Мир исламской кульуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 10:03, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы обусловлена следующим фактором - исламские общины имеют значительное влияние в нашей стране _ в России, а также в среднеазиатских странах СНГ. Районы традиционного распространения ислама в России охватывают значительную территорию _ Северный Кавказ, Поволжье. Также преимущественно ислам исповедуют в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабо-язычные народы почти поголовно исповедуют ислам, ирано-язычные - в подавляющем большинстве.

Оглавление

Введение
Возникновение ислама
2. Сущность мусульманского вероучения
2.1 Ислам
2.2 Коран
2.3 Мусульманские праздники
3. Культура
3.1 Наука
3.2 Литература
3.3 Архитектура. Искусство
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

1.docx

— 62.07 Кб (Скачать)

Согласно преданию, верующие явились к Мухаммеду  и сказали, что живущие в Медине евреи празднуют свой праздник, и  спросили, можно ли мусульманам присоединиться к ним. Пророк однозначно запретил им это, сказав, что Аллах определит  для мусульман праздники лучше, и именно они будут угодны Богу. Так мусульманам были даны два  великих праздника: Ид уль-адха (Курбан байрам) и Ид уль-фитр (Рамадан байрам).

Остальные памятные дни изначально праздниками не считались, и по их случаю не было никаких торжеств. Однако практически сразу особое место отведено таким дням, как  джума (пятница), день Арафат, день Ашура и ночь Предопределения. Они были определены как время усердного поклонения Аллаху, а не как время для торжеств и веселья. Все остальные, отмечаемые в наше время, дни считались памятными датами (начало нового года по хиджре (лунному календарю), Маулид и т.д.), и долгое время в исламе вообще никак не отмечались.

Если светский праздник - это причина или же повод к беззаботной радости, веселому время препровождению, то в мусульманском понимании, праздник - это возможность для каждого  многократно умножить добрые деяния, которые в Судный день будут сравнены с плохими деяниями, это возможность  перевешивания чаши весов своих  деяний в сторону добра. Мусульманские  праздники дают верующим стимул для  более усердного богослужения. Поэтому  в праздники, в священные дни  и ночи мусульмане совершают специальные  ритуальные намазы, читают Коран и  молитвы, стараются обрадовать родственников, соседей, всех знакомых и незнакомых, посещают друг друга, раздают пожертвования, дарят подарки, стараются ни в  коем случае не обижать никого.

Например, 6 ноября - 1-ый день Рамадана (Начало Большого поста). 1-й день рамадана - это начало месячного поста (саум) в течение священного месяца рамадан. Большой пост в течение месяца рамадан (по-перс. - рамазан) обязателен для всех взрослых, здоровых, ритуально чистых людей. Ритуальная чистота (тахара) в исламе имеет очень большое значение, тахара означает освобождение от всего оскверняющего. Нарушившие случайно пост, должны поститься после окончания месяца рамадан в течение потерянных дней. Соблюдение 30-дневного поста в месяце рамадан связано с упоминанием в Коране о том, что именно в этот месяц Аллах через архангела Джабраила ниспослал пророку Мухаммеду в виде откровения Коран.

5 декабря - Ураза-байрам (Ид  аль-Фитр) - праздник разговения. Исламский мир завершает священный месяц поста Рамадан праздником разговения Ураза-байрам (Ид аль-Фитр). Ураза-байрам - праздник разговенья знаменует завершение поста в месяце рамадан. Он называется малым праздником в противоположность большому празднику - празднику жертвоприношения. В праздник разговенья дарят подарки, обмениваются традиционными блюдами с ближайшими соседями; очень важно в дни праздника собрать вместе всех своих родственников и не выпускать их из дома, так как считается, что в Ид аль-фитр в дом приходят души умерших. После торжественного богослужения верующие посещаются усыпальницы местных святых, кладбище - помянуть умерших. Семьи умерших за последний год устраивают поминки с приглашением муллы, родственников и близких.

22 февраля - Ид аль-курбан - Праздник жертвоприношения. Ид аль-курбан (Курбан-байрам, Ид-аль-Адха) - Праздник жертвоприношения. Праздник жертвоприношения является частью мусульманского обряда паломничества в Мекку.

Для принесения жертвы мусульмане специально откармливают выбранное животное. Иногда мусульмане приготовленных к закланию животных украшают всевозможными магическими  амулетами, разукрашивают яркой  краской, увешивают ожерельями и  колокольчиками.

Близким, друзьям  и родственникам в дни праздника  стараются сделать подарки. В  последующие после праздника  дни обычно наносят визиты к родным и близким знакомым, так как  посещение в дни праздника  жертвоприношения считается благословенным и желательным.

 

3. Культура

3.1 Наука

Как и  вообще на Востоке, в ........... у начинанию в любом деле. После еды обязательно благодарят Аллаха: «Аль-хамду лиллахи!» («Слава Аллаху!»).

Первым подается хлеб. Лепешки, лаваш нельзя резать ножом -- надо ломать руками. Запрещено пить вино, играть в азартные игры. Нельзя есть свинину. Если хлеб упал на землю, его надо обязательно поднять и отдать птицам или животным. Гостеприимство свято. Если умер человек, его надо похоронить в течение суток. Особое отношение должно быть у мусульман к вопросам веры. Коран говорит: «О вы, которые уверовали! Не приближайтесь к молитве, когда вы пьяны, пока не будете понимать, что вы говорите, или оскверненными - кроме как, будучи путешественниками в дороге - пока не омоетесь. А если вы больны или в путешествии, или кто-нибудь из вас пришел из нужника, или вы прикасались к женщинам и не нашли воды, то омывайтесь чистым песком и обтирайте ваши лица и руки. Поистине, Аллах извиняющий и прощающий» [1]

Кроме Корана, важными  источниками знаний, норм - самых  разнообразных, в арабской культуре считается Сунна и Шариат. Сунна (образ жизни, поведения) - это сборник  легенд и религиозных преданий о  пророке Мухаммеде. Это источник, поясняющий и дополняющий Коран, служащий основой мусульманского вероучения, обрядов. Шариат - свод законов, включающий широкий круг правовых норм, хотя в  данной культуре политическая и религиозная  сферы разделены достаточно условно. Вместе Коран, Сунны, Шариат образуют довольно четкую систему религиозных, нравственных, правовых норм и требований, регулирующих и в какой-то степени определяющих сознание, быт и жизнь мусульманина от рождения до смерти. [3]

2.3Мусульманские  праздники

В мусульманском  религиозном календаре праздничных  дат немного. В период становления  ислама Пророк Мухаммад запретил своим  последователям праздновать немусульманские  праздники и принимать в них  участие, так как, участвуя в религиозном  празднике, человек тем самым  присоединяется к обряду той религии, которая его устраивает и проводит.

Согласно преданию, верующие явились к Мухаммеду  и сказали, что живущие в Медине евреи празднуют свой праздник, и  спросили, можно ли мусульманам присоединиться к ним. Пророк однозначно запретил им это, сказав, что Аллах определит  для мусульман праздники лучше, и именно они будут угодны Богу. Так мусульманам были даны два  великих праздника: Ид уль-адха (Курбан байрам) и Ид уль-фитр (Рамадан байрам).

Остальные памятные дни изначально праздниками не считались, и по их случаю не было никаких торжеств. Однако практически сразу особое место отведено таким дням, как  джума (пятница), день Арафат, день Ашура и ночь Предопределения. Они были определены как время усердного поклонения Аллаху, а не как время для торжеств и веселья. Все остальные, отмечаемые в наше время, дни считались памятными датами (начало нового года по хиджре (лунному календарю), Маулид и т.д.), и долгое время в исламе вообще никак не отмечались.

Если светский праздник - это причина или же повод к беззаботной радости, веселому время препровождению, то в мусульманском понимании, праздник - это возможность для каждого многократно умножить добрые деяния, которые в Судный день будут сравнены с плохими деяниями, это возможность перевешивания чаши весов своих деяний в сторону добра. Мусульманские праздники дают верующим стимул для более усердного богослужения. Поэтому в праздники, в священные дни и ночи мусульмане совершают специальные ритуальные намазы, читают Коран и молитвы, стараются обрадовать родственников, соседей, всех знакомых и незнакомых, посещают друг друга, раздают пожертвования, дарят подарки, стараются ни в коем случае не обижать никого.

Например, 6 ноября - 1-ый день Рамадана (Начало Большого поста). 1-й день рамадана - это начало месячного поста (саум) в течение священного месяца рамадан. Большой пост в течение месяца рамадан (по-перс. - рамазан) обязателен для всех взрослых, здоровых, ритуально чистых людей. Ритуальная чистота (тахара) в исламе имеет очень большое значение, тахара означает освобождение от всего оскверняющего. Нарушившие случайно пост, должны поститься после окончания месяца рамадан в течение потерянных дней. Соблюдение 30-дневного поста в месяце рамадан связано с упоминанием в Коране о том, что именно в этот месяц Аллах через архангела Джабраила ниспослал пророку Мухаммеду в виде откровения Коран.

5 декабря - Ураза-байрам (Ид  аль-Фитр) - праздник разговения. Исламский мир завершает священный месяц поста Рамадан праздником разговения Ураза-байрам (Ид аль-Фитр). Ураза-байрам - праздник разговенья знаменует завершение поста в месяце рамадан. Он называется малым праздником в противоположность большому празднику - празднику жертвоприношения. В праздник разговенья дарят подарки, обмениваются традиционными блюдами с ближайшими соседями; очень важно в дни праздника собрать вместе всех своих родственников и не выпускать их из дома, так как считается, что в Ид аль-фитр в дом приходят души умерших. После торжественного богослужения верующие посещаются усыпальницы местных святых, кладбище - помянуть умерших. Семьи умерших за последний год устраивают поминки с приглашением муллы, родственников и близких.

22 февраля - Ид аль-курбан - Праздник жертвоприношения. Ид аль-курбан (Курбан-байрам, Ид-аль-Адха) - Праздник жертвоприношения. Праздник жертвоприношения является частью мусульманского обряда паломничества в Мекку.

Для принесения жертвы мусульмане специально откармливают выбранное животное. Иногда мусульмане приготовленных к закланию животных украшают всевозможными магическими  амулетами, разукрашивают яркой  краской, увешивают ожерельями и  колокольчиками.

Близким, друзьям  и родственникам в дни праздника  стараются сделать подарки. В  последующие после праздника  дни обычно наносят визиты к родным и близким знакомым, так как  посещение в дни праздника  жертвоприношения считается благословенным и желательным.

 

3. Культура

3.1 Наука

Как и вообще на Востоке, в исламской культуре ценились мудрость и мудрецы. Многие халифы покровительствовали ученым, чем немало гордились.

Известный на Востоке  среднеазиатский ученый Мухаммед бен Муса (787--ок. 850), прозванный аль-Хорезми (т. е. родом из Хорезма), автор трактата по арифметике и алгебре «Книга о восстановлении и противопоставлении», ввел в мировую культуру так называемые арабские цифры. Впервые они появились в Индии, но через работы Хорезми, переведенные в XII веке на латинский язык, стали известны миру, значительно облегчив математические расчеты, затрудненные римской цифровой системой.

Именно Хорезми  впервые употребил в науке  понятие «алгебра» (от арабского названия его трактатов «Китаб аль-джебр валь мукабала»). От латинской транслитерации имени ученого -- algorithmi (Аль-горизми -- аль-Хорезми) произведен и термин «алгоритм».

Выдающимся ученым Египта был Ибн-аль-Хайсам, математик и физик, автор знаменитых трудов по оптике.

Надо отметить и еще одно удивительное направление  в развитии арабской науки -- алхимию (араб, «аль-кимия» от греч. hernia «черная магия»; heo -- «лью»). Алхимией занимались и до арабов, например, в Египте в начале первого тысячелетия н. э. Как и другие алхимики, арабы искали “философский камень”, с помощью которого надеялись получать золото из свинца и других металлов. Однако при этом они открыли способ дистилляции, и, пожалуй, первыми выделили из органических продуктов спирт -- алкоголь (араб, al-kohl «мельчайший порошок»). [1]

Весьма высокий  уровень у арабов имела медицина, ее достижения в различных областях длительное время питали европейскую  медицину. Один из первых знаменитых врачей ар-Рази (IX в.) был величайшим клиницистом в мире ислама, многие его труды являются настоящими медицинскими энциклопедиями. Крупную энциклопедию в области медицины представляет собой и «Канон медицины» знаменитого Ибн Сины (Авиценны). Величайший хирург арабского мира аз-Захрави поднял хирургию до ранга самостоятельной науки, его важнейший трактат «Ташриф» положил начало иллюстрированным трудам по хирургии. Он стал применять антисептические средства при лечении ран и накожных повреждений, изобрел нити для хирургических швов, а также около 200 хирургических инструментов, которые впоследствии использовались хирургами, как в мусульманском, так и в христианском мире. Другим знаменитым пионером медицины был Ибн Зухр (Авен-зоар), один из крупнейших арабских врачей Испании (1094--1160). Он первым описал воспаление легких, рак желудка и др.; его считают предвестником экспериментальной медицины.

Арабским ученым мы обязаны также созданием фармацевтики как признанной профессии, фармакология стала самостоятельной наукой, независимой  от медицины, хотя и связанной с  нею. Они придавали огромное значение химиотерапии, многие лекарственные  травы арабской фармакопеи до сих  пор используются в лечении: сенна, спорыш и др.

Арабское искусство  врачевания знало водотерапию, психотерапию и лечебную диету. Следует обратить внимание на то, что в арабском мире было построено много госпиталей, в том числе и специальные госпитали для психически больных; часто эти госпитали были связаны с научными

3.2 Литература

В первые века ислама искусство рифмовать становится в больших городах придворным ремеслом. Поэты выступали и как  литературоведы. В VIII--Х вв. были записаны многие произведения доисламской арабской устной поэзии. Так, в IX в. были составлены два сборника «Хамаса» («Песни доблести»), в которые вошли стихотворения более 500 староарабских поэтов. В Х в. писателем, ученым, музыкантом Абу-ль-Фарадж Аль-Исфахани была составлена многотомная антология «Китаб ал-Агани» («Книга песен»), включающая произведения и биографии поэтов, а также сведения о композиторах, исполнителях.

Информация о работе Мир исламской кульуры