Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:05, контрольная работа
«Действительно жить - это значит жить, располагая правильной информацией»,- писал Винер. Каждая культура вспахивает свое культурное поле. Культура сегодняшнего дня склоняется или располагается к информативному полю. Информация сегодня - важный культурный ресурс. Информационная культура - это умение воспринимать информацию, передавать ее, умение ею пользоваться для адаптации.
Глава1. Текст как носитель информации 4
Глава2. Стили текста 5
Глава3. Вторичные информативно-справочные тексты 6
Глава4. Проблема культурной коммуникации в современных условиях 10
Заключение. Роль культурной коммуникации в современном российском обществе 13
ГОУВПО «Сыктывкарский государственный университет»
Кафедра философии и культурологии
Конторольная работа
по курсу «Культурология»
«Культура как текст»
Выполнил:
Проверила:
Оглавление
Введение
«Действительно жить - это значит жить, располагая правильной информацией»,- писал Винер. Каждая культура вспахивает свое культурное поле. Культура сегодняшнего дня склоняется или располагается к информативному полю. Информация сегодня - важный культурный ресурс. Информационная культура - это умение воспринимать информацию, передавать ее, умение ею пользоваться для адаптации. Информация - сведения, знания, которые содержат элемент новизны для человека и используется им в процессе принятия решения. Информативная культура обладает некоторыми свойствами:
1. Ситуативность. Информация
2. Осмысленность.
3. Коммуникативность (передача информации).
4. Способность утрачивать
5. Информация передается в виде текста
6. Информация потребляется и т.д.
Человек ориентируется во времени и пространстве и выстраивает свои ожидания в соответствии с ролью позицией и статусом, а также и с получаемой им информацией. Человек должен быть способен самостоятельно находить информацию, ориентироваться в ней, обрабатывать и понимать ее, уметь пользоваться информационными услугами, технологиями и базами данных. Существуют и информационные барьеры:
1. Психологический. Он связан с отказом осваивать информацию, когда ее слишком много.
2. Обобщенность информации.
3. Качество информации. Сегодня много экологически неблагоприятной информации.
Роль информации в различные времена воспринималась по-разному. Информация закреплена в тексте.
Текст относится к знаковой системе явления культуры. «Тексты – это плоть и кровь культуры. Но любой текст – в виде вещи, ритуала, художественного произведения, речи и т.д. – представляет собою нечто такое, что подлежит прочтению и пониманию». «…понимание произведений меняется от эпохи к эпохе.»
Существует много определений термина «текст»:
Текст – это упорядоченный набор предложений, предназначенный для того, чтобы выразить некий смысл. В лингвистике термин используется в широком значении, включая в себя и устную речь. Восприятие текста изучается в рамках лингвистики текста и психолингвистики.
Текст – упорядоченный набор слов.
Текст – это последовательное сочетание предложений и слов, которое образует законченное сообщение. Знаки (слова, предложения) выстраиваются в тексте согласно правилам актуального для текста языка. Более массовое толкование слова текст – словесное произведение. Вообще, текст – это часть произведения, выраженная в вербальной, то есть в словесной, форме.
Но ближайшим для нас по дисциплине «Культурология» является следующее определение.
Текст – это осмысленное речевое произведение, представляющее собой внутренне взаимосвязанную последовательность различных знаков, образующих целостность, которая обладает оформленностью. Различают устные и письменные тексты. Текст создается двумя сторонами, двумя субъектами. Один играет роль пишущего или говорящего, а другой - слушающего или читающего. С этих позиций текст есть артефакт, т.е. искусственно созданный объект. Каждый текст обладает стратегией (общий замысел текста) и тактикой. В каждом тексте есть 4 цели: Сообщить информацию. Побудить к действию. Убедить в точке зрения. Доставить удовольствие.
Выделяют пять стилей текста:
1. Научные (монографии, статьи).
2. Публицистические (радиопостановки).
3. Художественные (романы, повести).
4. Официально-деловые (приказы, законы).
5. Разговорные (беседы).
У каждого текста есть свои нормы, ценности и правила. Тексты официально-делового стиля могут быть представлены приказами, законами, конституциями и т.п. Только 10% текстов этого стиля создаются правильно, а 90% текстов - неправильно. Это приводит к некоторым противоречиям. Официально-деловой текст строится по правилам, которые изложены в специальной литературе. Факторы, влияющие на стилистику этих текстов: Составляются от лица роли. Сообщается деловая информация, чтобы принять решение или выполнить его. Эти тексты живут в административной или правовой сфере.
Официально-деловые тексты имеют характер документа (письменный текст, имеющий юридическую или правовую значимость). Эти тексты сегодня имеют три значения: Деловая бумага (приказ, характеристика). Письменное удостоверение, подтверждающее статус личности (паспорт). Историческое свидетельство.
Информативно-справочный текст несет в себе какую-либо информацию, которая полезна для того или иного человека.
Классификация информативно-справочных текстов:
1. Большие и малые.
2. Общие и специальные.
3. Толковые, справочные, энциклопедические.
4. Одноязычные и неодноязычные.
Энциклопедия отражает круг знаний, необходимых в данное время. Она представляет научную картину мира, она очень часто идеологическая. Различают универсальные (по всем отраслям знаний и практической деятельности), отраслевые, региональные энциклопедии.
Словари отражают понятия. В них нет имен людей, городов. В них используется нарицательная лексика (существительные и словосочетания). Толковый словарь дает пояснение для всех слов данного языка. Ценность информативно-справочного текста - словарь.
Вторичные информативно-справочные тексты различаются по сфере, формам использования, по объему и характеру представленной в них информации. Аннотация - это очень краткий предтекст, содержащий самые общие сведения о содержании последующего текста. Аннотация печатается обычно вместе с основным текстом. Наличие аннотации соответствует интересам пишущего и читающего. Цель аннотации - констатация самых общих сведений о тексте-первоисточнике с тем, чтобы помочь читающему при выборе интересующих проблем. Основной подход - от конкретной работы к конкретным фактам, подтверждающим значимость данной работы для определенного круга людей.
В структуре аннотации выделяют:
1. Название первоисточника и его тематику.
2. Общая содержательная характеристика первоисточника.
3. Композиция, строение.
4. Цель работы.
5. Адресат.
Одним из важнейших продуктов учебной и профессиональной деятельности в условиях быстрого обновления учебной и научной информации является реферат.
Выделяют три типа рефератов:
1. Аналитический.
2. Реферат-обзор.
3.Реферат-резюме.
Реферат-обзор. Цель реферативной работы - обобщенная и сравнительная информация о содержании ряда первоисточников, написанных на одну тему или же в рамках одной проблемы. Реферат-обзор пишется обычно тогда, когда нужно изложить историю того или иного вопроса. При написании такого реферата очень важным является умение сравнивать, видеть общее и разное.
Реферат-резюме. Это информационно-справочный текст, в котором сообщается в жесткой форме обобщенная информация о содержании одного текста, текста первоисточника. Он пишется деловым стилем. Как учебный текст он позволяет студенту закрепить и углубить навыки самостоятельной работы с литературой. В деловой практике пишутся теми или иными службами в помощь специалистам. Основной подход при оформлении - от конкретной работы к ее сокращенному варианту.
Аналитический реферат. Аналитический реферат - это тематически самостоятельный письменный текст, подготовленный на основе других текстов первоисточников, и содержащий, не обобщение их содержания, а специальный анализ профессионально высказываемых в научной литературе взглядов и полученных результатов. Основной подход к оформлению аналитического реферата - от личной авторской позиции к высказываемым в литературе мнениям и убеждениям. Цель такой реферативной работы - самостоятельный и грамотный анализ предварительно обобщенной информации на одну или сходную тему, в рамках одной и той же проблемы.
Конспект - вторичный письменный текст, в котором кратко и последовательно излагается содержание того или иного первоисточника. Конспектировать - значит приводить в нужный порядок сведения, почерпнутые из первоисточника. В основе конспектирования лежит систематизация прочитанного или услышанного. Записи в конспекте могут делаться как в виде точных выдержек, цитат, так и в форме свободной подачи смысла. Стиль конспекта, как правило, тяготеет к стилю источника. Конспектирование - материал для дальнейшей самостоятельной работы. Конспект долгое время был ведущим, основным видом учебной и профессиональной работы с первоисточником.
Правила конспектирования:
1. Конспект, в отличие от плана пишется полными законченными предложениями.
2. В записях
обязательно выделяются
3. Текст создается с использованием принятых сокращений и условных
обозначений.
4. Сформулированный тезис должен обязательно подкрепляться документационными аргументами и фактами.
5. Нужно избегать сложных и длинных рассуждений.
6. При конспектировании лучше пользоваться повествовательными предложениями, избегать самостоятельных текстовых вопросов. Вопросы уместны на полях конспекта.
Документ - это письменный текст, имеющий юридическую или правовую значимость. Документ относится к официально деловым текстам. Эти тексты сегодня имеют три значения:
1. Деловая бумага (приказ, характеристика).
2. Письменное удостоверение, подтверждающее статус личности (паспорт).
3. Историческое свидетельство (акт, рисунок).
Текст документа включает в себя клише, т.е. формулы языка, которые употребляются только в такой форме (согласно ...). В документах не используется просторечная, диалектная и эмоционально-оценочная лексика. Документ может включать предложения с однородными позициями, где перечисляются однотипные объекты. Они стандартны, единообразны, стандартны. Документ отличает строгий тон изложения, нормы официального этикета, точность, ясность, краткость. Содержание документа должно быть достоверным, объективным и не противоречить законам.
Виды документов:
1. Организационно-
2.Информационно-справочные (планы, отчеты).
3. Индивидуальные деловые бумаги (автобиография). В них сообщаются сведения о личности.
Деловой протокол - это система правил поведения, правил этикета, установленных для данной профессиональной сферы. Протокол пишется секретарем. Он состоит из текста протокола и приложения протокола. Целью протокола является документальное подтверждение работы и анализ деятельности. Протокол может быть основанием для каких-то действий, решений, секретарем из него могут делаться какие-то выписки. Правила современного делового протокола не являются застывшими и очень часто меняются.
Определение культуры личности в административном отношении представлено анкетами, «Автобиографиями» и «Характеристиками». Эти документы, с одной стороны, содержат самооценку, с другой стороны, оценку, идущую от других людей. Анкета заполняется при поступлении на работу. Состав анкетных вопросов в принципе воспроизводит спиральное движение роста культуры личности. Автобиография при правильном документообразовании должна отличаться свободой изложения и может повторять содержание анкетных ответов лишь частично. Цель этого документа - обоснование претензии на определенные занятия в будущем. Характеристика предполагает оценку определенного лица. Как годного или негодного к определенному виду деятельности. Она составляется одним или несколькими лицами.
Литературное представление культуры личности обычно представлено в мемуарах и исторической литературе - биографиях исторических деятелей. Литературное описание относится только к историческим личностям. Мемуары литераторов, музыкантов, художников - это как бы мемуары событий, отложивших след в душах творцов. Они пишутся так, как если бы эти события происходили случайно. Мемуары ученых и создателей техники показывают, как решение одной задачи подводило к постановке следующей. Мемуары политиков и военных связаны с описанием жизненных ситуаций, в которых они участвовали или были их свидетелями. «Итак, по мере того, как сменяются эпохи, накапливается исторический опыт, выдвигаются новые идеи, изменяется и «зрение культуры».
В современных условиях бурное развитие культурной коммуникации происходит в самых разных сферах человеческой жизни: туризме, спорте, военном сотрудничестве, личных контактах и т.д.
Значение массовой коммуникации в духовной культуре общества обусловлена: