Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 14:51, курсовая работа
Цель данной работы: проанализировать культурно-досуговую деятельность в социально-культурных институтах.
Из данной цели вытекают следующие задачи:
1. изучить научно-методическую литературу, материалы периодической печати по теме «Культурно-досуговая деятельность в социально-культурных институтах»;
2. рассмотреть характерные особенности и содержание культурно-досуговой деятельности
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретико-методологические основания культурно-досуговой деятельности в социально-культурных институтах
1.1. Характерные особенности и содержание культурно-досуговой деятельности………………………………………………………………………6
1.2. Сущность и типология социально-культурных институтов……....11
1.3. Роль парков культурны и отдыха в организации досуга населения…………………………………………………………...…..………...17
Глава 2. Анализ культурно-досуговой деятельности парков культуры и отдыха как социально-культурного института
2.1. Характеристика деятельности парка культуры и отдыха «Изумрудный» г. Барнаула……………….…………………………………..…22
2.2. Разработка программы «Культурный досуг» для проведения культурно-досуговой деятельности в парке культуры и отдыха «Изумрудный» г. Барнаула…..………………………………………………….26
Заключение ……………………………………………………….…………….31
Список использованной литературы………………………………………..33
Приложения……………………………………………………………………..35
Значительная часть социальных
институтов прямо или косвенно задействована
в социально-культурной сфере. Им присуща
определенная направленность их общественной
практики и социальных отношений, характерная
взаимосогласованная система
Попытаемся конкретизировать
понятие «социально-культурный институт»
применительно к целям и
В современной литературе
существуют различные подходы к
построению типологии социально-культурных
институтов. Проблема заключается в
том, чтобы в зависимости от целевого
назначения, характера и содержания
их деятельности выбрать правильный
критерий для их классификации. В
качестве такового может фигурировать
функционально-целевая
Широкая сеть социально-культурных
институтов обладает различными формами
внутренней градации. Одни из них официально
учреждены и организационно оформлены
(например, система общего образования,
система специального, профессионального
образования, сеть клубных, библиотечных
и других культурно-досуговых
Социально-культурные институты классифицируются в зависимости от их ролевой функции по отношению к потребителям культурных благ, ценностей и услуг в лице многотысячной детской и взрослой аудитории пользователей: зрителей, слушателей, читателей, а также потенциальных заказчиков, производителей, покупателей обширной социально-культурной продукции. В этом случае среди огромного множества социально-культурных институтов нормативного и учрежденского типа выделяются следующие категории [7, c.198].
Первая группа – социально-культурные институты, преимущественно занимающиеся производством духовных ценностей: идеология, политика, право, государственное управление, наука, церковь, журналистика, образование базовое и дополнительное образование, искусство, язык, литература, архитектура, искусство, любительское, в том числе техническое творчество, художественная самодеятельность, коллекционирование.
Вторая группа – социально-культурные институты, преимущественно занятые коммуникацией, трансляцией духовных ценностей, экономической, политической, культурной, социальной, научно-технической информации: пресса, радио, телевидение, издательства и книжная торговля, музеи и выставки, реклама, архивы и библиотеки, пропаганда и проповедничество, электронная почта, конференции, презентации и т.д.
Третья группа – социально-культурные институты, преимущественно проявляющие себя в организации различных видов неформальной творческой деятельности: семья, клубные и садово-парковые учреждения, фольклор, народное творчество, народные обычаи, обряды, массовые праздники, карнавалы, гулянья, инициативные культура защитные общества и движения [10, c.145].
В теории и практике часто
используются и многие другие основания
для типологизации социально-
1) по обслуживаемому контингенту
населения: массовый
2) по формам собственности: государственные, общественные, акционерные, частные);
3) по экономическому статусу: работающие без прибыли (некоммерческие), доходные (коммерческие или полу коммерческие);
4) по масштабам действия
и охвата аудитории:
В структуру социально-культурной сферы включаются субъекты культуры, обеспечивающие массовую культурную деятельность: клубы, развлекательные учреждения, детские учреждения, СМИ, кино, видео прокат, музеи, библиотеки, парки, учебные заведения и субъекты искусства: концертные залы, театры, цирк, галереи и выставочные залы, киностудии, народные художественные промыслы и ремесла, художественные коллективы, учебные заведения.
В социально-культурной сфере,
таким образом, функционируют: искусство,
профессиональное художественное творчество,
образование; культурно-досуговая
Вполне очевидно, что каждая из этих под отраслей поддается своей дальнейшей градации и выделению более узких и конкретных типов организаций и видов деятельности. Эта дифференциация находит свое воплощение как на уровне принятия законодательных документов, так и в практике руководства отраслями (отделов музеев, театров, библиотек, клубной деятельности, региональных органов управления культурой и искусством).
Однако уровень взаимосвязей различных социально-культурных институтов в федеральном и региональном масштабах далеко не одинаков. Выделяют несколько наиболее характерных показателей этого уровня: связи прочны и постоянны: связи содержательны и предметны; контакты носят эпизодический характер; партнеры почти не сотрудничают; партнеры работают вообще обособленно.
Причинами эпизодичности
контактов между социально-
В теории и практике социально-культурной деятельности часто используются и многие другие основания для типологии социально-культурных институтов:
В современном процессе развития и укрепления сотрудничества многочисленных общностей и структур социально-культурной сферы можно выделить две тенденции. С одной стороны, каждый социально-культурный институт, исходя из своего профиля и характера, стремится максимально активизировать собственный потенциал, собственные творческие и коммерческие возможности. С другой — для этой группы субъектов вполне естественно стремление к социальному партнерству. Усиливаются их совместные, согласованные и скоординированные действия на основе общих, совпадающих функций социально-культурной деятельности[12, c.89].
Широкая сеть социально-культурных
институтов обладает различными формами
внутренней градации. Одни из них официально
учреждены и организационно оформлены
(например, система общего образования,
система специального, профессионального
образования, сеть клубных, библиотечных
и других культурно-досуговых
1.3. Роль парков культуры и отдыха в организации досуга населения
Парки относятся к такому
типу социально-культурных институтов,
главными функциями которых являются
рекреация, организация массового
отдыха и развлечений, проведение информационно-просветительной
и физкультурно-
По функциональному назначению
различают парки массовые и детские,
историко-мемориальные парки-усадьбы,
лесопарки и природные парки-
В процессе социально-культурного проектирования принимаются во внимание многие характерные, присущие именно парку специфические особенности, в первую очередь рельеф, наличие зеленых массивов, водоемов, место расположения, оцениваемые с позиций наиболее эффективного отдыха, оздоровления человека.
Основные направления деятельности парка:
Наибольшей популярностью
у населения пользуются парки
культуры и отдыха. Они занимают
видное место среди культурно-
Основное назначение городского парка — обеспечение отдыха посетителей и воспитательная работа с ними. Исходя из этих задач содержание и форма работы парка сводятся к следующему:
1) воспитательная работа;
2) физкультурно-массовая работа;
3) культурно-просветительная работа;
4) художественная работа;
5) оздоровительная работа;
6) развлечения в парке;
7) детская работа;
8) бытовое обслуживание посетителей.
При проведении исследований деятельности парков культуры и отдыха оказалось, что в первой половине дня в основном их посещают пожилые люди, причем половина из них с детьми дошкольного возраста. Живут они недалеко от парка: на расстоянии, преодолеваемом за 15—20 мин пешком или на транспорте. В парк ходят, чтобы подышать свежим воздухом, отдохнуть от городского шума, полюбоваться водной гладью, цветами, красивыми группами деревьев, кустарников, почитать, поиграть в шахматы, посмотреть выставку.
Информация о работе Культурно-досуговая деятельность в социально-культурных институтах