Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 14:51, курсовая работа
Цель данной работы: проанализировать культурно-досуговую деятельность в социально-культурных институтах.
Из данной цели вытекают следующие задачи:
1. изучить научно-методическую литературу, материалы периодической печати по теме «Культурно-досуговая деятельность в социально-культурных институтах»;
2. рассмотреть характерные особенности и содержание культурно-досуговой деятельности
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретико-методологические основания культурно-досуговой деятельности в социально-культурных институтах
1.1. Характерные особенности и содержание культурно-досуговой деятельности………………………………………………………………………6
1.2. Сущность и типология социально-культурных институтов……....11
1.3. Роль парков культурны и отдыха в организации досуга населения…………………………………………………………...…..………...17
Глава 2. Анализ культурно-досуговой деятельности парков культуры и отдыха как социально-культурного института
2.1. Характеристика деятельности парка культуры и отдыха «Изумрудный» г. Барнаула……………….…………………………………..…22
2.2. Разработка программы «Культурный досуг» для проведения культурно-досуговой деятельности в парке культуры и отдыха «Изумрудный» г. Барнаула…..………………………………………………….26
Заключение ……………………………………………………….…………….31
Список использованной литературы………………………………………..33
Приложения……………………………………………………………………..35
Федеральное государственное
высшего профессионального образования
«Алтайская государственная
Факультет художественного творчества
Кафедра социально-культурной деятельности
Культурно-досуговая
Курсовая работа
по дисциплине «Социально-культурная деятельность»
Выполнила:
Горбунова О.В.,
студентка 4 курса
очн. отд.
гр. МК-083
Научный руководитель:
Сугатова Е.П.,
Доцент каф. СКД
Работа защищена
«___»__________2011 г.
Оценка ______________
Барнаул, 2011
Оглавление:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретико-методологические основания культурно-досуговой деятельности в социально-культурных институтах
1.1. Характерные особенности и содержание
культурно-досуговой деятельности………………………………………………
1.2. Сущность и типология социально-культурных институтов……....11
1.3. Роль парков культурны и отдыха в организации
досуга населения………………………………………………………
Глава 2. Анализ культурно-досуговой деятельности парков культуры и отдыха как социально-культурного института
2.1. Характеристика деятельности
парка культуры и отдыха «Изумрудный»
г. Барнаула……………….…………………………………..
2.2. Разработка программы «Культурный
досуг» для проведения культурно-досуговой
деятельности в парке культуры и отдыха
«Изумрудный» г. Барнаула…..…………………………………………………
Заключение …………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………..33
Приложения……………………………………………………
Введение
Актуальность темы курсовой работы: в современных условиях общественных изменений происходит переосмысление роли культурно-досуговой деятельности в социальных институтах, обновление её форм и функций. С одной стороны, социально-культурные институты по-прежнему воспроизводят традиционные отношения и образцы поведения, во многом предопределяющие поведение и мышление людей. С другой стороны, широко распространяются современные медиаформы (телевидение, кино, печать, реклама), что усиливает формирование идеологических и моральных стереотипов массовой культуры, современного стиля жизни.
В этом контексте определяющая роль культурно-досуговой деятельности в социальных институтах, в общем процессе модернизации России состоит в формировании личности как активного субъекта экономической жизни и социальной самоорганизации. Все проекты социально-экономического развития должны включать в себя гуманитарную составляющую, способствовать развитию духовных сил и здоровья человека, осознанию им высокого смысла своего существования.
Для многих жителей города
отдых в парках становится зачастую
единственной доступной возможностью
провести время на природе, принять
участие в массовых развлечениях.
Для улучшения деятельности парков
культуры и отдыха необходимо провести,
поэтапную модернизацию устаревшего
паркового хозяйства, оснащение
их современной аттракционной
Объект исследования: социально-культурные институты.
Предмет исследования: культурно-досуговая деятельность в социально-культурных институтах.
Цель данной работы: проанализировать культурно-досуговую деятельность в социально-культурных институтах.
Из данной цели вытекают следующие задачи:
1. изучить научно-методическую литературу, материалы периодической печати по теме «Культурно-досуговая деятельность в социально-культурных институтах»;
2. рассмотреть характерные особенности и содержание культурно-досуговой деятельности
3. охарактеризовать сущность и типологию социально-культурных институтов;
4. раскрыть роль парков культуры и отдых в организации досуга населения;
5. проанализировать деятельность парка культуры и отдыха «Изумрудный» г. Барнаула;
6. разработать программу проведения культурно-досуговой деятельности в парке культуры и отдыха «Изумрудный» г. Барнаула.
Методы исследования:
Обзор литературы по теме:
Степень разработанности проблемы на данный момент отражается следующими материалами. В работе "Парк как произведение искусства" академик Д. С. Лихачев говорит о парках как о месте "идеального" взаимодействия человека и природы, "идеального" для каждого этапа человеческой истории. Автор раскрывает самые значимые, с его точки зрения, проблемы сохранения садово-паркового искусства, говорит об экологии культуры как о науке, изучающей всю "окружающую человека среду". Ещё совсем недавно эта проблема не входила в число проблем для парка. Стояли разные задачи: увеличения нормы зелени на жителя, обеспечения полноты мероприятий в парке, массовости и комфортности отдыха посетителей. По мере развития экологического мышления все резко изменилось. Две статьи сборника, посвященные экологии в самом широком толковании, показывают многообразие как самих вопросов, решаемых этой наукой, так и подходов к их решению, их постановке. Академик Д. С. Лихачев развернул в своей статье систему принципов интерпретации экологических проблем парка, показал, что для парков экология не просто ещё один раздел знания, а взгляд, отношение, подход к профессиональной деятельности.
В статье Л. Н. Селиверстовой "Парковое дело и организация досуга населения" поднимается комплекс злободневных вопросов парковой под отрасли[18, c.56]. Автор впервые предпринимает попытку рассмотреть парк не изолированно, а в контексте взаимосвязей с отраслевыми службами и организациями. Контуры обозначенной проблемной ситуации детализируются и углубляются в статьях О. В. Григорьева, Н. А. Шкленикене.
В статье О. В. Григорьева "Экономический механизм современного парка" рассматривается развитие парковых услуг через призму его основных социальных функций, интересов и потребностей населения[4, c.59]. Автор предлагает выработать такой экономический механизм, который способствовал бы углублению эколого-рекреационных функций, в наибольшей мере отвечающих современным потребностям, интересам и запросам посетителей парков.
Разработке специфических
Авторы представляемого
Глава 1. Культурно-досуговая деятельность в социально-культурных институтах
1.1. Характерные особенности и содержание культурно-досуговой деятельности
Современная наука связывает сущность досуга с одним из полюсов человеческой деятельности, носящей в целом двухфазовый характер: «усилие – расслабление», «работа – отдых», «утомляющий вид активности – восстанавливающий вид активности» и т.п. Представление об отдыхе формируется как о деятельности, имеющей многофункциональное назначение, приобретающей сложное содержание, многообразные формы организации.
Важно уяснить характер досуговой деятельности в связи с теми потребностями, которые человек реализует в её процессе. Известно, что потребности человека условно можно разделить на три типа:
Если с первичными потребностями человек рождается, и они могут давать о себе знать спонтанным состоянием организма, то социальные и культурные потребности во многом формируются культурной средой, тесно соотносятся с его разумом, социальным статусом, уровнем образования, общим развитием личности.[7, c.476]. В отличие от первичных запросов, которые более устойчивы в своих проявлениях, социально-культурные потребности формируются только в социально-культурной среде и по мере воспитания и взросления человека. Социально-культурные потребности исключительно многообразны, сопровождают человека в течение всей его сознательной жизни. Многие из них приобретают весьма пластичный характер, будучи зависимыми от общественных трансформаций новых условий жизни, уровня образования, социального окружения, моды и др.[6, c.89]
В досуге человек реализует все три указанных типа потребностей либо в тесном переплетении, либо в некоторой последовательности. Например, в туристическом путешествии человек одновременно испытывает нужду в физиологическом отдыхе (первичная потребность), общении (социальная), художественном развитии (культурная) и др.
Под содержанием досуговой деятельности подразумеваются:
Естественно, что в период досуга человек стремится испытать положительные эмоции, сосредоточиться на конструктивных мыслях, получить качественный сервис – словом, добиться тех состояний, которые связаны с рекреационным эффектом.
Другой фактор, позволяющий добиться желаемого содержания, связан с реализацией человеком на досуге своих устремлений, воплощения собственной жизненной позиции. Это направление досуга можно обозначить как обращение человека к любимому делу (хобби)[12, c.164]. Тот, кто не в состоянии реализовать себя на работе, кого угнетает однообразие повседневного существования, в свободное время стремится восстановить баланс между напряжением и рекреацией в любимом занятии, в котором можно проявить себя с наибольшей свободой и широтой. Занятия-хобби позволяют разным людям сохранять чувство само идентичности, ощущать состояние творческого подъёма, самореализации.
В силу глубокого погружения
человека в предмет увлечения
хобби наделено исключительно высоким
рекреационным эффектом, хотя со стороны
порой может показаться, что человек
занят пустяками. Однако организаторы
досуга давно поняли, что такие
увлечения открывают для
Необходимо указать ещё одну особенность содержательного досуга – восприятие произведений искусства. Люди обращаются к искусству по-разному – с неодинаковыми целями, затрачивая разный объём времени и т.п. Обычно человек проявляет интерес не к искусству в целом, а к некоторым его видам и жанрам, которые привлекают его в наибольшей степени.
В проведении досуга и освоении искусства особо важна роль средств массовой информации (СМИ)[11, c.87]. Технические каналы связи, а также разнообразная техника предоставляют многомиллионной аудитории почти неограниченные возможности знакомиться с искусством, получать художественные впечатления не только в домашних условиях, но и в различных ситуациях практически в любое время суток.
Информация о работе Культурно-досуговая деятельность в социально-культурных институтах