Музыка и лирика эпохи Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 05:51, реферат

Краткое описание

В истории европейских стран эпоха Возрождения – это период XIV- XVI веков, ознаменованный расцветом всех видов искусств - литературы, живописи, музыки и архитектуры, многими научными и географическими открытиями, установлением экономических и культурных отношений между странами, морскими путешествиями.

В эпоху Возрождения расширяются представления о мире, преодолевается узость средневековых взглядов, происходит обращение к наследию античности, возрождение ее культурных ценностей. Мыслителей и поэтов классической древности ученые и художники периода Ренессанса воспринимали как своих учителей.

Файлы: 1 файл

музыка и лирика эпохи Возрождения.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

                            

Торжества и празднества были отличительной  чертой Возрождения. Люди той эпохи  отмечали все - от дней святых до прихода  летней поры. Во время уличных шествий  музыканты и певцы с богато украшенных подмостков на колесах читали баллады, исполняли сложнейшие мадригалы, разыгрывали драматические представления. Публика с особым нетерпением ждала "живых картин" с музыкальным сопровождением и декорациями в виде механического облака, из которого спускалось предусмотренное сценарием божество. 

 

Самая величественная музыка сочинялась для церкви. По нынешним меркам хоры были не так уж и велики - от 20 до 30 человек, но их голоса усиливались звучанием вводимых в состав оркестров тромбонов и труб-корнетов, а на большие праздники (например, Рождество) певцов собирали со всей округи в один громадный хор. Лишь католическая церковь считала, что музыка должна быть простой и понятной, и потому ставила в пример сакральную музыку Джованни Палестрины, писавшего короткие произведения на духовные тексты. Позже сам маэстро попал под влияние выразительной и могучей "новой" музыки и стал писать монументальные и красочные произведения, требовавшие немалых навыков хорового пения.

 

Возрождение искусства и науки  в XIV-XVI вв. было эпохой великих перемен, ознаменовавших переход от средневекового образа жизни к современности. Сочинение и исполнение музыки в этот период приобрели особое значение. Гуманисты, изучавшие древние культуры Греции и Рима, объявили написание музыки полезным и благородным занятием. Считалось, что каждый ребенок должен научиться петь и овладеть игрой на музыкальных инструментах. Ради этого именитые семьи принимали в свои дома музыкантов, чтобы те давали уроки их чадам и развлекали гостей. В конце 16 века композиторы начали раздвигать границы стилей эпохи Возрождения, на смену приходила эпоха Барокко со своими особенностями и новыми открытиями в музыке.

Музыка Нидерландов XV - XVI веков богата именами великих композиторов, среди  них Жоскин Депре (1440 - 1524), о котором  писал Царлино и который служил при французском дворе, где сложилась франко-фламандская школа. Высшим достижением нидерландских музыкантов стала хоровая месса «a capella», соответствующая устремленности ввысь готических соборов.  
 
В Германии получает развитие органное искусство. Во Франции при дворе создавали капеллы, устраивались музыкальные празднества. В 1581 году Генрих III утвердил должность «главного интенданта музыки» при дворе. Первым «главным интедантом музыки» был итальянский скрипач Бальтазарини де Бельджозо, который поставил «комедийный балет королевы», спектакль, в котором впервые музыка и танец даны как сценическое действие. Так возник придворный балет. 

Клеман Жанекен (около 1475 - около 1560), выдающийся композитор французского Возрождения, является одним из создателей жанра многоголосной песни. Это 4-5-голосные произведения, песни-фантазии. Многоголосная светская песня - шансон - получила распространение и за пределами Франции. 
 
В эпоху Возрождения широкое развитие получает инструментальная музыка. В числе основных  музыкальных инструментов называют лютню, арфу, флейту, гобой, трубу, органы различного типа (позитивы, портативы), разновидности клавесина;  скрипка была народным инструментом, но с разработкой новых струнных смычковых инструментов типа виолы именно скрипка становится одним из ведущих музыкальных инструментов. 
 
Если умонастроение новой эпохи впервые пробуждается в поэзии, получает блистательное развитие в архитектуре и живописи, то музыка, начиная с народной песни, пронизывает все сферы жизни. Даже церковная музыка теперь воспринимается в большей мере, как и картины художников на библейские темы, не как нечто сакральное, а то, что доставляет радость и удовольствие, о чем заботились и сами композиторы, музыканты и хоры.  
 
В живописи, архитектуре произошел перелом и в развитии музыки, с разработкой музыкальной эстетики и теории, с созданием новых жанров, в особенности синтетических видов искусства, как опера и балет, каковые и следует воспринимать как ренессансные, переданные векам. Музыка эпохи Возрождения звучит  в архитектуре гармонией частей и целого, вписанной в природу, в интерьерах дворцов, в картинах.

В 16 веке впервые распространилось нотопечатанье, в 1501 году венецианский книгопечатник Оттавиано Петруччи издал "Harmonice Musices Odhecaton" - первый крупный  сборник светской музыки. Это была революция в распространении музыки, а также способствовало тому, что франко-фламандский стиль стал доминирующим музыкальным языком Европы в следующем столетии, поскольку, будучи итальянцем Петруччи в свой сборник, включил музыку франко-фламандских композиторов. Впоследствии он опубликовал множество произведений и итальянских композиторов, как светских, так и духовных.

Также были популярны и духовые  инструменты - блок-флейта, флейта и  рожок. Самая сложная музыка писалась для только что созданных клавесина, верджинела (английский клавесин, отличающийся небольшими размерами) и органа. При этом музыканты не забывали слагать и музыку попроще, не требовавшую высоких исполнительских навыков. На это же время пришлись перемены в нотном письме: на смену тяжелым деревянным печатным блокам пришли изобретенные итальянцем Оттавиано Петруччи передвижные металлические литеры. Опубликованные музыкальные произведения быстро раскупались, все больше людей стали приобщаться к музыке.

В 1516 году Андреа Антико - римско-венецианский печатник опубликовал сборник фроттол для клавишных инструментов. Италия становится центром создания клавесинов и скрипок. Открывается множество мастерских по созданию скрипок. Одним из первых мастеров был Андреа Амати из Кремоны, положивший начало династии скрипичных мастеров. Он внес  изменения в конструкцию существовавших скрипок, что улучшило звучание.      Франческо Канова да Милано (1497 - 1543) - выдающийся итальянский лютнист и композитор эпохи Ренессанса, создал репутацию Италии как страны виртуозных музыкантов. Он до сих пор считается лучшим лютнистом всех времён. Музыка стала важным элементом культуры.  

В 1537 году в Неаполе испанским  священником Джованни Тапия была построена первая музыкальная консерватория "Санта Мария ди Лорето". Адриан Вилларт (ок.1490-1562) - нидерландский композитор и педагог, работал в Италии, представитель франко-фламандской полифонической школы, основоположник венецианской школы. Вилларт развивал музыку для двойного хора.

Новые инструменты, печатание нот и широкая популярность музыки способствовали развитию камерной музыки. Как явствует из ее названия, она предназначалась для звучания в небольших залах перед немногочисленной аудиторией. Исполнителей было несколько, преобладали вокальные выступления, так как искусство пения в ту пору было развито куда больше, чем музицирование. Кроме того, гуманисты утверждали, что на слушателя сильнее всего воздействует "чудесный сплав" двух искусств - музыки и поэзии. Так, во Франции как жанр выделился шансон (многоголосая песня), а в Италии - мадригал.

В эпоху Возрождения  мадригал достиг вершины своего развития и стал самым популярным музыкальным жанром эпохи - песнь на родном языке - многоголосые хоровые сочинения, написанные на текст лирического стихотворения любовного содержания. Чаще всего для этой цели использовались стихотворения прославленных мастеров: Данте, Франческо Петрарки и Торквато Тассо. Мадригалы исполнялись непрофессиональными певцами, а целым ансамблем любителей, где каждую партию вел один певец. Основное настроение мадригала - печаль, тоска и грусть, но встречались и радостные, оживленные сочинения.

 В отличие от более ранних  и простых мадригалов времени  Треченто, мадригалы Ренессанса  были написаны для нескольких (4-6) голосов, зачастую их создателями были иностранцы, служившие при дворах влиятельных северных семейств. Мадригалисты стремились создавать высокое искусство, часто используя переработанную поэзию великих итальянских поэтов позднего средневековья: Франческо Петрарки, Джованни Боккаччо и других. Характернейшей чертой мадригала стало отсутствие структурных канонов. Основным принципом было свободное выражение мыслей и чувств. Представитель венецианской школы Киприано де Роре и представитель франко-фламандской школы Ролан де Лассю экспериментировали с гармонией, ритмом, фактурой и другими средствами музыкальной выразительности.

Шансоны тех лет исполнялись  в несколько голосов на трогательные стихи с широким тематическим диапазоном - от возвышенной темы любви  до повседневной сельской жизни. Композиторы сочиняли к стихам очень простые мелодии. Впоследствии из этой традиции родился мадригал - произведение для 4 или 5 голосов на вольную поэтическую тематику. В XVI веке композиторы пришли к выводу, что мадригалу недостает глубины и силы звучания, к которым всегда стремились в Древней Греции и Риме, и начали возрождать античные музыкальные размеры. При этом резкая смена быстрого и плавного темпов отражала перемены настроения и эмоционального состояния. Таким образом, музыка стала "живописать слова" и отражать чувства. К примеру, восходящий тон мог означать вершину (душевный подъем), нисходящий - долину (юдоль печали), медленный темп - грусть, ускорение темпа и приятные на слух гармоничные мелодии - счастье, а намеренно длинный и резкий диссонанс обозначал горе и страдание. В более ранней музыке преобладали стройность и слаженность. Теперь же в ее основе лежали многозвучие и контраст, отражавшие богатый внутренний мир человека. Музыка стала глубже, она приобрела личностный характер.

Не менее популярным жанром светской музыки была песня в сопровождении музыкальных инструментов. В отличие от музыки, звучащей в церкви, песни были довольно простыми в исполнении. Их рифмованный текст отчетливо членился на 4-6 - строчные строфы. В песнях, как и в мадригалах, большое значение приобретал текст. При исполнении поэтические строки не должны были затеряться в многоголосном пении. Особой известностью пользовались песни французского композитора Клемана Жанекена (ок.1485-1558).

Многоголосные вокальные произведения мотеты, традиционно принадлежавшие к жанру духовной музыки, стали теперь приобретать более светский характер.

В 1558 году Джозеффо Царлино (1517-1590) создал "Основы гармоники". В этом творении музыкальной науки 16 века он возродил античную концепцию звучащего числа, обосновал теоретическое и эстетическое оправдание большого и малого трезвучий, обосновал полное признание интервалики чистого строя в качестве звуковой материи для многоголосной музыки. Его учение о музыке оказало значительное влияние на западноевропейскую музыкальную науку и легло в основу многочисленных характеристик мажора и минора. Еще одной важной многоголосой песенной формой была вилланелла. Зародившись на основе популярных песен в Неаполе, она очень быстро распространилась по всей Италии и в дальнейшем ушла во Францию, Англию, Германию. Итальянская вилланелла XVI века дала сильнейший толчок развитию аккордов-ступеней и гармонической тональности.

В начале XVI в. большинство известных  композиторов были родом из Северной Европы, но в конце столетия первой скрипкой зазвучали итальянцы. Молодые музыканты из многих стран приезжали на учебу в Италию. Английские музыканты изучали итальянский мадригал и подражали ему. Композиторы Таллис и Доуленд писали как сложную церковную музыку, так и незамысловатые песни для одного голоса. Музыка перестала быть четко рассчитанной и строго духовной. Она приобретала эмоциональный, выразительный и ярко индивидуальный характер. Музыка заговорила с людьми - и люди понимали ее язык.

 

Возрождение, или Ренессанс - период в истории культуры, охватывающий примерно XIV-XVI века. Свое название этот период получил в связи с возрождением интереса к античному искусству, ставшему идеалом для деятелей культуры нового времени. Композиторы и музыкальные теоретики — Й. Тинкторис. Дж. Царлино и другие — изучали древнегреческие музыкальные трактаты; в произведениях Жоскена Депре, которого сравнивали с Микеланджело, по словам современников, «возродилось утерянное совершенство музыки древних греков»: появившаяся в конце XVI— начале XVII в. опера ориентировалась на законы античной драмы.

                              Церковная музыка 16 века.

Шестнадцатый век характеризуется  очень сильным влиянием Католической Церкви и её инквизиции на развитие искусства и науки Европы.  В 1545 году собрался Тридентский собор (XIX Вселенский собор, 1545 -1563), один из важнейших соборов в истории Католической Церкви, целью которого было дать ответ реформационному движению. На этом соборе рассматривалась церковная музыка.

Ведущее положение занимала духовная музыка, звучащая во время церковного богослужения. В эпоху Возрождения она сохранила основные темы средневековой музыки: хвалу Господу и Творцу мира, святость и чистоту религиозного чувства. Главная цель такой музыки, как говорил один из ее теоретиков, - «услаждать Бога».

Основу музыкальной культуры составляли мессы, мотеты, гимны и псалмы.

Месса - музыкальное произведение, которое представляет собой собрание частей католической литургии латинского обряда, тексты которой положены на музыку для одноголосного или многоголосного пения, в сопровождении музыкальных инструментов для музыкального сопровождения торжественного богослужения в Римско-католической церкви и протестантских церквях высокого направления, например, в Церкви Швеции.

Мессы, представляющие собой музыкальную ценность, также исполняются вне богослужения на концертах.

Церковная месса, восходящая к традиционным мелодиям григорианского хорала, наиболее ярко выражала суть музыкальной культуры. Как и в Средние века, месса  состояла из пяти частей, но теперь она стала более величественной и масштабной. Мир уже не казался человеку столь малым и обозримым. Обычная жизнь с ее земными радостями уже перестала считаться греховной.

Специальная комиссия поручила Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (1514-1594), одному из величайших композиторов церковной музыки, создать пробные мессы. Палестрина создал три шестиголосые мессы, в том числе, и "Месса Папы Марцелла", посвященную Папе Марцеллу II, своему покровителю в юношеские годы. Эти произведения оказали сильное влияние на духовенство и поставили точку в споре. Выступления против использования в церковной музыке контрапункта прекратились. Тридентский собор постановил за правило всем композиторам духовной музыки писать в стиле Палестрины. В 1582 и в 1614 годах Григорианский хорал был пересмотрен и полностью переписан для очищения от «неточностей и "варварства" и приведён к стандарту  Палестрины. Наследие Палестрины составляет несколько сотен композиций, в том числе 105 месс, 68 офферториев, более 300 мотетов, 72 гимна, 35 магнификатов, 11 литаний. Творчество Джованни Пьерлуиджи Палестрины является вершиной развития контрапунктической духовной музыки «a capella».

Информация о работе Музыка и лирика эпохи Возрождения