Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 01:46, контрольная работа
Для культуры этого периода характерно отражение внутренних противоречий буржуазного общества. Столкновение противоположных тенденций, борьба основных классов — буржуазии и пролетариата, поляризация общества, стремительный взлет материальной культуры и начавшееся отчуждение личности определили характер духовной культуры того времени.
1.Введение.
2. Культура Нового времени.
a) Творчество Рембранта Харменса Ван Рейна.
b) Духовное противостояние Руссо и Вальтера.
c) Литературное движение «Буря и натиск»
3.Заключение.
Успех первой картины принес художнику множество заказов, а с ними и благосостояние, которое увеличилось с его женитьбой на патрицианке Саскии ван Эйленбурх. Одну за другой пишет Рембрандт большие религиозные композиции, подобные полному динамики и патетики «Жертвоприношение Авраама» (1635, Санкт-Петербург, Эрмитаж), парадные портреты. Его увлекают героико-драматические образы, внешне эффектные построения, пышные причудливые одеяния, контрасты света и тени, резкие ракурсы. Рембрандт часто изображает Саскию и самого себя, молодого, счастливого, полного сил. Таковы «Портрет Саскии» (около 1634, Кассель, Картинная галерея), «Автопортрет» (1634, Париж, Лувр), «Автопортрет с Саскией на коленях» (около 1636, Дрезден, Картинная галерея). Рембрандт много работал в области офорта, увлекаясь жанровыми мотивами, портретами, пейзажами, создал целую серию изображений представителей социальных низов.
Уже к концу 1630-х
годов обнаружилось тяготение художника
к реалистическим образам в картинах
большого масштаба. Необычайно жизненное
и убедительное решение приобрела
мифологическая тема в картине «Даная»
(1636, большая часть картины
С
углублением реалистического
На протяжении 1640-х годов расхождения художника с буржуазным обществом нарастают. Этому способствуют тяжелые события в его личной жизни, смерть Саскии. Но именно в это время в творчестве Рембрандта наступает пора зрелости. На смену эффектным драматическим сценам ранних его картин приходит поэтизация повседневного бытия: преобладающими становятся сюжеты лирического плана, такие, как «Прощание Давида с Ионафаном» (1642), «Святое семейство» (1645, обе картины — Санкт-Петербург, Эрмитаж), в которых глубина человеческих чувств покоряет удивительно тонким и сильным воплощением. Казалось бы, в простых обыденных сценах, в скупых и точно найденных жестах и движениях художник раскрывает всю сложность душевной жизни, течение мыслей героев. Место действия картины «Святое семейство» он переносит в бедный крестьянский дом, где плотничает отец, а молодая мать заботливо охраняет сон младенца. Каждая вещь здесь овеяна дыханием поэзии, подчеркивает настроение тишины, покоя, умиротворенности. Этому способствуют мягкий свет, озаряющий лица матери и младенца, тончайшие оттенки теплого золотистого колорита.
Глубокой
внутренней значительности полны образы
графических работ Рембрандта —
рисунков и офортов. С особой силой
демократизм его искусства
Огромное место в поздний период занимают простые но композиции, чаще всего поколенные портреты родных и близких, в которых художник сосредоточивает внимание на раскрытии душевного мира портретируемых. Много раз он пишет Хендрикье Стоффельс, выявляя ее душевную доброту и приветливость, благородство и достоинство — такова, например, «Хендрикье у окна» (Берлин, Музей). Часто моделью служит его сын Титус, болезненный, хрупкий юноша с нежным одухотворенным лицом. В портрете с книгой (около 1656, Вена, Художественно-исторический музей) образ будто пронизан солнечными лучами. К числу самых проникновенных относятся портрет Брейнинга (1652, Кассель, Галерея), молодого златокудрого человека с подвижным лицом, озаренным внутренним светом, и портрет замкнуто-печального Яна Сикса (1654, Амстердам, собрание Сикса), словно остановившегося в раздумье, натягивая перчатку.
К этому типу портретов относятся и поздние автопортреты художника, поражающие многоплановостью психологических характеристик, выражением самых неуловимых движений души. Благородной простоты и величественности исполнен «Автопортрет» Венского музея (около 1652); в «Автопортрете» из Лувра (1660), художник изобразил себя размышляющим, сосредоточенно печальным.
В это же время был написан портрет старушки, жены брата (1654, Санкт-Петербург, Эрмитаж), портрет-биография, который говорит о трудно прожитой жизни, о суровых днях, оставивших свои красноречивые следы на морщинистом лице и натруженных руках этой много видевшей и пережившей женщины. Концентрируя свет на лице и руках, художник привлекает к ним внимание зрителя, раскрывая духовное богатство и человеческое достоинство портретируемых. Почти все эти портреты не заказные: с каждым годом заказов становилось все меньше.
Последнее
десятилетие — самая
Влияние
искусства Рембрандта было громадным.
Оно сказалось на творчестве не только
его непосредственных учеников, из
которых ближе всех подошел к
пониманию учителя Карель Фабрициус,
но и на искусстве каждого более
или менее значительного
Духовное противостояние Руссо и Вальтера.
Жан Жак Руссо
Личность и творчество Жан Жака Руссо (1712-1778) принадлежат к тем
явлениям французкой культуры XVIII века, которые оказали наиболее
длительное и глубокое влияние на идейную жизнь современников, он
принадлежит к кругу людей, которые во Франции «просвещали головы для
приближающейся революции». Участвуя в общей всем просветителям борьбе,
Руссо ведет ее с позиции, на которой никогда не стояли ни Вольтер, ни
Дидро, ни Гольбах, ни Гримм, ни Гальвеций.
В любом из произведений Руссо непрестанно звучат четыре лейт-мотива:
культ личности, чувствительность, культ природы и ощущение социальной
несправедливости. Этими мотивами, в основном, характеризуется и философское
мировоззрение Руссо, и его непосредственное жизнеощущение, и все его
художественное творчество.
Следует отметить своеобразие
и неординарность взглядов
он не соглашается с другими просветителями почти по каждому пункту
просветительской программы.
Руссо красноречиво показывает общественное лицемерие, испорченность
нравов, власть моды и этикета, убивающих человеческую личность, потому что
«быть и казаться – это отныне две вещи совершенно различные».
Наблюдая успехи наук и
византийцев, Руссо делает вывод, что всюду, где произошло их возрождение,
нравы испортились и пали «Ежедневные приливы и отливы вод в Океане не более
связаны с движением планеты, что светит нам по ночам, чем судьба нравов и
честности с успехами наук и искусств. Люди видели, что добродетель исчезла
по мере того, как их сияние поднималось все выше над нашим горизонтом …»
При этом Руссо не отрицает прогресса в развитии самой культуры, он
только не согласен с тем, что этот процесс был одновременно прогрессом
нравственного и гражданского развития. «У нас есть, - говорит Руссо, -
физики, геометры, химики, астрономы, поэты, музыканты, художники, но у нас
нет более граждан…»
Науки и искусства
испорченную мораль. Общество поощряет таланты и не обращает внимание на
добродетель. Утопая в неге и роскоши, они с презрением смотрят на низшие,
трудящиеся классы населения и покровительствуют бездельникам, общественным
паразитам, лгунам и безнравственным людям, к числу которых принадлежит
большинство ученых и писателей. «Не Науку я оскорбляю, а Добродетель
защищаю я перед людьми добродетельными. Честность для людей порядочных еще
дороже, чем ученость для ученых»,- писал Руссо. Ни современная наука, ни
современное искусство не служат общественным целям. «Лишите наших ученых
удовольствия рассуждать перед слушателями, и науки перестанут их
привлекать, - восклицал Руссо, - Они копят знания у себя в кабинете с
единственной целью – расточать их перед публикой; одного они жаждут –
прослыть мудрецами, конечно, не стремились бы к знаниям, если б лишились
почитателей.» Истинные великие деятели науки и искусства не получают
настоящей поддержки и поощрения. Паразитическое состояние культуры лишает
ее в настоящее время оздоровления. «Редко бывает, чтобы роскоши не
сопутствовали науки и искусства, последние же никогда не обходятся без
нее».
Рассуждая о мироздании, единстве целого, активности бытия, об
установленном порядке во Вселенной, Руссо не деист, как Вольтер, он
исповедует теизм, т.е. не только признает бога как первопричину,
определяющую весь мировой порядок, но и предполагает, что бог присутствует
в любом творении, постоянно вмешиваясь в той или иной степени в ход