Культура Средневековья. Ренессанс

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 00:12, реферат

Краткое описание

Период Возрождения в культуре Западной Европы отмечает переход от Средневековья к Новому времени. Традиционно считается, что этот период начинается 26 апреля 1335 г. Именно в этот день Франческо Петрарка (1304—1374) в письме к другу выразил свой восторг от созерцания природы с высоты горы Вентоза близ Авиньона. Только в XIV в. европейский человек впервые стал ощущать природу как эстетически значимую реальность. Язычник находил в природе прежде всего демонов, леших, «нечистую силу» вообще, требующих жертвы силы, угрожавшие человеку.

Оглавление

Введение
Культура зрелого Средневековья
2.1.Основные архитектурные стили Средневековья
2.2.Придворная рыцарская культура и куртуазная поэзия
2.3. «Божественная комедия» Данте
3. Культура Возрождения
3.1.Новый этап нации и культуры
3.2.Новые представления о мире и человеке.
Философия и живопись
4. Культура Раннего и Высокого Ренессанса
4.1.Художественные школы
4.2.Титаны Высокого Возрождения
4.3.Ренессанская новелла, драма и роман
4.4.Книги на все времена. Боккаччо и Рабле
4.5.Литературные титаны Возрождения Сервантес и
Шекспир
5. Заключение
6. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Культурология реферат.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

      В конце эпохи Возрождения, в XVI в., перед европейцами внезапно открылись очертания Земли. Были составлены новые карты мира, которые в основном уже соответствовали действительному положению вещей. И первооткрыватели обнаружили, что весь мир населен людьми, которые различаются сложением, цветом кожи, речью, культурой. Рассказы о странных, уродливых полулюдях, населяющих далекие, неизвестные страны, оказались вымыслом. Таким образом, резко расширились географические и культурные горизонты европейцев. 

Новые представления о  мире и человеке.

Философия и живопись 

      Наряду с этим происходило и изменение представлений о мире и человеке. Еще древнегреческие философы создали две концепции материи и движения: атомистическую (Демокрит) и континуальную (Аристотель). Аристотелевскому учению следовала христианская средневековая церковь, которая «первичным возбудителем движения» считала Бога. В противовес Аристотелю и церкви Ренессанс возродил атомистическую концепцию, ибо аристотелевское учение не подтверждалось опытом. Оно не могло объяснить, например, функционирование водяной мельницы и пушки: приводное колесо водяной мельницы вращается и после того, как перекроют воду, а пушечный снаряд летит еще долго и после исчезновения силы удара от взрыва пороха. Согласно Аристотелю, эти «насильственные» движения должны были прекратиться сразу же после прекращения толчка. В результате родилась теория импульса, согласно которой полученный телом импульс на определенном расстоянии от источника движения затухает. Отсюда был только один шаг до античной теории свободного самодвижения атома, и мыслители Возрождения этот шаг по существу и сделали.

      Последствия его были огромны. Если атомы движутся сами по себе, свободно, тогда отпадает предположение о Боге как о «первичном возбудителе», по крайней мере в такой форме, что в каждом атоме находится частица божественной силы, заставляющей атомы двигаться. Это философское учение, отождествляющее Бога и мир, называют «пантеизмом» в отличие от «монотеизма» — единобожия христианской религии. Если же все движущий и всем управляющий центральный божественный закон не существует, тогда всякое тело, всякий человек, всякое государство движется согласно собственной воле, неисчислимым наперед образом и несогласованно. В этом случае в природе и обществе господствует не божественное провидение, а случай, и в столкновении побеждает более сильный или

более удачливый.

      К такому заключению пришел итальянский философ и ученый Джордано Бруно (1548—1600), сожженный на костре инквизицией, строго и последовательно анализируя произведения ренессансных философов.

      В Средние века не придавали большого значения красоте человеческого тела, более того, она считалась источником греха. Верное натуре изображение обнаженного человеческого тела в эпоху Ренессанса отображало человеческую красоту. Для художников, которые в то время писали почти исключительно только картины религиозного содержания, кроме сравнительно редкой темы Адам-Ева, единственной возможностью изображать нагое человеческое тело было распятие, однако средние века не щадили даже распятого Христа. Его изображали далеко не прекрасным, наоборот, хотели показать, как унизил себя Бог ради человечества, воплотившись в долженствующее истлеть презренное человеческое тело. Во Флоренции писали такие распятия еще во второй половине XIII в., пока Джотто (1266—1337) в страдающем человеке не увидел и не изобразил человека прекрасного и естественного. Его мадонна и Иисус обладают весом и объемом. Это люди из плоти и крови, их движения, черты их лиц выдают чувства, более того — они красивы. На картине еще есть и ангелы, и ореол, и золотой фон, но сущность ее иная, чем у алтарных образов средневековья. Прежние художники подняли человека в небеса, лишив его телесности, Джотто же ввел в небесное окружение живых прекрасных людей. Его великий соотечественник, новеллист Джованни Боккаччо (1313— 1375), еще ребенком видевший Джотто, писал, что «когда люди смотрели на творения Джотто, им изменяло зрение, и они принимали живопись за действительность». И хотя преемники далеко превзошли его в верности природе, сегодня ценят Джотто за то, что он поставил для художников целью правдивое изображение движений человеческого тела и выражающихся в них чувств, правдивое изображение человеческой красоты.

      Не менее интересно и то, что в области изобразительного искусства нидерландское Северное Возрождение XV—XVI вв. создало творения, равные шедеврам итальянского Ренессанса зрелого периода. Хотя художники Северного Возрождения освободились от готических форм в меньшей мере, чем великие итальянцы, но именно они первыми применили масляные краски, благодаря которым достигли невообразимого ранее цветового богатства и блеска и которые у них переняли живописцы Италии. И если на севере Европы художники не умели, да и не хотели так убедительно передавать жизнерадостность, гордое сознание обретшего себя человека, как это делали итальянцы, то в своих портретах они выявляли более глубокие, более таинственные сферы человеческой души. На итальянских картинах взгляд персонажей обращен как бы вовне: они или радуются окружающей их жизни, или грустят над бренностью этой красоты. В нидерландских портретах персонажи полны самоанализа и задумчивости, обращены вовнутрь и ищут не только преходящую красоту, но и смысл жизни.

      Мастера Северного Возрождения не отставали от итальянцев в стремлении верно передавать действительность, однако истина их волновала больше красоты. Поэтому они не боялись так сильно акцентировать черты человеческого характера, что иногда искажали лица почти до карикатур. Увеличивается галерея портрета: помимо богатых горожан, состоятельных людей голландские живописцы не чуждались изображения образов крестьян и нищих. Живописцам интересен характер, выраженный во внешности. В противовес стремлениям итальянского Ренессанса к идеализации, к поискам во всем прекрасного, величественного, возвышенного Северное Возрождение исследовало действительность и показывало ее, даже если она была уродливой, и в этом оно было предвестником современного реализма. Особенно это проявилось в творчестве двух больших мастеров зрелого Северного Возрождения — в напоминающих горячечный бред и все-таки потрясающе жизненных видениях Иеронима Босха и на динамичных, полных движения полотнах Питера Брейгеля. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Культура  Раннего и Высокого Ренессанса 

Художественные  школы 

      Подлинных высот культура Ренессанса достигла в изобразительном искусстве. Ведущими художественными школами в искусстве итальянского Ренессанса были в XIV в. сиенская и флорентийская, в XV в. — флорентийская, умбрийская, падуанская, венецианская, а в XVI в. — римская и венецианская.

      Подлинное начало новой художественной эпохи связывается с именем Джотто. Из его работ лучше всего сохранились фрески Капеллы дель Арена в городе Падуя и росписи в церкви Санта-Кроче во Флоренции.

      В период треченто центром художественной культуры выступает также город Сиена. Среди крупнейших художников — Дуччо ди Буо-нинселья (ок. 1250-1319), Симоне Мартини (1284-1344), Амброджо Лоренцетти (ок. 1280—1348).

      С конца XIV в. начинается расцвет ренессансной культуры во Флоренции, где власть переходит к дому банкиров Медичи. Наступает век медицейской культуры. Филиппе Брунеллески (1377—1446) завершил в 1434 г. гигантским куполом Флорентийский собор, заложенный еще в 1295 г. Одним из крупнейших флорентийских скульпторов стал Донато ди Никколо ди Бетто Барди, известный в истории искусств как Донателло (1386—1466).

      Самый известный ученик Донателло — Андреа Вероккио (1436— 1488), бывший еще и живописцем и в этом качестве — учителем Леонардо да Винчи. Среди творений Вероккио — конный монумент кондотьера Коллеони, бронзовый «Давид» и т.д.

      Ведущая роль в живописи флорентийского кватроченто выпала на долю художника Мазаччо (1401—1428). На фресках Мазаччо в церкви Санта-Мария дель Кармине учились поколения художников. Типичным художником флорентийского кватроченто был Сандро Боттичелли (1445—1510). Его знаменитые картины — «Рождение Венеры» и «Весна».

      Самым крупным художником умбрийской школы считается Пьеро делла Франческа (1420—1492), падуанской — Андреа Мантенья (1431—1506), венецианской — Джованни Беллини (1430—1516).

Огромную роль в становлении живописи Ренессанса сыграло учение о перспективе. Благодаря перспективистскому восприятию возникает интерес к структурно-математическим построениям, к эстетике красоты, основанной на математически упорядоченной чувственности.

      Главой венецианской школы Высокого Возрождения, представленной такими великими художниками, как Джорджоне (1477— 1510), Веронезе (1528—1588), Тинторетто (1518—1594), был Тициан (1476 или ок. 1487—1576), «светоносный», как его называли современники. Богатейшая палитра художника, героическое благородство его образов и их трагизм («смерть Актеона» на сюжет из Овидия, «Иоанн Креститель», «Вакх и Ариадна», «Пьета») делали Тициана особенно любимым земляками: столетнего художника, скончавшегося от чумы, вопреки правилам, похоронили не в общей могиле, а в базилике Фрари в Венеции.

      Из художников нидерландского Возрождения наиболее известны братья Губерт (ум. в 1426) и Ян (ок. 1390—1441) ван Эйки, Гуго ван дер Гус (ок. 1435-1482), Рогир ван дер Вейден (14007—1464), Иероним Босх (1450—1516), Питер Брейгель Старший (1525/30—1569).

Среди крупнейших художников немецкого Возрождения  были Альбрехт Дюрер (1471—1528), Матиас Грюневальд (14757—1530?), Ганс Голъбейн Младший (1497—1543). Последним крупным художником немецкого Возрождения считается Лукас Кранах (1472—1553).

      Во Франции живопись Возрождения была представлена творчеством Жана Фуке (ок. 1420-1481), Жана Клуэ (ок. 1485/88-1541), Жана Гужона (ок. 1510-1566/68), Жермена Пилона (1535-1590). 

Титаны  Высокого Возрождения 

      Высокое Возрождение — это последние годы XV в. и первая треть XVI в. В этот период жили и создавали свои произведения титаны Высокого Возрождения — Сандро Боттичелли (1444—1510), Леонардо да Винчи (1452—1519), Микеланджело (1475—1564), Рафаэль (1483— 1520), Тициан (1476-1576).

      Крупнейшим из художников Высокого Возрождения считается Леонардо да Винчи. Его дарование проявилось рано. Одно из лучших полотен Леонардо, «Поклонение волхвов» (1481 г.), явилось результатом долгого экспериментирования и размышлений над характером живописных приемов. Эстетическая теория художника была построена на тезисе «Искусство есть наука», отражающем стремление к геометрическому анализу искусства. Вершиной художественного мастерства Леонардо считается «Тайная вечеря» (1495—1498 гг.). Все в этой картине размерено, все вычислено, и все абсолютно гармонично.

      Идеи монументального искусства Возрождения нашли наиболее яркое отражение в творчестве Рафаэля. «Сикстинская мадонна» — одно из его самых совершенных творений. Микеланджело Буонарроти также крупнейший художник Высокого Возрождения. Одним из его грандиозных творений была роспись Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце. 

Ренессансная  новелла, драма и  роман 

      Одной из специфических черт литературы периода Возрождения стало широкое распространение жанра новеллы. У ее предков — народных анекдотов, фаблио, шванков, анонимных итальянских повестей XIII в. — вся сила заключалась в непочтительном смехе. В жанре новеллы впервые соединилась гуманистическая культура со смеховой культурой народных масс.

      Ренессансная новелла получила наибольшее развитие в Италии. Во Франции подобную роль сыграл роман. В Англии проблематика Возрождения полнее всего выразилась в драме. В Испании — в драме и в романе, а также в повестях о заморских странах и путешествиях.

      Джованни Боккаччо (1313—1375) стал первым новеллистом, которого мы знаем по имени. У него было много последователей и подражателей. В Италии — Франко Саккетти, Мазуччо Гуардати, Луиджи Пульчи. В Испании — Тирсо де Молина, Гаспар Лукас Идальго. Во Франции — Маргарита Наваррская, Бонавантюр Деперье и др. 

Книги на все времена. Боккаччо и Рабле 

      «Декамерон» Боккаччо был опубликован в 1353 г., но интерес к нему не угасает и сегодня.

      Название «Декамерон» означает по-гречески «десятидневник», поскольку он содержит новеллы, которые в течение десяти дней рассказывают друг другу убежавшие от чумы из Флоренции на загородную богатую виллу семь девушек и трое юношей из патрицианских семей города. Каждый рассказывает по одной истории в день. В десять дней набирается в целом сто рассказов, которые и составляют эту книгу. Но важны не только сами эти новеллы, но также и их сюжетное обрамление.

Информация о работе Культура Средневековья. Ренессанс