Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 00:12, реферат
Период Возрождения в культуре Западной Европы отмечает переход от Средневековья к Новому времени. Традиционно считается, что этот период начинается 26 апреля 1335 г. Именно в этот день Франческо Петрарка (1304—1374) в письме к другу выразил свой восторг от созерцания природы с высоты горы Вентоза близ Авиньона. Только в XIV в. европейский человек впервые стал ощущать природу как эстетически значимую реальность. Язычник находил в природе прежде всего демонов, леших, «нечистую силу» вообще, требующих жертвы силы, угрожавшие человеку.
Введение
Культура зрелого Средневековья
2.1.Основные архитектурные стили Средневековья
2.2.Придворная рыцарская культура и куртуазная поэзия
2.3. «Божественная комедия» Данте
3. Культура Возрождения
3.1.Новый этап нации и культуры
3.2.Новые представления о мире и человеке.
Философия и живопись
4. Культура Раннего и Высокого Ренессанса
4.1.Художественные школы
4.2.Титаны Высокого Возрождения
4.3.Ренессанская новелла, драма и роман
4.4.Книги на все времена. Боккаччо и Рабле
4.5.Литературные титаны Возрождения Сервантес и
Шекспир
5. Заключение
6. Список использованной литературы
Открывается «Декамерон» впечатляющим описанием чумы, свирепствующей во Флоренции. При виде гибели тысяч людей и ужасного хаоса, воцарившегося в городе, Боккаччо с горечью пишет: «Ореол, озарявший законы божеские и человеческие, померк...» Соприкосновение с такой страшной бедой, со смертью обострило желание жить, вызвало стремление не дать померкнуть «ореолу» у тех, у кого он еще сохранился. Поэтому рассказчики «Декамерона» хотят радоваться жизни и наслаждаться прекрасной природой. В эпизодах, вошедших в «рамку», в которую оправлены новеллы сборника, представлен как бы «светлый оазис» в «кровавой пустыне»: красивые, образованные, одухотворенные молодые люди, занятые танцами, музыкой, пением, утонченной трапезой и интересной беседой, во время которой и излагаются новеллы сборника. Это обрамление — не технический прием ввода художественного материала, а текст, имеющий глубокий смысл. Это и есть то, что стали потом называть «пир во время чумы», т.е. такое состояние, когда предаются радости и веселью не от хорошей жизни, а скорее для того, чтобы забыться.
Угроза, нависшая над человеческими ценностями, побудила автора с особым вниманием вглядеться в эту столь хрупкую жизнь, разобраться в ней, представив как ее привлекательные, прекрасные стороны, так и то, что в ней уродливо и отвратительно. Во многих рассказах «Декамерона» прославляется любовь, показано ее могущество, придающее людям способность во имя ее совершать чудеса. Вопреки вековым средневековым представлениям, любовь у Боккаччо — не грех, не вынужденная необходимость, обеспечивающая продолжение человеческого рода, а великое чудо, огромная радость. В его рассказах она выступает в своих самых разных обличьях — то чувственное наслаждение, то глубокая преданность и верность, то полная самоотверженность.
Крупнейшим писателем французского Ренессанса стал Франсуа Рабле (1494—1553). Если «Божественная комедия» Данте стоит у истоков Ренессанса, то «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле — у его завершения. Свою книгу писатель задумал как продолжение народной книги «Великие и неоценимые хроники о великом и огромном великане Гаргантюа». Язык романа — в основном народный язык, который Рабле стремился обогатить внесением в него ученых слов и оборотов. В тоне автора — нарочитая плебейская грубоватость,
бесцеремонная насмешка, рассчитанная на гомерический хохот. Общественный идеал Рабле рисует в картине Телемского аббатства. Эта обитель ничем не похожа на обычные монастыри. В монастырях главное место занимали церковные службы; в Телеме нет даже церкви. В монастырях — устав, суровая дисциплина; в Телеме — свобода, а устав состоит из одной статьи — делай, что захочешь. В Телеме каждый может состоять в браке, быть богатым, уйти из монастыря в любое время. На содержание монастыря Гаргантюа выделяет несуразно огромные суммы. Такова утопия свободного общежития Рабле.
Феодальному Средневековью было вообще незнакомо понятие свободы. Оно знало понятие вольностей, т.е. изъятий в пользу какого-либо коллектива из общего режима несвободы и принуждения. Понятия свободы, относящегося к человеку как таковому, в средние века попросту не существовало. Для Рабле же свобода не имеет никаких границ. В жизни все достойно пера, писатель живописует все процессы: пищеварительные и половые, приличные и неприличные, нормальные и анормальные, будучи противником и аскетизма католиков, и ригоризма протестантов.
В творчестве Рабле происходит развенчание
героических идеалов Ренессанса. Ренессанс
мыслил человека как благородного героя,
самоуглубленного и наполненного мечтами
о высоких идеалах. Совершенно противоположную
картину рисует роман французского писателя,
где вместо героев выступает деклассированная
богема, ничтожная по своему внутреннему
настроению и внешнему поведению. Огромную
роль у Рабле играют мотивы разинутого
рта, глотания, сосания, обжирания, пищеварения,
карикатурные аналогии мотивов возрожденческого
титанизма чувства и действия.
Литературные
титаны Возрождения
Сервантес и Шекспир
Символом окончательного заката Ренессанса
в художественной сфере явилось творчество
Мигеля де Сервантеса
(1547—1616) и Вильяма
Шекспира (1564—1616). Сервантес — великий
художник слова, создатель современного
испанского языка, глубокий психолог-аналитик,
показавший трагическое противоречие
самосознания Дон-Кихота и его жизненных
возможностей как символ гибели возрожденческой
эпохи. Пророчество гибели возрожденческого
индивидуализма дает в своих трагедиях
и Шекспир. Гениальный поэт и драматург,
автор 37 комедий, трагедий и исторических
хроник, а также лирико-философских сонетов,
Шекспир воспринимал конфликты эпохи
как вечные и неустранимые законы мироздания,
при которых высшие нравственные ценности
— благородство, добро, достоинство, честь,
справедливость — терпят поражение. Его
герои наделены сильными характерами
и готовы к противоборству с судьбой. Они
подчас готовы преступить нравственный
закон и погибнуть ради всепоглощающей
их страсти или идеи.
Заключение
И в итальянском Ренессансе, и в Северном
Возрождении живопись переживала небывалый
до того времени расцвет, она раскрывала
огромные возможности в изображении жизненных
явлений, человека и окружающей среды.
Развитие наук, разработка линейной, а
затем и воздушной перспективы, изучение
пропорций и анатомии человека — все это
способствовало утверждению в живописи
реалистического метода. Наряду с существовавшими
ранее жанрами религиозной и мифологической
живописи, наполнившимися новым смыслом,
выдвинулся портрет, зародилась историческая
и пейзажная живопись, широкое распостранение
на севере получила гравюра. Именно в различных
видах искусства Возрождения четко выразились
идеалы гуманизма, необходимые для создания
нового мировоззрения и новой программы
жизнедеятельности.
Список
использованной литературы: