Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 23:45, реферат
Ярославль был основан тысячу лет назад, в 1010 году, ростовский князь Ярослав Владимирович (позднее его стали именовать Мудрым), стремясь обезопасить подступы к одному из крупнейших городов Северо-Восточной Руси -Ростову Великому, основал здесь город-крепость и назвал ее "во свое имя". Но еще раньше на этом месте находилось поселение язычников, "рекомое Медвежий угол". Его жители - потомки угро-финских племен, смешавшихся с пришлым славянским населением, - занимались рыболовством и охотой. По преданию князь покорил их, убив священного медведя. Легенда об этом поединке позднее нашла свое образное выражение в гербе города: "В серебряном щите медведь, стоячи, держит в левой лапе золотую секиру". Географическое положение города было весьма выгодным в военном отношении. Крутые высокие берега Волги и Которосли, глубокий Медведицкий овраг, по которому протекал ручей, образовывали естественно защищенный мыс (территория нынешней Стрелки).
Введение
Культурные ценности Ярославля (в архитектуре)
Заключение
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
факультета экономики и управления
Смирнова Мирона Александровича Э 2009 ОП
По дисциплине: Культурология
На тему: Культурные ценности Ярославля (на примере архитектурных памятников)
Т.А. Чумакова
«___» 2010 г.
Ярославль, 2010 г.
Ярославль был основан тысячу лет назад, в 1010 году, ростовский князь Ярослав Владимирович (позднее его стали именовать Мудрым), стремясь обезопасить подступы к одному из крупнейших городов Северо-Восточной Руси -Ростову Великому, основал здесь город-крепость и назвал ее "во свое имя". Но еще раньше на этом месте находилось поселение язычников, "рекомое Медвежий угол". Его жители - потомки угро-финских племен, смешавшихся с пришлым славянским населением, - занимались рыболовством и охотой. По преданию князь покорил их, убив священного медведя. Легенда об этом поединке позднее нашла свое образное выражение в гербе города: "В серебряном щите медведь, стоячи, держит в левой лапе золотую секиру". Географическое положение города было весьма выгодным в военном отношении. Крутые высокие берега Волги и Которосли, глубокий Медведицкий овраг, по которому протекал ручей, образовывали естественно защищенный мыс (территория нынешней Стрелки). Князь Ярослав повелел возвести на нем деревянные стены с башнями. Отсюда за многие километры было видно приближение караванов торговых судов или разбойных вражеских людей.
В период распада Древнерусского государства (XII век) Ярославль - небольшой сторожевой пункт на беспокойной окраине обособившегося Ростово-Суздальского княжества, волжский форпост своего старшего брата - Ростова Великого. Но уже в 1218 году он стал "стольным градом" самостоятельного удельного княжества. В Рубленом городе - резиденция князя - строятся деревянные палаты, церкви, жилые дома. Появляются и первые каменные сооружения - нарядные величественные храмы в кремле и в загородном в то время Спасо-Преображенском монастыре. Начавшийся блестящий расцвет богатого волжского города на долгие годы прервало монголо-татарское нашествие. Как и многие другие русские города, Ярославль в 1238 году был сожжен дотла, но не стал на колени перед врагом. Неоднократно здесь поднимались восстания. В память об одном из них - 3 июля 1257 года - невысокая гора за Которослью зовется Туговой, что в переводе со старославянского языка означает Скорбная. На ней похоронены наши предки, погибшие в борьбе за независимость Родины.
В 1463 году Ярославское
княжество вошло в состав объединенного
Московского. Начало XVI века ознаменовалось
в Ярославле большим
XVII век - золотой век
в истории Ярославля. Это
В конце XVII-начале XVIII веков Ярославль - второй, после Москвы, город на Руси с населением около 15 тыс. человек. В городе имелось более 70 предприятий, среди них крупнейшая в России Ярославская Большая мануфактура, чьи льняные полотна шли на экспорт в Европу. Славились и ярославские белила и кожи. С 1796 года Ярославль становится центром губернии.
К середине XIX века Ярославль был полностью отстроен по регулярному плану застройки, созданы ансамбли Мытного двора, Губернаторского дома. Сегодня город - ценнейший памятник градостроения, сохранивший постройки почти всех стилей русской архитектуры последних пяти столетий.
С давних времен Ярославль известен как крупный культурный центр Верхнего Поволжья. В XIII веке в Спасском монастыре было создано первое на северо-востоке Руси училище с большим собранием рукописных книг. В Ярославле поднял занавес первый русский профессиональный театр (1750 г.), вышел в свет первый провинциальный журнал "Уединенный Пошехонец" (1786 г.). Уже в XVIII-XIX веках в городе существовал ряд учебных заведений, в том числе Демидовский юридический лицей (1803 г.).
Неразрывно связаны с Ярославлем имена таких великих людей, как основатель первого русского театра Федор Волков, русские поэты Николай Некрасов, Леонид Трефолев, оперный артист Леонид Собинов, основоположник русской научной педагогики Константин Ушинский, первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова.
Основные исторические
и художественные ценности сосредоточены
в двух музейных собраниях города:
Ярославском музее-заповеднике
Одна из древнейших площадей города - Богоявленская. Здания, формирующие сегодняшний облик площади, построены в XVII-XX веках. Одно из них - уникальное произведение ярославского зодчества церковь Богоявления (1684-1693).Северную сторону площади фланирует крупное трехэтажное здание почтамта. Это бывшая гостиница Пастухова, построенная в 1847-1850 годы на месте одно-двухэтажных лавок XVIII века. Здание выдержано в стиле позднего классицизма, отличающегося сухостью архитектурных форм, измельченностью деталей. Первый этаж оформлен арочными окнами с тонкими штукатурными архивольтами, над окнами второго этажа - прямоугольные сандрики. Здание завершается простым карнизом с невысоким аттиком. Многократное повторение одних и тех же архитектурных деталей по все длине здания придают ему монотонность. Рядом с площадью расположен Ярославский историко-архитектурный музей заповедник, размещенный в бывшем Спасо-Преображенском монастыре. Во сем своем великолепии перед нами предстают мощные стены и башни, собор и церкви, келейные корпуса и палаты - свидетели многих исторических событий, замечательные памятники русской архитектуры XVI-XIX веков. Спасо-Преображенский монастырь был основан в 1216 году князем Константином Всеволодовичем. В 1550-1580 годах вокруг монастыря были возведены каменные стены и башни. Монастырь превратился в сильную крепость, где хранилась государева казна и стоял стрелецкий гарнизон.
В 1609 году в течение трех недель стены монастыря выдержали оборону во время оккупации Ярославля поляками. В 1612 году в монастыре формировалось народное ополчение под руководством Минина и Пожарского и обитель стала фактическим центром страны. За заслуги в период «смутного времени» Спасский монастырь получил право беспошлинной разработки и перевозки камня и строительного леса.
Спасо-Преображенский собор служил усыпальницей князей и знатных ярославцев. Это четырехстолпный трехапсидный трехглавый храм на подклете с обходными галереями. Он был построен московскими мастерами в 1506-1516 годах на месте разрушенной пожаром 1501 года церкви XIII века. В закрытой северной галерее была устроена Свято-Духовская часовня. Отреставрированному в 1920-х и 1950-х храму были возвращены формы XVI века. Интерьер храма был расписан в 1563-1564 годах московскими и ярославскими художниками.
С юга к Преображенскому собору примыкает церковь Ярославских чудотворцев. Здесь с XVII века до 1919 года хранились мощи князей Федора, Давида и Константина Ярославских, обретенные в 1463 году. Ныне существующая крупная однокупольная церковь в стиле позднего классицизма выстроена попечением архиепископа Авраамия.
Церковь Богоявления - одна
из первых бесстолпных церквей Ярославля,
в архитектурной композиции которой
чувствуется влияние
Самое высокое здание монастыря - его звонница, в которой прослеживается несколько строительных этапов. Она существовала уже в XVI веке, переделывалась в XVII, современный облик получила в 1808-1824 годах. Одна из древнейших сохранившихся построек монастыря - трапезная палата - сооружена в начале XVI века. В начале XVII века были построены настоятельские покои. Возведенная одновременно с трапезной и примыкающая к ней с востока церковь Рождества Христова за последующие века утратила свой прежний облик. Сейчас мы видим небольшой четырехстолпный одноглавый храм на подклете, сходный с собором по своему декоративному оформлению. К северу от Спасо-Преображенского собора, параллельно стене монастыря в 70-е годы XVII века поставлен корпус братских келий.
В монастырь вели двое ворот - Святые, служившие для торжественных въездов, и Водяные - для хозяйственных нужд; те и другие были со стороны Которосли. Водяные ворота построены в первой трети XVII века. Они представляли сбой перекрытый сводом проезд, который закрывался железными створками на концах и в середине.
Историко-архитектурный
музей-заповедник ведет свое начало
с 1864 года (нынешнее наименование получил
в 1871 году). Сегодня это представительное
культурно-просветительное и
На главной административной Советской площади чудесным образом уцелела жемчужина Ярославля - церковь Ильи Пророка (XVII в.). Строительство этой церкви благословил царь Алексей Михайлович и патриарх Иосиф. Церковь Ильи Пророка. Постройка храма начата в 1647 году купцами «гостиной сотни» Скрипиными. Необычайно красив этот простой по формам, строгий и торжественный храм с пятью широко поставленными главами. Его композицию дополняют два белоснежных шатра — на колокольне и приделе Ризоположения. Асимметричная композиция пятиглавого храма с четырехъярусной колокольней дошла до наших дней в первозданном виде. Церковь Ильи Пророка славится и своим внутренним убранством. Стены, своды, откосы окон — всё свободное пространство заполнено росписями, которые были выполнены в 1680—1681 годах артелью из пятнадцати мастеров под руководством прославленных художников Гурия Никитина и Силы Савина. Фресковая роспись располагается крупными широкими поясами в четыре яруса. Первый ряд сверху занимают композиции на евангельские сюжеты, в люнетах закомар изображены события после Воскресения. Во втором ярусе — деяния апостолов, в третьем — житие и чудеса пророка Ильи; в нижнем, четвёртом ярусе — деяния его ученика Елисея. К церкви со всех концов ведут прямые улицы - она видна издалека в любое время суток. Церковь входит в Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник.
Очень много памятников
архитектуры расположены вдоль
берегов рек Волги и Которосли. Панораму Волжской набережной со стороны
Стрелки открывает двухэтажное здание
Митрополичьих палат - один из интереснейших
памятников гражданской архитектуры XVII
века. Построено оно в 1680-е годы на территории
бывшего кремля и поначалу представляло
собой обширную усадьбу с домовой церковью,
двумя флигелями, хозяйственными постройками,
обнесенную каменной оградой. Недалеко
от Митрополичьих палат находится здание
бывшей Ильинско - Тихоновской церкви,
построенное в 1825-1831 годах в стиле классицизма.
Ильинско-Тихоновский храм выбивается
из ансамбля церквей Волжской набережной.
Слишком необычен для здешних мест его
облик – ни дать ни взять римский Пантеон.
Сейчас в уникальном ярославском храме
располагаются реставрационные мастерские.Ильинско-
На протяжении многих веков деревянная
Ильинско-Тихоновская церковь горела,
разрушалась и возрождалась на том же
самом месте вновь и вновь, не меняя первоначального
облика. В отличие от многих богатых городских
церквей, а зажиточные ярославцы любили
строить, «чтоб было не хуже, чем у соседа»,
Ильинско-Тихоновский храм был более чем
скромным.
Судя по раннему описанию церкви, она была
покрыта «дранью», глава – черепицей.
И хоть находилось на колокольне целых
шесть колоколов, размеров они были, прямо
скажем, не ахти. Самый большой – 30 пудов,
это около 500 килограммов. А все потому,
что Ильинско-Тихоновский храм имел малочисленную
паству. В 1731 году, например, в церковь
ходило всего 100 человек, для «солидности»
к ним даже приписали вольнонаемную пожарную
дружину. Вот так и получилось, что Ильинско-Тихоновский
храм, один из немногих в Ярославле храмов,
был «ружным», то есть живущим на «ругу»
– ежегодное содержание казны. На содержание
храма из таможенных доходов государство
тратило аж 10 рублей в год.
Положение несколько изменилось в середине XIX века, когда общественность решила заново отстроить Ильинско-Тихоновский храм. Активное участие в возрождении первой ярославской церкви принял статский советник Михаил Алексеевич Ленивцев. Он воззвал к совести и мошне прихожан, сделав первое пожертвование в пользу храма-«бюджетника». Взялись за дело дружно, но по старой русской традиции строительство застопорилось из-за нехватки средств.
Информация о работе Культурные ценности Ярославля (на примере архитектурных памятников)