«Культура»: многообразие философских и научных подходов и его причины

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 16:11, сочинение

Краткое описание

Нет такой жизнедеятельности, на которую не повлияла бы культура. Сегодня существует более двухсот определений культуры, которые можно классифицировать различными способами.
В отечественной культурологи трудно провести грань между философией и теорией культуры. Наиболее активные исследования по теории культуры можно отнести уже к середине 1960-х гг., однако как самостоятельная научная дисциплина культурология стала оформляться к середине 1990-х гг.

Оглавление

Введение.
1. Возникновение и понятие культуры.
2. Методы и подходы культурологии.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Культурология эссе.docx

— 53.41 Кб (Скачать)

 

Московский университет  им. С.Ю. Витте

Дисциплина «Культурология»

 

Творческое задание.

Эссе.

На тему: ««Культура»: многообразие философских и научных подходов и его причины».

 

 

 

 

Факультет: Управления

Студентки дистанционной формы обучения

Ф.И.О. Клынина Елена Юрьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

Введение.

1. Возникновение и понятие  культуры.

2. Методы и подходы  культурологии.

Заключение.

Список литературы.

 

                                          Введение.

Культурология содержит значительный материал как понятийно-категорического, так художественно-эстетического  характера. Она знакомит с культурными  достижениями человечества и в то же время дает широкий фон исторических изменений в мировом культурном процессе.

Нет такой жизнедеятельности, на которую не повлияла бы культура. Сегодня существует более двухсот определений культуры, которые можно классифицировать различными способами.

В отечественной культурологи трудно провести грань между философией и теорией культуры. Наиболее активные исследования по теории культуры можно  отнести уже к середине 1960-х  гг., однако как самостоятельная  научная дисциплина культурология  стала оформляться к середине 1990-х гг.

 

1. Возникновение  и понятие культуры.

Культурология − наука  о культуре. Это понятие первоначально  обозначало «возделывания», «культивирования»  почвы человеком (в отличие от тех ее изменений, которые вызываются естественными причинами). Важно  подчеркнуть, что уже с самого начала слово «культура» имело смысловой оттенок «почитания», «поклонения», т.е. некоторого «культа».

Понятие «культура» используется многими науками. Различные стороны культуры являются предметом изучения археологии, этнографии, истории, философии, социологии, искусствоведения, этики, религиоведения и других гуманитарных дисциплин. В каждой из конкретных наук культура истолковывается по-разному. Отсюда – огромный разброс определений культуры. В западной литературе было подсчитано, что имеется более 257 определений этого понятия. Более того, существующие определения очень часто противоречат друг другу или, по крайней мере, не вполне согласуются между собой. Разброс определений понятия культуры вызван многими причинами, главнейшие из которых таковы:

Во-первых, это вызвано  специфическими интересами каждой конкретной науки.

Во-вторых, разброс определений  обусловлен разнообразием мировоззренческих  позиций различных ученых и групп  исследователей внутри каждой отдельной  науки.

В-третьих, множество определений объясняется сложностью, динамизмом, многоуровневым характером самого феномена культуры.

Понятие "культура" прошло довольно длительный путь исторического развития.

Термин «культура» употребляли в трактатах и письмах поэты и ученые Древнего Рима. Оно обозначало действие по возделыванию, обработки чего-либо. Римский государственный деятель и писатель Марк Порций Катон (234-149 до н.э.) написал трактат о земледелии, перевод названия которого на латинском звучит примерно так: «агрикультура». Этот трактат посвящен не просто обработке земли, а уходу за участком, полем, что предполагает не только возделывание почвы, но и еще особое душевное отношение к ней почитания, может быть, даже поклонения.

Римский оратор и философ  Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.) начал  применять это слово к той  стороне человеческого бытия, которую  мы сейчас называем "духовностью". Соответственно философия для него была культурой духа и ума, предполагающей поклонение духовной стороне человеческой личности. Поэтому "культура" становится термином для обозначения воспитания и личного совершенствования человека, его "возделывания", наделяющего его способностями для выполнения общественных обязанностей.

В эпоху средневековья, как  считали многие исследователи, слово  «культ» употреблялось чаще слова  «культура». Имелось в виду одухотворение человеком посредством определенных ритуальных действий, обеспечивающих его приобщение к Богу.

В эпоху Возрождения, перенесший акцент с Бога на человека, происходит восстановление основных черт античного  понимания культуры. Культура истолковывается  в качестве средства духовного раскрепощения  человека и его всестороннего  развития.

Культура становиться  предметом специального изучения только в Новое время. Считается, что  впервые в качестве самостоятельного понятия она была рассмотрена  в сочинениях немецкого просветителя, юриста Самюэля Пуфендорфа (1632-1694). Он употреблял его для обозначения  результатов деятельности общественного  человека. Культура противопоставлена  природному, или естественному состоянию  человека. Этот смысл чего-то неприродного, чего-то развитого и культивируемого  человеком сохранился и по сей  день в понятии «культура». Культура понималась как противостояние человека и его деятельности дикой стихии природы. Ее чаще в значении просвещенности, образованности, воспитанности человека. Рождение понятие «культура» не случайно совпало во времени с появлением и развитием новых отношений в обществе к человеку и природе.

В эпоху Просвещения центр  тяжести при рассмотрении культуры переноситься на человеческий разум. Это  и не удивительно: ведь в массе  своей жизни люди перестают жить в соответствии с ритмами природы, соотнося свою жизнь с новыми, искусственными ритмами городской жизни. Вследствие этого и формируется и новый  человеческий тип – личности самостоятельная, деятельная. Именно поэтому культ  разума образует в эту эпоху смысловое  ядро понимания культуры. Именно поэтому  культ разума образует в эту эпоху  смысловое ядро понимания культуры. Определенной самокритикой такого понимания взаимосвязи разума и культуры явилась философия Жан-Жака Руссо (1712-1778), который не обольщался прогрессом культуры, сопровождаемым, по его мнению, упадком нравов, и противопоставлял развращенному цивилизованному человеку простоту и чистоту нравов некоторого вымышленного «доброго дикаря».

Позиция Руссо во многом определила истолкование культуры в  немецкой классической философии. Вслед  за Руссо представители классической немецкой философии (И. Кант, И.Г. Фихте, Ф.Й. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель) видели наличие  в культуре таких элементов, которые  препятствуют свободному развитию человека. Поэтому для них культура −  это развитие духа человека и область  его духовной свободы. Иначе говоря, область культуры ограничивалась формами  духовного саморазвития общества и  человека. Эта ограниченность была преодолена в марксизме, истолковавшем  культуру как сферу практической деятельности человека, а также совокупность результатов этой деятельности.

Последующее развитие взглядов на культуру связано, прежде всего, с  критикой эволюционистских представлений. Возникают различные варианты концепции "локальных культур" (О. Шпенглер, А. Тойнби). К изучению культуры начинают применяться методы философского структурализма, психоанализа, феноменологии и др.

Важное значение имеет понимание культуры в качестве совокупности процессов, радикально отличающихся от природных (естественных). Имеет место весьма существенное противопоставление природного и культурного, естественного и искусственного. В этом смысле культура "неестественна" – она искусственна, поскольку процессы в сфере культуры не происходят стихийно, автоматически. Они требуют постоянно воспроизводящегося человеческого усилия, и культура не может быть рассмотрена изолированно от человеческой деятельности.

Поэтому культура – это, прежде всего, процесс возвышения над  биологическими (т.е. природными) формами  жизнедеятельности. Или, иначе говоря, культура может быть охарактеризована как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, принципиально отличающейся от биологических форм жизни. Следовательно, культура неразрывно связана с тем, что несколько возвышенно называется "человеческим в человеке" и что отличает человека от всех прочих живых существ. Возвышение над биологическими формами жизнедеятельности означает переход от менее сложной к более сложной форме организаций, преодоление "природного хаоса". Культура – это процесс усложнения, возвышения. Именно в этом смысле она "неестественна".

2. Методы и подходы культурологии.

Одна из особенностей культурологии  как науки состоит в специфике  ее методов: объяснение в культурологии  неразрывно связанно с пониманием.

Особенности культурологического  знания: она заключается в том, что оно непременно опирается  на нерациональное понимание. Так, например, когда мы стремимся лучше понять человека, мы не только рационально  объясняем его поведения, он поступает так потому-то, но и стремимся его ухватить его целостный образ, едва ли выразимую в словах «суть», «сущность». Как только у нас это получается, мы можем сказать, что узнали человека. Вот это и есть понимание. Оно чрезвычайно важно и в культурологическом исследовании. Имея дело с любым культурным объектом или феноменом, будь то культура в целом, верование, предмет искусства или культа, мы непременно должны схватить его целостность. А не только собирать детали и факты как бы много фактов и деталей ни было в вашем распоряжении. Мы не когда не сможем сложить их в целостную картину, если не достигнем понимания, не схватим суть.

Это вызвано, прежде всего тем, что культура − это специфически человеческий феномен, а человек может быть только понят (если, конечно, мы стремимся к полноте нашего зрения).

Причина высокой важности понимания в культурологии заключается  в том, что эта наука часто  имеет дело с единичными явлениями. Когда мы, например, изучаем произведение искусства, мы неизбежно должны выявить  его неповторимость, индивидуальность. Естественно, это не означает, что  потом мы не сможем перейти к обобщениям, касающимся творчества конкретного  художника, особенностей эпохи или  локальной культуры. Однако постижения конкретного творения человеческих рук всегда отличается от познания общностей, классов объектов.

Таким образом, методы, которые  использует культурология, можно разделить  на две группы. Данное разграничение восходит в философии XX века, а точнее, к труда таких ученых, как Виндербанд, Риккерт и Вербер.

Во-первых, это близкие  к естественнонаучным немотетические методы, цель которых состоит в выявлении общих закономерностей и принципов.

Во-вторых, это идеографические методы, направленные на изучение индивидуального. Уникального, неповторимого, трудно выразимого.

Существует еще одна классификация методов культурологии, в основе которой лежит общая ориентация исследования на понятия той или иной науке или аспект исследования (и это понятно, если учесть интегративность культурологического знания). В соответствии с этой классификацией существует пять методов культурологии.

  • Социологический подход. С точки зрения социологии культура является социальным институтом, обеспечивающим системность и устойчивость общества. Основная цель социального института - организовать деятельность людей в определенной сфере человеческой деятельности. Естественно, культура также является социальным институтом, поскольку она позволяет достичь этой цели. Культура предлагает человеку образцы, в соответствии с которыми тот должен строить свое проведение в самых разных областях.
  • Аксиологический подход. Культура может быть рассмотрена с точки зрения аксиологии - наука о целостях. Культура представляет целый мир целостностей, то есть организованную систему смыслов и идеалов, разделяемых семи члена некоторого сообщества. Следовательно, культура воплощает в себе все самое ценное, все самое важное с точки зрения сообщества людей − то, что они хотели бы поддерживать и сохранить для будущих поколений.
  • Семиотический подход. Культура может быть рассмотрена с точки зрения семиотики − науки о знаках. Культура − это небиологическая знаковая система, при помощи которой передается социальный опыт. Например, медицина изучает симптомы- то есть внешние проявления (знаки), на основании которых мы можем судить о процессах, протекающих внутри организма. Так, сыпь обычно свидетельствует о наличии инфекционного заболевания. Боль – нарушения деятельности какого-то внутреннего органа. Эти знаки носят исключительно биологический характер. Культура же реализуется главным образом при помощи знаков, созданных человеком. Основной знаковой системой является язык, при помощи которого мы обещаемся и передаем информацию. Однако есть и другие знаковые системы. Например, мифы, и другие фольклорные и литературные произведения, религиозные ритуалы. А также приметы быта несут огромную информацию о мире и о том, как он устроен, сообщают членам культурного сообщества о том, как они должны себя вести, что хорошо, а что плохо, что считается правильным, а что неправильным. Именно поэтому говорят, что культура – это небиологическая знаковая система.
  • Деятельный подход. С точки зрения деятельного подхода культура определяется как совокупности «технологии», выработанных и используемых человеком для достижения определенных целей. Слово «технологий» следует понимать в широком смысле, поскольку в данном случае оно обозначает любые способы, при помощи которых человек совершает любые действия. Например, этикет − это тоже особая технология, которая помогает людям организовывать взаимодействия друг с другом, сделать его удобным, приятным и предсказуемым (хотя при помощи этикета мы нечего не создаем). Культура с этой точки зрения играет крайне важную роль, поскольку она дает ответы на вопросы о том, как следует делать что-то.
  • Культурная картина мира. Культура, будучи системой понятий, ценностей, оценок, в значительной степени определяет то, как видит мир его носитель. Чтобы более наглядно представить эту идею. Было введено понятие культурной картины мира. Культурная картина мира включает в себя всю совокупность опыта, полученного данным народом на протяжении всей истории своего существования. Она значительно отличается от научной картины мира, поскольку включает в себя лишь те представления, которые необходимы человеку в обычной жизни. Например, человеку в обыденной жизни не обязательно знать, к какому биологическому виду принадлежит кошка (хотя это знание имеет несомненную ценность). С точки зрения обыденной жизни гораздо важнее, что кошка − это ласковое домашнее животное, которое ест рыбу и мясо и нуждается в заботе. Хотя любой ученый скажет, что кошки не умеют разговаривать. Не понимают речь людей (по крайней мере, так же, как ее не понимают люди) и реагируют прежде всего на интонацию, тон голоса, люди не редко разговаривают с кошками. Как они разговаривали с детьми.

Информация о работе «Культура»: многообразие философских и научных подходов и его причины