Мир исламской кульуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 10:03, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы обусловлена следующим фактором - исламские общины имеют значительное влияние в нашей стране _ в России, а также в среднеазиатских странах СНГ. Районы традиционного распространения ислама в России охватывают значительную территорию _ Северный Кавказ, Поволжье. Также преимущественно ислам исповедуют в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабо-язычные народы почти поголовно исповедуют ислам, ирано-язычные - в подавляющем большинстве.

Оглавление

Введение
Возникновение ислама
2. Сущность мусульманского вероучения
2.1 Ислам
2.2 Коран
2.3 Мусульманские праздники
3. Культура
3.1 Наука
3.2 Литература
3.3 Архитектура. Искусство
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

1.docx

— 62.07 Кб (Скачать)

Выдающимся ученым Египта был Ибн-аль-Хайсам, математик и физик, автор знаменитых трудов по оптике.

Надо отметить и еще одно удивительное направление  в развитии арабской науки -- алхимию (араб, «аль-кимия» от греч. hernia «черная магия»; heo -- «лью»). Алхимией занимались и до арабов, например, в Египте в начале первого тысячелетия н. э. Как и другие алхимики, арабы искали “философский камень”, с помощью которого надеялись получать золото из свинца и других металлов. Однако при этом они открыли способ дистилляции, и, пожалуй, первыми выделили из органических продуктов спирт -- алкоголь (араб, al-kohl «мельчайший порошок»). [1]

Весьма высокий  уровень у арабов имела медицина, ее достижения в различных областях длительное время питали европейскую  медицину. Один из первых знаменитых врачей ар-Рази (IX в.) был величайшим клиницистом в мире ислама, многие его труды являются настоящими медицинскими энциклопедиями. Крупную энциклопедию в области медицины представляет собой и «Канон медицины» знаменитого Ибн Сины (Авиценны). Величайший хирург арабского мира аз-Захрави поднял хирургию до ранга самостоятельной науки, его важнейший трактат «Ташриф» положил начало иллюстрированным трудам по хирургии. Он стал применять антисептические средства при лечении ран и накожных повреждений, изобрел нити для хирургических швов, а также около 200 хирургических инструментов, которые впоследствии использовались хирургами, как в мусульманском, так и в христианском мире. Другим знаменитым пионером медицины был Ибн Зухр (Авен-зоар), один из крупнейших арабских врачей Испании (1094--1160). Он первым описал воспаление легких, рак желудка и др.; его считают предвестником экспериментальной медицины.

Арабским ученым мы обязаны также созданием фармацевтики как признанной профессии, фармакология стала самостоятельной наукой, независимой  от медицины, хотя и связанной с  нею. Они придавали огромное значение химиотерапии, многие лекарственные  травы арабской фармакопеи до сих  пор используются в лечении: сенна, спорыш и др.

Арабское искусство  врачевания знало водотерапию, психотерапию и лечебную диету. Следует обратить внимание на то, что в арабском мире было построено много госпиталей, в том числе и специальные госпитали для психически больных; часто эти госпитали были связаны с научными

3.2 Литература

В первые века ислама искусство рифмовать становится в больших городах придворным ремеслом. Поэты выступали и как  литературоведы. В VIII--Х вв. были записаны многие произведения доисламской арабской устной поэзии. Так, в IX в. были составлены два сборника «Хамаса» («Песни доблести»), в которые вошли стихотворения более 500 староарабских поэтов. В Х в. писателем, ученым, музыкантом Абу-ль-Фарадж Аль-Исфахани была составлена многотомная антология «Китаб ал-Агани» («Книга песен»), включающая произведения и биографии поэтов, а также сведения о композиторах, исполнителях.

Выдающимся поэтом был Абу Нувас (между 747 - 762 - между 813 - 815), виртуозно владеющий формой стиха. Для него были характерны ирония и ветреность, он воспевал любовь, веселые пиры и подсмеивался над модным тогда увлечением старыми стихами бедуинов.

В X--XV вв. постепенно сложился знаменитый сейчас на весь мир  сборник арабских народных сказок «Тысяча и одна ночь». В основе их лежали переработанные сюжеты персидских, индийских, греческих сказаний, действие которых было перенесено в арабскую придворную и городскую среду, а также собственно арабские сказки. Это сказки про Али-бабу, Аладдина, Синбада-морехода и др. Героями сказок были также принцессы, султаны, купцы, горожане. Излюбленным персонажем средневековой арабской литературы был бедуин -- дерзкий и осторожный, лукавый и простодушный, хранитель чистой арабской речи.

Непреходящую  мировую славу принесли Омару Хайяму (1048--1122), персидскому поэту, ученому, его стихи -- философские, гедонические и вольнодумные рубай.

3.3 Архитектура. Искусство

Арабская архитектура  развивалась на основе переработки  арабами прежде всего греческих, римских и иранских художественных традиций.

Наиболее известные  памятники архитектуры того времени  мечеть Амра в Фустате и соборная мечеть в Куфе, созданные в VII в. Тогда же был построен знаменитый храм «Купол скалы» в Дамаске, отделанный мозаикой и разноцветным мрамором. С VII--VIII вв. мечети имели прямоугольный двор, окруженный галереями, многоколонный молитвенный зал. Позднее появились монументальные порталы на главном фасаде.

С Х в. здания начинают украшать изящными растительными  и геометрическими орнаментами, в которые были включены стилизованные  надписи - арабская вязь. Такой орнамент, европейцы его называли арабеска, был построен по принципу бесконечного развития и ритмического повторения узора

В исламе запрещалась  скульптура, не одобрялись изображения  живых существ. В результате живопись не получила в арабской культуре значительного  развития, ограничиваясь орнаментами. С XII в. начало развиваться искусство миниатюр, в том числе книжной.

В целом изобразительное  искусство ушло в ковровость, его характерными чертами стали цветистость и узорчатость. Сочетание ярких красок, однако, было всегда строго геометрично, рассудочно и подчинено мусульманской символике.

Арабы считали  лучшим для глаз цветом красный - это  был цвет женщин, детей и радости. Насколько был любим красный, настолько был презираем серый. Белый, черный и фиолетовый цвета трактовались как цвета траура, отказа от радостей жизни. Особенно выделялся в исламе зеленый цвет, имевший исключительный престиж. В течение многих веков он был запретен и для немусульман, и для низших слоев приверженцев ислама. [4]

Заключение

Несмотря на наличие разных направлений, ислам  в целом представляет собой достаточно цельную религиозную систему. В  силу своей специфики ислам буквально  с момента своего возникновения оказался втянутым в постоянные политические распри и разногласия.

Безусловная исключительность личности пророка Мухаммеда явилась  причиной того, что провинциальное движение с идеологией, близкой иудео-христианским сектам приобрело глубоко оригинальные черты, духовную и политическую мощь, сделавшую рождение ислама одним  из важнейших событий всемирной  истории.

Я надеюсь, что  достаточно четко раскрыла тему - мир  исламской культуры. В данной работе описала такие моменты, как возникновение  ислама, сущность мусульманского вероучения, культура.

Список  литературы

1.Быстрова, А.Н.  Мир культуры. (Основы культурологии) [Текст]: учебное пособие / А.Н.  Быстрова. - 2-е изд., исправленное  и дополненное. - М.: Издательство  Федора Конюхова; Новосибирск: ООО  «Издательство ЮКЭА», 2002. - 712 с. 

2.Горшколепов,  Г.А., Кузьмина, А.А. Введение в  культорологию [Текст] / Г.А. Горшколепов, А.А. Кузьмина. - М.: ВЛАДОС, 1995., 198 с.

3. Ильина, Е.А., Буров,  М.Е. Культурология: конспект лекций [Текст] / Е.А.Ильина, М.Е. Буров. - М.: МИЭМП, 2005. - 104 с.

4.Маркова, А.Н.  Культурология. История мировой  культуры [Текст]: учебник для вузов  / под ред. А.Н. Марковой. - 2-е  изд., перераб. и доп. -- М.: ЮНИТИ, 2000. - 600 с.

5. Поликарпов, В.С.  Лекции по культурологи [Текст] / В.С. Поликарпов. - М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 1997. - 344 с.

6. http://ru.wikipedia.org./wiki

7. http://www.etost.ru/zerkov/musulman/kurban.shtml 

а

В исламе запрещалась  скульптура, не одобрялись изображения  живых существ. В результате живопись не получила в арабской культуре значительного  развития, ограничиваясь орнаментами. С XII в. начало развиваться искусство миниатюр, в том числе книжной.

В целом изобразительное  искусство ушло в ковровость, его характерными чертами стали цветистость и узорчатость. Сочетание ярких красок, однако, было всегда строго геометрично, рассудочно и подчинено мусульманской символике.

Арабы считали  лучшим для глаз цветом красный - это  был цвет женщин, детей и радости. Насколько был любим красный, настолько был презираем серый. Белый, черный и фиолетовый цвета трактовались как цвета траура, отказа от радостей жизни. Особенно выделялся в исламе зеленый цвет, имевший исключительный престиж. В течение многих веков он был запретен и для немусульман, и для низших слоев приверженцев ислама. [4]

Заключение

Несмотря на наличие разных направлений, ислам  в целом представляет собой достаточно цельную религиозную систему. В  силу своей специфики ислам буквально  с момента своего возникновения  оказался втянутым в постоянные политические распри и разногласия.

Безусловная исключительность личности пророка Мухаммеда явилась  причиной того, что провинциальное движение с идеологией, близкой иудео-христианским сектам приобрело глубоко оригинальные черты, духовную и политическую мощь, сделавшую рождение ислама одним  из важнейших событий всемирной  истории.

Я надеюсь, что  достаточно четко раскрыла тему - мир  исламской культуры. В данной работе описала такие моменты, как возникновение  ислама, сущность мусульманского вероучения, культура.

Список  литературы

1.Быстрова, А.Н.  Мир культуры. (Основы культурологии) [Текст]: учебное пособие / А.Н.  Быстрова. - 2-е изд., исправленное  и дополненное. - М.: Издательство  Федора Конюхова; Новосибирск: ООО  «Издательство ЮКЭА», 2002. - 712 с. 

2.Горшколепов,  Г.А., Кузьмина, А.А. Введение в  культорологию [Текст] / Г.А. Горшколепов, А.А. Кузьмина. - М.: ВЛАДОС, 1995., 198 с.

3. Ильина, Е.А., Буров,  М.Е. Культурология: конспект лекций [Текст] / Е.А.Ильина, М.Е. Буров. - М.: МИЭМП, 2005. - 104 с.

4.Маркова, А.Н.  Культурология. История мировой  культуры [Текст]: учебник для вузов  / под ред. А.Н. Марковой. - 2-е  изд., перераб. и доп. -- М.: ЮНИТИ, 2000. - 600 с.

5. Поликарпов, В.С.  Лекции по культурологи [Текст] / В.С. Поликарпов. - М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 1997. - 344 с.

6. http://ru.wikipedia.org./wiki

Информация о работе Мир исламской кульуры