Любовь как предмет культурологического исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 13:20, реферат

Краткое описание

Любовь – часть жизни каждого из нас. Любят Родину и прекрасную идею, дело своей жизни и родных, великое искусство и лучшую на свете женщину… А что может научить любви? Любви нас учат жизнь и искусство, сама любовь и философия. Многоцветье человеческой любви так естественно отражается многоцветьем суждений о ней. Само чувство любви, доставшееся нам в своих биологических основах от животных предков, выращено, выпестовано историей, что это «чудо цивилизации» существует уже несколько тысяч лет.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………С. 3 – 4
Глава 1: Философия и любовь…………………………………………….С. 5 – 9
Глава 2: Любовь в архаической и примитивной культуре……………С. 10 – 14
Глава 3: Феномен любви в искусстве XIX века……………………….С. 15 – 21
Глава 4: Куртуазная любовь……………………………………………С. 22 – 24
Заключение …………………………………………………………………...С. 25
Список используемой литературы………………………………………..…С. 26

Файлы: 1 файл

Любовь.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Бийский технологический  институт (филиал)

Государственного  образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

«Алтайский  государственный технический университет  им. И.И. Ползунова» 
 

Кафедра гуманитарных наук 
 
 

РЕФЕРАТ

По курсу  «Культурология»

На тему: 
 
 

«Любовь как предмет культурологического  исследования» 
 
 
 

Выполнила студентка группы ЭУП-71                            Нечаева В.В. 

Проверила доцент каф.  ГН                                             Еремина Л.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Бийск 2007 

     Содержание

Введение……………………………………………………………………С. 3 – 4

Глава 1: Философия и любовь…………………………………………….С. 5 – 9

Глава 2: Любовь в архаической и примитивной  культуре……………С. 10 – 14

Глава 3: Феномен  любви в искусстве XIX века……………………….С. 15 – 21

Глава 4: Куртуазная любовь……………………………………………С. 22 – 24

Заключение …………………………………………………………………...С. 25

Список используемой литературы………………………………………..…С. 26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Любовь – в общекультурном смысле называют нравственно-эстетическое чувство в отношениях людей друг к другу, сопровождающееся излучением душевного тепла и сердечности.

     Различают три рода любви: природную, родственную  и духовную.

     Любовь  природная возникает в отношениях между мужчиной и женщиной на основе нравственно-эстетического влечения, когда душевный строй мужчины и женщины находятся в гармонии друг с другом. В случае взаимной направленности этих чувств, возникает  некоторая органическая целостность, обладающая некоторыми энергоинформационными характеристиками. Эта органическая целостность и может быть положена в основу семьи. В этом счастливом случае пара обладает достаточным сердечно-энергетическим потенциалом для душевного согревания нарождающегося поколения.

     Здесь любовь природная переходит в  любовь родственную, которая, начавшись в семье, развивается до масштабов рода.

     Любовь  духовная не предполагает родственных  отношений, она связана с отдачей  душевного тепла любому человеку как непосредственно, так и через  деяния рук своих. Любовь в этом случае, согревая другого человека, ничего не ожидает взамен. Духовная любовь есть высшее проявление духовного качества.

     Любовь  во всех модификациях обязательно несет  в себе образовательное начало, формирующее  человека. Любовь, как образовательная  категория не только греет, но и учит, то есть несет некоторую человекотворческую информацию. Не случайно любовь в этом качестве связана с понятием мудрости, употребляющей выражение «Любовь-Мудрость».

     Любовь  как культурно-историческая универсалия  составляет энергоинформационную основу всех культурных процессов. Ни одно явление культуры без любви состояться не может. В этой связи культурология должна целенаправленно осмыслить методологические потенциалы рассматриваемой культурной универсалии.

     Любовь  – часть жизни каждого из нас. Любят Родину и прекрасную идею, дело своей жизни и родных, великое искусство и лучшую на свете женщину… А что может научить любви? Любви нас учат жизнь и искусство, сама любовь и философия. Многоцветье человеческой любви так естественно отражается многоцветьем суждений о ней. Само чувство любви, доставшееся нам в своих биологических основах от животных предков, выращено, выпестовано историей, что это «чудо цивилизации» существует уже несколько тысяч лет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1: Философия и любовь

     Философия растворена в нашей повседневности, как золото в морской воде; мы повторяем, часто сами того не ведая, великие притчи, суждения, выводы, полученные через десятые руки от мудрецов далекого и недавнего прошлого. Отзвуки их слов звучат в нашей речи, ведут за собой наши мысли чаще, чем нам кажется, но гораздо реже, чем следовало бы.

     Любовь  старше философии, а давнее и исконное их родство подчеркивается самим именем последней, означающим по-древнегречески любовь к мудрости. Исследуя самое глубокое и важное в мире, любовь к мудрости обращается и к любви между мужчиной и женщиной. Любовь как отношение между полами становилась иногда в философии созидательницей мира, богом космического творчества, движущей силой биологической и общественной эволюции. Другие философские системы рассматривают любовь как серьезную проблему, но лишь одну из многих. Третьи оставляют исследование половой любви на дальней периферии своих интересов, почти целиком отдавая ее в ведение искусства (как делали это древнегреческие стоики или важнейшие философские течения в Индии и Китае).

     Любомудрие  открывало в любви не только то, что было в ней издавна, но и  то, что появлялось, вызревало, росло  рядом и вместе с ним. Философия  любви, кроме всего прочего, демонстрирует  свое кровное родство то с философией биологии, то с философией истории и самой наукой историей, иногда - с богословием и политикой и очень часто – с психологией и социологией в их философских аспектах.

        Философия любви, безусловно, влияла на культуру в целом, а через нее - на отношение в обществе к любви.

     Больше  двух с половиной тысяч лет  назад в мире началась так называемая философская революция. Один из трех очагов этой революции – Средиземноморье; два других – Индия и Китай. Но только в первом философия с такой пристальностью  обратилась к проблеме половой любви. Античное Средиземноморье было очень разным – во времени и пространстве. Мудрецы из городов-государств крошечной и великой Греции заложили начало почти всех основных философских течений, по сей день спорящих между собой. Преемниками и сотворцами афинян и других эллинов стали философы Рима, мыслители эллинистического Египта, пророки и проповедники раннего христианства.

     Философы  той поры, разумеется, были воспитаны  в обществе, где раба не считали  за человека, а женщину ставили бесконечно ниже мужчины. Но именно в этом обществе возникли, тем не менее, и первые учения о равенстве и братстве всех людей, как учения, поднимавшие женщину, по крайней мере, в любви, до абсолютного равенства с мужчиной.

     В ХIХ веке некоторые историки и философы сочли, что в античной древности любовь в нашем понимании этого слова просто не существовала. И высказали множество доводов, среди коих нашлись весьма основательные, в пользу такого взгляда.

     Сами  то греки и римляне, как их современники, принадлежавшие к другим народам, не сомневались ни в существовании любви, ни в могуществе ее,  ни в проистекающих из этого могуществе благе и зле.  Другое дело, что большинство мыслителей древности полагали сильную любовь скорее опасной, чем полезной, видели в страстном стремлении мужчины к женщине прежде всего то, что вносит в жизнь тревогу, беспорядок, угрозу и беду. Но большинство философов – это ведь еще не все философы. Мнение мыслителей о любви в древности расходились, пожалуй,  не меньше, чем в наше время. На одном полюсе тут оказывается основатель школы киников Диоген Синопский, учивший тому образу жизни, который считал естественным и близким к природе. Страстную же любовь, полагал Диоген, никак нельзя считать вещью естественной, и потому он объявил, что любовь – дело тех, кому делать нечего. На другом полюсе – старший современник Диогена Платон, определивший (со ссылкой на Сократа), что любовь – стремление к бессмертию, что благодаря ей разрешается величайшее противоречие между смертью человека и бессмертием рода людей и человеческого духа.

     Странным  образом поддержал Диогена Цицерон. Вот его логика: «Если бы любовь была чувством естественным, то любили бы все, любили бы постоянно и одно и то же, не чувствуя ни стыда, ни раздумья, ни пресыщения». Итак, любовь, выходит, какое-то извращение нормального человеческого поведения…

     Аристотель, великий логик, ищет в любви, прежде всего, пользы – для человека, семьи  и общества. И в семье, например, целью любви полагает дружбу (а мы до сих пор не устаем повторять, что семья должна быть дружной).

     Для средневековья характерно пренебрежительное  отношение к любви. Открывают  этот раздел отрывки из «Исповеди» Августина Блаженного. Один из «отцов церкви», он воздвиг на рубеже между  античностью и средневековьем грандиозное здание своего тракта «О граде Божьем», в котором противопоставляет государственность, основанную  «на любви к себе, доведенной до презрения к Богу», иной духовной общности, где «любовь к Богу доведена до презрения к себе». «Исповедь» же – своеобразная лирико-философская автобиография, где великий богослов осуждает, в частности, любовные увлечения своей молодости, настаивая на том, что истинная любовь возможна лишь в Боге. В страстных увлечениях юности Августин раскаивается, оглядываясь на себя прежнего свысока, со снисходительным презрением. Былые прегрешения не в силах вызвать у него даже яростного гнева – лишь сожаление и осуждение.

     Творения  Августина появились в эпоху, когда женщина рассматривается  официальным христианством как  «враты адовы», источник греха; если для стоиков и таких эпикурейцев, как Лукрецкий, сильная любовь – жизненная помеха, препятствующая достижению мудрости и высокого спокойствия, подобающего философам, то для верующего мыслителя средних веков то же чувство – угроза спасению души, самому великому долгу христианства. Любовь по большей части не включает в себя половую любовь, но противостоит ей. Возрождение же оспаривает такое противостояние, стремится вернуть любви мужчины и женщины ее законное место в высокой философии.

     Сам язык философских сочинений средневековья усложнен, уснащен символами, в большинстве эти сочинения проникнуты изощренными богословскими рассуждениями и немногочисленные тексты о любви написаны нередко так, что оказываются доступны только цепкому глазу вооруженного нужными знаниями специалиста, а не широкому читателю.

     В последние столетия на земле живет  больше людей, чем прежде, и они  становятся образованнее, а значит, среди них философы теперь встречаются  чаще.

     В XVII веке наиболее влиятельных философов дают миру как раз три наиболее далеко ушедшие по пути капитализма страны – Англия, Голландия, Франция.

     Семнадцатый и восемнадцатый века в Европе именуют часто эпохой Просвещения. Аудитория философов резко расширяется. Заметьте – именно на рубеже XVII века появляется и литература, привычного для нас сегодня типа. Шекспир, Мольер, Сервантес – писатели, и нынче понятные без особых комментариев, писатели, обращающиеся к нам, как современники.

     Французы  XVII – XVIII веков, изощренно исследуя психологические тонкости любовных отношений, даже подчеркивая различия в мужских и женских характерах, по существу утверждали равенство полов и равное право обеих сторон на любовь.

     У многих философов нового времени  есть своеобразные «аналоги» в Древнем мире. Гегель, как представляется, стал Гераклитом XIX века, Спиноза строгими логическими построениями напоминает Аристотеля. Руссо полагает иные положения Диогена, а Кант не раз заставляет оглянуться на Платона. Отношение Френсиса Бэкона к любви, право же, сходно со взглядами на нее Лукреция и Сенеки. А Паскаль формулирует еще жестче: «… причина любви «неведомо что», а следствия ее ужасны».

     Но  в XVII же веке появляется флияда философов, чьи взгляды на любовь ближе к позиции Плутарха. Так, здравый смысл – судья любви в сочинениях таких разных мыслителей, как французские писатели-моралисты (Ларошфуко, Лабрюйкер, Шамфор, Вовенарг), как Юм, Ламетри, Монтескье. Они исследуют, как связаны обстоятельства жизни с характерами и чувствами людей, объясняют особенности любви в семейной жизни конкретными условиями человеческого существования.

     А вот Гоббс, Гердер и Кант, Гегель и Фрихте осмысливают половое  влечение глубже и шире, выходят  за пределы собственно психологических  наблюдений, стремятся увязать любовь не только с конкретными обстоятельствами жизни, но с тем, как устроен человек, с организацией общества в целом, более того – с системой мира. Кант, Гегель, Фихте строят своего рода «программу» для влюбленных, обосновывают то, какую роль не только может, но и должна играть любовь в жизни.

     Для Фихте брачный союз – единственный способ облагородить человека, причем брак для него не возможен и немыслим без любви. Как, впрочем, и любовь без брака. Остроумец и не слишком праведный христианин Лихтенберг также настаивает на необходимости и высочайшей ценности брака, как суровый богобоязненный Фихте; а убежденный материалист, более того, воинствующий атеист Фейербах с той же убежденностью, что его верующие коллеги, утверждает, что «муж и жена, только соединившись, представляют собой род, то есть совершенного человека». Любовь же есть «само ощущение рода, воплощенное в половом различии». 
 
 
 

Информация о работе Любовь как предмет культурологического исследования