Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:14, контрольная работа
Понятие о культуре возникло еще в античности . Оно обозначало состояние ( качество ) общества и личности противоположное варварскому . Само слово " культура " переводится с латыни как " возделывание " , " обработка " и первоначально служило для характеристики земледелия , т. е. Уровня развития производства .
Таким образом,
у человека возникла
По мнению
ряда историков, одной из
Однако, несмотря на то, что общепринятым признаком “варварских” обществ являлась их полная или частичная принадлежность к экономике кочевого скотоводства, “варвар”, как таковой, был скорее “не исторической реальностью, а мифическим образом” (У. Джонс). Следует считать бессмысленными споры о том, можно ли считать кочевые культуры цивилизациями. Кочевые цивилизации возникали, вбирая в себя порою весьма значительные земельные, экономические и человеческие ресурсы, затем распадались. И снова возникали под действием экономических и исторических законов, а также фактора времени, через призму которого эти законы проявляли свою силу.
В истории
человечества наблюдается
Панорама культуры XX в. весьма пестра. Известная часть населения мира (собиратели и охотники) является носителем архаической культуры, большая часть находится на уровне традиционной, аграрной культуры и одна треть из 5 млрд. человек достигла стадии научно-технической, современной культуры. Вполне понятно, что в силу мощного развития средств массовой коммуникации и информации современная культура оказывает влияние на архаическую и традиционную культуры многих народов мира.
Всякое
общество представляет собой
наследие институтов, т.е. организованных
норм коллективной жизни,
Начавшийся
в прошлых веках процесс
В изучении
культуры также необходимо
По мнению
бывшего Генерального
Одна
из решающих трудностей
Сегодня мы являемся живыми свидетелями того , как современная цивилизация стремительно преображает окружающую среду , социальные институты , быт миллионов людей . при этом культура выступает как фактор творческого жизнеустроения , неиссякаемый источник нововведений в обществе . Вот почему сегодня растет стремление выявить потенциал культуры , ее внутренние резервы , найти возможности ее дальнейшей активизации . Рассматривая культуру как средство человеческой самореализации , можно обнаружить новые неистощимые импульсы , способные оказать воздействие на исторический процесс , обращать его во благо людям .
Это объясняет появление обостренного интереса современной науки и философии к культуре как к фактору социального развития . Ведь именно духовные черты , социокультурные признаки конкретного общества , региона мира накладывают заметный отпечаток на социально - историческую динамику . Не случайно многие ученые связывают судьбу мира с постижением всей современной культуры каждой страны , каждого конкретного народа .
Вместе с тем радикальность и неотвратимость происходящего в нашу эпоху перемен воспринимается сознанием конкретного человека как нечто чуждое его собственным устремлениям , стихийным субъективным порывам . Возникает разрыв между самочувствием реального индивида и объективным , зачастую обезличенным потоком культурного творчества . Человек пытается понять , откуда , вообще говоря , возникают традиции , не имеющие авторства , почему оказываются непредвиденными последствия культурных акций , каков конечный результат современного цивилизационного развития человечества , каковы его место и роль в этом процессе .
Необходимость изучения феноменов культуры диктуется и разрушением экологической среды . Источение озонного слоя над Землей , гибель лесных покровов планеты , загрязнение океанов и рек - эти плоды человеческой деятельности оцениваются как результат губительной культурной практики . И здесь возникают вопросы : " Не враждебна ли культура природе ? Есть ли возможность гармонизовать их отношения ? "
В 1983 г. в Монреале состоялся ХVIII Всемирный философский конгресс , который в известной мере закрепил современную проблематику философии культуры и культурологии . В ходе обсуждения наметилась определенная последовательность проблем , которые в совокупности отражали спектр дисциплины . Что такое культура ? Это основной диапазон проблем. Следующая группа вопросов : почему культура , будучи уникальным и относительно целостным феноменом , существует сегодня в столь значительном многообразии ? Последующее размышление подводило к вопросу : как должен вести себя человек в этой ситуации разнообразия культур ? Должен ли он обрести собственную нишу или обязан выйти в беспредельный космос культурных миров ?
В современную эпоху наметились важные тенденции к взаимопониманию культур . Культуры давно перестали быть герметически закрытыми ареалами . Но культурологам еще многое предстоит обсудить в познании исторических судеб культур и внести немалый вклад в изучение культурологии , как сложной и многоплановой науки .
1.Сорокин П.А. Человек.
Цивилизация. Общество.
2. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. – М., 1969
3. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. – М., 1083.
4. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М. 1991
5. Культурология. История мировой культуры М.: Культура и спорт. 1995.
6. http://www.uralstudent.ru/
7. http://www.parta.com.ua/