Культура Нового времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 01:46, контрольная работа

Краткое описание

Для культуры этого периода характерно отражение внутренних противоречий буржуазного общества. Столкновение противоположных тенденций, борьба основных классов — буржуазии и пролетариата, поляризация общества, стремительный взлет материальной культуры и начавшееся отчуждение личности определили характер духовной культуры того времени.

Оглавление

1.Введение.

2. Культура Нового времени.

a) Творчество Рембранта Харменса Ван Рейна.

b) Духовное противостояние Руссо и Вальтера.

c) Литературное движение «Буря и натиск»

3.Заключение.

Файлы: 1 файл

культорология.docx

— 41.88 Кб (Скачать)

Успех первой картины  принес художнику множество заказов, а с ними и благосостояние, которое  увеличилось с его женитьбой  на патрицианке Саскии ван Эйленбурх. Одну за другой пишет Рембрандт большие  религиозные композиции, подобные полному  динамики и патетики «Жертвоприношение  Авраама» (1635, Санкт-Петербург, Эрмитаж), парадные портреты. Его увлекают героико-драматические  образы, внешне эффектные построения, пышные причудливые одеяния, контрасты  света и тени, резкие ракурсы. Рембрандт  часто изображает Саскию и самого себя, молодого, счастливого, полного  сил. Таковы «Портрет Саскии» (около 1634, Кассель, Картинная галерея), «Автопортрет» (1634, Париж, Лувр), «Автопортрет с Саскией на коленях» (около 1636, Дрезден, Картинная галерея). Рембрандт много работал в области офорта, увлекаясь жанровыми мотивами, портретами, пейзажами, создал целую серию изображений представителей социальных низов.

Уже к концу 1630-х  годов обнаружилось тяготение художника  к реалистическим образам в картинах большого масштаба. Необычайно жизненное  и убедительное решение приобрела  мифологическая тема в картине «Даная» (1636, большая часть картины переписана в середине 1640-х годов, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Отказавшись от бурной патетики и внешних эффектов, Рембрандт  стремился к психологической  выразительности. Богаче стала теплая цветовая гамма, еще большую роль приобрел свет, сообщающий особую трепетность  и взволнованность произведению.

     С углублением реалистического мастерства художника нарастали его разногласия  с окружающей буржуазно-патрицианской  средой. В 1642 году по заказу роты стрелков он написал большую картину (3,87 Х 5,02 м), в связи с потемнением  от времени красок получившую позже  название «Ночной дозор» (Амстердам, Рейксмузеум). Вместо традиционной пирушки  с портретами ее участников, где  каждый запечатлен со всею тщательностью  индивидуальной характеристики, как  это делалось ранее, художник изобразил  выступление стрелков в поход. Подняв знамя, во главе с капитаном идут они под звуки барабана по широкому мосту у здания гильдии. Необычайно яркий луч света, освещая отдельные  фигуры, лица участников шествия и  маленькую девочку с петухом  у пояса, как будто пробирающуюся  сквозь ряды стрелков, подчеркивает неожиданность, динамику и взволнованность изображения. Образы мужественных людей, охваченных героическим порывом, сочетаются здесь  с обобщенным образом голландского народа, воодушевленного сознанием  единства и верой в свои силы. Так, групповой портрет приобретает  характер своеобразной исторической картины, в которой художник стремится  дать оценку современности. Рембрандт  воплощает свое представление о  высоких гражданских идеалах, о  народе, поднявшемся на борьбу за свободу  и национальную независимость. В  годы, когда все сильнее обнаруживались внутренние противоречия, разъединявшие  страну, художник выступил с призывом к гражданскому подвигу. Рембрандт  стремился создать образ героической  Голландии, воспеть патриотический подъем ее граждан. Однако такой замысел  был уже в значительной степени  чужд его заказчикам.

     На  протяжении 1640-х годов расхождения  художника с буржуазным обществом  нарастают. Этому способствуют тяжелые  события в его личной жизни, смерть Саскии. Но именно в это время  в творчестве Рембрандта наступает  пора зрелости. На смену эффектным  драматическим сценам ранних его  картин приходит поэтизация повседневного  бытия: преобладающими становятся сюжеты лирического плана, такие, как «Прощание  Давида с Ионафаном» (1642), «Святое  семейство» (1645, обе картины —  Санкт-Петербург, Эрмитаж), в которых  глубина человеческих чувств покоряет удивительно тонким и сильным  воплощением. Казалось бы, в простых  обыденных сценах, в скупых и точно  найденных жестах и движениях  художник раскрывает всю сложность  душевной жизни, течение мыслей героев. Место действия картины «Святое  семейство» он переносит в бедный крестьянский дом, где плотничает отец, а молодая мать заботливо охраняет сон младенца. Каждая вещь здесь  овеяна дыханием поэзии, подчеркивает настроение тишины, покоя, умиротворенности. Этому способствуют мягкий свет, озаряющий лица матери и младенца, тончайшие оттенки теплого золотистого колорита.

     Глубокой  внутренней значительности полны образы графических работ Рембрандта —  рисунков и офортов. С особой силой  демократизм его искусства выражен  в офорте «Христос, исцеляющий больных» (около 1649, «Лист в сто гульденов», назван так вследствие высокой цены, которую приобрел на аукционах). Поразительна проникновенность трактовки образов  больных и страждущих, нищих и  бедняков, которым противопоставлены  самодовольные, богато одетые фарисеи. Подлинный монументальный размах, живописность, тончайшие и резкие контрасты  светотени, тональное богатство  отличают его офорты и рисунки  пером, как тематические, так и  пейзажные.

     Огромное  место в поздний период занимают простые но композиции, чаще всего  поколенные портреты родных и близких, в которых художник сосредоточивает  внимание на раскрытии душевного  мира портретируемых. Много раз он пишет Хендрикье Стоффельс, выявляя  ее душевную доброту и приветливость, благородство и достоинство —  такова, например, «Хендрикье у окна» (Берлин, Музей). Часто моделью служит его сын Титус, болезненный, хрупкий  юноша с нежным одухотворенным лицом. В портрете с книгой (около 1656, Вена, Художественно-исторический музей) образ  будто пронизан солнечными лучами. К числу самых проникновенных относятся портрет Брейнинга (1652, Кассель, Галерея), молодого златокудрого человека с подвижным лицом, озаренным  внутренним светом, и портрет замкнуто-печального Яна Сикса (1654, Амстердам, собрание Сикса), словно остановившегося в раздумье, натягивая перчатку.

     К этому типу портретов относятся  и поздние автопортреты художника, поражающие многоплановостью психологических  характеристик, выражением самых неуловимых движений души. Благородной простоты и величественности исполнен «Автопортрет»  Венского музея (около 1652); в «Автопортрете» из Лувра (1660), художник изобразил себя размышляющим, сосредоточенно печальным.

     В это же время был написан портрет  старушки, жены брата (1654, Санкт-Петербург, Эрмитаж), портрет-биография, который  говорит о трудно прожитой жизни, о суровых днях, оставивших свои красноречивые следы на морщинистом  лице и натруженных руках этой много видевшей и пережившей женщины. Концентрируя свет на лице и руках, художник привлекает к ним внимание зрителя, раскрывая духовное богатство  и человеческое достоинство портретируемых. Почти все эти портреты не заказные: с каждым годом заказов становилось  все меньше.

     Последнее десятилетие — самая трагическая  пора жизни Рембрандта; объявленный  несостоятельным должником, он поселяется в беднейшем квартале Амстердама, теряет своих лучших друзей и близких. Умирают Хендрикье и сын Титус. Но обрушившиеся на него несчастья  не могли остановить развития творческого  гения художника. Самые глубокие и прекрасные произведения им были написаны именно в это время. Групповой  портрет «Синдики» (старейшины цеха суконщиков, 1662, Амстердам, Рейксмузеум) завершает достижения художника  в этом жанре. Его жизненная сила — в глубине и характерности  каждого из портретируемых, в естественности композиции, ясной и уравновешенной, в скупости и точности отбора деталей, в гармонии сдержанного цветового  решения и вместе с тем в  создании цельного образа группы людей, объединенных общностью интересов, которые они защищают. Необычный ракурс подчеркивает монументальный характер изображения, значительность и торжественность происходящего.

   Влияние искусства Рембрандта было громадным. Оно сказалось на творчестве не только его непосредственных учеников, из которых ближе всех подошел к  пониманию учителя Карель Фабрициус, но и на искусстве каждого более  или менее значительного голландского художника. Глубочайшее воздействие  оказало искусство Рембрандта на развитие всего мирового реалистического  искусства впоследствии. В то время  как величайший голландский художник, вступив в конфликт с буржуазным обществом, умер в нужде, другие живописцы, овладев мастерством правдивой  передачи изображаемого, сумели добиться прижизненного признания н благополучия. Сосредоточив свои усилия в области  того или иного жанра живописи, многие из них создали в своей  области значительные произведения. 

                    Духовное противостояние Руссо и Вальтера.

Жан Жак Руссо

Личность и  творчество Жан Жака Руссо (1712-1778)  принадлежат   к  тем

явлениям  французкой  культуры   XVIII  века,   которые   оказали   наиболее

длительное  и  глубокое  влияние  на   идейную   жизнь   современников,   он

принадлежит к  кругу  людей,  которые  во  Франции  «просвещали  головы  для

приближающейся  революции».  Участвуя  в  общей  всем  просветителям  борьбе,

Руссо ведет  ее с позиции, на  которой  никогда  не  стояли  ни  Вольтер,  ни

Дидро, ни Гольбах, ни Гримм, ни Гальвеций.

      В любом из произведений Руссо  непрестанно звучат  четыре  лейт-мотива:

культ  личности,  чувствительность,  культ  природы  и  ощущение  социальной

несправедливости. Этими мотивами, в основном, характеризуется  и  философское

мировоззрение  Руссо,  и  его  непосредственное  жизнеощущение,  и  все  его

художественное  творчество.

      Следует отметить своеобразие  и неординарность взглядов Руссо,  так  как

он  не  соглашается  с  другими  просветителями  почти  по  каждому   пункту

просветительской  программы.

     Руссо красноречиво показывает  общественное  лицемерие,  испорченность

нравов, власть моды и этикета, убивающих человеческую личность,  потому  что

«быть и казаться – это отныне две вещи совершенно различные».

      Наблюдая успехи наук и искусств  на примере  египтян,  греков,  римлян,

византийцев, Руссо  делает вывод, что всюду, где  произошло  их  возрождение,

нравы испортились  и пали «Ежедневные приливы и  отливы вод в Океане не  более

связаны с движением  планеты, что светит нам по ночам, чем  судьба  нравов  и

честности с  успехами наук и искусств. Люди видели, что  добродетель  исчезла

по мере того, как их сияние поднималось все  выше над нашим горизонтом …»

      При этом Руссо не отрицает  прогресса в  развитии  самой   культуры,  он

только не согласен с тем,  что  этот  процесс  был  одновременно  прогрессом

нравственного и гражданского развития. «У  нас  есть,  -  говорит  Руссо,  -

физики, геометры, химики, астрономы, поэты, музыканты, художники, но  у  нас

нет более граждан…»

      Науки  и  искусства  прививают   юным  гражданам   порочные   привычки,

испорченную мораль. Общество поощряет таланты  и  не  обращает  внимание  на

добродетель. Утопая в неге и роскоши, они с презрением  смотрят  на  низшие,

трудящиеся классы населения и покровительствуют  бездельникам,  общественным

паразитам, лгунам и  безнравственным  людям,  к  числу  которых  принадлежит

большинство ученых  и  писателей.  «Не  Науку  я  оскорбляю,  а  Добродетель

защищаю я перед  людьми добродетельными. Честность  для людей  порядочных  еще

дороже, чем ученость для ученых»,- писал Руссо.  Ни  современная  наука,  ни

современное искусство  не служат общественным  целям.  «Лишите  наших  ученых

удовольствия  рассуждать  перед   слушателями,   и   науки   перестанут   их

привлекать, - восклицал  Руссо, - Они  копят  знания  у  себя  в  кабинете  с

единственной  целью – расточать  их  перед  публикой;  одного  они  жаждут  –

прослыть мудрецами, конечно, не стремились бы к  знаниям,  если  б  лишились

почитателей.»  Истинные  великие  деятели  науки  и  искусства  не  получают

настоящей поддержки  и поощрения. Паразитическое  состояние  культуры  лишает

ее  в  настоящее  время  оздоровления.  «Редко  бывает,  чтобы  роскоши   не

сопутствовали науки и искусства,  последние  же  никогда  не  обходятся  без

нее».

     Рассуждая  о  мироздании,  единстве  целого,  активности   бытия,   об

установленном  порядке  во  Вселенной,  Руссо  не  деист,  как  Вольтер,  он

исповедует  теизм,  т.е.  не  только   признает   бога   как   первопричину,

определяющую  весь мировой порядок, но и предполагает, что  бог  присутствует

в любом творении,  постоянно  вмешиваясь  в  той  или  иной  степени  в  ход

Информация о работе Культура Нового времени