Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 01:10, контрольная работа
В моей работе мы будем рассматривать первую сферу культуры. Сущность её выражается в форме завершённых, материализованных предметов материальной и духовной деятельности человека. Культура – это в первую очередь мир окружающих человека вещей, созданных человеком, несущих на себе отпечаток человеческого труда, ума и таланта. Совокупность материальных ценностей принято называть материальной культурой.
Введение……………………………………………………………….3 1. Материальная культура и ее элементы…………………………5
2. Духовная культура и ее элементы…………………………….9
3. Основная и главная роль культуры……………………………16
Заключение…………………………………………………………..22
Литература …………………………………………………………..24
Культурология
Тема: КУЛЬТУРА КАК ЕДИНСТВО ДУХОВНЫХ И МАТЕРИАЛЬНЫХ СТОРОН ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
2. Духовная культура и ее элементы…………………………….9
3. Основная и главная роль культуры……………………………16
Заключение……………………………………………………
Литература …………………………………………………
Введение
Понятие культуры принадлежит к категориям общеисторическим и общефилософским, то есть к таким, которые имеют силу для всех эпох.
У В. Даля мы находим следующее толкование слова «культура»: «...обработка и уход, возделывание; образование, умственное и нравственное...»1.Термин «культура» произошёл от латинского «cultura», что означает «возделывание». Здесь речь идёт не о возделывании земли, «культура» означает «воспитание, образование, развитие».
И все же в нынешнем понимании слово «культура» известно в Европе лишь с XVIII века, с эпохи Просвещения. Более ранние аналоги ему встречаются в китайской («жзнь») и индийской («джарма») философии, а также у греков («пайдейя»).
В культуре выделяются различные сферы, к ним могут быть отнесены
В моей работе мы будем рассматривать первую сферу культуры. Сущность её выражается в форме завершённых, материализованных предметов материальной и духовной деятельности человека. Культура – это в первую очередь мир окружающих человека вещей, созданных человеком, несущих на себе отпечаток человеческого труда, ума и таланта. Совокупность материальных ценностей принято называть материальной культурой. Культура – это обработанная, «очеловеченная» природа. Материальный мир культуры, включая в себя предметы, начиная с бытового окружения и завершая произведениями искусства, бесценными шедеврами, которые созданы человеческим трудом, и есть то, что отличает нас от природы, саму себя производящей. Чем больше человек учится видеть этот культурный смысл окружающей его «второй природы», не оставаясь на уровне утилитарного пользования вещами, а осознавая их значение, их культурную ценность, тем больше у него будет оснований считать себя культурным.
Совокупность духовных ценностей принято называть духовной культурой. Духовная культура, также, как материальная – это то, что создано человеком. Но произведения духовной культуры не несут утилитарного назначения, они направлены на формирование у человека этических и эстетических ценностей, художественного вкуса, интеллектуальных потребностей. Истина, добро и красота объединяют основные сферы духовной культуры – науку, искусство и нравственность.
Мир культуры — мир от начала до конца создаваемый самим человеком. Человек зависим от самого себя, от своей собственной деятельности, способной преобразовывать окружающую нас действительность.
Хотя общество существует и у животных: групповая жизнь, взаимодействие, конфликты, общение позволяют так думать. Но вот чего у них, вне всякого сомнения, так это культуры. Ее содержание составляют обычаи, нравы, законы, этикет, символы и многое другое, что возникло благодаря мышлению, сознанию и языку, которые совершенно отсутствуют у представителей животного мира.
Культура - чисто человеческий образ жизни. Культуры нет у животных, как нет людей, не имеющих культуры. В данной работе культура как явление, присущее обществу, выступает как объект социологического познания.
1. Материальная культура и ее элементы
В материальной культуре обычно выделяют орудия и средства труда, технику и сооружения, производство, пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта. Особая роль принадлежит орудиям труда (именно с них началась материальная культура), технике и технологии. А также средствам массового сообщения (печати, радио, кино, телевидению, компьютерной и лазерной технике). В широком смысле слова техника представляет собой навыки и приёмы какой-либо деятельности и совпадает по смыслу с мастерством, искусством.
Анализируя внутреннюю структуру материальной культуры, в рамках материальной деятельности следует прежде всего выделить практически-преобразовательную деятельность. Она имеет двоякую направленность, то есть, объектами выступают и природа, и другие люди. Материальная культура, рассмотренная с предметно-продуктивной стороны, это система компонентов, необходимых и достаточных для ее нормального функционирования. Исходя из этого в ней можно выделить две области, образованные плодами практически-преобразовательной и практически-коммуникативной деятельности людей, поскольку данные виды деятельности реализуются, прежде всего, материально-практически.
К первому
разделу материальной культуры относятся,
во-первых, вещественные плоды материального
производства, предназначенные для человеческого
потребления, а также технические сооружения,
оснащающие материальное производство.
Это так называемая «материальная культура»
- все сохранившееся от прошлых эпох наследие
– орудия труда, оружие, постройки, бытовой
инвентарь, одежда, плоды сельскохозяйственного,
ремесленного, промышленного производства.
Это - производственно-техническая культура.
К ней можно отнести все исторически сформировавшиеся,
динамичные, постоянно обновляющиеся
способы (технологии) производительной
деятельности общественного человека.
Это то, что называют культурой производства.
Она имеет свои формы, определяемые характером
производительных сил и производственных
отношений. В абстрактном виде она представлена
в виде своего рода технологической карты.
Возможности и потребности производства,
заданные исторической преемственностью,
творческий потенциал работников, возможность
вбирания в себя опыта деятельности и
теоретических достижений науки — все
это также характеризует производственно-
Второе подразделение материальной культуры — культура воспроизводства человеческого рода, способы поведения человека в сфере интимных отношений. Естественно-родовые отношения мужчины и женщины в известной мере характеризуют ступень общей культуры человека. Несмотря на то, что семейные отношения окрашены множеством общественных, групповых, индивидуальных психологических и духовных оттенков, эти отношения нельзя исключить из сферы материальных отношений. Становление подрастающего поколения — все это опосредовано культурой во всех своих проявлениях, от интимных до наглядно демонстрируемых. Схемы поведения людей являют картину пестрого многообразия.
Таким образом, выделение двух областей материальной культуры обусловлено строением самого фундамента общественной жизни. Однако производство и воспроизводство материальной жизни нуждается, в свою очередь, в двояком материальном обеспечении, с одной стороны, они нуждаются в оптимальных физических качествах человека, необходимых и для воспроизводства человека, и для трудовой деятельности. С другой стороны, поскольку вся материальная практика человека имеет социальный характер, она требует социально-организационного обеспечения. Так выделяются еще две области материальной культуры – физическая культура и культура социально-политическая.
В культуре физического развития телесная сторона человека выступает как объект приложения его деятельности. Культивирование физических возможностей человека, гармонизация его телесных проявлений, физических качеств, двигательных навыков и умений — все это объединяется в понятие «физическая культура». Ее формы разнообразны, она включает в себя народные виды спорта, гимнастику, профессиональный спорт. К культуре физического развития следует отнести все моменты, которые образуют процесс врачевания, деятельность в области медицины, которая дает возможность сохранять, восстанавливать и воспроизводить телесно-духовный потенциал человеческого организма. С этих позиций медицина предстает как элемент материальной культуры. Культура врачевания и профилактики прямо зависит от уровня знаний и от уровня всей материальной культуры, от состояния материального производства. Все показатели здравоохранения как вида социальной деятельности убедительно подтверждают эту зависимость. Медицина во всем многообразии форм и методов воздействия на здоровье человека, начиная с магического искусства до современных новейших научных воздействий, очень точно отражает реальное многообразие мировой культуры.
Под культурой социально-политической как областью материальной культуры следует понимать многообразие учреждений и практических действий, которые составляют реальное «тело» общественного бытия, то, что обычно называют «социальной материей». Общественная практика, организаторская деятельность, устанавливающая новые порядки, принадлежат именно к этой области культуры. Культурным феноменом следует считать поэтому не только фабрику, технологию «ноу хау», но и парламент, не только «хирургическую операцию», но и социальный переворот.
Таковы
четыре подразделения предметно-
2. Духовная культура и ее элементы.
Второй морфологический слой — это то, что объединяют понятием «духовная культура». В духовной культуре выделяют формы общественного сознания:
Кроме того язык – его роль в развитии культуры весьма значительна.
Когда-то считалось, что духовная культура человека формируется в процессе образования. Например, в древнегреческой Александрийской научной школе образование делилось на два цикла: тривий (грамматика, риторика, диалектика) и квадривий (арифметика, геометрия, астрономия и музыка). Уже в средневековье тривий стал считаться классическим гуманитарным образованием, а квадривий – естественно-научным. В новое время гуманитарное и естественно-научное образование ещё больше отдалились друг от друга. Многие стали считать гуманитарное образование просто обще-культурной подготовкой. На сегодняшний день психологи отмечают, что гуманитарное образование не оказывает существенного влияния на культурное воспитание основной массы людей, их больше воспитывает то, что они услышат по радио или увидят по телевидению, то, что они могут прочесть в газетах и т.д.
Духовная культура характеризуется как идеальная сторона материальной деятельности, происходит от неё, «ею определяется», будучи объективированной, закрепленной в механизмах социальной памяти, духовная культура, как стереотип восприятия и мышления, менталитет общества может играть на различных этапах развития общества ведущую роль. Если встать на точку зрения, что деятельность имеет сложную структуру и включает в себя такие виды, как преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная и коммуникативная, то в духовной культуре можно выделить четыре раздела.
Первый порождается созидательной активностью человеческого воображения. Это – проективный вид деятельности, имеющий величайшую культурную ценность. Он предшествует материальной практике, предлагая ей идеальные модели будущих конструкций. В истории культуры проективная деятельность, зародившись и развиваясь, постепенно превратилась в специализированную отрасль духовного производства. Результатами этого вида деятельности становятся идеальные модели, проекты и чертежи технических сооружений, конструкций, машин. Сюда же относятся различные модели социальных преобразований, проекты новых форм политического устройства, новых социальных институтов и учреждений. Объектом такого проектирования становится и сам человек, когда он разрабатывает модели воспитания, изменения и совершенствования своей природы, своего будущего. В этой сфере духовной культуры формируется модель «должного», разрабатывается идеал будущего.
Схожую внутреннюю структуру имеет вторая область духовной культуры, охватывающая плоды познавательной деятельности человека. Она выступает в виде совокупности знаний о природе, обществе, человеке, его внутреннем мире. «Знания» являются важным структурным элементом духовной культуры. Знания неотделимы от познающего субъекта. Можно выделить различные уровни знания человека: потенциальное знание, знание-опознание, знание-воспоминание, знание-понимание, знание-оценка, знание-убеждение. Подобное деление условно, поскольку все уровни взаимно дополняют и проникают друг в друга. Однако важно подчеркнуть, что каждый из них является своего рода ступенькой осознания субъектом мира и себя в нем. Знания о мире предполагают знание о потребностях общества в целом. Они образуют более или менее целостную систему, которая связана и влияет на практическую деятельность субъектов2.
Знания становятся основой формирования значительных для субъектов целей-ценностей и планов деятельности. Приобретая форму обобщенных требований, они превращаются в нормативные предписания, программы, нормативы, становятся важнейшими элементами социального регулирования. В теле культуры интеллектуальные инициативы людей образуют некоторый упорядоченный континуум. Непрерывное возникновение интеллектуальных нововведений уравновешивается непрекращающимся процессом критического отбора, проверки добытых знаний. Передаваемые от поколения к поколению знания, принимаемые как «догмы», не подвергаемые сомнению, с появлением новой интеллектуальной среды, с изменением типа рациональности (совокупности процедур, инструментов интеллектуальной деятельности, способности к мотивированному выбору и выявлению целесообразности), перестают довлеть над умами людей, приводят к резким скачкам в развитии всей духовной культуры.
Информация о работе Культура как единство духовной и материальной сторон в жизни общества