Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 23:45, реферат
Ярославль был основан тысячу лет назад, в 1010 году, ростовский князь Ярослав Владимирович (позднее его стали именовать Мудрым), стремясь обезопасить подступы к одному из крупнейших городов Северо-Восточной Руси -Ростову Великому, основал здесь город-крепость и назвал ее "во свое имя". Но еще раньше на этом месте находилось поселение язычников, "рекомое Медвежий угол". Его жители - потомки угро-финских племен, смешавшихся с пришлым славянским населением, - занимались рыболовством и охотой. По преданию князь покорил их, убив священного медведя. Легенда об этом поединке позднее нашла свое образное выражение в гербе города: "В серебряном щите медведь, стоячи, держит в левой лапе золотую секиру". Географическое положение города было весьма выгодным в военном отношении. Крутые высокие берега Волги и Которосли, глубокий Медведицкий овраг, по которому протекал ручей, образовывали естественно защищенный мыс (территория нынешней Стрелки).
Введение
Культурные ценности Ярославля (в архитектуре)
Заключение
В Ярославле естественно есть площадь, носящая имя создателя первого русского национального театра, Федора Григорьевича Волкова. В застройке площади доминирует здание академического ордена Октябрьской Революции и ордена Трудового Красного Знамени драматического театра имени Ф.Г.Волкова. Оно было сооружено в 1911 году на месте обветшавшего старого театра. Декоративное оформление фасадов выполнено в стиле неоклассицизма. Над четырехколонным портиком в большой арочной нише помещена скульптурная композиция с изображением муз. До революции театр считался одним из лучших в провинции. В сквере на площади воздвигнут памятник Ф.Г.Волкову.
За площадью Волкова на Первомайскую улицу выходят постройки Казанского монастыря. Казанский монастырь был основан в 1610 году при храме Казанской иконы Божией Матери. О первых деревянных постройках Казанской обители почти ничего не известно. В пожар 1658 года все деревянные сооружения обители сгорели, пострадала и каменная церковь, которая через несколько лет была возобновлена. В 1672 году в новом храме освятили сначала алтарный придел во имя Параскевы Сербской, а в 1673 главный престол — во имя иконы Казанской Богоматери. В 1680 году по благословению митрополита Ионы интерьер собора украсили стенной росписью, которая была поновлена в 1817г.
В 1766 году была возведена невысокая каменная, с угловыми башнями, ограда Казанского монастыря. Над Святыми воротами построили надвратную двухшатровую церковь Иоанна Предтечи, которую украсили стенным письмом. В 1770 году Екатерина II пожаловала обители 500 рублей на постройку деревянных келий.
В1808 году над трапезным корпусом был возведен каменный верхний этаж «для жительства настоятельницы», в 1812–1817 годах сооружены один трехэтажный и два двухэтажных каменных келейных корпуса, в 1818 вместо старой «неблаговидной» — возведена новая каменная ограда с четырьмя башнями по углам.
В 1817 году разобрали надвратный Предтечевский храм, а 5 мая 1820 года после крестного хода из Успенского кафедрального собора с чудотворными иконами Спаса Нерукотворного, Толгской и Смоленской Богоматери, «при большом стечении народа», архиепископом Авраамом и игуменией Маргаритой были заложены «крестообразно» первые камни в основание теплой церкви в честь Покрова Богоматери с приделами Николая Чудотворца и Иоанна Предтечи и колокольней.
Каменная четырехъярусная
колокольня была построена «в одной
линии» и одновременно с теплым храмом
и оградой Казанского монастыря.
Она достигала высоты 60 метров, в
ее нижнем ярусе находились Святые
ворота, в третьем — висели десять колоколов. Благовестник,
весом в 325 пудов, был отлит ярославским
купцом П.Г. Оловянишниковым в декабре
1827 года и в феврале следующего, по завершении
строительства, поднят на новую колокольню.
Один из монастырских колоколов, весом
в 78 пудов, разбился во время белогвардейского
мятежа в Ярославле в 1918 году.
В 1834 году начали разбирать
и обветшавший Казанский храм. Строительство
величественного каменного пятиглавого
холодного собора Казанской Богоматери
на месте прежнего началось в 1835 году и
завершилось в 1838, в 1842–1845 — в соборе был
устроен и вызолочен иконостас.
Благоустройство обители велось на протяжении
всего XIX столетия. В 1852–1856 годах за Покровской
церковью и «у колоколенных ворот» были
сооружены два новых двухэтажных корпуса,
больничный и келейный; в 1861 в юго-восточной
башне монастырской ограды устроили часовню.
Третья церковь монастыря была сооружена
в 1878–1881 году на средства игумении Феофании,
освящена в честь праздника Сретения Господня
2 февраля 1881 года, она считалась домовым
храмом настоятельниц.
С лета 1920 по 1922 год в зданиях
обители располагался один из городских
концентрационных лагерей.
Постройки монастыря использовались городскими властями «для культурных и иных нужд»: в игуменском корпусе со Сретенской церковью помещались казарма войск ГПУ и Дом крестьянина, позднее - коммунальные квартиры, конторы; в Покровском храме с 1930 года - городская центральная библиотека, с 1948 года - планетарий и Провинциальный колледж; в Казанском соборе — склад икон и церковной утвари из закрываемых храмов, а с 1927 года — Государственный архив Ярославской области. Для его нужд собор был полностью переоборудован: в разделенном на этажи здании располагались и помещения для хранения документов, и рабочие комнаты сотрудников, и читальный зал для посетителей, и другие службы. Колокольня Казанского монастыря, хотя первоначально в ней и предполагалось устроить обсерваторию, была снесена в 1920-х годах. Не стало и всех трех часовен.
Еще до возвращения Казанского собора Русской Православной церкви, с начала 1990-х, по одной главке к престольному празднику были восстановлены позолоченные купола собора, заметно украсившие силуэт города. И уже в 1997 г. Казанский собор был открыт как приходской храм, а 1 августа 1998 г. возобновлен Казанский монастырь.
Все вышеперечисленные памятники архитектуры являются лишь небольшой частью культурного наследия Ярославкой земли.
Значимость исторического и культурного наследия Ярославской земли подтвердилось тем, что с 2005 года исторический центр города, на территории которого располагается 140 памятников архитектуры, является одним из 23 объектов ЮНЕСКО Всемирного наследия в России.
Так например, церковь Иоанна Предтечи - вершина ярославского зодчества XVII века, памятник мирового значения, рекомендован ЮНЕСКО для показа туристам. Грандиозная по размерам, фантастическая по силуэту своих 15 глав - церковь ослепляет роскошью и обилием изразцов, кирпичных узоров и росписей.
Церковь Иоанна Предтечи была сооружен жителями толчковской слободы на западе Ярославля в 1671-87 годах. Храм, до сих пор являющийся самым крупным в городе, вбирает в себя все основные достижения ярославских зодчих XVII столетия.
Это четырехстолпный пятиглавый храм, с трех сторон окруженный крытыми одноэтажными галереями, на которые можно попасть через очень высокие, изящные щипцовые крыльца на столбах. Изюминка храма в том, что к нему примыкают два абсолютно симметричных придела, равновеликих по высоте, и эти приделы завершаются пучками малых пятиглавий. Таким образом, это единственный в древнерусской архитектуре пятнадцатиглавый собор.
Все плоскости церкви покрыты сложными ковровыми узорами из лекального кирпича и изразцов. Столь же щедро украшены барабаны глав, некогда позолоченные.
Грандиозная работа по росписи интерьеров храма была осуществлена в 1695-96 годах артелью Федора Игнатьева и Дмитрия Плеханова. На стенах, столпах, сводах, галереях храма запечатлено более 500 различных сюжетов, что делает толчковский храм самым большим в мире памятником по количеству сюжетов росписи. Это настоящая энциклопедия евангельских и библейских сюжетов, не знающая равных в мировом искусстве.
Отдельно от храма стоит столпообразная ярусная колокольня, близкая по декору к московскому барокко. В 1950-е гг. проводились работы по ликвидации крена колокольни, достигавшего в верхней отметке почти метра.
К сожаленью, в советский период, многие памятники архитектуры были разрушены, перестроены. Но в настоящее время, проводится работа по реставрации и даже восстановление когда-то существовавших архитектурных памятников культуры. Например, заканчиваются работы по восстановлении Успенского собора.
Главный городской собор в Ярославле – Успенский был построен в 1644 году на месте древнего собора, возведенного в 1215 году. Древний собор пострадал при пожаре в 1501 году, и на его месте был построен третий по счету храм, который запечатлен на многих фотографиях Ярославля до 1930-х годов. В 1831-1836 годах рядом с собором была построена отдельная высокая колокольня по проекту петербургского архитектора А.И.Мельникова (снесена в 1929 году). При советской власти собор был закрыт и сначала передан под биржу труда, а в 1937 году взорван. На его месте долгое время располагался городской парк культуры и отдыха. В парке был установлен памятный знак в честь 975-летия Ярославля. В 2005 году было принято решение о восстановлении Успенского собора.
Информация о работе Культурные ценности Ярославля (на примере архитектурных памятников)