Культурные ценности Ярославля (на примере архитектурных памятников)

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 23:45, реферат

Краткое описание

Ярославль был основан тысячу лет назад, в 1010 году, ростовский князь Ярослав Владимирович (позднее его стали именовать Мудрым), стремясь обезопасить подступы к одному из крупнейших городов Северо-Восточной Руси -Ростову Великому, основал здесь город-крепость и назвал ее "во свое имя". Но еще раньше на этом месте находилось поселение язычников, "рекомое Медвежий угол". Его жители - потомки угро-финских племен, смешавшихся с пришлым славянским населением, - занимались рыболовством и охотой. По преданию князь покорил их, убив священного медведя. Легенда об этом поединке позднее нашла свое образное выражение в гербе города: "В серебряном щите медведь, стоячи, держит в левой лапе золотую секиру". Географическое положение города было весьма выгодным в военном отношении. Крутые высокие берега Волги и Которосли, глубокий Медведицкий овраг, по которому протекал ручей, образовывали естественно защищенный мыс (территория нынешней Стрелки).

Оглавление

Введение
Культурные ценности Ярославля (в архитектуре)
Заключение

Файлы: 1 файл

культ. рефер (2).doc

— 120.50 Кб (Скачать)

В Ярославле естественно  есть площадь, носящая имя создателя первого русского национального театра, Федора Григорьевича Волкова. В застройке площади доминирует здание академического ордена Октябрьской Революции и ордена Трудового Красного Знамени драматического театра имени Ф.Г.Волкова. Оно было сооружено в 1911 году на месте обветшавшего старого театра. Декоративное оформление фасадов выполнено в стиле неоклассицизма. Над четырехколонным портиком в большой арочной нише помещена скульптурная композиция с изображением муз. До революции театр считался одним из лучших в провинции. В сквере на площади воздвигнут памятник Ф.Г.Волкову.

За площадью Волкова на Первомайскую улицу выходят постройки Казанского монастыря. Казанский монастырь был основан в 1610 году при храме Казанской иконы Божией Матери. О первых деревянных постройках Казанской обители почти ничего не известно. В пожар 1658 года все деревянные сооружения обители сгорели, пострадала и каменная церковь, которая через несколько лет была возобновлена. В 1672 году в новом храме освятили сначала алтарный придел во имя Параскевы Сербской, а в 1673 главный престол — во имя иконы Казанской Богоматери. В 1680 году по благословению митрополита Ионы интерьер собора украсили стенной росписью, которая была поновлена в 1817г.

В 1766 году была возведена  невысокая каменная, с угловыми башнями, ограда Казанского монастыря. Над Святыми  воротами построили надвратную двухшатровую церковь Иоанна Предтечи, которую  украсили стенным письмом. В 1770 году Екатерина II пожаловала обители 500 рублей на постройку деревянных келий.

В1808 году над трапезным корпусом был возведен каменный верхний этаж «для жительства настоятельницы», в 1812–1817 годах сооружены один трехэтажный и два двухэтажных каменных келейных корпуса, в 1818 вместо старой «неблаговидной» — возведена новая каменная ограда с четырьмя башнями по углам.

В 1817 году разобрали  надвратный Предтечевский храм, а 5 мая 1820 года после крестного хода из Успенского кафедрального собора с чудотворными иконами Спаса Нерукотворного, Толгской и Смоленской Богоматери, «при большом стечении народа», архиепископом Авраамом и игуменией Маргаритой были заложены «крестообразно» первые камни в основание теплой церкви в честь Покрова Богоматери с приделами Николая Чудотворца и Иоанна Предтечи и колокольней.

Каменная четырехъярусная  колокольня была построена «в одной  линии» и одновременно с теплым храмом и оградой Казанского монастыря. Она достигала высоты 60 метров, в  ее нижнем ярусе находились Святые ворота, в третьем — висели десять колоколов. Благовестник, весом в 325 пудов, был отлит ярославским купцом П.Г. Оловянишниковым в декабре 1827 года и в феврале следующего, по завершении строительства, поднят на новую колокольню. Один из монастырских колоколов, весом в 78 пудов, разбился во время белогвардейского мятежа в Ярославле в 1918 году. 
    В 1834 году начали разбирать и обветшавший Казанский храм. Строительство величественного каменного пятиглавого холодного собора Казанской Богоматери на месте прежнего началось в 1835 году и завершилось в 1838, в 1842–1845 — в соборе был устроен и вызолочен иконостас. 
    Благоустройство обители велось на протяжении всего XIX столетия. В 1852–1856 годах за Покровской церковью и «у колоколенных ворот» были сооружены два новых двухэтажных корпуса, больничный и келейный; в 1861 в юго-восточной башне монастырской ограды устроили часовню. 
    Третья церковь монастыря была сооружена в 1878–1881 году на средства игумении Феофании, освящена в честь праздника Сретения Господня 2 февраля 1881 года, она считалась домовым храмом настоятельниц. 
С лета 1920 по 1922 год в зданиях обители располагался один из городских концентрационных лагерей.

Постройки монастыря использовались городскими властями «для культурных и иных нужд»: в игуменском корпусе со Сретенской церковью помещались казарма войск ГПУ и Дом крестьянина, позднее - коммунальные квартиры, конторы; в Покровском храме с 1930 года - городская центральная библиотека, с 1948 года - планетарий и Провинциальный колледж; в Казанском соборе — склад икон и церковной утвари из закрываемых храмов, а с 1927 года — Государственный архив Ярославской области. Для его нужд собор был полностью переоборудован: в разделенном на этажи здании располагались и помещения для хранения документов, и рабочие комнаты сотрудников, и читальный зал для посетителей, и другие службы. Колокольня Казанского монастыря, хотя первоначально в ней и предполагалось устроить обсерваторию, была снесена в 1920-х годах. Не стало и всех трех часовен.

Еще до возвращения  Казанского собора Русской Православной церкви, с начала 1990-х, по одной главке к престольному празднику были восстановлены позолоченные купола собора, заметно украсившие силуэт города. И уже в 1997 г. Казанский собор был открыт как приходской храм, а 1 августа 1998 г. возобновлен Казанский монастырь.

Все вышеперечисленные  памятники архитектуры являются лишь небольшой частью культурного  наследия Ярославкой земли.

  1. Заключение

Значимость исторического  и культурного наследия Ярославской  земли подтвердилось тем, что  с 2005 года исторический центр города, на территории которого располагается 140 памятников архитектуры, является одним из 23 объектов ЮНЕСКО Всемирного наследия в России.

Так например, церковь Иоанна Предтечи - вершина ярославского зодчества XVII века, памятник мирового значения, рекомендован ЮНЕСКО для показа туристам. Грандиозная по размерам, фантастическая по силуэту своих 15 глав - церковь ослепляет роскошью и обилием изразцов, кирпичных узоров и росписей.

Церковь Иоанна Предтечи была сооружен жителями толчковской  слободы на западе Ярославля в 1671-87 годах. Храм, до сих пор являющийся самым крупным в городе, вбирает в себя все основные достижения ярославских зодчих XVII столетия.

Это четырехстолпный  пятиглавый храм, с трех сторон окруженный крытыми одноэтажными галереями, на которые можно попасть через очень высокие, изящные щипцовые крыльца на столбах. Изюминка храма в том, что к нему примыкают два абсолютно симметричных придела, равновеликих по высоте, и эти приделы завершаются пучками малых пятиглавий. Таким образом, это единственный в древнерусской архитектуре пятнадцатиглавый собор.

Все плоскости церкви покрыты сложными ковровыми узорами  из лекального кирпича и изразцов. Столь же щедро украшены барабаны глав, некогда позолоченные.

Грандиозная работа по росписи  интерьеров храма была осуществлена в 1695-96 годах артелью Федора Игнатьева и Дмитрия Плеханова. На стенах, столпах, сводах, галереях храма запечатлено более 500 различных сюжетов, что делает толчковский храм самым большим в мире памятником по количеству сюжетов росписи. Это настоящая энциклопедия евангельских и библейских сюжетов, не знающая равных в мировом искусстве.

Отдельно от храма  стоит столпообразная ярусная колокольня, близкая по декору к московскому  барокко. В 1950-е гг. проводились работы по ликвидации крена колокольни, достигавшего в верхней отметке почти метра.

К сожаленью, в советский  период, многие памятники архитектуры  были разрушены, перестроены. Но в настоящее  время, проводится работа по реставрации  и даже восстановление когда-то существовавших архитектурных памятников культуры. Например, заканчиваются работы по восстановлении Успенского собора. 

 

    Главный городской  собор в Ярославле – Успенский  был построен  в 1644 году на  месте древнего собора, возведенного  в 1215 году. Древний собор пострадал  при пожаре в 1501 году, и на его месте был построен третий по счету храм, который запечатлен на многих фотографиях Ярославля до 1930-х годов. В 1831-1836 годах рядом с собором была построена отдельная высокая колокольня по проекту петербургского архитектора А.И.Мельникова (снесена в 1929 году). При советской власти собор был закрыт и сначала передан под биржу труда, а в 1937 году взорван. На его месте долгое время располагался городской парк культуры и отдыха. В парке был установлен памятный знак в честь 975-летия Ярославля. В 2005 году было принято решение о восстановлении Успенского собора.

Таким образом, можно надеяться на сохранение культурного наследия Ярославля  для наших потомков, которые смогут любоваться, восхищаться и познавать  историю культуры нашего края.

 

Список использованной литературы:

  1. Борисов Н.С. Окрестности Ярославля. М.: Искусство, 1984. - 158с.
  2. Выголов В.П. Ярославль. Памятники Архитектуры и искусства. Ярославль: "Верхне-Волжское книжное издательство", 1994.- 236 с.
  1. Добровольская Э.Д. Памятники архитектуры Спасского монастыря. Ярославль.: Верхне-Волж. кн. изд-во, 1980.-14 с.

  1. Добровольская Э.Д. Ярославль. М., Искусство, 1968 г.-221 с.

  1. Маров В.М. Ярославль. Архитектура и градостроительство. Ярославль: Верх. Волга, 2000. - 215 с.


Информация о работе Культурные ценности Ярославля (на примере архитектурных памятников)