Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 05:51, реферат
В истории европейских стран эпоха Возрождения – это период XIV- XVI веков, ознаменованный расцветом всех видов искусств - литературы, живописи, музыки и архитектуры, многими научными и географическими открытиями, установлением экономических и культурных отношений между странами, морскими путешествиями.
В эпоху Возрождения расширяются представления о мире, преодолевается узость средневековых взглядов, происходит обращение к наследию античности, возрождение ее культурных ценностей. Мыслителей и поэтов классической древности ученые и художники периода Ренессанса воспринимали как своих учителей.
В истории европейских стран эпоха Возрождения – это период XIV- XVI веков, ознаменованный расцветом всех видов искусств - литературы, живописи, музыки и архитектуры, многими научными и географическими открытиями, установлением экономических и культурных отношений между странами, морскими путешествиями.
В эпоху Возрождения расширяются представления о мире, преодолевается узость средневековых взглядов, происходит обращение к наследию античности, возрождение ее культурных ценностей. Мыслителей и поэтов классической древности ученые и художники периода Ренессанса воспринимали как своих учителей.
Самым главным в культуре Возрождения был интерес к человеку, вера в силу его мысли и воли, в его творческие возможности. Человек считался высшей ценностью. Именно поэтому деятели эпохи Возрождения называли себя гуманистами, они стремились содействовать благоденствию людей на земле.
Духовная и телесная красота человека воплощена на полотнах великих живописцев, в творениях скульпторов. Таковы «Джоконда» Леонардо да Винчи, «Сикстинская мадонна» и «Мадонна Конестабиле» Рафаэля, величественные богини реальные женщины на картинах Рубенса («Камеристка») и Тициана («Даная»).
В литературе эпохи Возрождения главная роль в изображении земной природы человека принадлежит поэзии. В произведениях современная авторам жизнь изображена во всем многообразии явлений, созданы образы людей разных сословий, характеров и нравов. Возросла роль авторства литературных произведений. Средневековые произведения были плодами коллективного творчества. Имена их создателей не известны.
Все три рода литературы – эпос,
лирика и драма представлены в
литературе эпохи Возрождения
Ренессанс имеет неравномерные
историко-хронологические
Литература эпохи Возрождения.
Средневековая драма начала свою историю в X веке. Самым популярным драматическим жанром сделался мим, где главная роль принадлежала не драматургии, а особенностям постановки. Трагедией считался римский эпос – «Энеида» Вергилия и «Фарсалия» Лукана. Трагедия – это произведение, оканчивающееся катастрофой, написанное высоким стилем и повествующее о деяниях царей.
Рыцарский роман возник во Франции в XII веке (романы Кретьена де Труа). В начале XIII века рыцарский роман достигает расцвета в Германии, где он представлен такими авторами, как Гартман фон Ауэ, Готфрид Страсбургский, Вольфрам фон Эшенбах. Рыцарский роман очень быстро стал одним из самых популярных литературных жанров. В момент возникновения он отчетливо противостоял героическому эпосу, но дальнейший ход эволюции вел оба жанра к сближению. Роман утрачивал первоначальную композиционную упорядоченность, строгость и ясность формы, стремительно увеличивался в размерах, порождая монстров, обрастал продолжениями, растворялся в циклах, сводах и суммах.
В XV веке рыцарский роман становится прошлым. Он еще читается, но не создается. Произведения, появившиеся на свет в XII – XIV веках, продолжают составлять основу библиотек, вельмож, горожан. В Англии романы продолжают писаться, но единственный качественный роман – «Смерть Артура» Томаса Мэлори. Однако за пределами Италии, в том же столетии, появляются еще два романа, которые вошли в историю: «Маленький Жан из Сантре» Антуана де Ла Саля и «Тирант Белый» Жоанота Мартуреля. В этих романах обращает на себя внимание изменившийся подход к художественной действительности. Она вплотную приближена к реальности. Герои обоих романов – доблестные, блестящие рыцари, они ищут подвигов и совершают их, но в их подвигах нет ничего сверхъестественного.
Пятнадцатый век – особая эпоха
в истории рыцарства. Это время
именуется рыцарским
Возрождение – новый взлет рыцарского романа, наступивший с первыми годами XVI века. У ренессансного рыцарского романа было два образца, два источника популярности. Первый возник в Испании, где к четырем книгам «Амадиса Гальского» Гарси Родригесом де Монтальво добавлялись новые и новые романы. Всего в Испании в течение XVI века было создано около пятидесяти рыцарских романов, большинство из которых быстро находило переводчиков или перелагателей в других странах Европы.
Вторым центром притяжения стала Италия и «Неистовый Орландо» Лудовико Ариосто. Его поэма породила целое семейство влюбленных и безумствующих паладинов и в литературном сознании эпохи занимала место в одном ряду с испанским романом.
Ренессанский взлет рыцарского романа был не долгим – чуть более полувека. За это время он дал несколько шедевров, оставил следы в культурном обиходе. Свидетельством тому карта Нового Света, на которую рукой читателей «Амадиса» из числа конкистадоров нанесены Калифорния и Амазонка, жития Тересы де Хесус и основателя ордена иезуитов Игнатия Лойолы, чей путь к святости проходил через отречение от пухлой книги, наполненной рыцарскими бреднями, придворная мода во Франции на протяжении царствований от Франциска I до Карла IX, вдохновлявшаяся образами и образцами испанского рыцарского романа.
Рыцарский роман пришелся ко двору. Одновременно с Мэлори, в середине семидесятых годов XV века, Маттео Мария Боярдо приступает к своему «Влюбленному Орландо». Эту поэму считают местом схождения двух главных средневековых эпико-романических циклов, каролингского и бретонского. Каролингский цикл дал «Влюбленному Орландо» своих персонажей, Карла Великого и его паладинов, бретонский – свои сюжеты, свою систему ценностей, где любовь и рыцарская доблесть возносятся превыше всего. В поэме Боярдо отсекается все, что составляло специфику французского и испанского романов – пафос достоверности, повышенный к социальному обиходу, практицизм, явный и неявный протест против любой идеализации и идеализма. На первом плане вновь вымысел, фантастика, сказочность, могучие богатыри.
«Смерть Артура» - энциклопедия форм и типов романа, опробованных за три века существования этого жанра.
История рыцарского романа после Ариосто – это ряд упорных попыток дать его свободе не внутренний, а внешний ограничитель. С такой установкой подходит к рыцарскому роману в «Освобожденном Иерусалиме» Торквато Тассо – как к источнику хаоса, беспорядка, анархии. В качестве идеологической свободы герой характеризуется отречением от всех личных обязательств и становится слугой, игрушкой эгоистических страстей. В качестве структурной свободы появляется возможность отходы и уклонения от жестких композиционных законов классического эпоса. Герой должен пройти через все искушения романа, чтобы стать достойным эпоса.
Тем самым, рыцарский роман предстает одновременно в виде эстетического идеала и жанрово тупика.
Новелла – жанр, созданный литературой Возрождения. В отличие от драматургии, он не имеет образца в античной литературе, в отличие от рыцарского романа – не продолжает средневековую традицию. Жития святых и фабрио (стихотворная комическая повесть, возникшая во Франции в XII веке и вплоть до XIV века пользовавшаяся большой популярностью).
Ренессанская новелла создается в «Декамероне» Джованни Боккаччо. Есть несколько особенностей новеллы:
Первая – рассказ лишается автономности и входит состав целого. Начиная с «Декамерона» новелла существует только в составе новеллистической книги.
Вторая – все сюжеты приводятся к общему знаменателю. В «Декамероне» житийная тематика снижается. Рыцарский сюжет освобождается от своей спиритуальности; сюжет фаблио очищается от эротического или физиологического комизма. Все новеллы объединяются благодаря тому, что в их центре оказывается парадоксальный поворот, который представляет в ином свете ситуацию.
Третья жанровая характеристика новеллы - драматизация и частичная интериоризация конфликта. Поступок, действие, событие не расположены на осях добро/зло, ум/глупость, они указывают на чувства, страсти, привычки, убеждения человека. Поступок имеет опору в самом персонаже.
Четвертая особенность новеллы: она полностью освобождается от соотнесенности с внеповествовательным дидактизмом, не иллюстрирует никаких философских или этических положений. Новелла «Декамерон» утверждает в сознании читателей идеалы благородства, доблести, верности, щедрости, но совершается это только художественными средствами, логикой повествования.
Пятая особенность: новелла под пером Боккаччо изменяет свой статус в литературной иерархии. Фаблио занимали в ней место в самом низу, «пример» вообще не имел какого-либо места. Новелла соотносится с эпосом. Главным признаком литературы в то время был стиль. Боккаччо делает новеллу литературно значимым жанром.
Пять изменений, внесенных Боккаччо, характеризуют новеллу, как жанр. Полностью ренессанским явлением «Декамерон» стал в начале XVI века, когда Пьетро Бембо в своих «Рассуждениях о народном языке» объявил язык и стиль Боккаччо абсолютным и высшим образцом для литературной прозы. Для культурного высказывания на итальянском языке.
Шестнадцатый век, зенит Возрождения, является и временем расцвета новеллы, главным образом в Италии. Все авторы новеллистических книг берут за образец «Декамерон», но ни одному не удается воспроизвести созданный Боккаччо образ действительности. Самый крупный итальянский новеллист того времени – Маттео Банделло. Новеллы Банделло – своеобразная хроника XVI века, на достоверности своих историй настаивал сам новеллист, многие его произведения опираются на реальные события.
Как и Боккаччо, Банделло стремится
представить более
Шестнадцатый век – время расцвета новеллы и в других странах романской Европы, во Франции и в Испании. Большинство новелл в «Гептамероне» Маргариты Наваррской посвящено любовной теме, которая, редко разрешается в традиционном для новеллистики ключе. Подобно Банделло, Маргарита Наваррская изображает игру страстей, но обращает внимание на их внутреннее содержание.
Музыка эпохи Возрождения.
Эпоха Возрождения является временем расцвета всех видов искусств и обращением их деятелей к античным традициям и формам. Музыкальную культуру представляют несколько новых творческих школ и выдающиеся композиторы: Франческо Ландини (XIV век), Гийом Дюфаи и Иоханнес Окегем (XV век), Жоскен Депре (XVI век).
Эпоха Возрождения является периодом перемен во всех областях искусства - живописи, архитектуре, скульптуре, музыке. Этот период ознаменовал переход от средневековья к современности. Период между 1500 и 1600, называемый Высоким Возрождением, является наиболее революционным периодом в истории европейской музыки, это век, в котором была разработана гармония и родилась опера.
Новое мироощущение отразилось в музыке и преобразило ее облик. Она постепенно отходит от норм средневекового канона, индивидуализируется стиль, впервые появляется само понятие «композитор». Изменяется фактура произведений, число голосов увеличивается до четырех, шести и более. Складываются мажорный и минорный лады и тактовая система ритмики, характерные для более поздней музыки.
В эпоху Возрождения
Появляются различные жанры светского музыкального искусства — фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал, возникший в Италии (Л. Маренцио, Я. Аркадельт, Джезуальдо да Веноза), но получивший повсеместное распространение, французская многоголосная песня (К. Жанекен, К. Лежён).
Эпоха Возрождения завершается появлением новых музыкальных жанров — сольной песни, кантаты, оратории и оперы, способствовавших постепенному утверждению гомофонного стиля.
В концертной жизни начала эпохи Ренессанса основным инструментом был орган, но с течением времени состав музыкальных инструментов расширился, к струнным и духовым инструментам добавились новые разновидности. Например, виолы – семейство струнных смычковых. По форме они напоминают инструменты современного скрипичного семейства (скрипку, альт, виолончель) и являются их предшественниками (сосуществовали в музыкальной практике до середины XVII столетия).
Среди шипковых инструментов эпохи Возрождения центральное место принадлежит лютне. В Европу она пришла с Ближнего Востока в конце XIV века, а к началу XVI века этому инструменту был создан богатый репертуар, под аккомпанемент лютни исполняли песни.
В XV – XVI веках возникли различные виды клавишных. Основные типы таких инструментов – клавесин, клавикорд, чембало, вёрджинел.
За Средневековьем последовал Ренессанс, который был для музыкантов эрой открытий, новшеств и исследований, эпохой Возрождения всех слоев культурного и научного проявления жизни от музыки и живописи до астрономии и математики. Хотя в основном музыка оставалась религиозной, но ослабление церковного контроля над обществом открыло композиторам и исполнителям большую свободу в проявлении своих талантов. Музыка эпохи Возрождения, подобно изобразительному искусству и литературе, возвратилась к ценностям античной культуры. Она не только услаждала слух, но и оказывала на слушателей духовное и эмоциональное воздействие.