Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 00:12, реферат
Период Возрождения в культуре Западной Европы отмечает переход от Средневековья к Новому времени. Традиционно считается, что этот период начинается 26 апреля 1335 г. Именно в этот день Франческо Петрарка (1304—1374) в письме к другу выразил свой восторг от созерцания природы с высоты горы Вентоза близ Авиньона. Только в XIV в. европейский человек впервые стал ощущать природу как эстетически значимую реальность. Язычник находил в природе прежде всего демонов, леших, «нечистую силу» вообще, требующих жертвы силы, угрожавшие человеку.
Введение
Культура зрелого Средневековья
2.1.Основные архитектурные стили Средневековья
2.2.Придворная рыцарская культура и куртуазная поэзия
2.3. «Божественная комедия» Данте
3. Культура Возрождения
3.1.Новый этап нации и культуры
3.2.Новые представления о мире и человеке.
Философия и живопись
4. Культура Раннего и Высокого Ренессанса
4.1.Художественные школы
4.2.Титаны Высокого Возрождения
4.3.Ренессанская новелла, драма и роман
4.4.Книги на все времена. Боккаччо и Рабле
4.5.Литературные титаны Возрождения Сервантес и
Шекспир
5. Заключение
6. Список использованной литературы
«Культурология»
на тему: «Культура
Средневековья. Ренессанс»
План:
2.1.Основные архитектурные стили Средневековья
2.2.Придворная рыцарская культура и куртуазная поэзия
2.3. «Божественная комедия» Данте
3. Культура Возрождения
3.1.Новый этап нации и культуры
3.2.Новые представления о мире и человеке.
Философия и живопись
4. Культура Раннего и Высокого Ренессанса
4.1.Художественные школы
4.2.Титаны Высокого Возрождения
4.3.Ренессанская новелла, драма и роман
4.4.Книги на все времена. Боккаччо и Рабле
4.5.Литературные титаны Возрождения Сервантес и
Шекспир
5. Заключение
6.
Список использованной
литературы
Введение
Период Возрождения в культуре Западной Европы отмечает переход от Средневековья к Новому времени. Традиционно считается, что этот период начинается 26 апреля 1335 г. Именно в этот день Франческо Петрарка (1304—1374) в письме к другу выразил свой восторг от созерцания природы с высоты горы Вентоза близ Авиньона. Только в XIV в. европейский человек впервые стал ощущать природу как эстетически значимую реальность. Язычник находил в природе прежде всего демонов, леших, «нечистую силу» вообще, требующих жертвы силы, угрожавшие человеку. Христианское Средневековье видело в природе Божественное творение, созерцание которого должно было наполнять душу верующего ощущением непостижимости и всемогущества Создателя.
XIV в. произвел подлинную революцию в умах. Именно в период' Возрождения художественная предметность была окончательно оторвана от священной истории, получая самодовлеющее значение. Не только в изобразительное искусство, но и в религиозную литературу проникает чувственность. Например, христианское подвижничество начинает получать рыцарскую, даже куртуазную трактовку.
Эпоха Ренессанса,
или Возрождения, является золотым веком
в истории западной культуры (XIV—XVI вв.
в Италии, XV—XVI вв. в других странах). Возрождение
— это эпоха, которой человечество обязано
такими концепциями и понятиями, как
«гуманизм» и «антропоцентризм».
Найдя слово «гуманизм» у Цицерона, Колюччо
Салютати (1331—1406) и Леонардо
Бруни (1369—1444) решили, что оно лучше
всего определяет человеческое достоинство
и влечет к знанию.
Культура
зрелого Средневековья
Основные архитектурные стили Средневековья –
Романский
и готический
В архитектуре зрелого Средневековья выделяют два стиля: романский (XI—XII вв.) и готический (XIII—XV вв.). Романский стиль характеризуется массивностью сооружений. Основные типы его сооружений — феодальный замок, городские укрепления, соборы. Основной строительный материал — камень. Для нейтрализации давления на стены и распора, который дает свод, стены и столбы первых романских храмов с каменным перекрытием делались очень толстыми и массивными, проемы — редкими и узкими. В эту же эпоху окончательно складывается тип феодального замка. Стоящий на возвышенном месте, замок являл собой «символ власти» феодала над окрестными землями.
В городах Германии, в основном по Рейну, стали строиться первые романские соборы (Майнц, Шпейер, Вормс). Похожие на крепости, с толстыми гладкими стенами и узкими окнами, они имели суровый, неприступный вид.
Городам новый облик придает готическая архитектура. Готический храм, в отличие от романского, имел новую конструкцию свода, основой которого является каркасная система с нервюрами. Нервюрный свод давал возможность перекрывать не только квадратные, но и более сложные в плане пролеты. Это достигалось благодаря тому, что нервюры сходятся в пучки на опорных столбах, на которых теперь концентрируется вся нагрузка перекрытий. Опорные столбы укрепляются контрфорсами (опорами стен) и аркбутанами (1/4 арки, переброшенной через крышу боковых нефов к основанию свода центрального нефа, более высокого, чем боковые). Новый свод привел к полному преобразованию интерьера. Преобладающими в нем стали грандиозная высота, сравнительно небольшая толщина столбов, огромные пространства окон, что привело в итоге к появлению витража.
Колыбелью готики считается Франция. Еще
в XII в. при постройке церкви Сен-Дени здесь
впервые был применен нервюрный свод.
Самым большим храмом ранней готики стал
Собор Парижской Богоматери (1163—1208), во
многом еще сохранивший элементы романского
стиля. Переход к зрелой готике знаменует
Шартрский собор (1194—1260). Блестящим примером
зрелой готики считается Реймский собор
(1212—1311). В зрелой готике камень приобретает
ажурность, напоминая кружево. Самый большой
и высокий готический собор во Франции
— Амьенский (1218—1258). С XIV в. начинается
период поздней готики.
Придворная
рыцарская культура
и куртуазная поэзия
В Средние века поэзия стала королевой европейской словесности. Время прозы еще не пришло. Даже летописи и романы облекались в стихотворную форму. В XII в. наступает расцвет светской лирической поэзии, начавшийся на юге Франции, в Провансе, а затем охвативший ряд европейских стран. В это время расцветает придворная рыцарская культура, изысканная и нарядная, весьма отличная от суровой простоты раннего Средневековья. Придворный этикет требовал от рыцаря не только традиционную доблесть, но и светские, изящные манеры, приобщенность к искусству почитания прекрасных дам. С культа прекрасной дамы начинается куртуазная поэзия. В феодальных кругах Южной Франции женщины, согласно древним римским законам, сохранившимся в Провансе, могли выступать в роли феодальных сеньоров. Поэтому знатные дамы весьма благосклонно относились к куртуазной поэзии.
В культе дамы впервые в средние века был поставлен вопрос о самоценности чувства. Прекрасная дама, воспеваемая трубадурами, была, как правило, замужней женщиной, обычно супругой феодала. Но совершенной любви достоин не тот, кто знатен и богат, а тот, у кого благородное сердце, будь он при этом беден и незнатен. Были у куртуазной любви и свои особенности. Прежде всего, это «тайная» любовь. Поэт избегает называть свою даму по имени, пользуясь условным прозвищем. Хранить тайну любви — первая обязанность трубадура, поэтому куртуазная любовь чуждается дерзости и выступает преимущественно как трепетное обожание, зачастую лишающее поэта дара речи.
Величайшим поэтом древней Окситании считается Бернарт де Вентадорн (годы деятельности — 1150—1180). Были и куртуазные поэтессы: графиня де Диа (конец XII в.), Азаланда де Поркайраргес. Среди известных трубадуров — Бертран де Борн (ум. 1210), Шире Видаль (годы деятельности 1118—1206), Гильем де Кабестань (кон. XII в.), Пейре Карденаль (1225—1272) и др.
За трубадурами последовали поэты других
стран. Среди них видное место заняли немецкие
миннезингеры. Наиболее известные из них
— Фридрих фон Хайзен,
Генрих фон Фельдеке,
Альбрехт фон Йохансдорф,
Гартман фон Ауэ, Вольфрам
фон Эшенбах, Вальтер
фон дер Фогельвейде,
Тангейзер, Освальд
фон Волъкенштейн
и др. В XIV—XV вв. наступает закат жанра.
Собственно куртуазный элемент отходит
на второй план, уступая место бытовым
зарисовкам и иным темам.
«Божественная
комедия» Данте
Крупнейший поэт Средневековья — Данте Алигьери (1265—1321). Его самое знаменитое произведение «Божественная комедия» представляет собой грандиозную символическую Вселенную, в которой осуществилась художественная идея поэта.
В «Божественной комедии» повествуется о путешествии в потусторонний мир, данном поэту в видении. Такой жанр был хорошо известен в Средние века. Но это также жанр странствия в поисках идеала, как в легендах о Граале, это и мистическое путешествие души на путях к Богу, как у Бонавентуры (1221—1274), генерала францисканского ордена, утверждавшего в своих трудах, что условием всякого познания истины является жизнь, посвященная служению Богу. Это также энциклопедия, наполненная разнообразными сведениями, и, разумеется, куртуазный гимн любви. Автор видел цель «Божественной комедии» в указании людям пути к спасению. Героем поэмы является сам Данте, который совершает путешествие в загробный мир. Три части «Комедии» — «Ад», «Чистилище» и «Рай» — суть три мира, в которых одновременно жил Данте: ад внешней жизни, чистилище внутренней борьбы и рай веры.
Свое воображаемое путешествие в ад, чистилище "и в край блаженных душ — рай, он изложил в звонких стихах, написанных на народном тосканском диалекте. Поэма рассказывает о загробном мире, в ней отражаются мысли и чувства средневекового человека. Но в этих средневековых рамках Данте хотел выразить нечто поразительно новое, то, что люди, может быть, втайне уже чувствовали, но не осмеливались выговорить; он хотел сказать, что земная жизнь не так страшна и ничтожна, как утверждали Отцы Церкви, люди сами порой делают ее уродливой и жалкой. Эта мысль Данте утверждается в том, что он населяет ад такими людьми, которые жалеют не о том, что не попали в рай, а о том, что уже не могут жить на земле. И грехи свои — скупость, чревоугодие, прелюбодеяние, гордыню, жестокость — они оплакивают потому, что ими они испортили свою жизнь. Они охотно начали бы жить с начала, лучше, мудрее, красивее. На их примере Данте хотел научить своих соотечественников тому, как надо мудро, хорошо и красиво жить на земле, словом, побуждал к истинной человечности. В общем можно сказать, что в его знаменитом творении, вошедшем в сокровищницу мировой культуры, ясно заявляет о себе ренессансное мышление.
Время странствий, описанных в «Комедии»
(1300), видимо, расценивалось Данте как особая
точка в мировой истории, которую он делил
на две части: первая — 6500 лет от сотворения
Адама до 1300 г. и вторая — 6500 лет от 1300 г.
до Страшного суда. Таким образом, 1300 г.
мыслился поэтом как центр истории, как
та вершина, с которой открывается перспектива
будущего и ретроспектива прошлого. Эта
остановка на середине пути дана миру
для осознания цели, для того чтобы не
сбиться с пути и собраться с силами перед
долгой дорогой.
Культура
Возрождения
Новый
этап нации и культуры
Возрождение — новый этап в истории мировой культуры. В это время были заложены основы современной науки, высокого уровня достигла литература, получившая с изобретением книгопечатания невиданные раньше возможности.
В Средние века исходили из геоцентрической системы мира — в центре Вселенной находится неподвижная Земля, а вокруг нее на прозрачных, но твердых «сферах» прикреплены Солнце, Луна и планеты, на небосводе восседал Бог, волей которого двигалось все сущее. Открытием Возрождения является гелиоцентрическая модель мира: тогда отождествляли Солнечную систему со Вселенной. В поддержку своего учения Коперник приводил и аргументы античных авторов: «Все небесные явления соответствуют движению вокруг Солнца как центра, и всю гармонию движений в небе организует, поддерживает и контролирует Солнце. Поэтому называли древние Солнце главой всего, господином и царем природы». Вместе с тем Коперник исходил из математических расчетов, применявшихся еще в Средневековье.
В системе Коперника заключена мысль о бесконечности Вселенной, о возможности существования бесконечного числа звездных миров, подобных нашему. Эту идею развил позже в своих философских работах другой мыслитель Возрождения, Джордано Бруно. Мысль человека эпохи Возрождения разрушила считавшийся прежде твердым свод небес и открыла бесконечное мировое пространство сначала воображению, а потом и технике.
В новой системе мироздания уже не было места ни аду, ни раю. По средневековым понятиям ад как место посмертного наказания грешников располагался во чреве Земли, а рай, где в цветущем саду обитали души праведников, — на последней небесной «сфере». В мышлении человека эпохи Ренессанса существование таких ада и рая подверглось сомнению и их начали искать уже во внутреннем мире человека — ад стал символом зла и угрызений совести, а рай — символизировать внутреннюю доброту и душевность.
Только в эпоху Возрождения начали составлять такие карты мира (без изображения на них Америки), на которых Земля имела форму шара. На основе такой карты, применяя сконструированные в середине XIV в. флорентийцем Джованни Донди часы с колесным механизмом (вместе с астролябией и компасом они давали возможность ориентироваться в открытом море), генуэзец Христофор Колумб (1451—1506) решил пересечь Атлантический океан, чтобы доплыть до Индии, страны золота и алмазов. И хотя им открыта в 1492 г. Америка, он до самой смерти считал, что его корабль достиг берегов Японии и Китая. Только флорентиец Лмериго Веспуччи (1452— 1504) окончательно доказал, что открытая Колумбом земля — не известная дотоле часть света. Лотарингский картограф М. Вальд-земюллер назвал (1507) ее по имени Америго Веспуччи Америкой.