Любовь как предмет культурологического исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 13:20, реферат

Краткое описание

Любовь – часть жизни каждого из нас. Любят Родину и прекрасную идею, дело своей жизни и родных, великое искусство и лучшую на свете женщину… А что может научить любви? Любви нас учат жизнь и искусство, сама любовь и философия. Многоцветье человеческой любви так естественно отражается многоцветьем суждений о ней. Само чувство любви, доставшееся нам в своих биологических основах от животных предков, выращено, выпестовано историей, что это «чудо цивилизации» существует уже несколько тысяч лет.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………С. 3 – 4
Глава 1: Философия и любовь…………………………………………….С. 5 – 9
Глава 2: Любовь в архаической и примитивной культуре……………С. 10 – 14
Глава 3: Феномен любви в искусстве XIX века……………………….С. 15 – 21
Глава 4: Куртуазная любовь……………………………………………С. 22 – 24
Заключение …………………………………………………………………...С. 25
Список используемой литературы………………………………………..…С. 26

Файлы: 1 файл

Любовь.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

     Нетрудно  заметить, что классицизм и романтизм  совершенно по-разному интерпретируют феномен любви. Классицизм выдвигал логику, дисциплину, рационализм в изображении образов любви, романтизм же, напротив, акцентирует внимание на выражении фантазии, насилия, страсти. Здесь очевидна связь искусства с теоретической традицией: классицизм основывается на идеализме и связанных с ним нравственных идеях, тогда как художники- романтики вдохновляются принципами романтической эстетики и философии любви.

     Академическое искусство конца века показало полную неспособность в интерпретации  феномена любви.  Оно воспроизводило классические сюжеты, которые при  этом лишаются духа новаторства. Так, английский художник Уолтер Крейн почти буквально воспроизводит иконографию «Рождения Венеры» Боттичелли, что придает картине характер пародии или карикатуры. Чисто академическим упражнением выглядит картина Мэттью Корбетта «Влюбленная Психея теряет образ своей любви». Все попытки подобного рода свидетельствовали о необходимости  новой иконографии, новой интерпретации. Она была создана в кругу английских художников-прерафаэлитов, поднявших бунт против академического искусства и создавших новый стиль в живописи, соединяющий интерес к живой природе с эстетизацией мифа или эпоса.

     В этом отношении наиболее показательно творчество Данте Габриэля Россетти (1828-1882), который долгое время был  лидером движения прерафаэлитов. Главная тема, которая пронизывает все его творчество, - тема любви. Очевидно, что молодой художник во многом воспринял ее из произведений Данте, которые он переводил. Как известно, у Данте любовь к Беатриче,- скорее к ее идеальному, чем реальному образу, - была основой всей его поэзии, всего творчества. В одном из сонетов Данте описывает, как Любовь, просыпается при появлении Красоты в образе прекрасной женщины. Этот поэтический образ получает визуальную жизнь в дантовских рисунках Россетти, в которых часто появляется тема сна. На картине «Сон Данте» изображена лежащая на постели Беатриче, а бог любви с луком и стрелами в одной руке и крепко сжимающий руку Данте другой наклоняется над умершей Беатриче, чтобы запечатлеть на ее лице прощальный поцелуй – символ соединения любящих после смерти. 

     Дантовская  концепция любви раскрывается в  символической картине Россетти «Любовь Данте». В центре композиции – крылатый Амур с луком и стрелами на фоне звездного неба. В верхнем левом и нижнем правом углу картины изображены лица Данте и Беатриче как лики солнца и луны. На одном из ранних эскизов к картине была надпись на итальянском языке: «Любовь движет солнцем и другими звездами».

     Другая  излюбленная тема картин Россетти –  любовь Паоло и Франчески. Картина  «Паоло и Франческа да Римини» - это  триптих, где слева изображены Паоло  и Франческа за чтением книги, в центре – стоящие фигуры Данте и Беатриче, а справа – Паоло и Франческа, сжимающие друг друга в объятиях после своей смерти. Идея этой картины – победа над смертью.

     Из  Библии Россетти выбирает сюжет, связанный  с темой христианской любви, представляя  ее в красочной картине  «Магдалина перед дверью Симона Фарисея». Из Шекспира он берет тему любви Гамлета и Офелии («Гамлет и Офелия»), из хроник короля Артура – любовь Тристана и Изольды («Тристан выпивает любовный напиток»), из античной мифологии – любовь Орфея и Эвридики.

     Россетти создает серию замечательных женских портретов, одновременно чувственных и возвышенных. Долгое время моделью для этих портретов была Элизабет Сиддал, продавщица на Стренде. В 1860 году он женится на Элизабет, но через два года она приняла чрезмерную дозу снотворного и погибла.

     Крушение  семейной жизни отрицательно сказалось  на творчестве Россетти. Понадобилось много времени, чтобы он вновь  вернулся к жанру женского портрета. Памятью об Элизабет навеяна картина «Беата Беатрикс», которую он писал много лет, с 1864 по 1870 год. Основанная на сюжете о смерти Беатриче из «Новой жизни» Данте, она стала одним из известных произведений символизма. Беатриче сидит в позе умирающей, на ее руке – птица, держащая в клюве цветок – вестник смерти. На заднем плане в разных углах картины виднеются картины Данте и Любви, а в центре – мост Веккио во Флоренции.

     В последующем Россетти написал серию  прекрасных женских портретов в  духе символизма, для которых ему  позировали Фани Корнфортз, Алекса Уалдинг  и Джейн Моррис. Последнюю он изображает в образе богини любви в картине «Астарта Сириака». Тема космической любви представлена в картине «Blessed Damozel» (Santa Lilias), на которой изображена прекрасная женщина с лилиями, а на заднем плане картины – целующиеся влюбленные. Такие же символические женские портреты Россетти создает в картинах «Veronica Veronese», «Venus Vetricordia», где изображена богиня любви с яблоками и стрелой. В этих портретах нет простого подражания художникам Возрождения. Россетти находит здесь новое решение для изображения образа женщины, где реалистическая верность модели сочетается с символическим смыслом, таящимся в названии или аксессуарах картины.

       Если Рейнольдс изображал героев своих картин в одежде, соответствующей их положению, то Россети создавал королеву из продавщицы, богиню - из дочери конюха, божество – из проститутки. Элизабет Сиддал, помощница модистки, становилась Региной Кордиум, королевой сердец»

     Россетти  и художники, принадлежащие братству прерафаэлитов, создавали в своих  картинах новый тип чувственности, где непосредственное  ощущение красоты было высшей нормой в искусстве. Это отношение к миру выразилось в характерном для прерафаэлитов эстетизме, принципы которых формулировали теоретики «эстетического движения» в Англии – Джон Рескин, Уолтер Патер, Уильям Моррис. Для них красота была высшей целью творчества, и ради ее достижений не существовало никаких ограничений.

     Утверждая в своем творчестве принципы эстетизма, многие английские художники, и, прежде всего, сам Оскар Уайльд, прибегали к эпатированию буржуазных вкусов. Одним из выдающихся художников, который внес существенный вклад в развитие эротического искусства, был английский график Обри Бердсли (1872 – 1898). Он иллюстрировал многие книги, как классические, так и современные. Среди них – «Похищение локона» Александра Поупа, «Волпоне»  Бен Джонсона, «Саломея» Оскара Уайльда, «Лисистрата» Аристофана. В своих рисунках Бердсли, как и Оскар Уайльд, выступал против господствовавшего в викторианской Англии пуританизма. Стремясь эпатировать буржуа, Бердсли обращался к эротическим сюжетам, которые приводили в ужас буржуазную публику. Многие его рисунки долгое время запрещалось печатать, и они были опубликованы в Англии сравнительно недавно.

     Следует отметить, что повышенный эротизм  рисунков Бердсли был в известной  степени данью эстетизму и  должен рассматриваться как борьба за расширение границ искусства и  свободу художественного выражения художника… Британские эстетики, так же как и их европейские коллеги, использовали ценность эстетической чувственности, противопоставив ее морализму. Это противопоставление порой принимало крайние формы, как, например, открытие еще неизвестного мира сексуальных проявлений в поэзии Суинберна и в рисунках Обри Бердсли.

     Символичен  тот факт, что Гюстав Моро, Фелисьен Ропс и Обри Бердсли умерли в один и тот же год. Этот год означал  конец старой эры в искусстве  и появление новой. На смену этим художникам пришли другие, создавшие новый стиль и новые образы, связанные с миром эроса. Самыми талантливыми из них были австрийские  художники Густав Климт и Эгон Шил, но их творчество и по времени, и по содержанию относится уже к искусству ХХ века.             

Глава 4: Куртуазная любовь

     В середине века мы встречаем две разные традиции и практики любви. Одна сложилась  на основе канонического религиозного понимания, другая – на основе светского, которое, впрочем, тоже подкреплялось  культом Мадонны. В высказываниях  святого Августина обращают на себя внимание три момента: противопоставление античному умозрению (главное – не знать, а верить, любить Бога); противопоставление духа телу, которое, по мнению людей раннего средневековья, уводило человека от Бога, было источником греховных желаний; и, наконец, выдвижение любви к Богу на первый план в ценностном отношении (как единственного источника истинных наслаждений). При таком подходе вопрос об отношении к античной любви решался однозначно: поскольку любовь-страсть и любовь-наслаждение прямо уводили человека от Бога, они были недопустимы, платоническая любовь также отрицалась, ибо исходила не из христианского, а из античного понимания блага, справедливости и божества. Крайние сторонники этих идей (Иероним, Григорий I) отрицали даже брак, как отвлекающий от целей спасения души. Но победила все же умеренная и более реалистическая партия Августина.

     Итак, в браке, в семье любить было нельзя, ведь соитие без желания – это  не любовь. Недаром в средние века супружеская любовь часто понималась как «любовь по принуждению». Кристина Пизанская писала, что «для многих женщин из-за грубости мужей безрадостная жизнь в браке намного тяжелее, чем жизнь рабынь у сарацинов». Вне брака, в публичных домах, любить тоже было нельзя. Любовь за деньги и при отсутствии свободы – это не любовь, а лишь удовлетворение половых влечений, заработок на жизнь или же разврат. Оставалась для любви лишь одна сфера – адюльтер, т.е. любовь к чужой жене, чужому мужу. Можно было, конечно, любить и девушек, но практически это было сложно: девица должна была сохранить девственность, как правило, за ней строго следили, да и в целом она была ориентирована на предстоящий брак. «Никогда во время праздников рыцари не разговаривают и не беседуют с девицами», - утверждает автор романа «Фламенка». 

     В среде рыцарей, а также людей среднего сословия и достатка, со второй половины ХI века формируется специфически средневековая форма любви и поведения, которая получила название куртуазной. Одновременно складывается и куртуазное искусство – поэзия, музыка, пение. Необычен объект куртуазной любви – прекрасная дама. «Я хорошо знаю, - писал, например, Э.Деман, - что сердце ни льва, ни леопарда, ни иного хищника, ни самого религиозного из людей не так верно себе, как верна себе женщина. Женщиной были погублены и царь Соломон, и первый человек, и весь род людской. И нет такого в мире, чего бы ни смогла погубить женщина… И многих смелых и достойных людей погубили либо любовь, либо брак».

     Куртуазная  любовь – это целый ритуал, сложное поведение влюбленных. От куртуазных возлюбленных требуется: особая честь, умение скрывать от посторонних свои чувства и истинные намерения, куртуазное отношение к искусству, умение куртуазно держаться с другими людьми и мн.др. Куртуазное поведение предполагает умение красиво и модно одеваться, охотно слушать и запоминать стихи и повести, вести себя адекватно в разных ситуациях, говорить к месту и говорить куртуазно. Куртуазная любовь предполагает испытание, умение страдать и ждать, без всего этого она неполноценна.

     Куртуазная  любовь – это служение своей даме, однако поэты, прославляя преданность, служение даме, часто теряют чувство меры

     Какова  же награда, чего собственно, добивался  рыцарь, поэт или дама? На первый взгляд чувственной любви, чувственных  наслаждений: поцелуев, объятий, обладания телом. Хотя для куртуазных возлюбленных не менее, а даже более важно не целовать, обнимать и ласкать, а мечтать о нежных поцелуях и любви, страдать, любоваться лицом любимой (любимого).

     Что же собой представляет куртуазная любовь, куртуазное поведение? Как в условиях господства христианской морали, в атмосфере всеобщей ненависти к женщине, к любви, дающей чувственное удовлетворение и наслаждение, в период приниженного положения женщины в семье и обществе, а также «любви, по принуждению» вырос этот замечательный цветок?

           Куртуазная нравственность предполагает в любви свободу и равенство. А где свобода и равенство, там любовью правит взаимное желание, связь сердец, совпадение, как бы мы сегодня сказали, мироощущений.

     Совершенная любовь – это узы, соединяющие двоих единым желанием, родившимся из познания.

     Куртуазная  любовь отличается от любви-страсти  и от платонической любви; многое в куртуазной любви сходно с идеалами любви романтической. Но как она  возникла, из каких идей? Куртуазная любовь, похоже, сложилась в лоне христианского мироощущения, хотя христианская мораль убивала всякую мораль, кроме любви к Богу. Чтобы убедиться в этом, присмотримся внимательно к куртуазному мироощущению.  В центре куртуазной любви находится образ прекрасной дамы, благородной госпожи, мадонны. Конечно, куртуазный поэт не видел в лице своей дамы именно мадонну, но культ мадонны, расцвет которого приходится как раз на  VII-VIII века, подготовил мужчину, во-первых, к восприятию и воспеванию женщины, во-вторых, одухотворил её (создав тем самым дистанцию, тайну, напряжённое отношение), в-третьих, через многочисленные иконы воспитал глаз и вкус, создав новое визуальное восприятие женского лица (а затем по закону смежности и тела). Особенность этого нового восприятия – духовное видение, преображение образа женщины как сотворённой «по образу и подобию», как сияющей божественной красоты. 
 
 

                                        

         

     Заключение

     1. Любовь – в общекультурном смысле называют нравственно-эстетическое чувство в отношениях людей друг к другу, сопровождающееся излучением душевного тепла и сердечности.

     2. Философия любви влияла на  культуру в целом, а через  нее - на отношение в обществе  к любви.

     3. В античной культуре тело стало телом – женщины и мужчины, обладающим пропорциями, гармонией, красотой. Это было открытием чувственной и одновременно божественной любви-страсти.

Информация о работе Любовь как предмет культурологического исследования