Культура как единство духовной и материальной сторон в жизни общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 01:10, контрольная работа

Краткое описание

В моей работе мы будем рассматривать первую сферу культуры. Сущность её выражается в форме завершённых, материализованных предметов материальной и духовной деятельности человека. Культура – это в первую очередь мир окружающих человека вещей, созданных человеком, несущих на себе отпечаток человеческого труда, ума и таланта. Совокупность материальных ценностей принято называть материальной культурой.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….3 1. Материальная культура и ее элементы…………………………5
2. Духовная культура и ее элементы…………………………….9
3. Основная и главная роль культуры……………………………16
Заключение…………………………………………………………..22
Литература …………………………………………………………..24

Файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 52.94 Кб (Скачать)

В любом  обществе складывается независимая  от отдельного индивида социокультурная организация добывания, хранения, передачи информации и знаний. Эта система как бы «генерирует» информационное поле (на сегодняшний день можно констатировать наличие особого образования «инфосферы», в котором живет и действует человек, программирует - деятельность входящих в нее индивидов. Более того, в современном информационном обществе появляется даже особый слой людей, занимающихся сбором и переработкой знаний— когнитариат.

Строение третьего раздела духовной культуры, связанного с ценностно-ориентационной деятельностью, еще более своеобразно. В целом оно определяется все тем же различием предметов, на которые обращена данная деятельность. Знание-оценка выступает связующим звеном с вышеназванным структурным элементом духовной культуры. Знания выступают как бы оценочным фильтром. Они неотделимы от оценочной деятельности, и определяют значимость познания мира для общества.

Осмысленный характер познания, понимание мира предполагают не просто знание о нем, а понимание ценности самого человека как субъекта деятельности, ценности его знаний, творений, ценности самого мира культуры, в котором живет человек. Мир человека – это всегда мир ценностей, он наполнен для него смыслом и значением.

В мире человека можно обнаружить различные виды ценностей. Отметим наиболее часто  выделяемые:

1) предметные ценности – сами вещи и процессы, обладающие ценностными значениями для субъекта;

2) ценности-свойства  вещей, выявляемые в результате соотнесения с ценностями-идеалами;

3) ценности  как специфический вид норм традиций, обычаев, запретов и т.д., задаваемых культурой;

4) ценности-идеалы;

5) ценности-знания  и другие ценности сознания, без которых невозможно постижение смысла и значения существующего.

 Сообразно  сферам общественной жизни можно  выделить материальные и духовные  ценности, ценности производственно-потребительские  (утилитарные), социально-политические, познавательные, нравственные, эстетические, религиозные.

Сущность  ценностей состоит в их значимости, а не в их фактичности.

Мир ценностей  не совпадает ни с миром вещей, так как не все объекты и процессы в мире обладают ценностью, ни с актом оценки, так как может существовать как нечто объективно данное, наличное, выработанное обществом в данной культуре.

Ценность  – некоторая модель реальных объектов и отношений, функционирующая в данной культуре, в конкретных условиях, выявляющаяся в деятельности и общении людей. Она вырабатывается и существует только в культуре, детерминируя отношение человека к миру, а также отношения между людьми. Поскольку мир культуры, мир ценностей зависит от оценочной деятельности людей, то ценности, обнаруживаемые и пускаемые в оборот, могут оказаться подлинными, вечными, могут оказаться и временными, ложными, прогрессивными или реакционными.

Четвертой областью духовной культуры является духовное общение людей во всех конкретных формах его проявления. Формы эти определяются особенностями предмета коммуникации. Непосредственным партнером человека в общении может быть другой человек. Душевный контакт партнеров, в ходе которого происходит обмен информацией – высокая культурная ценность. Общение возможно в группе (семья, круг друзей, коллектив). В процессе общения индивидов в их сознании актуализируется субъективная реальность, которая есть результат избирательного воздействия на человека внешней (окружающие предметы, другие люди) и внутренней среды.

В процессе общения индивидов происходит совместное восприятие ими внешнего объекта или ситуации, восприятие собственных действий, состояний, движений. Все это является необходимым условием, формирования инвариантных в некоторых отношениях феноменов сознания у каждого члена группы. Единство предметной ситуации, языковой среды, совместной деятельности, определенная общность эталонов поведения, общность картины мира, полей значений, ценностей, целей и интересов членов группы способствуют возникновению у них такого рода синхронных психических состояний, которые соответствуют данной ситуации и сходны у всех членов группы общения.

Результат коммуникации – это и возможное изменение установок или поведения членов группы, под воздействием внешних стимулов, это и достижение, определенной степени сопереживания, взаимопонимания, согласия между участниками общения. В коммуникативном акте происходит выравнивание уровней информированности и приобщённости к одним и тем же ценностям, выравнивание степени осознания мира, соизменение картины мира. Принятие той или иной идеи, понимание какого-либо вопроса, проблемы углубляется именно потому, что человек видит в синхронных переживаниях партнеров по общению сходное со своими переживаниями.

 Духовное  общение может происходить не  только на межличностном уровне. Есть еще одна весьма специфическая форма общения. Мы уже отмечали, что наиболее ценные моменты духовной жизни общества, объективируясь, входят в фонд культуры, своеобразную «память» общества. Объективированные в речи, книгах, произведениях искусства результаты духовной деятельности постоянно «потребляются», распредмечиваются, становятся достоянием сознания людей. В этом случае осуществляется как бы опосредованное общение между людьми различных поколений, эпох, культур через объективированные результаты духовной деятельности.

Практически все исследователи выделяют весьма специфический слой – художественную культуру. Художественная культура есть особая область культуры, образовавшаяся благодаря концентрации вокруг искусства ряда связанных с ним форм деятельности (художественного восприятия, мышления, творчества, переживания и т. п.). Художественная культура имеет особые формы материального воплощения, духовна в своей основе, имеет, как правило, изобразительный характер. Это особая целостная структура, в которой материальное и духовное органически соединяются. Органичность, неизвестна другим формам духовной деятельности, и позволяет выделить художественную культуру как особый самостоятельный и центральный слой культуры, который вплотную подходит, с одной стороны, к слою материальной культуры (близость архитектуры к технике), а с другой — к слою культуры духовной (близость, например, литературы к науке).

Внутреннее  строение художественной культуры исследовано пока не достаточно. Чаще всего художественную культуру сводят к коммуникативной схеме «художник – искусство – публика». Это некая самоуправляемая система, где элементами, являются «художественное производство – художественные ценности – художественное потребление».В художественной культуре человеческая деятельность представлена всеми своими видами, которые сливаются, отождествляются в ней.

Центральным звеном художественной культуры является искусство, как совокупность деятельности в рамках художественного творчества субъекта и его результатов. Вопросы о происхождении и сущности искусства изучает эстетика. Искусство – художественно-образное отражение действительности, зародившееся на определенной ступени развития человечества. Искусство возникает на основе труда, само является специфической формой труда. Существует множество гипотез о возникновении искусства (из игры, магическая гипотеза и др.). По-видимому, потребность людей сохранить человеческий мир, социальный опыт в доступных формах и была основной в процессе возникновения художественно-образного отражения действительности. Специфика искусства может быть понята только через художественный образ, конкретно-чувственный образ, воплощающий эстетическое отношение человека к действительности. Художественный образ – это единство типичного и индивидуального, субъективного и объективного, эмоционального и рационального3.

Искусство невозможно вне преобразовательной деятельности, внедряющейся в художественную культуру форме художественного производства. Коммуникативная деятельность входит в нее в виде потребления произведений искусства, поскольку восприятие произведений искусства есть своего рода общение публики с автором или его произведением. Ценностно-ориентационная деятельность, входя в состав художественной культуры, специализируется на оценках произведений искусства. Познавательная деятельность, со своей стороны, проявляется в виде специфического интереса к искусству, изучаемого в рамках искусствоведческих наук. Художественная культура представляет собой эстетическую информацию, все звенья которой скреплены сетью прямых и обратных связей. 

3. Основная и главная  роль культуры.

 

Если  говорить о взаимосвязи материальной и духовной культур, то нужно различать  особые роли той и другой . материальная культура, являясь фундаментом жизни общества играет основную роль. Духовная, побуждая в человеке личность, играет главную, возвышающую человека , роль. Роль культуры, которую она играет в человеческой жизни, выражена в её функциях. Можно выделить основные функции культуры:

  1. Познавательная и информативная;
  2. Коммуникативная и культура общения;
  3. Регулятивная и оценочная функция.

     Культура выступает средством преобразования мира, общения, познания, управления (поведением), оценки системы ценностей. Важнейшая функция культуры – историческая преемственность, передача социальной наследственности из поколения в поколение. На уровне социальной группы культура объединяет людей (классы, сословия, профессии), выделяет их в обществе, как целостности.на уровне индивида, культура обеспечивает его причастность к богатству человеческой деятельности, тем самым способствует развитию его творческих способностей. 

Социальная  система - это не просто совокупность объединившихся людей, изначальных  и культурных коллективов, взаимодействующих  и обменивающихся услугами друг с  другом. Все эти коллективы образуют общество в силу своего существования под общей властью. Власть осуществляет свой контроль над территорией, обозначенной границами, поддерживает и насаждает более или менее общую культуру. Именно эти факторы превращают совокупность относительно специализированных изначальных корпоративных и культурных коллективов в социальную систему.

На каждой из составных частей лежит печать принадлежности к обществу, именно к данному обществу и ни к какому другому. Главными факторами, создающими и сохраняющими социальную систему, являются центральная власть, согласие и территориальная целостность. Центральная власть формирует общество не просто через посредство осуществляемой ею фактической власти над любыми конкретными действиями в любых конкретных обстоятельствах, хотя подобные акты власти и имеют важное значение, как таковые. Конкретные акты власти, кроме того, производят остаточное действие на тех, по отношению к кому они применяются. Это остаточное действие слагается из:

1) сосредоточения  внимания на центре;

2) чувства  отождествления с другими людьми, тоже ощущающими свою подчиненность  той же власти, - всеми теми, кто  разделяет территорию, над которой осуществляется власть;

3) убеждения  в правомочности власти действовать  так, как она действует. Вот  эти три остаточных эффекта  подчиненности общей власти и  превращают лиц, подчиняющихся  ей, в членов данного общества, формируя их представления и  убеждения. Экологическая взаимозависимость  и принудительная власть еще  не образуют необходимую обществу  культуру, хотя и весьма способствуют  ее возникновению.

Эти три  остаточных эффекта входят в культуру, то есть в убеждения и символы  членов общества. Членство в обществе, как таковое, само по себе не создает  культуры общества. Культура общества является продуктом творческих усилий и щедрой фантазии творческих личностей - религиозных пророков и святых, ученых, писателей, художников, журналистов, философов, старейшин и мудрецов, - чье миросозерцание приходится по сердцу их современникам и потомкам. Культура представляет собой продукт потребности простых, творчески менее одаренных людей иметь представление об окружающем мире, помогающее осмыслить важнейшие события человеческого бытия, объяснить их причины и отличить хорошее от дурного. Главная культура общества и его вариантные культуры являются в известной мере самозарождающимися. Никогда еще не бывало, чтобы они были полностью созданием существующих центральных властей какого бы то ни было общества (да и не полностью - весьма редко).

Вместе  с тем три упомянутых выше остаточных эффекта усваиваются культурой  различных культурных групп. Происходит это в силу того, что созидатели культуры сплошь и рядом непосредственно  касаются в своих религиозных  проповедях или философских рассуждениях, в своих литературных трудах или  произведениях изобразительного  искусства фактов и символов центральной  власти. Центральная власть занимает их мысли, и они не могут не думать о ней. Кроме того, три остаточных эффекта центральной власти принадлежат  к сфере убеждений, и в этом своей качестве они сами представляют собой часть культуры. Они к  тому же не могут не соединяться  самыми различными способами с самостоятельно возникающей религиозной, литературной, художественной и умозрительной или философской культурой.

Итак, вследствие этих процессов каждое общество приобретает  наряду с центральной системой власти - которая не сводится исключительно  к власти правительственной, политической или военной – центральную культурную систему. Центральная культурная система имеет свою собственную институциональную систему: церкви, школы, университеты, библиотеки, музеи и т.п. Элиты людей, управляющие этими культурными институтами, вступают в многообразные и тесные отношения с центральной институциональной системой  и становятся ее частью. Система образования представляет собой такую часть комплекса институтов центральной власти и культурных институтов, которая внедряет значительные компоненты центральной культурной системы в другие секторы общества. Тем самым она способствует формированию и распространению общей культуры.

Культура  всегда локализована в пространстве и в обществе. Она не существует вне человеческого общества. Это совокупность творений, ценностей и способов поведения, которые приняты и признаны обществом и приобрели значение для ее членов, определяя поведение, считающееся "обязательным", например, правила приличия и т.д.

Информация о работе Культура как единство духовной и материальной сторон в жизни общества