Культура Средневековья. Ренессанс

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 00:12, реферат

Краткое описание

Период Возрождения в культуре Западной Европы отмечает переход от Средневековья к Новому времени. Традиционно считается, что этот период начинается 26 апреля 1335 г. Именно в этот день Франческо Петрарка (1304—1374) в письме к другу выразил свой восторг от созерцания природы с высоты горы Вентоза близ Авиньона. Только в XIV в. европейский человек впервые стал ощущать природу как эстетически значимую реальность. Язычник находил в природе прежде всего демонов, леших, «нечистую силу» вообще, требующих жертвы силы, угрожавшие человеку.

Оглавление

Введение
Культура зрелого Средневековья
2.1.Основные архитектурные стили Средневековья
2.2.Придворная рыцарская культура и куртуазная поэзия
2.3. «Божественная комедия» Данте
3. Культура Возрождения
3.1.Новый этап нации и культуры
3.2.Новые представления о мире и человеке.
Философия и живопись
4. Культура Раннего и Высокого Ренессанса
4.1.Художественные школы
4.2.Титаны Высокого Возрождения
4.3.Ренессанская новелла, драма и роман
4.4.Книги на все времена. Боккаччо и Рабле
4.5.Литературные титаны Возрождения Сервантес и
Шекспир
5. Заключение
6. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Культурология реферат.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

      Открывается «Декамерон» впечатляющим описанием чумы, свирепствующей во Флоренции. При виде гибели тысяч людей и ужасного хаоса, воцарившегося в городе, Боккаччо с горечью пишет: «Ореол, озарявший законы божеские и человеческие, померк...» Соприкосновение с такой страшной бедой, со смертью обострило желание жить, вызвало стремление не дать померкнуть «ореолу» у тех, у кого он еще сохранился. Поэтому рассказчики «Декамерона» хотят радоваться жизни и наслаждаться прекрасной природой. В эпизодах, вошедших в «рамку», в которую оправлены новеллы сборника, представлен как бы «светлый оазис» в «кровавой пустыне»: красивые, образованные, одухотворенные молодые люди, занятые танцами, музыкой, пением, утонченной трапезой и интересной беседой, во время которой и излагаются новеллы сборника. Это обрамление — не технический прием ввода художественного материала, а текст, имеющий глубокий смысл. Это и есть то, что стали потом называть «пир во время чумы», т.е. такое состояние, когда предаются радости и веселью не от хорошей жизни, а скорее для того, чтобы забыться.

      Угроза, нависшая над человеческими ценностями, побудила автора с особым вниманием вглядеться в эту столь хрупкую жизнь, разобраться в ней, представив как ее привлекательные, прекрасные стороны, так и то, что в ней уродливо и отвратительно. Во многих рассказах «Декамерона» прославляется любовь, показано ее могущество, придающее людям способность во имя ее совершать чудеса. Вопреки вековым средневековым представлениям, любовь у Боккаччо — не грех, не вынужденная необходимость, обеспечивающая продолжение человеческого рода, а великое чудо, огромная радость. В его рассказах она выступает в своих самых разных обличьях — то чувственное наслаждение, то глубокая преданность и верность, то полная самоотверженность.

      Крупнейшим писателем французского Ренессанса стал Франсуа Рабле (1494—1553). Если «Божественная комедия» Данте стоит у истоков Ренессанса, то «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле — у его завершения. Свою книгу писатель задумал как продолжение народной книги «Великие и неоценимые хроники о великом и огромном великане Гаргантюа». Язык романа — в основном народный язык, который Рабле стремился обогатить внесением в него ученых слов и оборотов. В тоне автора — нарочитая плебейская грубоватость,

бесцеремонная насмешка, рассчитанная на гомерический хохот. Общественный идеал Рабле рисует в картине Телемского аббатства. Эта обитель ничем не похожа на обычные монастыри. В монастырях главное место занимали церковные службы; в Телеме нет даже церкви. В монастырях — устав, суровая дисциплина; в Телеме — свобода, а устав состоит из одной статьи — делай, что захочешь. В Телеме каждый может состоять в браке, быть богатым, уйти из монастыря в любое время. На содержание монастыря Гаргантюа выделяет несуразно огромные суммы. Такова утопия свободного общежития Рабле.

      Феодальному Средневековью было вообще незнакомо понятие свободы. Оно знало понятие вольностей, т.е. изъятий в пользу какого-либо коллектива из общего режима несвободы и принуждения. Понятия свободы, относящегося к человеку как таковому, в средние века попросту не существовало. Для Рабле же свобода не имеет никаких границ. В жизни все достойно пера, писатель живописует все процессы: пищеварительные и половые, приличные и неприличные, нормальные и анормальные, будучи противником и аскетизма католиков, и ригоризма протестантов.

      В творчестве Рабле происходит развенчание героических идеалов Ренессанса. Ренессанс мыслил человека как благородного героя, самоуглубленного и наполненного мечтами о высоких идеалах. Совершенно противоположную картину рисует роман французского писателя, где вместо героев выступает деклассированная богема, ничтожная по своему внутреннему настроению и внешнему поведению. Огромную роль у Рабле играют мотивы разинутого рта, глотания, сосания, обжирания, пищеварения, карикатурные аналогии мотивов возрожденческого титанизма чувства и действия. 
 

Литературные  титаны Возрождения  Сервантес и Шекспир 

      Символом окончательного заката Ренессанса в художественной сфере явилось творчество Мигеля де Сервантеса (1547—1616) и Вильяма Шекспира (1564—1616). Сервантес — великий художник слова, создатель современного испанского языка, глубокий психолог-аналитик, показавший трагическое противоречие самосознания Дон-Кихота и его жизненных возможностей как символ гибели возрожденческой эпохи. Пророчество гибели возрожденческого индивидуализма дает в своих трагедиях и Шекспир. Гениальный поэт и драматург, автор 37 комедий, трагедий и исторических хроник, а также лирико-философских сонетов, Шекспир воспринимал конфликты эпохи как вечные и неустранимые законы мироздания, при которых высшие нравственные ценности — благородство, добро, достоинство, честь, справедливость — терпят поражение. Его герои наделены сильными характерами и готовы к противоборству с судьбой. Они подчас готовы преступить нравственный закон и погибнуть ради всепоглощающей их страсти или идеи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      И в итальянском Ренессансе, и в Северном Возрождении живопись переживала небывалый до того времени расцвет, она раскрывала огромные возможности в изображении жизненных явлений, человека и окружающей среды. Развитие наук, разработка линейной, а затем и воздушной перспективы, изучение пропорций и анатомии человека — все это способствовало утверждению в живописи реалистического метода. Наряду с существовавшими ранее жанрами религиозной и мифологической живописи, наполнившимися новым смыслом, выдвинулся портрет, зародилась историческая и пейзажная живопись, широкое распостранение на севере получила гравюра. Именно в различных видах искусства Возрождения четко выразились идеалы гуманизма, необходимые для создания нового мировоззрения и новой программы жизнедеятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы: 

    1. «Культурология», под редакцией А.Л. Золкина, изд-во «Юнити», Москва2008год
    2. «Культура эпохи Возрождения» Н.В.Мирецкая, Е.В.Мирецкая, Москва, изд-во «Просвещение», 1996год
    3. «Философия культуры: Учебное пособие для студентов гуманитарных вузов» Изд. 2-е, доп., Гуревич П.С., Москва, изд-во «Аспект Пресс», 1995год
    4. «Культурология: Введение в историю и философию культуры», Пивоев В.М., изд-во «ПетрГУ», 1997год

Информация о работе Культура Средневековья. Ренессанс