Культурные ценности Ярославля (на примере архитектурных памятников)

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 23:45, реферат

Краткое описание

Ярославль был основан тысячу лет назад, в 1010 году, ростовский князь Ярослав Владимирович (позднее его стали именовать Мудрым), стремясь обезопасить подступы к одному из крупнейших городов Северо-Восточной Руси -Ростову Великому, основал здесь город-крепость и назвал ее "во свое имя". Но еще раньше на этом месте находилось поселение язычников, "рекомое Медвежий угол". Его жители - потомки угро-финских племен, смешавшихся с пришлым славянским населением, - занимались рыболовством и охотой. По преданию князь покорил их, убив священного медведя. Легенда об этом поединке позднее нашла свое образное выражение в гербе города: "В серебряном щите медведь, стоячи, держит в левой лапе золотую секиру". Географическое положение города было весьма выгодным в военном отношении. Крутые высокие берега Волги и Которосли, глубокий Медведицкий овраг, по которому протекал ручей, образовывали естественно защищенный мыс (территория нынешней Стрелки).

Оглавление

Введение
Культурные ценности Ярославля (в архитектуре)
Заключение

Файлы: 1 файл

культ. рефер (2).doc

— 120.50 Кб (Скачать)

Очередной жертвователь появился лишь через несколько лет – бывший содержатель ярославского «питейного откупа», а ныне петербургский купец первой гильдии Отрыганьев. Завершили строительство Ильинско-Тихоновского храма лишь через несколько лет. Один из престолов церкви освятили в честь очень почитаемой в Ярославле святой – Ярославской Богоматери. Случай уникальный – больше на территории области не существует подобных престолов.

Другой престол хотели освятить в честь святых Бориса и Глеба  – в Ильинскую церковь принесли иконостас из упраздненной церкви Бориса и Глеба, не пропадать же добру. Но что-то не срослось. В 1924 году у городских  властей родилась идея открыть в храме дом-музей Ленина.  
Архитектор Князев, которому доверили проектировать культовое сооружение победившего социализма, писал: «Это почти гражданское строение, очень величественное и красивое, вполне отвечает назначению для устройства в нем музея». На первом этаже планировалось разместить партийный архив и комнаты для научных занятий, на втором – музей-пантеон, посвященный вождю. Фронтоны и ниши фасадов должны были быть украшены революционными фигурами. Но музея не получилось. 

Некоторые историки говорят, что произошло  это из-за того, что московское руководство  посчитало Ярославль, «осквернивший» себя белогвардейским мятежом, недостойным  музея вождя. Другие предполагают, что, как в старые добрые времена, не хватило  денег.

На левом берегу Волги чуть выше Ярославля стоит Толгский Свято-Введенский монастырь. Начало обители относится ко времени правления в Ярославле князя Давида, сына Федора Черного, и связано с явлением ростовскому епископу Прохору (в схиме Трифону) чудотворной иконы Богоматери. 
    В 1314 году владыка Прохор, завершив осмотр обширной Ростовской епархии и возвращаясь водой с Белозерья, не доехав до Ярославля стал на ночлег. В полночь владыка проснулся и увидел необыкновенный свет, тогда он взял посох, вышел из шатра. И тут «явися владыке за Волгою столп светле, от земля и до небеси неизречене, и мост явися ему чрез Волгу». Пораженный столь необыкновенным явлением, святитель взял посох свой и по чудному мосту перешел Волгу. Здесь увидел он, что свет исходит от иконы Божией Матери, «ни на древе, ни на земли, но на воздусе стоящ». Долго молился святитель перед иконой, наконец по тому же мосту возвратился в свой шатер. Перед отправлением преосвященного в Ярославль служители хватились его посоха, но «не найдоша нигде в стану его и известиша владыке, что с вечера посох был у него в шатре». Преосвященный, «восхоте Пречистой Богородицы образ чудотворный прославити», повелел служителям плыть за Волгу и взять там посох на месте, которое он указал своим перстом. Здесь обрели они икону Богоматери, стоящую «уже на земле в древнем лесе», между деревьями, и там же нашли посох. 
    И тогда епископ Прохор, оставив путь к Ростову, благословил построить на месте явления иконы деревянную церковь. За один день строительство храма было завершено, в него перенесли обретенную икону. Епископ Прохор, освятив церковь во имя Введения Богоматери во храм, «братию собра и монастырь устрои и игумена в нем постави».Обитель стала называться Толгской по реке, которая впадает здесь в Волгу, а празднование чудотворной иконе Толгской Богоматери было установлено 8 августа, в день явления святыни.

Архитектурный ансамбль Толгского  монастыря, один из красивейших на Волге, формировался постепенно. В настоящее время теплая церковь в честь Воздвижения Креста Господня — самая ранняя из сохранившихся каменных построек монастыря. В 1735 году к ней был пристроен придел во имя Симеона и Анны, но за XVIII столетие его трижды переименовывали, пока в 1818 — не освятили во имя иконы Толгской Богоматери. В 1867 году в алтарной части храма был устроен придел во имя Александра Невского — в память чудесного спасения императора Александра Николаевича 4 апреля 1866 года. В 1838 году церковь подвергалась переделкам: были растесаны окна, повышены своды, убраны внутренние столбы, верхние участки храма украшены стенным письмом. В 1892 году Воздвиженскую церковь расписали полностью масляными красками.

Большое каменное строительство  в обители велось при самом  известном толгском игумене Гордиане (1673–1700), в это время в основном и сложился современный ансамбль монастыря. В первую очередь игумен Гордиан завершил начатое в 1672 году сооружение Святых ворот с надвратной церковью во имя Николая Чудотворца, занимавшей «после собора самое видное в монастыре место». Внутри храм был украшен стенным письмом «в польском стиле».

В 1681–1683 годах на месте  разобранного Введенского собора был  возведен новый, с приделом святых князей Федора, Давида и Константина. В 1690–1691 храм расписала артель, в составе которой трудились ярославские и костромские мастера. В 1839–1840 годах интерьер Введенского собора был значительно обновлен: сооружен новый пятиярусный иконостас, поправлено стенное письмо «с возможным соблюдением рисунка каждого клейма». Особую красоту и торжественность в монастырский архитектурный ансамбль всегда привносила устремленная ввысь колокольня. Ни один из прежних колоколов не сохранился, поэтому после учреждения монастыря пришлось по сельским храмам собирать новый ансамбль. Ныне он состоит из одиннадцати колоколов: праздничного, полиелейного, постного, четырех подзвонных и трех зазвонных.

В начале 1690-х  годов игуменом Гордианом были возведены  настоятельский корпус, стены и башни Толгского монастыря. Четвертая каменная церковь обители — Спасская с больничными палатами — была построена в начале XVIII века на месте деревянной, в память о принесенной в дар монастырю Иваном Грозным иконе Спаса Нерукотворного. В трапезе храма устроили придел во имя праведного Лазаря, упраздненный в 1793 году, но через пять лет возобновленный на средства графа Александра Ивановича Остермана уже во имя святителя Димитрия Ростовского. Стены храма были украшены живописью.   

В 1917 году Толгский монастырь был упразднен, в 1928 —  прекратились службы в храмах обители, 6 марта 1929 года —окончательно закрыт.  7 декабря 1987 года полуразрушенный Толгский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви, здесь учредили первую в современной России женскую обитель. Как и прежде, центром духовной жизни обители, доминантами его архитектурного ансамбля, являются монастырские храмы. Главный из них — Свято-Введенский собор, где после реставрации самого здания начались в 1998 году масштабные работы по восстановлению настенной живописи. Крестовоздвиженский храм был не только выведен из руинированного состояния, благоустроен, но и расписан в 2002 году артелью ярославских художников под руководством академика Николая Мухина. Их имена можно прочитать в клейме у входа в церковь. В подклете Крестовоздвиженского храма устроена в 2006 году небольшая «пещерная» церковь, освященная во имя Великомученицы Варвары (в память 1700-летия мученической кончины святой).  В монастыре была восстановлена и украшена росписями заслуженным художником России Анной Ивановной Павловой часовня на могиле убитых поляками в 1609 году иноков. Место расположения второй часовни — там, где обрели в конце XIV века невредимой после пожара икону Толгской Богоматери в кедровой роще, — было установлено в результате проводившихся в 2003 году археологических раскопок. 

На правом берегу Волги находится   Церковь Спаса Нерукотворного Образа (в поселке Иваньково).

Каменная одноглавая церковь Нерукотворного Спаса с теплым приделом была построена  на средства прихожан в 1779 году. Придел мученицы Евдокии в 1813 году переосвятили во имя Покрова Богоматери. В сентябре 1795 года ярославский резчик Федор Андреев Бухвостов заключил договор с церковным причтом и приходскими людьми на изготовление до 1 января 1797 «столярною и резною работою» иконостаса в Спасскую церковь по собственному проекту. В перестройках первой половины XIX века храм становится пятиглавым, возводится новая колокольня. В ведомости о церкви за 1915 год значится, что «внутри церковь украшена стенным письмом, снаружи — пятнадцатью живописными клеймами».

С 1799 года в Иванькове находилась летняя резиденция ярославских архиереев, перенесенная в 1823 году в Толгский монастырь.  
    Старинное село Иваньково, бывшая вотчина князя Николая Салтыкова, находится на правом берегу Волги, напротив Толгского монастыря; издавна оно играло важную роль в духовной жизни города, именно сюда приходили ярославцы с крестными ходами встречать и провожать чудотворные святыни — иконы Толгской Богоматери, Казанской Богоматери. До наших дней бытует предание, что именно здесь святитель Трифон в 1314 году увидел свет на противоположном берегу реки Волги, где чудесным образом была обретена Толгская икона и выстроен монастырь в ее честь. 
    В Иванькове в 1888 году, в память 900-летия крещения Руси, был поставлен «чугунный на каменной тумбе крест со священными изображениями и надписью», а при переправе через Волгу — «столб-часовенка со св. иконой Спасителя внутри».

За годы, прошедшие после закрытия храма, исчезли и памятный крест, и часовня на берегу, не сохранились  живописные клейма на наружных стенах, а трапеза была разрушена почти до основания.  
    Когда в 1989 году храм передавали Русской Православной Церкви, архиепископ Ярославский и Ростовский Платон благословил прихожан старинной иконой Спаса Нерукотворного — она стала храмовой. 
    По завершении работ, проводившихся усердием прихожан и настоятеля храма о. Алексея Ивановича Юхно, архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл 13 августа 2004 года освятил главный престол. В этом же году была возобновлена древняя традиция: накануне Толгина дня крестный ход ярославцев со списком чудотворного образа Толгской Богоматери приходит от церкви Ильи Пророка в Спасский храм и уже отсюда переправляется через Волгу в монастырь.

В непосредственной близости от храма  находится родник с чистой водой. Здесь ежегодно в праздники Крещения Господня и иконы Богоматери «Живоносный Источник» совершается чин освящения воды.

На правом берегу Волги в селе Норском находится каменная холодная церковь Михаила Архангела с теплой трапезой была построена на средства прихожан в 1748 году. Старинное село Норское на правом берегу Волги, рядом с Норской слободой, в грамоте великого князя Василия Ивановича 1508 года названо великокняжеским. Деревянный храм Михаила Архангела впервые упоминается в Межевой книге Спасо-Преображенского монастыря 1627 года.

Главный престол освящен во имя  Благовещения Богоматери, придел в  алтарной части – во имя Чуда Михаила Архангела в Хонех. В  трапезе устроили два придела  — во имя Казанской Богоматери (справа) и Николая Чудотворца. Все  объемы храма украшены росписями. 
    Чтимыми святынями храма являлись икона Казанской Богоматери XVII века, по преданию уцелевшая в пожаре, и серебряный крест с 20 частицами мощей святых. Икона Казанской Богоматери дошла до нашего времени, она была отреставрирована в 1999 году. В церкви сохранилась небольшого размера икона апостолов Петра и Павла, надпись на которой сообщает, что она была поставлена в память о пожаре 1894 года.  Храм в советское время не закрывался, поэтому его убранство сохранилось почти в первозданном виде: это и многоярусный резной иконостас, и медные паникадила, и массивные подсвечники, и хоругви, и замечательно сохранившиеся росписи. Практически все иконы местного и праздничного рядов находятся под записями XIX–XX веков, но по мнению Т.Л.Васильевой большинство из них современно строительству храма. Многие одеты в медные посеребреные ризы прекрасной работы.

Если вернуться на волжскую набережную, то если бы не трехэтажный жилой дом 1937 года постройки, можно увидеть один из интереснейших памятников города - церковь Николы Надеина. Церковь Николая Чудотворца, больше известная как церковь Николы Надеина, была построена в 1620-1622 годах. Это первый приходской каменный храм в Ярославле, и он, конечно, имеет свою особую историю.

Место, где был  построен Никольский храм, − древнейшая часть Ярославля, где в XVII веке располагались дворы богатых купцов – «государевых гостей». Звание «государева гостя» − почетное, дававшееся очень немногим купцам за особые заслуги перед государством в торговых делах. Ярославский купец Надей Андреевич Светешников принадлежал как раз к купцам государевой сотни, вел крупную торговлю пушниной, солью, иностранными товарами, поставлял к государеву двору ткани и сахар. Во время войны 1612 года активно участвовал в ополчении Пожарского и Минина. При этом Надей Светешников не был богатым наследником, свое огромное состояние он заработал сам. Храм Святителя Николая, построенный на его средства, был одним из лучших и самых красивых храмов города, по его образцу позднее было построено немало ярославских церквей. И вскоре после постройки к названию храма стали прибавлять имя его заказчика. Так и появилось устойчивое название храма – Николы Надеина. Жизнь строителя храма окончилась трагически – он был казнен в 1646 году. Но построенный им храм, неразрывно связанный с его именем, сохранился как память о выдающемся ярославце.

До наших дней храм дошел, увы, сильно перестроенным. Изначально это был роскошный пятиглавый храм на высоком подклете, с четырьмя мощными апсидами (три у основного объема и одна в приделе), с трех сторон окруженный двухэтажными галереями с открытыми аркадами. Асимметричная постановка колокольни – в северо-западном углу храма − также впоследствии многократно повторяется в ярославском зодчестве. Северный Благовещенский придел устроен как отдельная маленькая церковь, служившая Надею Светешникову домовой церковью, где он присутствовал на службах в кругу семьи и избранных гостей. Очень интересен тябловый иконостас в приделе, богато украшенный, с «выколотым» орнаментом. 
    Декор храма во многом заимствован у московских церквей и соборов, но не просто скопирован, а значительно переработан, многие элементы декора − закомары, круглые профилированные окна − стали просто украшением, утратив свои первоначальные функции. Судя по технике кладки и по ряду архитектурных приемов, в строительстве храма принимали участие псковские и новгородские мастера.

Перестройки сильно исказили первоначальный облик церкви. В конце XVII века были заложены арочные проемы галерей, надстроена колокольня, а еще немного позднее, на рубеже XVII-XVIII веков, был пристроен южный придел. То, что арки галереи были заложены, сохранило для нас уникальные фрески, которыми были расписаны ее стены. В XIX веке боковые главы храма были разобраны, так как начала проседать кровля. Позакомарное покрытие, как у многих старинных храмов, заменили на четырехскатное.  
    Особого внимания заслуживают великолепные росписи церкви Николы Надеина. Они были сделаны спустя 20 лет после постройки храма, в 1640-1641 годах. Храм расписывали двадцать мастеров, в том числе ставшие впоследствии знаменитыми художники Василий Ильин и Севастьян Дмитриев. Руководили артелью старые, опытные и известные мастера − Любим Агеев из Костромы, Стефан Ефимиев из Ярославля и Иван Муравей из Нижнего Новгорода. В росписях храма преобладают сюжеты, посвященные деньгам, золоту и чудесам, с ними связанным. Николай Чудотворец на фресках также в некоторых случаях изображается с мешком золота, раздающим его беднякам. Сюжеты из жития Николая Чудотворца занимает целых четыре ряда росписей в основном объеме храма. Кроме основных сюжетов, туда вошли и чисто русские легенды о самом популярном на Руси святом. Вообще же фрески замечательны своим пристальным вниманием к деталям, тщательной прорисовкой выражений лиц, жестов. Кроме росписей, интерьер храма замечателен своим роскошным барочным иконостасом 1751 года, сделанным по рисункам Ф.Г.Волкова, основателя русского национального театра. Волков в молодости жил неподалеку и был прихожанином Николо-Надеинской церкви.

Информация о работе Культурные ценности Ярославля (на примере архитектурных памятников)