. Театр Эпохи Возрождения
6. Рождение оперы (флорентийская камерата).
7. Заключение.
Министерство Общего
Российской Федерации
Новосибирский Государственный
Технический Университет
Кафедра Теории и истории культуры
Реферат по дисциплине «Мировая культура и искусство»
Тема:
«Литература и музыка эпохи Возрождения»
Выполнила: Плотниченко М.С.
Факультет: ЗФ
Группа: 009а
Курс: III
Проверил доцент, к.н.:Усова М.Т.
.