Культура Российского централизованного государства (вторая половина XV-XVI вв)

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 19:15, контрольная работа

Краткое описание

Исторический феномен образования централизованного Российского государства формировался в основных чертах в условиях Московского государства. Тогда же родилось и закрепилось само название страны, которое существует до сегодняшнего дня. Однако феномен России имеет глубокие корни, которые являются общими для всех народов: русского, украинского и белорусского. Истоки связаны с эпохой Киевской Руси, которая охватывает IX-XII века

Оглавление

Введение...................................................................................................2
Культура централизованного Российского государства
(вторая половина XV – XVI век)............................................................3-14
Заключение...............................................................................................15
Список используемой литературы.........................................................16

Файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 89.02 Кб (Скачать)

 

Творческий расцвет хорового искусства того времени вызвал расцвет  хорового исполнительства. На рубеже XV—XVI вв. появляется особый придворный хор "Государевых певчих дьяков", состоящий  из отборных, наилучших певцов. Хор  принимал участие во всех государственных  событиях — официальных народных выездах, приемах, службах. Со временем этот хор стал, по выражению Ю. В. Келдыша, своего рода "общерусской  академией церковного пения"14. Подобно  тому как в иконописи с XV в. московские мастера задавали тон всем остальным, так и в певческом деле искусство этого знаменитого столичного коллектива служило образцом и нормой для церковных хоров.

 

В певческом искусстве XVI в. появляется, однако, и немало своих  проблем; к их числу относится  многогласие15 — служба в несколько  голосов, одновременное чтение и  пение во время службы. Непомерное разрастание служб на практике приводило  к сокращению их путем простого соединения разных частей. Искаженные раздельноречные (хомонийные, см. об этом на с. 71—72 наст. изд.) тексты песнопений также не способствовали их ясности. Большие споры вызывало и явление многораспевности, особенно бурное развитие авторского творчества, которое было связано с отступлением от средневекового певческого канона. Новые тенденции искусства XVI в. проявились в осознании распевщиками своей творческой индивидуальности, в фиксации имен распевщиков, названий местных школ. Допустимость личного творчества оспаривалась не только в XVI, но и в XVII в. Свобода творчества несовместима со средневековым каноном, так как авторское творчество разрушает традиции ангелогласного канонического пения. Автор Валаамской беседы осуждает "своеволие" распевщиков, утверждая, что и "не об одном переводе их с небеси свидетельства не было, да и не будет"16, а Ефросин осуждает заносчивых певцов, хвалящихся своим пением: ""Аз есмь Шайдуров ученик". А ин хвалится: "Лукошково учение", и ин же: "Баскаков перевод", а ин: "Дуткино пение", а ин: "Усольской", а ин: "Крестьянинов", а прочий — прочих... Неведомо, по чьему велению таковое пение замыслили"17. Все эти факты свидетельствуют о том, что в XVI в. зарождаются такие явления, которые приводят к кризису средневекового искусства и средневековой канонической культуры. Многораспевность, возникновение новых распевов, новых переводов явились той первой стадией на пути расшатывания основ канонического средневекового искусства, которые привели к его разрушению.

 

Примечания:

 

1. Алпатов М. В. Всеобщая  история искусств. Т. 3. М.; Л., 1949. С. 254.

2. Адрианова-Перетц В. П. Воинские повести Древней Руси. М., 1949.

3. Надеясь на военную  помощь Запада, Византия вступает  с Римом в союз, подписав в  1439 г. во Флоренции унию. Это  объединение Византии с католическим  Римом вызвало осуждение русских  иерархов и не спасло Византию  от гибели. В 1453 г. турки взяли  Константинополь, с гибелью которого  окончился тысячелетний период  развития одной из великих  культур. Блистательная византийская  цивилизация, сыграв свою роль  в мировой культуре, умерла вместе  с гибелью Константинополя.

4. Цит. по кн.: Ройзман Л. И. Орган в истории русской музыкальной культуры.

5. Рансимен С. Падение Константинополя в 1453 году. М., 1983. С. 166.

6. Макарьевский Стоглавник // Труды Новгородской ученой архивной комиссии. Вып. 1. Новгород, 1912. С. 61.

7. Алпатов М. В. Всеобщая  история искусств. Т. 3. С. 138.

8. стория русской литературы / Под ред. Д. С. Лихачева. Т. 1. Л., 1980. С. 16.

9. Подобно переводу текста  на другой язык, или как у  иконописцев, где термин "перевод"  обозначал новую иконографическую  композицию.

10. См.: Откуда и от  коего времени начася быти в нашей Рустей земли осмогласное пение // Музыкальная эстетика России XI—XVIII веков / Сост. А. И. Рогов. М., 1973. С. 40—44.

11. Недавно удалось установить  место возникновения усольской школы. Она находилась при Благовещенском соборе, построенном в 1560—1584 гг. в Сольвычегодске Прикамском купцами-вотчинниками Строгановыми. См.: Парфентьев Н. П. Усольская школа в древнерусском певческом искусстве XVI—XVII веков и произведения ее мастеров в памятниках письменности // Памятники литературы и общественной мысли эпохи феодализма. Новосибирск, 1985. С. 52—69.

12. Стихиры Федора Крестьянина  (по другой транскрипции —  Христианина) были обнаружены  В. И. Малышевым в рукописи, найденной им в археографической  экспедиции в селе Усть-Цильма  на Печоре в 1955 г. Спустя 21 год  рукопись была издана. См.: Памятники  русского музыкального искусства.  Вып. 1. Федор Крестьянин. Стихиры / Публ., расшифровка и исслед. М. В. Бражникова. М., 1974.

13. Задостойник — ирмос 9-й песни праздничного канона, который исполняется на Литургии вместо "Достойно". Расшифровка Т. Ф. Владышевской сделана по рукописи XVII в. из собрания Московской консерватории (№ 16).

14. История русской музыки: В 10 т. Т. 1. С. 131.

15. Многогласие — это ускоренное богослужение. Путем одновременного "многогласного" исполнения разных текстов — чтения и пения — продолжительность службы сокращалась в два-три раза. Надо иметь в виду, что средневековые богослужения продолжались около шести часов.

16. Музыкальная эстетика  России XI—XVIII веков. С. 58.

17. Там же. С. 71.

 

http://www.ref.by/refs/31/25130/1.html

Содержание.

 

Содержание…………………………………………………………1 стр.

Русское зодчество конца XV- XVI в……………………………...2 стр.

    Успенский собор

    Архангельский  собор

    Благовещенский  собор

    Софийский собор  в Новгороде

Русская иконопись конца XV -XVI в…………………………..…3 стр.

    Андрей Рублёв

    Дионисий

Русское книгопечатание и  литература конца XV-XVI в………...4 стр.

    Иван Фёдоров

    Иван Пересветов

    Филофей

    Сильвестр

Русская техника конца XV-XVI в…………………………………5 стр.

    Андрей Чохов

Список литературы……………………………………………...…6 стр.

 

                     Русское зодчество конца XV - XVI в.

      Образование  единого Русского государства  нашло своё яркое воплощение  в

культурно-бытовом  облике  страны.  Можно понять  законную  гордость  наших

предков,  стремившихся  запечатлеть  в  произведениях  зодчества,  живописи,

литературы величие и  могущество государства, сбросившее вековое  иго.

      К созданию  монументальных сооружений в  столицы привлекаются не  только

отечественные строители,  но  и  заморские  мастера,  в  первую  очередь  из

Италии. С  учётом  опыта  возведения  Успенского  собора  во  Владимире  под

руководительством итальянского инженера и архитектора Аристотеля  Фиораванти

в центре Кремля вырастает  Успенский собор, ставший главным  храмом  столицы.

Он  отличался  богатством  и  изяществом  внешней  и   внутренней   отделки.

Белокаменный храм с  золотыми  куполами  был  виден  из  далека  и создавал

впечатление торжественности  и величия. Здесь венчали  государей,  собирались

земские соборы.

      Неподалеку  выросли  и  другие   замечательные   каменные   церкви   -

Архангельский  и  Благовещенский  соборы.  Первый   из   них   стал   родной

усыпальницей князей и  царей московского дома. Здесь  были  гробницы  Дмитрия

Донского, Ивана Ш, Ивана Грозного и другие.

      Украсился   Кремль  новым  дворцом,  основной  частью  которого   стала

знаменитая Грановитая палата.

      Участие  итальянских архитекторов в украшении   Кремля  наглядно  являло

связь русской культуры с эпохой Возрождения в Западной Европы.

      Каменное  строительство развернулось  и   в  других  городах.  Поднялись

кремли в Туле, Серпухове, Коломне, Зарайске, Нижнем Новгороде.

 Успенский собор -  один  из  соборов  Московского   Кремля,  выдающийся

памятник русского зодчества. Построен архитектором А.Фиорованти в 1475-1479

гг. как главный кафедральный собор  Русского  государства  взамен  Успенский

собор  (сооружён  1326  г.).  Доминирующий  в ансамбле   Соборной   площади

Успенского   собора   имеет   торжественный,   строгий,    полный    величия

архитектурный  образ.   Характерен   ряд   художественных   и   строительных

нововведений  оказавших  значительное   влияние   на   последующее   русское

зодчество.  Просторный,  хорошо  освещённый   интерьер   Успенского   собора

освобожден от хоров и перекрыт системой крестовых сводов,  композиция  плана

и фасадов  отличается  геометрической  правильностью;  применены  фундаменты

глубокого заложения, металлические  связи и  прочие. Сохранились фрески 1642-

1643 гг. (реставрированы в1950 г.) и частично XVI в.

      В Успенском   соборе  происходили  венчания  на  царство  всех  русских

церквей, начиная с Ивана IV  Грозного,  затем  императоров,  а  также  обряд

посвящения митрополитов и патриархов. Успенский собор  до  1700  г.  являлся

усыпальницей митрополитов "всея Руси" (со времени  митрополита  Петра,  1326

г.), а в XVII в. И всех патриархов (исключая Никона).

      Архангельский  собор - один из соборов Московского  Кремля -  выдающийся

памятник русского зодчества. Построен Алевизом  Новым в 1505-1509  гг.  на

месте древнего храма XIV в. Архангельский собор служил родовой усыпальницей

русской церкви (до Петра  I).  План  собора  имеет  в  основном  традиционно

русское решение - прямоугольник, вытянутый по оси восток - запад,  с  шестью

столбами. Построен из кирпича с белокаменными деталями.  В архитектурной

обработке  Архангельского  собора  использованы  некоторые  ордерные   формы

(пилястры  с  капителями),  раковины  в  закомарах  кокошников   и   другие.

Архангельский собор был  расписан в XVI-XVII  в.  (росписи  реставрированы  в

1954-1955 гг.).

      Благовещенский  собор  -  один  из  соборов   Московского   Кремля   -

выдающийся памятник русского зодчества. Сооружён в 1484-1489 гг.  Псковскими

мастерами на месте собора н. XV  в.  В  архитектуре  Благовещенского  собора

объединены  приёмы  московской,  псковской  и   владимиро-суздальской   школ

зодчества. Первоначально  трёхглавый,  четырёхстолпный  Благовещенский  собор

перекрыт ступенчатыми сводами, оформленными снаружи кокошниками. В 1564  г.

обстроен  четырьмя  одноглавыми пределами.  Изящный,   наделённый   чертами

интимности, Благовещенский собор был дворцовой церковью. Фрески собора  были

исполнены в 1508 г. (реставрированы  в  1947  г.),  в  иконостасе  -  иконы,

написанные в 1405 г. Феофаном Греком, Андреем Рублёвым, Прохором с  Городца.

 

      Софийский  собор в Новгороде - выдающийся  памятник древне  -   русского

зодчества. Построен в Новгородском Детинце (Кремле) как главный храм  города

в  1045-1050гг.  (позднее  перестраивался).  Софийский   собор   -   крупный

величественный пятинефный крестовокупольный храм,  увенчанный  5  главами и

включающий башню лестницей  на хоры и шестой главой. Сложен из камня  (кирпич

только в свободах и  арках); количество  декоративных  элементов  подчёркнуто

ограниченное. В Софийском  соборе сохранились фрагменты росписей  XI-XII  вв.

Сильно  поврежденный  немецко-фашистскими захватчиками  в 1941-1944   гг.,

Софийский собор ныне реставрирован.

 

                     Русская иконопись конца XV-XVI вв.

      Образцом  для подражания в иконописи   стали  творения  Андрея  Рублёва.

Главное его произведение икона "Троица"  породила  множество  подражаний.  В

XVI  в.  славилась   иконопись  мастера  Дионисия.  Монастыри  заботились  об

украшении  стен  храмов  живописными фресками.  Сложилось несколько   школ

церковной живописи (новгородская, вологодская,  строгановская,  московская).

О  том,  как  писать  иконы  спорили  на  стоглавом   соборе.   В   практику

иконописания всё чаще внедряется  реалистический  фон (окружающая  природа,

здания, животные и т. п.).

      Андрей  Рублёв - русский  живописец.  Рублёв  был  монахом  Андроникова

монастыря (Москва), где  умер и похоронен; ранее, по-видимому, был  связан  с

Троице-Сергиевым  монастырём.  В  1405  (согласно  летописи)  участвовал   с

Феофаном  Греком  и  Прохором  с  Городца  в  создании   росписей   и   икон

Благовещенского  собора  Московского  Кремля;  вместе  с   Даниилом   Чёрным

расписывал (в  1408  г.)  Успенский  собор,  во  Владимире  и  участвовал  в

выполнении икон этого собора, а также росписей  и икон  Троицкого собора

Троице-Сергиевого монастыря, в котором, в частности,  находилось  знаменитая

икона "Троица", наиболее совершенное произведение  Рублёва;  в  конце  жизни

расписывал собор Андроникова  монастыря. Рублёву приписывают  также участие  в

создании  росписей  и икон  соборов в Звенигороде и миниатюр  Евангелия

Хитрово.  В  своих  произведениях,  создававшихся  в  период   национального

подъёма, связанного с борьбой  против государства, Рублёв гениально  воплотил

в   рамках   средневековой   иконографии   новое,   возвышено-одухотворённое

понимание  красоты  и  духовной  силы  человека.  Его   росписи   и   иконы,

принадлежащие  к  вершинам  мирового  искусства,   характеризуются   большой

человечностью образов, тонкой гармонией  композиции  и  красочной  гаммы,  в

которой преобладают светлые тона, плавными певучими линиями.

      Дионисий - русский живописец. Историки сообщают  о  работах  (росписи,

иконы) Дионисия: в Пафнутьевом-Боровском монастыре (между 1467 -  1477  гг.,

совместно с художником Митрофаном), в Успенском  соборе  Московского  Кремля

(1481  г.,  с  художниками   Тимофеем,   Ярцем   и   Коней),   в   Иосифовом

Волоколамском монастыре (1484-1486гг., с сыновьями Владимиром  и  Феодосием,

старцем  Паисием  и другие).  Сохранилась замечательная работа   Дионисия

(вместе с сыновьями)  -  роспись  собора  Ферапонтова   монастыря  (1500-1502

Информация о работе Культура Российского централизованного государства (вторая половина XV-XVI вв)