Культурные ценности Ярославля (на примере архитектурных памятников)

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 23:45, реферат

Краткое описание

Ярославль был основан тысячу лет назад, в 1010 году, ростовский князь Ярослав Владимирович (позднее его стали именовать Мудрым), стремясь обезопасить подступы к одному из крупнейших городов Северо-Восточной Руси -Ростову Великому, основал здесь город-крепость и назвал ее "во свое имя". Но еще раньше на этом месте находилось поселение язычников, "рекомое Медвежий угол". Его жители - потомки угро-финских племен, смешавшихся с пришлым славянским населением, - занимались рыболовством и охотой. По преданию князь покорил их, убив священного медведя. Легенда об этом поединке позднее нашла свое образное выражение в гербе города: "В серебряном щите медведь, стоячи, держит в левой лапе золотую секиру". Географическое положение города было весьма выгодным в военном отношении. Крутые высокие берега Волги и Которосли, глубокий Медведицкий овраг, по которому протекал ручей, образовывали естественно защищенный мыс (территория нынешней Стрелки).

Оглавление

Введение
Культурные ценности Ярославля (в архитектуре)
Заключение

Файлы: 1 файл

культ. рефер (2).doc

— 120.50 Кб (Скачать)

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

 

 

РЕФЕРАТ

 

Студента 1-го курса заочного отделения, общий поток

факультета экономики  и управления

Смирнова Мирона Александровича Э 2009 ОП

 

 

 

По дисциплине: Культурология

 

 

На тему: Культурные ценности Ярославля (на примере архитектурных памятников)

 

 

Руководитель

Т.А. Чумакова

 

Оценка

                                «   »

 

«___»     2010 г.

 

 

 

Ярославль, 2010 г.

 

Содержание

  1. Введение

  1. Культурные ценности Ярославля (в архитектуре)

  1. Заключение

 

  1. Введение

Ярославль был основан тысячу лет назад, в 1010 году, ростовский князь Ярослав Владимирович (позднее его стали именовать Мудрым), стремясь обезопасить подступы к одному из крупнейших городов Северо-Восточной Руси -Ростову Великому, основал здесь город-крепость и назвал ее "во свое имя". Но еще раньше на этом месте находилось поселение язычников, "рекомое Медвежий угол". Его жители - потомки угро-финских племен, смешавшихся с пришлым славянским населением, - занимались рыболовством и охотой. По преданию князь покорил их, убив священного медведя. Легенда об этом поединке позднее нашла свое образное выражение в гербе города: "В серебряном щите медведь, стоячи, держит в левой лапе золотую секиру". Географическое положение города было весьма выгодным в военном отношении. Крутые высокие берега Волги и Которосли, глубокий Медведицкий овраг, по которому протекал ручей, образовывали естественно защищенный мыс (территория нынешней Стрелки). Князь Ярослав повелел возвести на нем деревянные стены с башнями. Отсюда за многие километры было видно приближение караванов торговых судов или разбойных вражеских людей.

В период распада Древнерусского государства (XII век) Ярославль - небольшой сторожевой пункт на беспокойной окраине обособившегося Ростово-Суздальского княжества, волжский форпост своего старшего брата - Ростова Великого. Но уже в 1218 году он стал "стольным градом" самостоятельного удельного княжества. В Рубленом городе - резиденция князя - строятся деревянные палаты, церкви, жилые дома. Появляются и первые каменные сооружения - нарядные величественные храмы в кремле и в загородном в то время Спасо-Преображенском монастыре. Начавшийся блестящий расцвет богатого волжского города на долгие годы прервало монголо-татарское нашествие. Как и многие другие русские города, Ярославль в 1238 году был сожжен дотла, но не стал на колени перед врагом. Неоднократно здесь поднимались восстания. В память об одном из них - 3 июля 1257 года - невысокая гора за Которослью зовется Туговой, что в переводе со старославянского языка означает Скорбная. На ней похоронены наши предки, погибшие в борьбе за независимость Родины.

В 1463 году Ярославское  княжество вошло в состав объединенного  Московского. Начало XVI века ознаменовалось в Ярославле большим строительством.Оживление Волжского торгового пути после распада Киевской Руси способствовало развитию города. К середине XVI века Ярославль превратился в важный пункт транзитной торговли между Москвой и странами Запада и Востока. В период польско-литовской интервенции в 1612 году в Ярославле формировалось земское ополчение Минина и Пожарского. Здесь располагалась временная (около полугода) столица Русского государства, отсюда ополчение двинулось на Москву.

XVII век - золотой век  в истории Ярославля. Это период  бурного экономического роста,  расцвета культуры, формирования своего стиля ("ярославской школы") в архитектуре и живописи, создания великолепных храмовых ансамблей, и поныне определяющих облик города.

В конце XVII-начале XVIII веков  Ярославль - второй, после Москвы, город  на Руси с населением около 15 тыс. человек. В городе имелось более 70 предприятий, среди них крупнейшая в России Ярославская Большая мануфактура, чьи льняные полотна шли на экспорт в Европу. Славились и ярославские белила и кожи. С 1796 года Ярославль становится центром губернии.

К середине XIX века Ярославль  был полностью отстроен по регулярному  плану застройки, созданы ансамбли Мытного двора, Губернаторского  дома. Сегодня город - ценнейший памятник градостроения, сохранивший постройки почти всех стилей русской архитектуры последних пяти столетий.

С давних времен Ярославль  известен как крупный культурный центр Верхнего Поволжья. В XIII веке в Спасском монастыре было создано  первое на северо-востоке Руси училище  с большим собранием рукописных книг. В Ярославле поднял занавес  первый русский профессиональный театр (1750 г.), вышел в свет первый провинциальный журнал "Уединенный Пошехонец" (1786 г.). Уже в XVIII-XIX веках в городе существовал ряд учебных заведений, в том числе Демидовский юридический лицей (1803 г.).

Неразрывно связаны с Ярославлем имена таких великих людей, как основатель первого русского театра Федор Волков, русские поэты Николай Некрасов, Леонид Трефолев, оперный артист Леонид Собинов, основоположник русской научной педагогики Константин Ушинский, первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова.

Основные исторические и художественные ценности сосредоточены  в двух музейных собраниях города: Ярославском музее-заповеднике и  Ярославском художественном музее. Всего же в городе 6 музеев разного  профиля.

  1. Культурные ценности Ярославля (в архитектуре)

Одна из древнейших площадей города - Богоявленская. Здания, формирующие  сегодняшний облик площади, построены  в XVII-XX веках. Одно из них - уникальное произведение ярославского зодчества церковь  Богоявления (1684-1693).Северную сторону площади фланирует крупное трехэтажное здание почтамта. Это бывшая гостиница Пастухова, построенная в 1847-1850 годы на месте одно-двухэтажных лавок XVIII века. Здание выдержано в стиле позднего классицизма, отличающегося сухостью архитектурных форм, измельченностью деталей. Первый этаж оформлен арочными окнами с тонкими штукатурными архивольтами, над окнами второго этажа - прямоугольные сандрики. Здание завершается простым карнизом с невысоким аттиком. Многократное повторение одних и тех же архитектурных деталей по все длине здания придают ему монотонность. Рядом с площадью расположен Ярославский историко-архитектурный музей заповедник, размещенный в бывшем Спасо-Преображенском монастыре. Во сем своем великолепии перед нами предстают мощные стены и башни, собор и церкви, келейные корпуса и палаты - свидетели многих исторических событий, замечательные памятники русской архитектуры XVI-XIX веков. Спасо-Преображенский монастырь был основан в 1216 году князем Константином Всеволодовичем. В 1550-1580 годах вокруг монастыря были возведены каменные стены и башни. Монастырь превратился в сильную крепость, где хранилась государева казна и стоял стрелецкий гарнизон.

В 1609 году в течение  трех недель стены монастыря выдержали  оборону во время оккупации Ярославля поляками. В 1612 году в монастыре формировалось народное ополчение под руководством Минина и Пожарского и обитель стала фактическим центром страны. За заслуги в период «смутного времени» Спасский монастырь получил право беспошлинной разработки и перевозки камня и строительного леса.

Спасо-Преображенский собор  служил усыпальницей князей и знатных  ярославцев. Это четырехстолпный  трехапсидный трехглавый храм на подклете с обходными галереями. Он был построен московскими мастерами в 1506-1516 годах на месте разрушенной пожаром 1501 года церкви XIII века. В закрытой северной галерее была устроена Свято-Духовская часовня. Отреставрированному в 1920-х и 1950-х храму были возвращены формы XVI века. Интерьер храма был расписан в 1563-1564 годах московскими и ярославскими художниками.

С юга к Преображенскому  собору примыкает церковь Ярославских  чудотворцев. Здесь с XVII века до 1919 года хранились мощи князей Федора, Давида и Константина Ярославских, обретенные в 1463 году. Ныне существующая крупная  однокупольная церковь в стиле позднего классицизма выстроена попечением архиепископа Авраамия.

Церковь Богоявления - одна из первых бесстолпных церквей Ярославля, в архитектурной композиции которой  чувствуется влияние московского  зодчества того периода. Пятиглавый, без подклета, с галереями-приделами с трех сторон, с восьмигранной шатровой колокольней, храм выделяется нарядной отделкой фасадов и полихромными изразцами. Храм расписан ярославскими мастерами во главе с Дмитрием Плехановым Федором Игнатьевым.

Самое высокое здание монастыря - его звонница, в которой прослеживается несколько строительных этапов. Она существовала уже в XVI веке, переделывалась в XVII, современный облик получила в 1808-1824 годах. Одна из древнейших сохранившихся построек монастыря - трапезная палата - сооружена в начале XVI века. В начале XVII века были построены настоятельские покои. Возведенная одновременно с трапезной и примыкающая к ней с востока церковь Рождества Христова за последующие века утратила свой прежний облик. Сейчас мы видим небольшой четырехстолпный одноглавый храм на подклете, сходный с собором по своему декоративному оформлению. К северу от Спасо-Преображенского собора, параллельно стене монастыря в 70-е годы XVII века поставлен корпус братских келий.

В монастырь вели двое ворот - Святые, служившие для торжественных въездов, и Водяные - для хозяйственных нужд; те и другие были со стороны Которосли. Водяные ворота построены в первой трети XVII века. Они представляли сбой перекрытый сводом проезд, который закрывался железными створками на концах и в середине.

Историко-архитектурный  музей-заповедник ведет свое начало с 1864 года (нынешнее наименование получил  в 1871 году). Сегодня это представительное культурно-просветительное и научное  учреждение. В отделе древнерусского и народно-прикладнго искусства немало произведений живописи, которые могли бы составить славу самым крупным коллекциям мира. Среди них иконы "Преображение"(1516), "Богоматерь Смоленская"(середина XVI века), "Иоанн Предтечи Крылатый"(XVI век).

На главной административной Советской площади чудесным образом уцелела жемчужина Ярославля - церковь Ильи Пророка (XVII в.). Строительство этой церкви благословил царь Алексей Михайлович и патриарх Иосиф. Церковь Ильи Пророка. Постройка храма начата в 1647 году купцами «гостиной сотни» Скрипиными. Необычайно красив этот простой по формам, строгий и торжественный храм с пятью широко поставленными главами. Его композицию дополняют два белоснежных шатра — на колокольне и приделе Ризоположения. Асимметричная композиция пятиглавого храма с четырехъярусной колокольней дошла до наших дней в первозданном виде. Церковь Ильи Пророка славится и своим внутренним убранством. Стены, своды, откосы окон — всё свободное пространство заполнено росписями, которые были выполнены в 1680—1681 годах артелью из пятнадцати мастеров под руководством прославленных художников Гурия Никитина и Силы Савина. Фресковая роспись располагается крупными широкими поясами в четыре яруса. Первый ряд сверху занимают композиции на евангельские сюжеты, в люнетах закомар изображены события после Воскресения. Во втором ярусе — деяния апостолов, в третьем — житие и чудеса пророка Ильи; в нижнем, четвёртом ярусе — деяния его ученика Елисея. К церкви со всех концов ведут прямые улицы - она видна издалека в любое время суток. Церковь входит в Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник.

Очень много памятников архитектуры расположены вдоль  берегов рек Волги и Которосли. Панораму Волжской набережной со стороны Стрелки открывает двухэтажное здание Митрополичьих палат - один из интереснейших памятников гражданской архитектуры XVII века. Построено оно в 1680-е годы на территории бывшего кремля и поначалу представляло собой обширную усадьбу с домовой церковью, двумя флигелями, хозяйственными постройками, обнесенную каменной оградой. Недалеко от Митрополичьих палат находится здание бывшей Ильинско - Тихоновской церкви, построенное в 1825-1831 годах в стиле классицизма. Ильинско-Тихоновский храм выбивается из ансамбля церквей Волжской набережной. Слишком необычен для здешних мест его облик – ни дать ни взять римский Пантеон. 
Сейчас в уникальном ярославском храме располагаются реставрационные мастерские.Ильинско-Тихоновская церковь считается историками самой древней церковью Ярославля. Как повествует «Сказание о построении града Ярославля», в 1010 году Ярослав поборол лютого зверя и «насельников» Медвежьего угла и решил закрепить победу меча крестом. Для этого вынес Ярослав на следующее утро из шатра икону Богоматери, поставил на берегу Волги и повелел строить в этом месте церковь пророка Илии и «град созидати».Почему именно Ильи? Да потому, что в этот день, 2 августа, Ярослав Мудрый и победил «зверя», хотя, вполне возможно, назвал князь церковь, вспоминая своего первородного сына Илию.

На протяжении многих веков деревянная Ильинско-Тихоновская церковь горела, разрушалась и возрождалась на том же самом месте вновь и вновь, не меняя первоначального облика. В отличие от многих богатых городских церквей, а зажиточные ярославцы любили строить, «чтоб было не хуже, чем у соседа», Ильинско-Тихоновский храм был более чем скромным.  
Судя по раннему описанию церкви, она была покрыта «дранью», глава – черепицей. И хоть находилось на колокольне целых шесть колоколов, размеров они были, прямо скажем, не ахти. Самый большой – 30 пудов, это около 500 килограммов. А все потому, что Ильинско-Тихоновский храм имел малочисленную паству. В 1731 году, например, в церковь ходило всего 100 человек, для «солидности» к ним даже приписали вольнонаемную пожарную дружину. Вот так и получилось, что Ильинско-Тихоновский храм, один из немногих в Ярославле храмов, был «ружным», то есть живущим на «ругу» – ежегодное содержание казны. На содержание храма из таможенных доходов государство тратило аж 10 рублей в год.

 Положение несколько изменилось в середине XIX века, когда общественность решила заново отстроить Ильинско-Тихоновский храм. Активное участие в возрождении первой ярославской церкви принял статский советник Михаил Алексеевич Ленивцев. Он воззвал к совести и мошне прихожан, сделав первое пожертвование в пользу храма-«бюджетника». Взялись за дело дружно, но по старой русской традиции строительство застопорилось из-за нехватки средств.

Информация о работе Культурные ценности Ярославля (на примере архитектурных памятников)