Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 01:10, контрольная работа
В моей работе мы будем рассматривать первую сферу культуры. Сущность её выражается в форме завершённых, материализованных предметов материальной и духовной деятельности человека. Культура – это в первую очередь мир окружающих человека вещей, созданных человеком, несущих на себе отпечаток человеческого труда, ума и таланта. Совокупность материальных ценностей принято называть материальной культурой.
Введение……………………………………………………………….3 1. Материальная культура и ее элементы…………………………5
2. Духовная культура и ее элементы…………………………….9
3. Основная и главная роль культуры……………………………16
Заключение…………………………………………………………..22
Литература …………………………………………………………..24
Взаимодействие социальной системы и системы культуры осуществляется разными путями:
а) через социализацию и формирование отдельной личности;
б) через создание и введение ценностей;
в) через
образцы деятельности и
г) через создание моделей институтов и социальных систем.
Человек, появляющийся на свет в какой-либо семье, с первой же минуты рождения находится под влиянием существующей остановки, предметов, взглядов, верований, установленных способов воспитания детей и т.д. Для него культура - это уже готовый мир, который его формирует, в который он должен войти, обучаясь многим вещам в течение очень многих лет. Его организм, его влечения, его естественные склонности оказываются сразу же заключенными в тиски предписаний, устоявшихся образцов культуры группы, в которой он родился, сознательный и изменяющийся существующий порядок вещей. В этом случае говорят, что культура влияет, действует и т.д. Она действует через людей, которые ее признают и которые приспосабливаются к ее образцам, предписаниям, ценностям и моделям. С другой стороны, культуру создают отдельные личности, члены социальной общности.
Процесс формирования личности ребенка и приспособления его к жизни в обществе, основывающийся на его обучении и приобщении к культуре, дающий ему возможность понять эту культуру и сознательно действовать в ее рамках, называется процессом социализации. Посредством этого процесса культура формирует новых членов общества, учит их, как следует вести себя, что следует делать, чтобы поставить перед собой и достичь главных жизненных целей.
В механизме
взаимовлияния культуры и социальной
системы особенно важно то, что
в результате устанавливается система
ценностей и определяющие ее критерии.
Поведение человека определяется прежде
всего его биологическими потребностями,
а также потребностями, развившимися
на их основе. На основании потребностей
индивида и группы развиваются их
интересы, то есть некоторым потребностям
придается большее значение. Но как
основные потребности, так и особые
интересы могут быть удовлетворены
различным образом и с помощью
различных предметов. Следовательно,
индивиды и группы должны постоянно
совершать выбор между
Ценностью является любой предмет, материальный или идеальный, идея или институт, предмет действительный или воображаемый, в отношении которого индивиды или группы занимают позицию оценки, приписывают ему важную роль в своей жизни и стремление к обладанию им ощущают как необходимость4.
Ценности - коллективный продукт, подчас формирующийся в долгих процессах, основная составная часть культуры каждого индивида и коллектива.
Система ценностей определяет выбор средств удовлетворения потребностей и интересов, определяет предпочтение в стремлениях. А как индивид ведет себя в определенных ситуациях, как разрешает отдельные проблемы, чтобы не вступить в конфликт с другими, как разрешает конфликты, когда его интересы задеты, - это определяют "образцы" действий, или "образцы" поведения, установленные в рамках отдельной культуры. Такой простой поступок, как приветствие, может принимать самые разнообразные формы в зависимости от группы, социального положения приветствующих друг друга – словом, от культуры или структуры общества, к которому они принадлежат.
Знание образцов позволяет предвидеть поведение людей и является основой ожидания "надлежащих" реакций со стороны наших ближних. Установленные образцы свидетельствуют о регулярности общественной жизни, ее "порядке", и делают возможным взаимное приспособление, ибо заранее известно, каков возможный диапазон поступков отдельных лиц в определенных ситуациях.
Во взаимодействии человека с природой, культура играет особую роль, не ограниченную социальной (общественной). Социальный уклад (технологический и экономический уровни развития) может быть одинаковым у различных народов, но невозможно спутать их художественные вкусы, обычаи, традиции. Национальная культура – это единый космос, в котором слиты человек и исторически окружающая его природа, которая влияет на социальную психологию, формирует национальный характер и направляет практическую деятельность национального этноса. Культура объединяет человека с природой, она включает в себя природный ландшафт, жилище, способ добывания пищи и самого человека во всех его этнических особенностях. В этом культурном «космосе» находится человек с самого рождения, здесь формируются его вкусы и жизненные идеалы. Человек, как наследник культуры, наследует, таким образом, национальное достояние, исторический опыт. Это происходит в результате деятельного отношения к миру, усвоения определённой роли в семье, обществе и т.д.
Заключение
Таким образом, подводя итоги сказанному, подчеркнем, что феномен культуры обязан в своем происхождении, бытии и функционировании деятельности субъекта (человечества, народов, социальных групп, индивидов). При всем многообразии конкретных форм проявления культура выступает как единое целое, система. Последняя обладает сложной структурой, элементы и основные взаимосвязи которых были рассмотрены выше.
Культура—весьма сложна и многомерна по своему строению. При её изучении выделяют прежде всего две грани—технико-технологическую и предметно-продуктивную. Они характеризуют особенности материальной деятельности человека, что позволяет выделить слой материальной культуры. Наряду с материальным принято рассматривать еще два специфических слоя, это духовная и художественная культура.
Анализируя внутреннюю структуру материальной культуры, в рамках материальной деятельности следует прежде всего выделить практически-преобразовательную деятельность. Она имеет по характеру объекта двоякую направленность, то есть, объектами выступают и природа, и другие люди. Материальная культура, рассмотренная с предметно-продуктивной стороны, должна быть осмыслена как система компонентов, необходимых и достаточных для ее нормального функционирования. Исходя из этого в ней можно выделить две области, образованные плодами практически-преобразовательной и практически-коммуникативной деятельности людей, поскольку данные виды деятельности реализуются прежде всего материально-практически. Каждая из них в свою очередь дифференцирована.
Второй
морфологический слой — это то,
что объединяют понятием «духовная
культура». Она образуется, как идеальная
сторона материальной деятельности, происходит
от нее, «ею определяется». Однако при
определенных условиях, будучи объективированной,
закрепленной в механизмах социальной
памяти, духовная культура как, стереотип
восприятия и мышления, менталитет общества
может играть на различных этапах развития
общества ведущую роль. Если встать на
точку зрения, что деятельность имеет
сложную структуру, то она включает в себя
такие виды, как преобразовательная, познавательная,
ценностно-ориентационная и коммуникативная.
Сама деятельная сфера может сохранять
национальный колорит или приобретать
массовый характер, поэтому различают
сферы субъекта культуры и деятельную
сферу. Через деятельную сферу происходит
перенесение культуры на результаты материального
и духовного труда.
Литература
1 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М. 1979. Т. 2. С. 217
2 Учебный курс по культурологии. Ростов н/Д, 2008. С.78
3 Учебный курс по культурологии. Ростов н/Д, 2008. С.78
4 Учебный курс по культурологии. Ростов н/Д, 2008. С.78
Информация о работе Культура как единство духовной и материальной сторон в жизни общества