Культура Киевской Руси IX - XII

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 01:24, контрольная работа

Краткое описание

Древняя Русь... Эти два простых слова вызывают в памяти белокаменные соборы, тяжелые, мерцающие темным золотом иконы, суровые и просветленные лики фресок на стенах храмов, киноварные инициалы старого пергамента церковных книг. Тысячелетний фольклор сохранил нам былинные сказы о подвигах Ильи Муромца, Микулы Селяниновича, о многих богатырях, легендарных и реальных защитниках земли Русской.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...……… 2
Восточные славяне. Языческая культура Киевской Руси……………………………. 3
Значение христианства в развитии русской культуры………………………….……. 8
Заключение…………………………………………………………………..………… 12
Список использованной литературы……………………………………………...….. 13

Файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 349.00 Кб (Скачать)

     С конца X в. начинается широкое строительство культовых зданий, церквей и монастырей. Первоначально все эти постройки были деревянными: 13-купольная новгородская София, построенная в 989 г., храм Бориса и Глеба начала XI в. в Вышгороде. Первые каменные сооружения были построены под руководством византийских мастеров, что в значительной степени обусловило выбор типа культовых сооружений и принципов строительства храмов. Сложившийся в зодчестве Византии крестово-купольный храм  стал преобладающим типом православного храма на Руси: четыре, шесть или более столбов (столпов) в плане образовывали крест, над которым возвышался купол. В восточной части здания (алтарной) совершались богослужения. Алтарь отделялся от церковного зала, где находились верующие, невысокой преградой, украшенной тканями и иконами. Впоследствии количество икон в алтарной преграде увеличилось, ее место занял иконостас. В западной части располагался балкон - хоры, где во время богослужения находились князь с семьей и его приближенные.                                                                              

В начале XI в. византийскими и русскими строителями в одно время были возведены крупнейшие храмы крестово - купольного типа: Софийские соборы в Киеве (1037 г.) и Новгороде (1052 г.), Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1036 г.). Киевский храм Успения Богоматери, получивший название Десятинной церкви потому, что Владимир уделил на его содержание "десятину" (т. е. десятую часть) княжеских доходов, является древнейшим каменным храмом в Киеве, построен в 988-996 г.г. в честь Рождества Богородицы. Церковь представляла собой крестово-купольний шестистолпный храм. В начале XI в. во время

            Софийский собор в Киеве    большого пожара она была повреждена, впоследствии  восстановлена и окружена с трех сторон галереями.

                     Одновременно с храмами из камня строились, но значительно в меньшем объеме, княжеские дворцы, боярские палаты и крепости. Выдающимся памятником гражданского строительства стали Золотые ворота в Киеве (XI в.) – один из немногих памятников оборонного зодчества Киевской Руси, дошедших до наших дней. Золотые ворота были главным въездом в Киев. Это удивительное творение древнерусских зодчих – мощная боевая башня с возвышавшейся над нею

            Золотые ворота (Киев)           церковью Благовещения – вызывало восторг современников и навевало ужас на врагов своей неприступностью.

     Языческая Русь не имела храмов и довольствовалась изваяниями идолов. Христианство повело к созданию громадных каменных храмов в главнейших городах. Они строились по византийским образцам и украшались богатейшими мозаиками и фресками. Архитектурное дело и живопись под влиянием церковного строительства достигли в Киеве значительного развития. А с ними вместе развились и прочие искусства, и художественные ремесла, в особенности же ювелирное дело и производство эмали. Первыми мастерами во всех отраслях художественного производства были, конечно, греки. Позднее под их руководством появились и русские мастера.

     Развилось, таким образом, национальное искусство, но оно в Киевской Руси отличалось резко выраженным византийским характером, и поэтому известно в науке под именем русско-византийского. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Каковы  итоги княжества Владимира и Ярослава? Во-первых, Русь объединилась в единое феодальное государство новой, передовой по тому времени культурой, писаными законами, религией. Исчезло старое деление по племенным признакам. Получила окончательное государственное оформление единая древнерусская народность, из которой позже вышли русские, украинцы и белорусы.

     Во-вторых, в результате реформ Русь окончательно встала вровень со всем цивилизованным миром. Она не уступала другим странам  ни в смысле общественно-экономической  формации, ни в смысле культуры, ремесла, военного дела. Введение христианства, ставшего идеологической основой единой феодальной государственности Древней Руси, сыграло в период раннего средневековья прогрессивную роль.

     Сегодня мы имеем все основания гордиться  сделанным нашими великими предками и с благодарностью вспомнить их самоотверженный труд. То, что произошло тысячу лет назад, было значительным шагом вперед на длинном пути истории. 
 

     Тест

 Назовите собор в Киевской Руси, считающийся вершиной русской архитектуры XI в.

  1. Спасо-Преображенский собор.
  2. Софийский собор в Новгороде.
  3. Собор Василия Блаженного.

Ответ: Софийский собор в Новгороде. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы

1. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М.: Издательство «Наука», 1981 г.

2. Рыбаков Б.А. Первые века русской истории. – М., 1964 г.

3. Славянская мифология: Энциклопедический словарь. А-Я. — М., 1995 г. — 414 с.

4. Как была  крещена Русь. – М., Политиздат, 1988 г. – 383 с.

5. Гордиенко  Н.С. Крещение Руси: факты против  легенд и мифов. – Л., Лениздат, 1984 г. –     287 с.

6. http://slawianie.narod.ru/str/ishod/ishod02.html

7. http://www.interesniy.kiev.ua/old/architecture 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Культура Киевской Руси IX - XII