Культура Российского централизованного государства (вторая половина XV-XVI вв)

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 19:15, контрольная работа

Краткое описание

Исторический феномен образования централизованного Российского государства формировался в основных чертах в условиях Московского государства. Тогда же родилось и закрепилось само название страны, которое существует до сегодняшнего дня. Однако феномен России имеет глубокие корни, которые являются общими для всех народов: русского, украинского и белорусского. Истоки связаны с эпохой Киевской Руси, которая охватывает IX-XII века

Оглавление

Введение...................................................................................................2
Культура централизованного Российского государства
(вторая половина XV – XVI век)............................................................3-14
Заключение...............................................................................................15
Список используемой литературы.........................................................16

Файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 89.02 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

     Введение...................................................................................................2

     Культура централизованного Российского государства

     (вторая половина XV – XVI век)............................................................3-14

     Заключение...............................................................................................15

     Список используемой литературы.........................................................16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Исторический феномен образования централизованного Российского государства формировался в основных чертах в условиях Московского государства. Тогда же родилось и закрепилось само название страны, которое существует до сегодняшнего дня. Однако феномен России имеет глубокие корни, которые являются общими для всех народов: русского, украинского и белорусского. Истоки связаны с эпохой Киевской Руси, которая охватывает IX-XII века

     В последней четверти XV века заканчивается процесс сложения русского централизованного государства. Москва становится столицей мощной державы, в которой главной опорой «государя всея Руси» является боярство. Она становится также и главным культурным центром, вобравшим в себя и продолжающим развивать традиции искусства русских княжеств. В Москву свозятся самые замечательные произведения из разных земель, здесь работают бок о бок с приглашенными иноземными архитекторами русские мастера. Развивается искусство не отдельных школ, как это было в предыдущий период, а общенациональное искусство.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Культура Российского  централизованного государства 

(вторая половина  XV – XVI век)

 

      К концу XV века в общих чертах было завершено объединение русских земель вокруг Москвы. На повестке дня стояла централизация огромной территории, подвластной московскому князю.

     Превращение маленького удельного княжества в общерусское государство вызвало трансформации в социальном, политическом и культурном укладе русского общества. Стремительное изменение жизни требовало серьезного осмысления. Неслучайно XVI столетие ознаменовалось особенно значимыми достижениями в идейном развитии. Характерной чертой древнерусской мысли было неразрывное единство общественно-политической, философской и религиозной сфер, охватываемое термином «философия» в древнерусском его понимании.

     Особое значение  в контексте влияния кочевых  культур на развитие русской  культуры имеет проблема монгольского  влияния. Непосредственный эффект монгольского нашествия -  разрушение городов и уничтожение населения,  разорванные традиционные связи с Византией,  Западной Европой, мусульманским Востоком, уничтожение или разорение многих очагов культуры. Все это вело к культурной изоляции.

     Подъем культуры на рубеже XIV-XV веков, совпавший с ростом национального самосознания, настолько впечатляет, что некоторые исследователи говорят о Возрождении или отдельных его элементах. Лихачев,  ориентируясь на модель западноевропейского Ренессанса, определяет этот подъем как «Пред-возрождение,  так и не перешедшее в Возрождение в силу различных социальных причин.»2  

     Игумен И. Экономцев развивает теорию восточного Возрождения, оплодотворенного учением исихазма. Это многоаспектное учение о внутренней духовной сосредоточенности наиболее разработано Григорием Паламой. Исихазм глубоко вошел в русскую культурную традицию. Он придал философскую глубину русскому искусству,  что особенно заметно в иконописи,  подлинным шедевром которой по праву считается «Троица» Андрея Рублева.

     Москва в этот период – оплот русского православия, «третий Рим». Это не могло не отразиться и на искусстве. Начиная с XVI века, особенно при Иване Грозном, искусство все больше подчиняется интересам государства, в нем все отчетливее наблюдается регламентация. Стоглавый собор Русской церкви 1551 года канонизировал многие иконографические схемы и композиции, что, несомненно, ограничивало художника, сковывало его творческую душу.

     В XIV—XV веках высшего развития достигает Русская иконопись. Важнейшую роль здесь сыграл византиец Феофан Грек, приехавший в 1370-х годах на Русь. Феофан, не всегда тщательно прорисовывавший изображения, стремился произвести максимальное воздействие на чувства зрителя. Его живопись сурова по характеру, мрачна по колориту. Иной характер носят произведения Андрея Рублева (около 1360—1430). Они всегда узнаваемы благодаря редкому изяществу рисунка, теплому, радостному колориту, общей умиротворенности композиции; в них воплотилась народная мечта о мире, спокойствии, взаимопонимании. Сохранились фрески Рублева в Успенском соборе во Владимире. Традиции Рублева во второй половине XV — начале XVI века продолжил Дионисий, из творений которого дошли до нас фрески Рождественского собора Ферапонтова монастыря (1502). В Третьяковской галерее находятся иконы Дионисия - "Одигитрия" (1482) и две иконы из Павлова-Однорского монастыря (1500). Произведения Дионисия исполнены торжественной ясности и оптимизма. Для  них  характерны плавные линии рисунка, гармоничность композиции, светлые прозрачные  краски, изящные фигуры вытянутых пропорций.

     Икона - не портрет, а прообраз будущего, его символическое изображение. Аскетические святые лики противополагают этому грешному миру иные нормы жизненных отношений. Движения до крайности ограничены. Важнейшее значение имеет взгляд, точнее,  выражение глаз.  В том, что духовная жизнь передается одними глазами совершенно неподвижного облика, символически выражается чрезвычайная сила и власть души над телом. В высших творениях искусства продолжали утверждаться такие общие черты культуры,  как стремление к абсолюту, острое переживание разрыва между действительностью и идеалом.

     Конец XV — начало XVI века ознаменованы серьезными религиозными спорами. В 1480-х годах в Новгороде, а затем и в Москве проявляет себя еретическое движение «жидовствующих», направленное против официальной церкви. Еретики отрицали основные церковные догматы, требовали уничтожения церковной иерархии, монашества и конфискации церковных земель. Последнее требование на какое-то время обеспечило им поддержку великокняжеской власти, однако в 1490 году церковный собор осудил ересь. В то же время внутри самой церкви сформировалось течение «нестяжательства», вожди которого - монахи пустынники Нил Сорский и Вассиан Патрикеев, стремились поднять авторитет духовенства отказом от собственности, аскетизмом и нравственным самосовершенствованием. Им противостояли иосифляне во главе с игуменом Полоцкого монастыря Иосифом, выступавшие за материально сильную церковь. В начале XVI в. «нестяжатели» осуждены церковным собором как еретики.

     Для культурного роста России введение книгопечатания имело огромное значение. Распространение книг открывало более широкие возможности обмена духовными ценностями. Русская книга и книжная миниатюра во второй половине XV века претерпели большие изменения в связи с заменой пергамента бумагой. Это сказалось в первую очередь на технике, и особенно на колорите миниатюр, больше похожих уже не на эмаль или мозаику, а на акварель. Евангелие 1507 года, исполненное по заказу боярина Третьякова и украшенное сыном Дионисия Феодосием, еще сохранило в миниатюрах густой цвет. Изящество рисунка, колористическое богатство, изысканный золотой орнамент принесли роскошно иллюстрированному Евангелию огромный успех и вызвали ряд подражаний. Но уже в Житии Бориса и Глеба 20-х годов XVI века рисунки выполнены легким контуром, прозрачными, похожими на акварель красками и мало напоминают те, что были в рукописях XV столетия. Рукописные книги наполняются огромным количеством иллюстраций, например: «Великие Четьи-Минеи» – сводный многотомный труд художников, организованных митрополитом Макарием. В 1564 году дьяконом кремлевской церкви Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем был напечатан «Апостол», ему предшествовала анонимная первая русская печатная книга – Евангелие 1556 года.  

     Печатные книги вызвали к жизни гравюру на дереве – ксилографию – и способствовали развитию различных стилей орнамента и разного характера инициалов и заставок. Неовизантийский, балканский, старопечатный орнамент – во всех стилях проявилась народная фантазия, в которой еще живы были отзвуки полуязыческих представлений.

     По неизвестным причинам Иван Фёдоров (основатель книгопечатания в России и на Украине) покинул Москву и продолжал свою деятельность на Украине. Во Львове он выпустил первый русский букварь. Но в Москве печатное дело не заглохло. Его продолжали печатники Никифор Гарасиев и Андроник Тимофеев Невежа. К концу 70-х годов XVI века в России были напечатаны основные богослужебные книги. XVI столетие породило немало литературных произведений, которые нередко носили острый, полемический характер. Значительным трудом, имевшим долгий и противоречивый отклик в общественной мысли, стало сочинение монаха одного из псковских монастырей Филофея. Касаясь истории Рима и Константинополя, Филофей объяснял их падение отходом от истинной христианской веры.

     Обобщением культурно-бытового уклада жизни русского народа стал свод правил под названием «Домострой», составленный Сильвестром (русский    политический    деятель    и    публицист, протопоп Благовещенского  собора  в  Москве) и одобренный церковным собором. На русский язык перевели сочинения «Надзиратель» о ведении сельскохозяйственных работ. Несмотря на решение Стоглавого собора создать в России много школ, это не было осуществлено.

     Не меньшим размахом отличалось летописное дело. Самым обширным сводом XVI века является Никоновская летопись. В ней было объединено большое количество местных летописей, повестей и сказаний, многие из которых в самостоятельном виде не дошли до нас. На основании текста Никоновской летописи был составлен грандиозный Лицевой свод, состоявший из 10 томов. Он содержал сведения по русской и мировой истории и был богато иллюстрирован (16 тысяч миниатюр). На рубеже XV–XVI веков составляется новый свод всемирной истории – Русский хронограф. Важно, что помимо летописей в XVI веке появляются исторические сочинения других видов. Это, прежде всего, Степенная книга, в которой история русского государства изложена не по годам, как в летописях, а по поколениям (то есть по «степеням», всего их было 17) правящей династии, начиная с Владимира I и до Ивана Грозного. В создании Степенной книги нашла свое наивысшее выражение характерная черта литературы XVI века – интерес к биографиям исторических личностей. Важным историческим источником является «Казанская история», посвященная завоеванию Иваном Грозным Казанского ханства.

     Архитектура России после нашествия монголов переживала период упадка. Монументальное строительство прекратилось на полстолетия. Но в XVI веке начинается интенсивное архитектурное строительство. В Москве строится больше каменно-кирпичных сооружений, чем за весь предыдущий период. Большое влияние на архитектурные вкусы эпохи оказал ансамбль кремлевских храмов. В Новгороде форма церквей еще больше упрощается, она удивительно пластична и выразительна (церкви Николы на Липне, Спаса на Ковалеве, Успения на Болотове). Появляются и памятники, отличающиеся богатством внешнего Декора (церкви Федора Стратилата и Спаса на Ильине). Неповторимое своеобразие псковским Церквам придавали особые звонницы, возводимые над фасадом церкви или в стороне от него (церкви Василия на Горке, Георгия со Взвоза). В очертаниях Софийского собора в Вологде, Успенского собора Троице - Сергиевого монастыря угадываются формы Успенского собора Московского Кремля, построенного Аристотелем Фиорованти в конце XV века. В Москве своеобразным символом ее возвышения стал белокаменный Кремль (1367). Однако по-настоящему грандиозное строительство разворачивается здесь во второй половине XV — начале XVI века итальянскими мастерами (П. А. Солари и другие). Возводятся новые кирпичные стены Кремля — более двух километров с восемнадцатью башнями. На Соборной площади Кремля Аристотель Фиораванти строит Успенский собор; Алевиз Новый — Архангельский; русские мастера возводят Благовещенский собор; Солари и Руффо дополняют этот ансамбль Грановитой палатой. Итальянцы, внеся в московскую архитектуру ряд европейских черт, сумели сохранить ее национальное своеобразие.

     Разумеется, преобладало деревянное строительство,  приём  которого  не без успеха применялись  и  в  каменном  зодчестве.  Великолепный  деревянный дворец оригинальной конструкции был построен для богатых купцов  Строгановых в Сольвычегородске.

     Благотворное взаимодействие древнерусского и итальянского зодчества прекрасно выражено в поэтических строках (О. Мандельштам):

 

«…И пятиглавые московские соборы

С их итальянскою и русскою  душой

Напоминают мне явление  Авроры,

Но с русским именем и в шубке меховой.»3

 

     Наиболее интересным явлением в развитии архитектуры было возникновение новой конструкции храма, полностью порывавшей с традиционной крестово-купольной схемой, заимствованной на заре христианизации из Византии. В ее основу был положен прием, давно известный в русском деревянном зодчестве – шатер – конструкция перекрытия, выполненная не в виде привычных сводов и опиравшихся на столпы куполов, а в виде высокой, устремленной вверх восьмигранной пирамиды. В 1532 году была построена первая, самая известная и в художественном плане совершенная церковь Вознесения в царской резиденции, в селе Коломенском. Современники отмечали, что храм построен «на деревянное дело», то есть по типу деревянных храмов. Новая конструкция позволяла придать постройке подчеркнутую вертикальную устремленность, мистически выражавшую идею вознесения. Идея шатрового храма была развита в построенном в честь взятия Казани соборе Покрова на Рву (Василия Блаженного), в котором шатром увенчана центральная башня, окруженная со всех сторон небольшими столпообразными храмами. Отличает собор также богатое декоративное убранство, построенное на сочетании красного кирпича и белокаменных резных деталей.

     Рядом с шатровым в культовом зодчестве XVI века продолжает развитие тип крестово-купольного храма. В годуновское время строятся храмы, разнообразные по конструкции: пятиглавые (церковь в селе Вяземы, резиденции Бориса Годунова, 1598–1599), бесстолпные (церковь в селе Хорошево, до 1598) и шатровые (церковь Бориса и Глеба в Борисовом городке под Можайском, 1603).4 Для руководства государственным строительством еще в 1583 году был создан Приказ каменных дел, объединивший всех причастных к строительству – от зодчих до простых каменщиков и сыгравший большую роль в решении градостроительных задач и в возведении военно-инженерных сооружений.

     XVI век – период расцвета крепостного зодчества. Оно было вызвано появлением новых орудий ведения боя. Это регулярные, геометрически правильные фортификации. Мощные стены прорезываются бойницами для «верхнего» и «подошвенного» боя. В башнях помещались артиллерийские орудия. Крепость в большой степени определяет и планировку города. Слободы, посад под ее стенами стали также укрепляться деревянными «острогами». Монастыри укреплялись тоже как крепости, являясь важными оборонительными оплотами как в самой Москве, так и на ближних к ней подступах. Мощные монастыри-крепости строились и далеко на севере (Кирилло-Белозерский монастырь, Соловецкий монастырь).

Информация о работе Культура Российского централизованного государства (вторая половина XV-XVI вв)