Культурно-досуговая деятельность в социально-культурных институтах

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 14:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: проанализировать культурно-досуговую деятельность в социально-культурных институтах.
Из данной цели вытекают следующие задачи:
1. изучить научно-методическую литературу, материалы периодической печати по теме «Культурно-досуговая деятельность в социально-культурных институтах»;
2. рассмотреть характерные особенности и содержание культурно-досуговой деятельности

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретико-методологические основания культурно-досуговой деятельности в социально-культурных институтах
1.1. Характерные особенности и содержание культурно-досуговой деятельности………………………………………………………………………6
1.2. Сущность и типология социально-культурных институтов……....11
1.3. Роль парков культурны и отдыха в организации досуга населения…………………………………………………………...…..………...17
Глава 2. Анализ культурно-досуговой деятельности парков культуры и отдыха как социально-культурного института
2.1. Характеристика деятельности парка культуры и отдыха «Изумрудный» г. Барнаула……………….…………………………………..…22
2.2. Разработка программы «Культурный досуг» для проведения культурно-досуговой деятельности в парке культуры и отдыха «Изумрудный» г. Барнаула…..………………………………………………….26
Заключение ……………………………………………………….…………….31
Список использованной литературы………………………………………..33
Приложения……………………………………………………………………..35

Файлы: 1 файл

Культурно-досуговая деятельность в социально-культурных институтах.docx

— 443.47 Кб (Скачать)

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайская государственная академия культуры и искусства»

Факультет художественного творчества

Кафедра социально-культурной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

Культурно-досуговая деятельность в социально-культурных институтах

 

Курсовая работа

по дисциплине «Социально-культурная деятельность»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Горбунова О.В.,

студентка 4 курса

очн. отд.

гр. МК-083

 

Научный руководитель:

Сугатова Е.П.,

Доцент каф. СКД

 

Работа защищена

«___»__________2011 г.

Оценка ______________

 

 

 

 

 

 

Барнаул, 2011

Оглавление:

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретико-методологические основания культурно-досуговой деятельности в социально-культурных институтах

1.1. Характерные особенности и содержание культурно-досуговой деятельности………………………………………………………………………6

1.2. Сущность и типология социально-культурных институтов……....11

1.3. Роль парков культурны и отдыха в организации досуга населения…………………………………………………………...…..………...17

Глава 2. Анализ культурно-досуговой деятельности парков культуры и отдыха как социально-культурного института

2.1. Характеристика деятельности парка культуры и отдыха «Изумрудный» г. Барнаула……………….…………………………………..…22

2.2. Разработка программы «Культурный досуг» для проведения культурно-досуговой деятельности в парке культуры и отдыха «Изумрудный» г. Барнаула…..………………………………………………….26

Заключение ……………………………………………………….…………….31

Список использованной литературы………………………………………..33

Приложения……………………………………………………………………..35

 

Введение

Актуальность  темы курсовой работы: в современных условиях общественных изменений происходит переосмысление роли культурно-досуговой деятельности в социальных институтах, обновление её форм и функций. С одной стороны, социально-культурные институты по-прежнему воспроизводят традиционные отношения и образцы поведения, во многом предопределяющие поведение и мышление людей. С другой стороны, широко распространяются современные медиаформы (телевидение, кино, печать, реклама), что усиливает формирование идеологических и моральных стереотипов массовой культуры, современного стиля жизни.

В этом контексте определяющая роль культурно-досуговой деятельности в социальных институтах, в общем процессе модернизации России состоит в формировании личности как активного субъекта экономической жизни и социальной самоорганизации. Все проекты социально-экономического развития должны включать в себя гуманитарную составляющую, способствовать развитию духовных сил и здоровья человека, осознанию им высокого смысла своего существования.

Для многих жителей города отдых в парках становится зачастую единственной доступной возможностью провести время на природе, принять  участие в массовых развлечениях. Для улучшения деятельности парков культуры и отдыха необходимо провести, поэтапную модернизацию устаревшего  паркового хозяйства, оснащение  их современной аттракционной техникой, подключение всех инженерных сетей  к коммуникациям. В новых условиях следует пересмотреть традиционные направления культурно-досуговой деятельности парков культуры и отдыха. Сейчас предпочтение отдают парку аттракционов и совсем мало культмассовой деятельности.

Объект исследования: социально-культурные институты.

Предмет исследования: культурно-досуговая деятельность в социально-культурных институтах.

Цель данной работы: проанализировать культурно-досуговую деятельность в социально-культурных институтах.

Из данной цели вытекают следующие задачи:

1. изучить научно-методическую литературу, материалы периодической печати по теме «Культурно-досуговая деятельность в социально-культурных институтах»;

2. рассмотреть характерные особенности и содержание культурно-досуговой деятельности

3. охарактеризовать сущность и типологию социально-культурных институтов;

4. раскрыть роль парков культуры и отдых в организации досуга населения;

5. проанализировать деятельность парка культуры и отдыха «Изумрудный» г. Барнаула;

6. разработать программу проведения культурно-досуговой деятельности в парке культуры и отдыха «Изумрудный» г. Барнаула.

Методы исследования:

    • сбор материалов исследования на тему «Культурно-досуговая деятельность в социально-культурных институтах»;
  • тщательное изучение с конспектированием научно-методической литературы, материалов периодической печати по теме «Культурно-досуговая деятельность в социально-культурных институтах»;
  • включённое наблюдение с аналитическим характером за деятельностью парка культуры и отдыха «Изумрудный» г. Барнаула;
  • изучение услуг деятельности парка культуры и отдыха «Изумрудный» г. Барнаул;
  • теоретико-методологический анализ культурно-досуговой деятельности парка культуры и отдыха «Изумрудный» г. Барнаула.

Обзор литературы по теме:

Степень разработанности проблемы на данный момент отражается следующими материалами. В работе "Парк как  произведение искусства" академик Д. С. Лихачев говорит о парках как  о месте "идеального" взаимодействия человека и природы, "идеального" для каждого этапа человеческой истории. Автор раскрывает самые  значимые, с его точки зрения, проблемы сохранения садово-паркового  искусства, говорит об экологии культуры как о науке, изучающей всю  "окружающую человека среду". Ещё совсем недавно эта проблема не входила в число проблем для парка. Стояли разные задачи: увеличения нормы зелени на жителя, обеспечения полноты мероприятий в парке, массовости и комфортности отдыха посетителей. По мере развития экологического мышления все резко изменилось. Две статьи сборника, посвященные экологии в самом широком толковании, показывают многообразие как самих вопросов, решаемых этой наукой, так и подходов к их решению, их постановке. Академик Д. С. Лихачев развернул в своей статье систему принципов интерпретации экологических проблем парка, показал, что для парков экология не просто ещё один раздел знания, а взгляд, отношение, подход к профессиональной деятельности.

В статье Л. Н. Селиверстовой "Парковое дело и организация досуга населения" поднимается комплекс злободневных вопросов парковой под отрасли[18, c.56]. Автор впервые предпринимает попытку рассмотреть парк не изолированно, а в контексте взаимосвязей с отраслевыми службами и организациями. Контуры обозначенной проблемной ситуации детализируются и углубляются в статьях О. В. Григорьева, Н. А. Шкленикене.

В статье О. В. Григорьева "Экономический механизм современного парка" рассматривается развитие парковых услуг через призму его основных социальных функций, интересов и потребностей населения[4, c.59]. Автор предлагает выработать такой экономический механизм, который способствовал бы углублению эколого-рекреационных функций, в наибольшей мере отвечающих современным потребностям, интересам и запросам посетителей парков.

Разработке специфических направлений  и форм в русле основных тенденций  развития парков посвящена статья Н. А. Шкленикене "Планирование культурно-воспитательной деятельности парка"[20, c.69]. В ней идет речь об эксперименте по изменению первичного учета проводимых в парках Ленинграда мероприятий. Данный материал имеет скорее информационно-методический характер, но в ней автор поднимает целый ряд важных теоретико-методологических проблем парко ведения – о концепции современного парка, о специфических особенностях культурно-просветительной деятельности в условиях парка, динамике функций. Впервые автор говорит на страницах печати о группировке парковых форм работы по основным направлениям методики работы с посетителем. В последующих изданиях по парковой проблематике предполагается более детально познакомить читателей с результатами анализа экспериментальных исследований ленинградских методистов.

Авторы представляемого сборника стремились как можно шире и всесторонне  показать роль и значение парка в  развитии культурно-досуговой сферы, возможности расширения его экологических  и эстетических аспектов, формирования экологической культуры, мышления населения, место парка в пропаганде экологических  знаний, умений и навыков.

 

Глава 1. Культурно-досуговая  деятельность в социально-культурных институтах

 

1.1. Характерные особенности и содержание культурно-досуговой деятельности

 

Современная наука связывает  сущность досуга с одним из полюсов  человеческой деятельности, носящей  в целом двухфазовый характер: «усилие – расслабление», «работа  – отдых», «утомляющий вид активности – восстанавливающий вид активности» и т.п. Представление об отдыхе формируется как о деятельности, имеющей многофункциональное назначение, приобретающей сложное содержание, многообразные формы организации.

Важно уяснить характер досуговой деятельности в связи с теми потребностями, которые человек реализует в её процессе. Известно, что потребности человека условно можно разделить на три типа:

  • первичные или врожденные – физиологические потребности в отдыхе, пище, продолжении рода и др.; физические – в чистом воздухе, геоландшафтных и климатических условиях жизни; материальные в товарах повседневного спроса, пищевых продуктах и др.;
  • социальные – потребности в общении, социальном обслуживании, транспортном передвижении и др.;
  • культурные – потребности в образовании, духовном развитии, освоении художественных ценностей и др.

Если с первичными потребностями  человек рождается, и они могут давать о себе знать спонтанным состоянием организма, то социальные и культурные потребности во многом формируются культурной средой, тесно соотносятся с его разумом, социальным статусом, уровнем образования, общим развитием личности.[7, c.476]. В отличие от первичных запросов, которые более устойчивы в своих проявлениях, социально-культурные потребности формируются только в социально-культурной среде и по мере воспитания и взросления человека. Социально-культурные потребности исключительно многообразны, сопровождают человека в течение всей его сознательной жизни. Многие из них приобретают весьма пластичный характер, будучи зависимыми от общественных трансформаций новых условий жизни, уровня образования, социального окружения, моды и др.[6, c.89]

В досуге человек реализует  все три указанных типа потребностей либо в тесном переплетении, либо в  некоторой последовательности. Например, в туристическом путешествии человек одновременно испытывает нужду в физиологическом отдыхе (первичная потребность), общении (социальная), художественном развитии (культурная) и др.

Под содержанием досуговой деятельности подразумеваются:

  • непосредственные переживания, впечатления и состояния, которые испытывает человек, включенный в конкретный вид досугового занятия и тем самым удовлетворяющий свои потребности;
  • осмысление человеком воспринимаемой информации, художественных образов, общего культурного контекста, который в этой время оказывается в фокусе его внимания;
  • его оценки, которые возникают у него по поводу качества отдыха, а также услуг, если они ему оказываются в этом процессе.

Естественно, что в период досуга человек стремится испытать положительные эмоции, сосредоточиться  на конструктивных мыслях, получить качественный сервис – словом, добиться тех состояний, которые связаны с рекреационным эффектом.

Другой фактор, позволяющий  добиться желаемого содержания, связан с реализацией человеком на досуге своих устремлений, воплощения собственной  жизненной позиции. Это направление  досуга можно обозначить как обращение  человека к любимому делу (хобби)[12, c.164]. Тот, кто не в состоянии реализовать себя на работе, кого угнетает однообразие повседневного существования, в свободное время стремится восстановить баланс между напряжением и рекреацией в любимом занятии, в котором можно проявить себя с наибольшей свободой и широтой. Занятия-хобби позволяют разным людям сохранять чувство само идентичности, ощущать состояние творческого подъёма, самореализации.

В силу глубокого погружения человека в предмет увлечения  хобби наделено исключительно высоким  рекреационным эффектом, хотя со стороны  порой может показаться, что человек  занят пустяками. Однако организаторы досуга давно поняли, что такие  увлечения открывают для бизнеса  поистине безграничные возможности. Изучив наиболее массовые виды самодеятельных досуговых занятий, они предлагают на рынке услуги и товары, которые работают на потребительский спрос.

Необходимо указать ещё одну особенность содержательного досуга – восприятие произведений искусства. Люди обращаются к искусству по-разному – с неодинаковыми целями, затрачивая разный объём времени и т.п. Обычно человек проявляет интерес не к искусству в целом, а к некоторым его видам и жанрам, которые привлекают его в наибольшей степени.

В проведении досуга и освоении искусства особо важна роль средств массовой информации (СМИ)[11, c.87]. Технические каналы связи, а также разнообразная техника предоставляют многомиллионной аудитории почти неограниченные возможности знакомиться с искусством, получать художественные впечатления не только в домашних условиях, но и в различных ситуациях практически в любое время суток.

Информация о работе Культурно-досуговая деятельность в социально-культурных институтах