Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 20:23, статья
Культура – один из ключевых компонентов социокультурного поля общества: это и ресурсы, и ценностно-нормативная подсистема и символические средства коммуникации. Однако есть и широкое понимание культуры. В его рамках текстом является не только книга, но и процесс потребления, в ходе которого человек конструирует свою идентичность: «Я женщина», «Я приличный человек», «У меня есть чувство вкуса», «Я достаточно состоятельна, чтобы это себе позволить» и т.д. В качестве произведения выступает не только картина, но и повседневный наряд, макияж, убранство стола, интерьер дома, самостоятельно приготовленное блюдо и т.д. И миллиарды людей в своей повседневной жизни погружены в процесс развития и воспроизводства культуры потребления.
Введение
Культура – один из ключевых компонентов социокультурного поля общества: это и ресурсы, и ценностно-нормативная подсистема и символические средства коммуникации. Однако есть и широкое понимание культуры. В его рамках текстом является не только книга, но и процесс потребления, в ходе которого человек конструирует свою идентичность: «Я женщина», «Я приличный человек», «У меня есть чувство вкуса», «Я достаточно состоятельна, чтобы это себе позволить» и т.д. В качестве произведения выступает не только картина, но и повседневный наряд, макияж, убранство стола, интерьер дома, самостоятельно приготовленное блюдо и т.д. И миллиарды людей в своей повседневной жизни погружены в процесс развития и воспроизводства культуры потребления. В одних случаях это механическое копирование, воспроизводство уже существующих образцов, моделей, в других – мучительный творческий поиск ответа на вечные вопросы: «Что подать сегодня к столу?», «Как украсить стол?», «Что надеть на работу?», «Какая тушь подойдет моим глазам?», «Какой купить автомобиль?», «Какие обои подойдут к этому гарнитуру?», «Купить книгу или не купить?», «Пойти в театр или провести вечер у телевизора?» и т.д. и т.п.
Поведение животных, насекомых, птиц запрограммировано системой инстинктов: им от природы дана установка, как и что есть, как выживать, как вить гнезда, когда и куда лететь и т.д. В человеке система инстинктов угасла, хотя исследователи спорят относительно того, до какой степени. Они действуют только на уровне базовых потребностей, однако последние очень тесно вплетены в жизнь общества, приобрели формы, навязываемые им. Ту функцию, которую в природе выполняют инстинкты, в человеческом обществе выполняет культура. Ее главная функция – программирование жизни людей, их групп и социальных институтов. Долгосрочное программирование – это в сущности вопрос о смысле жизни человека вообще и конкретного индивида, смысле существования общества, государства, церкви и т.д. Краткосрочное программирование – это направление деятельности, критерии выбора и оценки на коротком отрезке времени. Культура потребления – это функционирующая господствующая программа использования членами общества всех потребительских благ. Она включает в себя все компоненты культуры: представления о потребительских ценностях и нормах, регулирующих потребление, санкции общества на нарушение или соблюдение потребительских норм, язык как свод правил интерпретации потребительских актов, устойчивые автоматические потребительские практики (свободные привычки). Культура потребления включает также в себя объективный и субъективный компоненты, т.е. надындивидуальную реальность (пространство культурных возможностей) и освоение этих возможностей на уровне индивидов и их групп.
В
последнее время возрастает количество
работ, эксплицирующих проблематику так
называемого общества потребления.
Если раньше ученые — философы и
культурологи — устремляли свои взгляды
в сторону такого устоявшегося общегуманитарного
понятия, как массовая культура, то теперь
наблюдается переориентация их интересов
в сторону более экзотичного и наименее
полно описанного зверя, которым является
потребительство.
Культура потребления в обществе. Общество потребления.
Культура
имеет сложную структуру. Рассмотрим
ее основные компоненты.
- Ценность - это результат оценивания
агентом (субъектом) сравнительных качеств
нескольких объектов с точки зрения своих
или принимаемых как свои общественных
интересов. Оценивание происходит по двум
основным шкалам: потребительной стоимости
(что полезнее?) и меновой стоимости (что
дороже, на что можно выменять больше других
вещей?). В самих вещах нет никакой ценности.
Она возникает лишь как результат оценки,
то есть соприкосновения действующего
агента (индивида, группы, организации)
с объектом. Так, нефть имеет ценность
лишь для людей, научившихся делать из
нее керосин или бензин. Ценность выступает
всегда в контексте определенной человеческой
практики. Так, рубль - это ценность лишь
в России, в других странах его как платежное
средство не примут, а во многих невозможно
даже и обменять на местную валюту, следовательно,
там его стоимость равна стоимости бумажки.
Потребительная
и меновая стоимость тесно
переплетаются. Ценно то, что полезно.
Одни ценности способны удовлетворять
потребности людей
- Нормы - это правила, образцы поведения, навязываемого культурой. Категория нормы распространяется и на объекты потребления: товары и услуги. Иначе говоря норма выступает в двух ипостасях: норма для себя и норма для других (социальное ожидание). Нормы многослойны.
- Идеалы - это нормы, которые восхищают, манят, но не достижимы. Идеалы задают направление действий, но не предполагают, что люди должны достигать их. Схожую роль играют стороны света: идти на север - еще не значит добираться до Северного полюса. В христианстве таким идеалом выступает Христос. На этом же уровне мы встречаем идеальный товар. Он не существует в реальности, но это представления, задающие вектор потребительских желаний и поисков.
- Образцы - это рекомендуемые модели поведения, которые труднодостижимы, но при должном старании, характере и способностях реальны. В качестве образцов выступают святые, герои, “звезды” и т.д. Если человек не достигнет уровня образца, его никто не осудит. В потреблении такими образцами выступают звезды фотомодели, звезды шоу-бизнеса, модные представители очень богатых слоев населения. Их потребительский опыт реален, но его повторение доступно немногим.
Другой
срез культуры – содержательный.
- Право - это нормы поведения, закрепляемые
законом. Обычно закон ограничивается
описанием модели недопустимого поведения,
которое в данном случае называется либо
преступлением, либо правонарушением.
Во многих странах действуют законы, определяющие
права потребителей и описывающие нарушения
торгующих и производящих организаций,
за которые те подлежат наказанию. Законы
многих стран в той или иной мере регулируют
потребление, формируя рамки дозволенного,
как для продавцов, так и для покупателей.
В тех странах, где ведется активная борьба
с курением, оно запрещено в общественных
учреждения (офисах, учебных заведениях
и т.п.). Причем запрет курения в таких местах
закреплен законом, нарушение наказывается.
Часто жестко регулируются нормы продажи
и потребления спиртных напитков. Право
становится элементом культуры, только
будучи вплетенным в повседневную жизнь
людей, став правовой культурой.
- Мораль - это свод норм поведения, регулирующих наиболее важные принципы поведения людей по отношению друг к другу [2]. Так называемое «золотое правило морали» гласит: «Поступай по отношению к другому так, как ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе». Мораль требует, что индивид в процессе потребления всегда имел в виду, воздействие своих действий на жизнь других людей. Например, праздник одних может обернуться нервотрепкой для других (соседей). Моральные нормы заставляют нас не брать товар в магазине без оплаты, даже если мы находимся вне зоны видимости продавца.
- Обычаи - это нормы повседневной жизни, передающиеся от поколения к поколению. Главным признаком обычая является его преемственность. Обычай основывается на аргументе: “Так делали всегда, так поступали наши предки”. Ф.Хайек писал, что “обычай и традиции находятся между инстинктом и разумом - в логическом, хронологическом и временном смысле” (Хайек 1992: 44). Формы потребления, передаваемые из поколения в поколение, превращаются в обычай. К этой категории относится национальная кухня, некоторые элементы одежды (брюки как символ принадлежности к мужскому полу, юбка – как символ женственности). Следованию обычаю предшествует самоидентификация. Если я определяю себя как члена данной группы, то я оглядываюсь на ее обычаи либо из уважения к ним, либо из страха быть исключенным из нее. Если же я определяю себя как чужака, то нет никаких причин жить по обычаям чужой группы, исключая те случаи, когда являюсь гостем («с волками жить – по волчьи выть», «не лезь в чужой монастырь со своим уставом»).
- Религия - это совокупность мифов, норм и ценностей, которым люди приписывают божественное происхождение. Аргументом в пользу религиозных норм обычно являются ссылки на священные книги (Коран, Библию и т.д.). За нарушение религиозных норм предполагается два рода негативных санкций: наказание на том свете (например, попадание в ад) или отлучение от церкви, порицание со стороны священнослужителей или единоверцев. Религиозные нормы часто включают регулирование потребления пищи (перечень запретных продуктов, пост и т.п.), использование одежды. Принятию религиозных норм предшествует религиозная самоидентификация. Лишь человек, считающий себя мусульманином, прислушивается к указаниям Корана относительно того, что потреблять можно, а что нельзя.
- Мода – отличается своим непостоянством; источником ее является референтная (эталонная) группа. По механизмам своего действия она очень напоминает обычай, но в отличие от последнего ее ценностью является не традиционность, не авторитет предков, а современность, порою переходящая в сиюминутность. Мода также действует через механизмы самоидентификации. Следуя моде, я конструирую свою идентичность модного человека, т.е. современного и обладающего набором престижных символов. Игнорируя требования моды, я конструирую иную идентичность: человека, который чужд сиюминутным колебаниям вкусов, навязанным рекламой.
2. Потребление.
На
поверхности потребление
Идеи
и представления, составляющие культуру
потребления, лишь условно можно
назвать устойчивыми. В действительности
они находятся в постоянном процессе
изменения и воспроизводства. Культура
– это безостановочный процесс.
Наличие в этом процессе относительно
устойчивого ядра, сохраняющегося на
протяжении более или менее длительного
исторического периода, создает
иллюзию устойчивости. На самом деле
это всего лишь ядро стремительно
несущейся кометы. Культура в своей
основе разделяется большинством общества
(демографическим или
Одним из проявлений культуры является структура товаров, потребляемых на одном и том же рынке. Есть культура потребления жилищ, одежды, пищи, автомобилей и т.д. Алкоголь или схожие с ним по воздействию вещества и жидкости потребляют повсеместно. Однако в разных культурах структура сильно различается. Так, выделяют страны с водочной, винной, пивной культурами.
Табл.: Потребление вина в разных странах
Страны | Количество литров на душу населения в год |
Люксембург | 63 |
Франция | 60 |
Испания | 59 |
Португалия | 56 |
Аргентина | 41 |
Испания | 38 |
Греция | 32 |
США | 7 |
Россия | 5 |
(АиФ. 2003. № 44: 19).
Культура
потребления –