Культура как единство духовной и материальной сторон в жизни общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 01:10, контрольная работа

Краткое описание

В моей работе мы будем рассматривать первую сферу культуры. Сущность её выражается в форме завершённых, материализованных предметов материальной и духовной деятельности человека. Культура – это в первую очередь мир окружающих человека вещей, созданных человеком, несущих на себе отпечаток человеческого труда, ума и таланта. Совокупность материальных ценностей принято называть материальной культурой.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….3 1. Материальная культура и ее элементы…………………………5
2. Духовная культура и ее элементы…………………………….9
3. Основная и главная роль культуры……………………………16
Заключение…………………………………………………………..22
Литература …………………………………………………………..24

Файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 52.94 Кб (Скачать)

Взаимодействие социальной системы и системы культуры осуществляется разными путями:

 а) через  социализацию и формирование  отдельной личности;

б) через  создание и введение ценностей;

 в) через  образцы деятельности и образцы  поведения; 

г) через  создание моделей институтов и социальных систем.

Человек, появляющийся на свет в какой-либо семье, с первой же минуты рождения находится  под влиянием  существующей остановки, предметов, взглядов, верований, установленных  способов воспитания детей и т.д. Для него культура - это уже готовый  мир, который его формирует, в  который он должен войти, обучаясь многим вещам в течение очень многих лет. Его организм, его влечения, его естественные склонности оказываются  сразу же заключенными в тиски  предписаний, устоявшихся образцов культуры группы, в которой он родился, сознательный и изменяющийся существующий порядок вещей. В этом случае говорят, что культура влияет, действует и т.д. Она действует через людей, которые ее признают и которые приспосабливаются к ее образцам, предписаниям, ценностям и моделям. С другой стороны, культуру создают отдельные личности, члены социальной общности.

Процесс формирования личности ребенка и  приспособления его к жизни в  обществе, основывающийся на его обучении и приобщении к культуре, дающий ему возможность понять эту культуру и сознательно действовать в ее рамках, называется процессом социализации. Посредством этого процесса культура формирует новых членов общества, учит их, как следует вести себя, что следует делать, чтобы поставить перед собой и достичь главных жизненных целей.

В механизме  взаимовлияния культуры и социальной системы особенно важно то, что  в результате устанавливается  система  ценностей и определяющие ее критерии. Поведение человека определяется прежде всего его биологическими потребностями, а также потребностями, развившимися на их основе. На основании потребностей индивида и группы развиваются их интересы, то есть некоторым потребностям придается большее значение. Но как  основные потребности, так и особые интересы могут быть удовлетворены  различным образом и с помощью  различных предметов. Следовательно, индивиды и группы должны постоянно  совершать выбор между способами  удовлетворения своих потребностей. Вместе с тем является фактом, что  индивиды и группы часто не могут  удовлетворить всех потребностей и  интересов и должны делать выбор  между ними, отдавать одним предпочтение пред другими. В таких ситуациях  выбора вступают в действие ценности и критерии, определяющие шкалу ценностей.

Ценностью является любой предмет, материальный или идеальный, идея или институт, предмет действительный или воображаемый, в отношении которого индивиды или группы занимают позицию оценки, приписывают ему важную роль в своей жизни и стремление к обладанию им ощущают как необходимость4.

Ценности - коллективный продукт, подчас формирующийся  в долгих процессах, основная составная  часть культуры каждого индивида и коллектива.

Система ценностей определяет выбор средств  удовлетворения потребностей и интересов, определяет предпочтение в стремлениях. А как индивид ведет себя в  определенных ситуациях, как разрешает  отдельные проблемы, чтобы не вступить в конфликт с другими, как разрешает конфликты, когда его интересы задеты, - это определяют "образцы" действий, или "образцы" поведения, установленные в рамках отдельной культуры. Такой простой поступок, как приветствие, может принимать самые разнообразные формы в зависимости от группы, социального положения приветствующих друг друга – словом, от культуры или структуры общества, к которому они принадлежат.

Знание  образцов позволяет предвидеть поведение  людей и является основой ожидания "надлежащих" реакций со стороны  наших ближних. Установленные образцы  свидетельствуют о регулярности общественной жизни, ее "порядке", и делают возможным взаимное приспособление, ибо заранее известно, каков возможный  диапазон поступков отдельных лиц  в определенных ситуациях.

Во взаимодействии человека с природой, культура играет особую роль, не ограниченную социальной (общественной). Социальный уклад (технологический и экономический уровни развития) может быть одинаковым у различных народов, но невозможно спутать их художественные вкусы, обычаи, традиции. Национальная культура – это единый космос, в котором слиты человек и исторически окружающая его природа, которая влияет на социальную психологию, формирует национальный характер и направляет практическую деятельность национального этноса. Культура объединяет человека с природой, она включает в себя природный ландшафт, жилище, способ добывания пищи и самого человека во всех его этнических особенностях. В этом культурном «космосе» находится человек с самого рождения, здесь формируются его вкусы и жизненные идеалы. Человек, как наследник культуры, наследует, таким образом, национальное достояние, исторический опыт. Это происходит в результате деятельного отношения к миру, усвоения определённой роли в семье, обществе и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, подводя итоги сказанному, подчеркнем, что феномен культуры обязан в своем происхождении, бытии и функционировании деятельности субъекта (человечества, народов, социальных групп, индивидов). При всем многообразии конкретных форм проявления культура выступает как единое целое, система. Последняя обладает сложной структурой, элементы и основные взаимосвязи которых были рассмотрены выше.

Культура—весьма сложна и многомерна по своему строению. При её изучении выделяют прежде всего две грани—технико-технологическую и предметно-продуктивную. Они характеризуют особенности материальной деятельности человека, что позволяет выделить слой материальной культуры. Наряду с материальным принято рассматривать еще два специфических слоя, это духовная и художественная культура.

Анализируя  внутреннюю структуру материальной культуры, в рамках материальной деятельности следует прежде всего выделить практически-преобразовательную деятельность. Она имеет по характеру объекта двоякую направленность, то есть, объектами выступают и природа, и другие люди. Материальная культура, рассмотренная с предметно-продуктивной стороны, должна быть осмыслена как система компонентов, необходимых и достаточных для ее нормального функционирования. Исходя из этого в ней можно выделить две области, образованные плодами практически-преобразовательной и практически-коммуникативной деятельности людей, поскольку данные виды деятельности реализуются прежде всего материально-практически. Каждая из них в свою очередь дифференцирована.

Второй  морфологический слой — это то, что объединяют понятием «духовная культура». Она образуется, как идеальная сторона материальной деятельности, происходит от нее, «ею определяется». Однако при определенных условиях, будучи объективированной, закрепленной в механизмах социальной памяти, духовная культура как, стереотип восприятия и мышления, менталитет общества может играть на различных этапах развития общества ведущую роль. Если встать на точку зрения, что деятельность имеет сложную структуру, то она включает в себя такие виды, как преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная и коммуникативная. Сама деятельная сфера может сохранять национальный колорит или приобретать массовый характер, поэтому различают сферы субъекта культуры и деятельную сферу. Через деятельную сферу происходит перенесение культуры на результаты материального и духовного труда.  

Литература

 

  1. Демин В. Тайны русского народа. М., 2008.
  2. Искусство стран и народов мира. Художественная энциклопедия. М., 1996.
  3. В.И.Полищук  Культурология М., 1999.
  4. Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство. М., 1973.
  5. Ташор Э. Первобытная культура. М. 1989.
  6. Угринович Д. Искусство и религия. М., 1993.
  7. Г.В.Драч  Учебный курс по культурологии. Ростов-на-Дону, 2008.
  8. Г.В.Драч  Культурология в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону,1997.
  9. Г.Д.Драч Культурология в вопросах и ответах.  М.,2000.

 

1  Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М. 1979. Т. 2. С. 217

2  Учебный курс по культурологии. Ростов н/Д, 2008. С.78

3  Учебный курс по культурологии. Ростов н/Д, 2008. С.78

4  Учебный курс по культурологии. Ростов н/Д, 2008. С.78

 


Информация о работе Культура как единство духовной и материальной сторон в жизни общества