Культура как текст

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:05, контрольная работа

Краткое описание

«Действительно жить - это значит жить, располагая правильной информацией»,- писал Винер. Каждая культура вспахивает свое культурное поле. Культура сегодняшнего дня склоняется или располагается к информативному полю. Информация сегодня - важный культурный ресурс. Информационная культура - это умение воспринимать информацию, передавать ее, умение ею пользоваться для адаптации.

Оглавление

Глава1. Текст как носитель информации 4
Глава2. Стили текста 5
Глава3. Вторичные информативно-справочные тексты 6
Глава4. Проблема культурной коммуникации в современных условиях 10
Заключение. Роль культурной коммуникации в современном российском обществе 13

Файлы: 1 файл

Культура как текст.doc

— 88.50 Кб (Скачать)

ГОУВПО «Сыктывкарский государственный университет»

Кафедра философии и  культурологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конторольная  работа

по курсу  «Культурология»

 

«Культура как  текст»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Проверила:

 

 

 

 

 

 

Оглавление 
Введение

 

«Действительно жить - это значит жить, располагая правильной информацией»,- писал Винер. Каждая культура вспахивает свое культурное поле. Культура сегодняшнего дня склоняется или располагается к информативному полю. Информация сегодня - важный культурный ресурс. Информационная культура - это умение воспринимать информацию, передавать ее, умение ею пользоваться для адаптации. Информация - сведения, знания, которые содержат элемент новизны для человека и используется им в процессе принятия решения. Информативная культура обладает некоторыми свойствами:

1. Ситуативность. Информация связана  с данной ситуацией. 

2. Осмысленность.

3. Коммуникативность (передача  информации).

4. Способность утрачивать новизну.

5. Информация передается в виде  текста

6. Информация потребляется и  т.д.

Человек ориентируется во времени и пространстве и выстраивает свои ожидания в соответствии с ролью позицией и статусом, а также и с получаемой им информацией. Человек должен быть способен самостоятельно находить информацию, ориентироваться в ней, обрабатывать и понимать ее, уметь пользоваться информационными услугами, технологиями и базами данных. Существуют и информационные барьеры:

1. Психологический. Он связан с отказом осваивать информацию, когда ее слишком много.

2. Обобщенность информации.

3. Качество информации. Сегодня много экологически неблагоприятной информации.

 

Глава1. Текст как носитель информации

 

Роль информации в различные  времена воспринималась по-разному. Информация закреплена в тексте.

Текст относится к знаковой системе  явления культуры. «Тексты – это  плоть и кровь культуры. Но любой  текст – в виде вещи, ритуала, художественного произведения, речи и т.д. – представляет собою нечто  такое, что подлежит прочтению и  пониманию». «…понимание произведений меняется от эпохи к эпохе.»

Существует много определений  термина «текст»:

Текст – это упорядоченный набор  предложений, предназначенный для  того, чтобы выразить некий смысл. В лингвистике термин используется в широком значении, включая в себя и устную речь. Восприятие текста изучается в рамках лингвистики текста и психолингвистики.

Текст – упорядоченный набор  слов.

Текст – это последовательное сочетание  предложений и слов, которое образует законченное сообщение. Знаки (слова, предложения) выстраиваются в тексте согласно правилам актуального для текста языка. Более массовое толкование слова текст – словесное произведение. Вообще, текст – это часть произведения, выраженная в вербальной, то есть в словесной, форме.

Но ближайшим для нас по дисциплине «Культурология» является следующее определение.

Текст – это осмысленное речевое произведение, представляющее собой внутренне взаимосвязанную последовательность различных знаков, образующих целостность, которая обладает оформленностью. Различают устные и письменные тексты. Текст создается двумя сторонами, двумя субъектами. Один играет роль пишущего или говорящего, а другой - слушающего или читающего. С этих позиций текст есть артефакт, т.е. искусственно созданный объект. Каждый текст обладает стратегией (общий замысел текста) и тактикой. В каждом тексте есть 4 цели: Сообщить информацию. Побудить к действию. Убедить в точке зрения. Доставить удовольствие.

 

 

 

 

 

Глава2. Стили текста

 

Выделяют пять стилей текста:

1. Научные (монографии, статьи).

2. Публицистические (радиопостановки).

3. Художественные (романы, повести).

4. Официально-деловые  (приказы, законы).

5. Разговорные  (беседы).

У каждого текста есть свои нормы, ценности и правила. Тексты официально-делового стиля могут быть представлены приказами, законами, конституциями и т.п. Только 10% текстов этого стиля создаются правильно, а 90% текстов - неправильно. Это приводит к некоторым противоречиям. Официально-деловой текст строится по правилам, которые изложены в специальной литературе. Факторы, влияющие на стилистику этих текстов: Составляются от лица роли. Сообщается деловая информация, чтобы принять решение или выполнить его. Эти тексты живут в административной или правовой сфере.

Официально-деловые  тексты имеют характер документа (письменный текст, имеющий юридическую или правовую значимость). Эти тексты сегодня имеют три значения: Деловая бумага (приказ, характеристика). Письменное удостоверение, подтверждающее статус личности (паспорт). Историческое свидетельство.

Информативно-справочный текст несет в себе какую-либо информацию, которая полезна для того или иного человека.

Классификация информативно-справочных текстов:

1. Большие и  малые.

2. Общие и специальные.

3. Толковые, справочные, энциклопедические.

4. Одноязычные  и неодноязычные.

Энциклопедия  отражает круг знаний, необходимых в данное время. Она представляет научную картину мира, она очень часто идеологическая. Различают универсальные (по всем отраслям знаний и практической деятельности), отраслевые, региональные энциклопедии.

Словари отражают понятия. В них нет имен людей, городов. В них используется нарицательная лексика (существительные и словосочетания). Толковый словарь дает пояснение для всех слов данного языка. Ценность информативно-справочного текста - словарь.

Глава3. Вторичные информативно-справочные тексты

 

Вторичные информативно-справочные тексты различаются по сфере, формам использования, по объему и характеру представленной в них информации. Аннотация - это очень краткий предтекст, содержащий самые общие сведения о содержании последующего текста. Аннотация печатается обычно вместе с основным текстом. Наличие аннотации соответствует интересам пишущего и читающего. Цель аннотации - констатация самых общих сведений о тексте-первоисточнике с тем, чтобы помочь читающему при выборе интересующих проблем. Основной подход - от конкретной работы к конкретным фактам, подтверждающим значимость данной работы для определенного круга людей.

В структуре аннотации выделяют:

1. Название первоисточника и  его тематику.

2. Общая содержательная характеристика первоисточника.

3. Композиция, строение.

4. Цель работы.

5. Адресат.

Одним из важнейших продуктов учебной  и профессиональной деятельности в условиях быстрого обновления учебной и научной информации является реферат.

Выделяют три типа рефератов:

1. Аналитический.

2. Реферат-обзор.

3.Реферат-резюме.

Реферат-обзор. Цель реферативной работы - обобщенная и сравнительная информация о содержании ряда первоисточников, написанных на одну тему или же в рамках одной проблемы. Реферат-обзор пишется обычно тогда, когда нужно изложить историю того или иного вопроса. При написании такого реферата очень важным является умение сравнивать, видеть общее и разное.

Реферат-резюме. Это информационно-справочный текст, в котором сообщается в жесткой форме обобщенная информация о содержании одного текста, текста первоисточника. Он пишется деловым стилем. Как учебный текст он позволяет студенту закрепить и углубить навыки самостоятельной работы с литературой. В деловой практике пишутся теми или иными службами в помощь специалистам. Основной подход при оформлении - от конкретной работы к ее сокращенному варианту.

Аналитический реферат. Аналитический реферат - это тематически самостоятельный письменный текст, подготовленный на основе других текстов первоисточников, и содержащий, не обобщение их содержания, а специальный анализ профессионально высказываемых в научной литературе взглядов и полученных результатов. Основной подход к оформлению аналитического реферата - от личной авторской позиции к высказываемым в литературе мнениям и убеждениям. Цель такой реферативной работы - самостоятельный и грамотный анализ предварительно обобщенной информации на одну или сходную тему, в рамках одной и той же проблемы.

Конспект - вторичный  письменный текст, в котором кратко и последовательно излагается содержание того или иного первоисточника. Конспектировать - значит приводить в нужный порядок сведения, почерпнутые из первоисточника. В основе конспектирования лежит систематизация прочитанного или услышанного. Записи в конспекте могут делаться как в виде точных выдержек, цитат, так и в форме свободной подачи смысла. Стиль конспекта, как правило, тяготеет к стилю источника. Конспектирование - материал для дальнейшей самостоятельной работы. Конспект долгое время был ведущим, основным видом учебной и профессиональной работы с первоисточником.

Правила конспектирования:

1. Конспект, в  отличие от плана пишется полными законченными предложениями.

2. В записях  обязательно выделяются отдельные  части.

3. Текст создается с использованием принятых сокращений и условных

обозначений.

4. Сформулированный  тезис должен обязательно подкрепляться документационными аргументами и фактами.

5. Нужно избегать  сложных и длинных рассуждений.

6. При конспектировании лучше пользоваться повествовательными предложениями, избегать самостоятельных текстовых вопросов. Вопросы уместны на полях конспекта.

Документ - это  письменный текст, имеющий юридическую или правовую значимость. Документ относится к официально деловым текстам. Эти тексты сегодня имеют три значения:

1. Деловая бумага (приказ, характеристика).

2. Письменное  удостоверение, подтверждающее статус личности (паспорт).

3. Историческое  свидетельство (акт, рисунок).

Текст документа  включает в себя клише, т.е. формулы языка, которые употребляются только в такой форме (согласно ...). В документах не используется просторечная, диалектная и эмоционально-оценочная лексика. Документ может включать предложения с однородными позициями, где перечисляются однотипные объекты. Они стандартны, единообразны, стандартны. Документ отличает строгий тон изложения, нормы официального этикета, точность, ясность, краткость. Содержание документа должно быть достоверным, объективным и не противоречить законам.

Виды документов:

1. Организационно-распорядительные. В них фиксируется принятые решения (устав, договор).

2.Информационно-справочные (планы, отчеты).

3. Индивидуальные  деловые бумаги (автобиография). В них сообщаются сведения о личности.

Деловой протокол - это система правил поведения, правил этикета, установленных для данной профессиональной сферы. Протокол пишется секретарем. Он состоит из текста протокола и приложения протокола. Целью протокола является документальное подтверждение работы и анализ деятельности. Протокол может быть основанием для каких-то действий, решений, секретарем из него могут делаться какие-то выписки. Правила современного делового протокола не являются застывшими и очень часто меняются.

Определение культуры личности в административном отношении представлено анкетами, «Автобиографиями» и «Характеристиками». Эти документы, с одной стороны, содержат самооценку, с другой стороны, оценку, идущую от других людей. Анкета заполняется при поступлении на работу. Состав анкетных вопросов в принципе воспроизводит спиральное движение роста культуры личности. Автобиография при правильном документообразовании должна отличаться свободой изложения и может повторять содержание анкетных ответов лишь частично. Цель этого документа - обоснование претензии на определенные занятия в будущем. Характеристика предполагает оценку определенного лица. Как годного или негодного к определенному виду деятельности. Она составляется одним или несколькими лицами.

Литературное представление культуры личности обычно представлено в мемуарах и исторической литературе - биографиях исторических деятелей. Литературное описание относится только к историческим личностям. Мемуары литераторов, музыкантов, художников - это как бы мемуары событий, отложивших след в душах творцов. Они пишутся так, как если бы эти события происходили случайно. Мемуары ученых и создателей техники показывают, как решение одной задачи подводило к постановке следующей. Мемуары политиков и военных связаны с описанием жизненных ситуаций, в которых они участвовали или были их свидетелями. «Итак, по мере того, как сменяются эпохи, накапливается исторический опыт, выдвигаются новые идеи, изменяется и «зрение культуры».

 

Глава4. Проблема культурной коммуникации в современных условиях

 

В современных условиях бурное развитие культурной коммуникации происходит в самых разных сферах человеческой жизни: туризме, спорте, военном сотрудничестве, личных контактах и т.д.

Значение массовой коммуникации в  духовной культуре общества обусловлена:

Информация о работе Культура как текст