Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 16:16, реферат
Выбор темы обусловлен, прежде всего, моим личным желанием попытаться разобраться как самостоятельно, так и с помощью компетентных авторов в феномене культуры. Данная тема является наиболее общей, что позволяет, возможно, схематично, но глобально, не вдаваясь в подробности, охватить предмет культуры, как основы изучения культурологи.
1.Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2.Понятие культуры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
3.Социализация-функция культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
4.Отбор культурных форм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
5.Общие черты различных культур . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
6.Культура как основа общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
7.Структура культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
8.Роль языка в культуре и жизни общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
9.Культурные конфликты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
10.Формы культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
11.Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23
12.Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
СТРУКТУРА
КУЛЬТУРЫ
По мнению антропологов, культура состоит из четырех элементов.
1.
Понятия (концепты). Они содержатся
главным образом в языке. Благодаря им
становиться возможным упорядочить опыт
людей. Например, мы воспринимаем форму,
цвет и вкус предметов окружающего мира,
но в разных культурах мир организован
по разному.
В языке жителей Тробриандских
островов одно слово
Это различие между двумя
Таким образом, изучение слов
языка позволяет человеку
2. Отношения. Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью понятий, но также выявляют, как эти составные части связаны между собой - в пространстве и времени, по значению (например, черное противоположно белому), на основе причинной обусловленности («пожалеть розгу - испортить ребенка»). В нашем языке имеются слова, обозначающие землю и солнце, и мы уверены, что земля вращается вокруг солнца. Но до Коперника люди верили, что дело обстоит наоборот. Культуры часто по-разному истолковывают взаимосвязи.
Каждая культура формирует
3. Ценности. Ценности - это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов.
Разные культуры могут
4.Правила. Эти элементы (в том числе и нормы) регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Например, наша законодательная система включает множество законов, запрещающих убивать, ранить других людей или угрожать им. Эти законы отражают, насколько высоко мы ценим жизнь и благосостояние личности. Точно так же у нас существуют десятки законов, запрещающих кражу со взломом, присвоение чужого имущества, порчу собственности и пр. В них отражено наше стремление к защите личной собственности.
Ценности не только сами
Нормы могут представлять
РОЛЬ
ЯЗЫКА В КУЛЬТУРЕ
И ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
В теориях культуры всегда важное место отводилось языку.
Язык можно определить как систему коммуникации, осуществляемую с помощью звуков и символов, значения которых условны, но имеют определенную структуру.
Язык - явление социальное. Им нельзя
овладеть вне социального
Язык включает правила Вам,
конечно, известно, что существует
правильная и неправильная
Язык участвует также в процессе приобретения у организации опыта людей. Антрополог Бенджамин Ли Уорф показал, что многие понятия кажутся нам «само собой разумеющимися» только потому, что они укоренились в нашем языке. «Язык делит природу на части, формирует понятия о них и придает им значения главным образом потому, что мы пришли к соглашению организовать их именно таким образом. Это соглашение закодировано в моделях нашего языка». Оно обнаруживается особенно явственно при сравнительном анализе языков. Мы уже знаем, что цвета и родственные отношения в различных языках обозначаются по-разному. Иногда в одном языке имеется слово, которое полностью отсутствует в другом.
При употреблении языка
Общий язык также поддерживает
сплоченность общества. Он помогает
людям координировать свои
Хотя язык является могучей объединяющей силой, в то же время он способен и разобщать людей. Группа, использующая данный язык, считает всех, говорящих на нем, своими, а людей, говорящих на других языках или диалектах, - чужими.
Язык - главный символ антагонизма
между англичанами и
КУЛЬТУРНЫЕ
КОНФЛИКТЫ
Антропологи конца XIX в. были
склонны сравнивать культуру
с огромной коллекцией “
Истина, наверное, где-то посередине. Культуры действительно имеют преобладающие черты, но ими не исчерпывается ни одна культура, есть еще и многообразие, и конфликты.
Можно выделить, по крайней мере три вида конфликтов, связанных с развитием культуры: аномию, культурное запаздывание и чуждое влияние.
Термин “аномия”, обозначающий нарушение единства культуры в связи с отсутствием ясно сформулированных социальных норм, был впервые введен Эмилем Дюркгеймом еще в 90-е годы прошлого столетия. В то время аномия была вызвана ослаблением влияния религии и политики с повышением роли торгово-промышленных кругов. Эти перемены повлекли за собой распад системы нравственных ценностей, которая в прошлом отличалась устойчивостью. С тех пор обществоведы неоднократно отмечали, что рост преступности, увеличение числа разводов происходили в результате нарушения единства и культуры, особенно в связи с неустойчивостью религиозных и семейных ценностей.
В начале века Уильям Филдинг Огборн (1922) ввел понятие культурного запаздывания. Оно наблюдается, когда перемены в материальной жизни общества опережают трансформацию нематериальной культуры (обычаи, убеждения, философские системы, законы и формы правления). Это приводит к постоянному несоответствию между развитием материальной и нематериальной культуры, и в результате возникает множество нерешенных социальных проблем. Например, прогресс в деревообрабатывающей промышленности связан с уничтожением обширных лесных массивов. Но постепенно общество осознает жизненную необходимость их сохранения. Точно также изобретение современных машин привело к значительному росту несчастных случаев на производстве. Прошло много времени, прежде чем было введено законодательство, предусматривающее компенсацию за производственную травму.
Третий вид культурного
Социальная жизнь туземцев до колонизации составляла единое целое. На основе племенной организации общества одновременно сформировались система родственных связей, экономический и политический уклад и даже приемы ведения войны. Культура колониальных держав, главным образом Великобритании, возникла в других условиях. Но когда европейские ценности были навязаны туземцам, произошло не объединение двух культур, а их неестественное, чреватое напряженностью смешение. По мнению Малиновского эта смесь оказалась неустойчивой. Он правильно предсказал, что предстоит длительная борьба между этими двумя культурами, которая не прекратится и после того, как колонии обретут независимость. Она будет поддерживаться стремлением африканцев преодолеть напряженность в своей культуре. В то же время Малиловский верил, что в конечном итоге победят западные ценности.
Таким образом, модели
ФОРМЫ
КУЛЬТУРЫ
В
большинстве европейских
Высокая культура - изящное искусство, классическая музыка и литература - создавалась и воспринималась элитой.
Народная культура, включавшая сказки, фольклор, песни и мифы, принадлежала бедным. Продукты каждой из этих культур были предназначены для определенной публики, и эта традиция редко нарушалась. С появлением средств массовой информации (радио, массовых печатных изданий, телевидения, грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание различий между высокой и народной культурой. Так возникла массовая культура, которая не связана с религиозными или классовыми субкультурами. Средства массовой информации и массовая культура неразрывно связаны между собой.