Культурно-досуговая деятельность в социально-культурных институтах

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 14:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: проанализировать культурно-досуговую деятельность в социально-культурных институтах.
Из данной цели вытекают следующие задачи:
1. изучить научно-методическую литературу, материалы периодической печати по теме «Культурно-досуговая деятельность в социально-культурных институтах»;
2. рассмотреть характерные особенности и содержание культурно-досуговой деятельности

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретико-методологические основания культурно-досуговой деятельности в социально-культурных институтах
1.1. Характерные особенности и содержание культурно-досуговой деятельности………………………………………………………………………6
1.2. Сущность и типология социально-культурных институтов……....11
1.3. Роль парков культурны и отдыха в организации досуга населения…………………………………………………………...…..………...17
Глава 2. Анализ культурно-досуговой деятельности парков культуры и отдыха как социально-культурного института
2.1. Характеристика деятельности парка культуры и отдыха «Изумрудный» г. Барнаула……………….…………………………………..…22
2.2. Разработка программы «Культурный досуг» для проведения культурно-досуговой деятельности в парке культуры и отдыха «Изумрудный» г. Барнаула…..………………………………………………….26
Заключение ……………………………………………………….…………….31
Список использованной литературы………………………………………..33
Приложения……………………………………………………………………..35

Файлы: 1 файл

Культурно-досуговая деятельность в социально-культурных институтах.docx

— 443.47 Кб (Скачать)

Значительная часть социальных институтов прямо или косвенно задействована  в социально-культурной сфере. Им присуща  определенная направленность их общественной практики и социальных отношений, характерная  взаимосогласованная система целесообразно  ориентированных стандартов деятельности, общения и поведения. Их возникновение  и группировка в систему зависят  от содержания задач, решаемых каждым отдельно взятым социально-культурным институтом.

Попытаемся конкретизировать понятие «социально-культурный институт»  применительно к целям и содержанию предмета социально-культурной деятельности. Прежде всего, необходимо подчеркнуть широкий диапазон термина «социально-культурный институт». Он охватывает многочисленную сеть социальных институтов, обеспечивающих культурную деятельность, процессы сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей, а также включение людей в определенную, адекватную для них субкультуру [8, c.163].

В современной литературе существуют различные подходы к  построению типологии социально-культурных институтов. Проблема заключается в  том, чтобы в зависимости от целевого назначения, характера и содержания их деятельности выбрать правильный критерий для их классификации. В  качестве такового может фигурировать функционально-целевая направленность социально-культурных институтов, преобладающий  характер содержания их работы, их структура  в системе общественных отношений.

Широкая сеть социально-культурных институтов обладает различными формами  внутренней градации. Одни из них официально учреждены и организационно оформлены (например, система общего образования, система специального, профессионального  образования, сеть клубных, библиотечных и других культурно-досуговых учреждений), имеют общественную значимость и  выполняют свои функции в масштабах  всего общества, в широком социально-культурном контексте [9, c.156]. Другие не учреждаются специально, а складываются постепенно в процессе длительной совместной социально-культурной деятельности, часто составляющем целую историческую эпоху. К ним, например, относятся возникающие на групповом, локальном уровне многочисленные неформальные объединения и досуговые общности, традиционные праздники, обряды, ритуалы и другие своеобразные социально-культурные стереотипные формы. Они добровольно избираются теми или иными социально-культурными группами: детьми, подростками, молодежью, жителями микрорайона, студентами, военными и т.д.

Социально-культурные институты  классифицируются в зависимости  от их ролевой функции по отношению к потребителям культурных благ, ценностей и услуг в лице многотысячной детской и взрослой аудитории пользователей: зрителей, слушателей, читателей, а также потенциальных заказчиков, производителей, покупателей обширной социально-культурной продукции. В этом случае среди огромного множества социально-культурных институтов нормативного и учрежденского типа выделяются следующие категории [7, c.198].

Первая группа – социально-культурные институты, преимущественно занимающиеся производством духовных ценностей: идеология, политика, право, государственное управление, наука, церковь, журналистика, образование базовое и дополнительное образование, искусство, язык, литература, архитектура, искусство, любительское, в том числе техническое творчество, художественная самодеятельность, коллекционирование.

Вторая группа – социально-культурные институты, преимущественно занятые коммуникацией, трансляцией духовных ценностей, экономической, политической, культурной, социальной, научно-технической информации: пресса, радио, телевидение, издательства и книжная торговля, музеи и выставки, реклама, архивы и библиотеки, пропаганда и проповедничество, электронная почта, конференции, презентации и т.д.

Третья группа – социально-культурные институты, преимущественно проявляющие себя в организации различных видов неформальной творческой деятельности: семья, клубные и садово-парковые учреждения, фольклор, народное творчество, народные обычаи, обряды, массовые праздники, карнавалы, гулянья, инициативные культура защитные общества и движения [10, c.145].

В теории и практике часто  используются и многие другие основания  для типологизации социально-культурных институтов:

1) по обслуживаемому контингенту  населения: массовый потребитель  (общедоступные), отдельные социальные  группы (специализированные), дети, юношество  (детско-юношеские);

2) по формам собственности:  государственные, общественные, акционерные, частные);

3) по экономическому статусу:  работающие без прибыли (некоммерческие), доходные (коммерческие или полу коммерческие);

4) по масштабам действия  и охвата аудитории: международные,  национальные (федеральные), региональные, местные (локальные).

В структуру социально-культурной сферы включаются субъекты культуры, обеспечивающие массовую культурную деятельность: клубы, развлекательные учреждения, детские учреждения, СМИ, кино, видео прокат, музеи, библиотеки, парки, учебные заведения и субъекты искусства: концертные залы, театры, цирк, галереи и выставочные залы, киностудии, народные художественные промыслы и ремесла, художественные коллективы, учебные заведения.

В социально-культурной сфере, таким образом, функционируют: искусство, профессиональное художественное творчество, образование; культурно-досуговая деятельность населения, массовое народное творчество, просвещение и самодеятельность; социальная защита и реабилитация отдельных  категорий граждан средствами культуры, искусства, досуга, спорта; межнациональные и межгосударственные культурные обмены и сотрудничество; производственная инфраструктура по созданию и обеспечению материально-технической базы отрасли [11, c.156].

Вполне очевидно, что каждая из этих под отраслей поддается своей дальнейшей градации и выделению более узких и конкретных типов организаций и видов деятельности. Эта дифференциация находит свое воплощение как на уровне принятия законодательных документов, так и в практике руководства отраслями (отделов музеев, театров, библиотек, клубной деятельности, региональных органов управления культурой и искусством).

Однако уровень взаимосвязей различных социально-культурных институтов в федеральном и региональном масштабах далеко не одинаков. Выделяют несколько наиболее характерных  показателей этого уровня: связи  прочны и постоянны: связи содержательны  и предметны; контакты носят эпизодический  характер; партнеры почти не сотрудничают; партнеры работают вообще обособленно.

Причинами эпизодичности  контактов между социально-культурными  институтами региона являются, как  правило, отсутствие ясного представления  о содержании и формах совместной работы, малый опыт этого сотрудничества, отсутствие четкой программы, несогласованность  планов, недостаточность внимания со стороны муниципальных органов  и т.д.[12, c.122]

В теории и практике социально-культурной деятельности часто используются и многие другие основания для типологии социально-культурных институтов:

  1. по обслуживаемому контингенту населения:
    • массовый потребитель (общедоступные);
    • отдельные социальные группы (специализированные);
    • дети, юношество (детско-юношеские);
  2. по формам собственности:
    • государственные;
    • общественные;
    • акционерные;
    • частные;
  3. по экономическому статусу:
    • некоммерческие;
    • полу коммерческие;
    • коммерческие;
  4. по масштабам действия и охвата аудитории:
    • международные;
    • национальные (федеральные);
    • региональные;
    • местные (локальные).

В современном процессе развития и укрепления сотрудничества многочисленных общностей и структур социально-культурной сферы можно выделить две тенденции. С одной стороны, каждый социально-культурный институт, исходя из своего профиля  и характера, стремится максимально  активизировать собственный потенциал, собственные творческие и коммерческие возможности. С другой — для этой группы субъектов вполне естественно  стремление к социальному партнерству. Усиливаются их совместные, согласованные  и скоординированные действия на основе общих, совпадающих функций  социально-культурной деятельности[12, c.89].

Широкая сеть социально-культурных институтов обладает различными формами  внутренней градации. Одни из них официально учреждены и организационно оформлены (например, система общего образования, система специального, профессионального  образования, сеть клубных, библиотечных и других культурно-досуговых учреждений), имеют общественную значимость и  выполняют свои функции в масштабах  всего общества, в широком социально-культурном контексте. Другие не учреждаются специально, а складываются постепенно в процессе длительной совместной социально-культурной деятельности, часто составляющем целую  историческую эпоху. К ним, например, относятся возникающие на групповом, локальном уровне многочисленные неформальные объединения и досуговые общности, традиционные праздники, обряды, ритуалы  и другие своеобразные социально-культурные стереотипные формы. Они добровольно  избираются теми или иными социально-культурными  группами: детьми, подростками, молодежью, жителями микрорайона, студентами, военными.

 

1.3. Роль парков культуры и отдыха в организации досуга населения

 

Парки относятся к такому типу социально-культурных институтов, главными функциями которых являются рекреация, организация массового  отдыха и развлечений, проведение информационно-просветительной  и физкультурно-оздоровительной  работы среди населения города, района, ближайших жилых массивов.

По функциональному назначению различают парки массовые и детские, историко-мемориальные парки-усадьбы, лесопарки и природные парки-заповедники, ботанические парки и зоопарки, спортивные парки, аквапарки и гидропарки, парки-выставки, зоны отдыха. Структурно парк как социально-культурный центр включает в себя множество зон и секторов: площадку для массовых мероприятий с открытыми эстрадами, зеленый театр, выставочные павильоны, зону аттракционов, детский городок, игровую площадку, спортивный сектор, танцевальную площадку, закрытые сооружения (эстрадный театр, киноцентр, библиотеки-читальни, танцевальный зал, зал игровых автоматов и др.), зеленый парковый и лесной массивы, водоемы, торговые павильоны и службы питания, подсобные помещения [11, c.111].

В процессе социально-культурного  проектирования принимаются во внимание многие характерные, присущие именно парку  специфические особенности, в первую очередь рельеф, наличие зеленых  массивов, водоемов, место расположения, оцениваемые с позиций наиболее эффективного отдыха, оздоровления человека.

Основные направления  деятельности парка:

  • проведение традиционных (и национальных) праздников совместно с городскими центрами культуры (в т.ч. национальными);
  • проведение музыкальных и песенных фестивалей;
  • проведение творческих встреч с деятелями искусств;
  • проведение спектаклей и концертов с участием творческих коллективов города;
  • проведение театрализованных праздников, народных гуляний, ярмарок (Масленица, День Города,– с привлечением творческих, торговых организаций);
  • проведение семейных дней отдыха;
  • проведение познавательно-игровых и музыкальных программ для детей младшего и среднего школьного возраста и для подростков, молодежных дискотек;
  • проведение мероприятий для людей среднего и старшего возраста с учетом их творческих интересов (любительские объединения, вечера);
  • оказание платных услуг населению (аттракционы, прокат костюмов, фонограммы, услуги художника-оформителя).

Наибольшей популярностью  у населения пользуются парки  культуры и отдыха. Они занимают видное место среди культурно-просветительных  учреждений — это многофункциональные  комплексы.

Основное назначение городского парка — обеспечение отдыха посетителей и воспитательная работа с ними. Исходя из этих задач содержание и форма работы парка сводятся к следующему:

1) воспитательная работа;

2) физкультурно-массовая  работа;

3) культурно-просветительная  работа;

4) художественная работа;

5) оздоровительная работа;

6) развлечения в парке;

7) детская работа;

8) бытовое обслуживание  посетителей.

При проведении исследований деятельности парков культуры и отдыха оказалось, что в первой половине дня в основном их посещают пожилые  люди, причем половина из них с детьми дошкольного возраста. Живут они  недалеко от парка: на расстоянии, преодолеваемом за 15—20 мин пешком или на транспорте. В парк ходят, чтобы подышать свежим воздухом, отдохнуть от городского шума, полюбоваться водной гладью, цветами, красивыми группами деревьев, кустарников, почитать, поиграть в шахматы, посмотреть выставку.

Информация о работе Культурно-досуговая деятельность в социально-культурных институтах