Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 07:25, реферат
Массовая культура, будучи одним из самых ярких проявлений социокультурного бытия современных развитых сообществ, остается сравнительно мало осмысленным феноменом с точки зрения общей теории культуры. Интересные теоретические основания исследования социальных функций массовой культуры были разработаны в последние годы Э. Орловой [I].
- индустрия
развлекательного досуга, включающая
в себя массовую
- индустрия
оздоровительного досуга, физической
реабилитации человека и
- индустрия
интеллектуального досуга ("культурный"
туризм, художественная
- система организации,
стимулирования и управления
потребительским спросом на
- разного рода
игровые комплексы от
- всевозможные
словари, справочники, энциклопедии, каталоги,
электронные и иные банки
Можно перечислить
еще ряд иных, более частных направлений
массовой культуры. Поскольку в повседневном
быту люди сталкиваются с феноменами массовой
культуры чаще всего в ее наиболее коммерциализированных
проявлениях - эстрадно-музыкальном, эротическом
и развлекательно-игровом шоу-бизнесе,
"низких" жанрах кино и литературы,
назойливой рекламе, низкопробных публикациях
и передачах СМИ и т.п., в обществе (в частности
в отечественном) сложилось несколько
однобокое представление о массовой культуре
как о сугубо коммерческой, безвкусной
и безнравственной "контркультурной"
тенденции, характерной своей откровенностью
в сексуальной сфере, нездоровым интересом
к проблемам человеческой физиологии
и психопатологии, образам насилия, жестокости,
антиэстетизма и пр., по существу паразитирующей
на всем том, что в традиционной культуре
всегда считалось запретным, тайным или
по крайней мере не рекомендуемым к публичной
демонстрации. Разумеется, все это имеет
широкое распространение в массовой культуре,
но отнюдь не потому, что она неспособна
к самовыражению в других образных системах,
на других более эстетических языках.
Вспомним, что в тоталитарных обществах
имеет место совершенно другая по своим
формам и проявлениям массовая культура
милитаристско-психо-
Все это мы уже видели. Но условия жизни ("правила игры" социального общежития) к сегодняшнему дню радикально переменились. "Хождение строем под барабан" и сексуальная ориентация на обаятельный образ "девушки с веслом" уже не соответствуют актуальному уровню "права на индивидуальность" каждого из нас. Сегодня мы ориентированы на совершенно другие стандарты социальной престижности, выстроенные в той системе образов и на том языке, которые уже фактически стали международными и которые, несмотря на брюзжание старшего поколения и тради-ционалистски ориентированных групп населения, нас вполне устраивают, привлекают и завлекают. И никто нам эту "культурную продукцию" не навязывает. В отличие от политической идеологии что-либо "про это" никому навязать нельзя. За каждым сохраняется право выключить телевизор, когда ему захочется. Массовая культура как один из наиболее свободных по режиму своего распространения товаров на рынке информации может существовать только в условиях добровольного и ажиотажного спроса. Конечно, уровень подобного ажиотажа искусственно поддерживается заинтересованными продавцами товара, но сам факт повышенного спроса именно на это, выполненное именно в этой образной стилистике, на этом языке, порожден самим потребителем, а не продавцом. В конце концов образы массовой культуры, как и всякая иная образная система, демонстрируют нам не что иное, как наше собственное "культурное лицо", которое на самом деле было присуще нам всегда; просто в советское время эту "сторону лица" не показывали по телевизору. Если бы это "лицо" было абсолютно чужим, если бы в обществе не имел место действительно массовый спрос на все это, мы бы и не реагировали на него столь остро.
Но главное все же заключается в том, что подобная коммерчески привлекательная, выставленная на свободную продажу компонента массовой культуры является отнюдь не самой сущностно значимой ее чертой и функцией, а может быть, и наиболее безобидным ее проявлением. Гораздо важнее то, что массовая культура представляет собой новый в социокультурной практике, принципиально более высокий уровень стандартизации системы образов социальной адекватности и престижности, какую-то новую форму организации "культурной компетентности" современного человека, его социализации и инкультурации, новую систему управления и манипулирования его сознанием, интересами и потребностями, потребительским спросом, ценностными ориентациями, поведенческими стереотипами и т.п.
Насколько это опасно? Или, может быть, наоборот, в сегодняшних условиях необходимо и неизбежно? Этого мы еще не знаем.
Хотя массовая культура, безусловно, является "эрзац-продуктом" специализированных "высоких" областей культуры, не порождает собственных смыслов, а лишь имитирует явления специализированной культуры, пользуется ее формами, смыслами, профессиональными навыками, нередко пародируя их, редуцируя до уровня восприятия "малокультурного" потребителя, не стоит оценивать это явление однозначно негативно. Массовая культура порождается объективными процессами социальной модернизации сообществ, когда социализирующая и инкультурирующая функции традиционной обыденной культуры (сословного типа), аккумулирующей социальный опыт городской жизни в доиндустриальную эпоху, утрачивают свою эффективность и содержательную актуальность, а массовая культура фактически принимает на себя функции инструмента обеспечения первичной социализации личности в условиях национального общества со стертыми сословие-классовыми границами. Вполне вероятно, что массовая культура является эмбриональным предшественником какой-то новой, еще только нарождающейся обыденной культуры, отражающей социальный опыт жизни уже на индустриальном (культурно-национальном) и постиндустриальном (во многом уже транснациональном) этапах развития, и в процессах селекции ее пока еще весьма неоднородных по своим характеристикам форм может вырасти новый социокультурный феномен, параметры которого нам еще не ясны.
Так или иначе, но очевидно, что массовая культура представляет собой вариант обыденной культуры городского населения (и прежде всего той его части, которая относится или тяготеет к буржуазной в функциональном смысле субкультуре) эпохи "высоко специализированной личности", компетентной только в своей узкой сфере знаний и деятельности, а в остальном предпочитающей пользоваться печатными, электронными или одушевленными справочниками, каталогами, "гидами" и иными источниками экономно скомпонованной и редуцированной "для круглых дураков" информации.
В конце концов эстрадная певица, приплясывающая у микрофона, поет примерно о том же, о чем писал в своих сонетах Шекспир, но только в данном случае переведенном на язык "два прихлопа, три притопа". Для человека, имеющего возможность читать Шекспира в подлиннике, это звучит отвратительно. Но можно ли научить все человечество читать Шекспира в подлиннике, как это сделать, как стимулировать его потребность в этом и - главное - нужно ли это вообще? Вопрос, надо сказать, далеко не оригинальный, а лежащий в основе всех социальных утопий всех времен и народов. Массовая культура не является ответом на него. Она лишь заполняет лакуну, образуемую отсутствием какого-либо ответа. И есть подозрение, что это надолго.
1. Орлова Э.А. Динамика
культуры и целеполагающая
2. Флиер А.Я. Культура как фактор национальной безопасности // Общественные науки и современность. 1998. № 3.
3. Фуко М. Слова и вещи.
Археология гуманитарного