Культура Нового времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 01:46, контрольная работа

Краткое описание

Для культуры этого периода характерно отражение внутренних противоречий буржуазного общества. Столкновение противоположных тенденций, борьба основных классов — буржуазии и пролетариата, поляризация общества, стремительный взлет материальной культуры и начавшееся отчуждение личности определили характер духовной культуры того времени.

Оглавление

1.Введение.

2. Культура Нового времени.

a) Творчество Рембранта Харменса Ван Рейна.

b) Духовное противостояние Руссо и Вальтера.

c) Литературное движение «Буря и натиск»

3.Заключение.

Файлы: 1 файл

культорология.docx

— 41.88 Кб (Скачать)

событий.

      Религиозность в понимании Руссо  имеет два истока  –  культ   природы  и

культ человеческого  сердца.  В  этом    заключен  принципиальный  отказ  от

рационалистического  подхода  к  проблеме  религии.  Руссо  имеет   в   виду

религиозность  наивную,  внецерковную,   тем   сам   входящую   в   качестве

необходимейшей  части в его целостную  философско-моральную  систему.  Еще  в

«Рассуждении  о науках и искусствах» Руссо  писал: «Когда люди были невинны  и

добродетельны, они хотели, чтобы боги были свидетелями  их поступков,  и  они

жили с богами под одной и  тою  же  крышею;  но  вскоре,  когда  люди  стали

недобрыми,  им  наскучили  эти  неудобные  свидетели  и  они  удалили  их  в

великолепные  храмы. В конце  концов,  они  изгнали  богов  и  оттуда,  чтобы

обосноваться  в этих храмах самим, или, по  меньшей  мере,  храмы  богов  уже

перестали отличаться от домов людей.»

      Корни идеи «естественной религии»  савойского викария  следует   искать

отчасти в осмыслении Руссо некоторых  догматов  кальвинистского  вероучения,

отчасти в некоторых  сентиментально-мистических  религиозных  учениях  XVII-

XVIII   вв.,  вроде  религии  любви   и  экстаза  Франциска   Сальского   или

«квиетизма», проповедавшего мадам Гюйон.

 Франсуа Мари Вольтер

Франсуа Мари Вольтер  относится  к  виднейшим  мыслителям  французского

просвещения.  Творчество  Вольтера   настолько   полно   отражало   основные

устремления времени, что весь 18-ый век  стали  отождествлять  с  Вольтером.

"Он был  больше, чем человек. Он был  веком", - сказал о нём Виктор  Гюго.

      Вольтер  оказал  огромное  влияние   на   проникновение   французского

просвещения в  Россию в конце 18-го века. Интересно  и то, что он был в  самой

гуще  политических  процессов  в  Европе  и   вёл   переписку   со   многими

венценосными  особами, тем самым оказывая определённое влияние на политику.

      Вольтер был не только философом,  однако именно его философские  взгляды

представляют  большой интерес. Это связано  не только с  тем,  что  они  имели

огромное  влияние  на  претендовавших  на  "просвещённость  монархов  и   их

приближённых", но и с тем, что Вольтер находил  свою  подлинную  аудиторию  в

среде прогрессивной  общественности того времени.

     Важное  место в философии Вольтера занимает его отношение к религии и  к

богу. Формально  Вольтера можно отнести к деистам,  так  как  он  писал,  что

верит  в  бога,  но  при  этом  бог   рассматривался   только   как   разум,

сконструировавший целесообразную “машину  природы”  и  давший  ей  законы  и

движение. Бог  не пускает в ход механизмы  деятельности мира  постоянно.  “Бог

однажды повелел, Вселенная же подчиняется вечно.”  Вольтер  определяет  бога

как “необходимое бытие, существующее само по себе, в  силу  своей  разумной,

благой и могущественной природы, разум, во много раз превосходящий  нас,  ибо

он совершает  вещи, которые едва ли мы можем понять.”  Хотя Вольтер  и  пишет,

что существование  бога не требует доказательств (“разум  вынуждает  нас  его

признать и  лишь безумие  отрешится  к  его  определению”),  сам  он  всё  же

пытается их привести. Вольтер считает, что абсурдно, если “всё  -  движение,

порядок, жизнь  -  образовалась  сама  собой,  вне  какого  бы  то  ни  было

замысла”, чтобы  “одно лишь движение создало разум”, следовательно Бог  есть.

“Мы разумны, значит существует и высший  разум.  Мысли  не  присущи  материи

вообще, значит человек получил эти способности  от бога.”

      Но чем дальше идёт Вольтер  в подобных рассуждениях, тем   больше  можно

найти в них  противоречий. Например, сначала он говорит, что Бог создал  всё,

в том числе  и  материю,  а  чуть  дальше  уже  пишет,  что  “Бог  и  материя

существуют в  силу вещей.” Вообще, чем  больше  пишет  Вольтер  о  боге,  тем

больше веры и меньше аргументов: “...давайте  поклоняться Богу,  не  стремясь

проникнуть  во  мрак  его  таинств.”  Вольтер  пишет,  что  он   сам   будет

“поклоняться  ему пока жив, не доверяя никакой  школе  и  не  устремляя  полёт

своего  ума  в  пределы,  коих  не  способен  достичь  ни  один   смертный.”

Большинство доводов  Вольтера в  пользу  существования  Бога  не  могут  быть

приняты во внимание из-за своей противоречивости.

      Такова вольтеровская концепция  Бога, и если судить по ней   о  взглядах

философа, то его  можно отнести к деистам. Но деизм  Вольтера  есть  по  сути

своей замаскированный  атеизм и материализм, так как, по-моему, Бог  Вольтеру

нужен, чтобы  жить  в  мире  с  самим  собой  и  иметь  отправную  точку  для

размышлений.

 

    Итак, если подвести итог всему написанному,  можно сказать, что взгляды

Вольтера в  основном были весьма прогрессивны и  новы для его времени,  многие

из них шли  в разрез с общественным мнением.

      Вольтер одним из первых во  Франции начал претворять в  жизнь позитивную

программу, заложенную Локком  в  сочинении  “Опыт  о  человеческом  разуме”.

Именно разум  Вольтер считал основой всего  и  именно  к  нему  он  обращался,

высказывая  свою  точку  зрения  и  свои  суждения.  Вольтер   не   пытается

разъяснить то, чего не в состоянии постигнуть разум. Может быть поэтому  его

философские взгляды  оказали огромное  влияние  на  прогрессивно  настроенные

умы Европы.

              

                          

                        Литературное движение «Буря и натиск»

литературное  движение в Германии 70-х гг. 18 в., получившее название по одноименной драме Ф. М. Клингера. Творчество писателей «Б. и н.» отразило рост антифеодальных настроений, проникнуто духом мятежного  бунтарства (И. В. Гёте, Клингер, И. А. Лейзевиц, Я. М. Р. Ленц, Г. Л. Вагнер, Г. А. Бюргер, К. Ф. Д. Шубарт, И. Г. Фосс). Это движение, многим обязанное руссоизму, объявило войну аристократической культуре. В противовес классицизму с его  догматическими нормами, а также  манерности рококо, «бурные гении» выдвинули идею «характерного искусства», самобытного во всех своих проявлениях; они требовали от литературы изображения  ярких, сильных страстей, характеров, не сломленных деспотическим режимом. Главной областью творчества писателей  «Б. и н.» была драматургия. Они  стремились утвердить боевой третьесословный  театр, активно воздействующий на общественную жизнь, а также новый драматургический стиль, главным признаком которого становится эмоциональная насыщенность, лиризм. Сделав предметом художественного  изображения внутренний мир человека, они вырабатывают новые приёмы индивидуализации характеров, создают лирически окрашенный, патетический и образный язык. Решающее значение в становлении эстетики «Б. и н.» имели мысли И. Г. Гердера  о национальном своеобразии искусства  и его народных корнях: о роли фантазии и эмоционального начала. «Б. и н.» — новый этап в развитии немецкого и общеевропейского просвещения. Продолжая в новых условиях демократические  традиции Г. Э. Лессинга, опираясь на теорию Д. Дидро и Л. С. Мерсье, «бурные  гении» способствовали подъёму национального  самосознания, сыграли выдающуюся роль в формировании национальной немецкой литературы, открыв ей живую стихию народного творчества, обогатив её новым, демократическим содержанием, новыми художественными средствами. Хотя политическая слабость немецкого  бюргерства привела к кризису  «Б. и н.» уже во 2-й половине 1770-х гг., однако в начале 80-х гг. 18 в. мятежные настроения «бурных гениев»  с новой силой возрождаются в  трагедиях молодого Ф. Шиллера, приобретая отчётливую политическую окраску.

                                             
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                Заключение

В эпоху Нового времени утвердилось представление  о законе как исходной управляющей  силе в природе и обществе. Познать  и сформулировать законы природы  призвана наука. Наука как общественный институт, сообщество ученых мира, совместно  формирующих систематические, проверяемые  и доказуемые знания, имеющие всеобщий смысл – впервые сложился в  эпоху Нового времени. Искусство (живопись, театр, литература, музыка) в эпоху  Нового времени впервые освободилось от воплощения устоявшихся религиозных  представлений и стало независимым  средством познания и образного  воплощения господствующих общественных закономерностей, средством воспитания в людях норм морали, которая признавалась «естественной», присущей самой человеческой природе. В эпоху Нового времени  впервые была выработана общественно  значимая система образования и  воспитания. Учебники по основным отраслям знаний – тоже новшество этой эпохи. Политические формы, опробованные в  эпоху Нового времени, частью сохранились  до наших дней. Ценнейшим из наследия Нового времени является выработанное тогда представление о человеке как самоответственном деятеле (монархе, вельможе, политике, ученом, собственнике и т. п.), свобода которого ограничена лишь естественным моральным законом.

 

 

                                       СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адерихин  С.Н. Сто десять ответов по  культурологии: учебное пособие  для студентов вузов и колледжей  – Алматы, 2003.

2. Березовая  Л.Г., Берлякова Н.П. История русской  культуры: учебник для вузов –  М., 2002.

3. Быстрова  А.Н. Мир культуры (Основы культурологии): учебное пособие для студентов  вузов и колледжей – М., 2000.

4. Викторов  В.В. Культурология: учебное пособие  для вузов – М., 2002.

5. Введение  в культурологию: учебное пособие  для вузов – М., 1996.

6. Габитов  Т., Муталипов Ж. Культурология:  учебник для вузов и колледжей  – Алматы, 2001.

7. Гуревич  П.С. Культурология: учебное пособие  для студентов – М., 1999.

8. Гуревич  П.С. Культурология: учебник –  М., 1999.

9. Гуревич  П.С. Философия культуры: учебное  пособие для студентов гуманитарных  вузов – М., 1999.

10. Гуревич  П.С. Культурология: элементарный  курс: учебное пособие для вузов  – М., 2003.

11. Зезина  М.Р. и др. История русской культуры: учебное пособие для вузов  – М., 1990.

12. История  мировой культуры. / Под ред. Г.В.Драча  – Ростов – на – Дону, 2000,

13. Каверин  Б.И. Культурология: учебное пособие  для вузов – М., 2001.

14. Кармин  А.С., Новикова Е.С. Культурология:  учебник для вузов – СПб., 2004.

15. Ковалева  О.В. Культурология в вопросах  и ответах: учебное пособие  для вузов – М., 2006.

16. Кононенко  Б.И. Основы культурологии. Курс  лекций: учебное пособие для 

вузов – М., 2002.

17. Кравченко  А.И. Культурология: учебное пособие  для вузов – М., 2003.

18. Кравченко  А.И. Культурология: учебник для  вузов – М., 2006.

19. Культурология  в вопросах и ответах. / Под  ред. Г.В.Драча – М., 2000.

20. Культурология:  учебное пособие для вузов.  Под ред. Г.В.Драча – М., 2003.

21. Культурология  в вопросах и ответах: учебное  пособие для вузов. Под ред.  Г.В.Драча –  Ростов – на  – Дону, 2003.

22. Культурология.  История мировой культуры: учебное  пособие для вузов. / Под ред.  А.Н.Марковой – М., 1995.

23. Культурология.  История мировой культуры: учебник  пособие для вузов. / Под ред.  А.Н.Марковой – М., 2002.

24. Культурология.  Основы теории и истории культуры: учебное пособие для вузов. / Под  ред. Кефели. – СПб., 1996.

25. Культурология:  учебное пособие для вузов  и колледжей. / Под ред.

Информация о работе Культура Нового времени