Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 01:10, контрольная работа
В моей работе мы будем рассматривать первую сферу культуры. Сущность её выражается в форме завершённых, материализованных предметов материальной и духовной деятельности человека. Культура – это в первую очередь мир окружающих человека вещей, созданных человеком, несущих на себе отпечаток человеческого труда, ума и таланта. Совокупность материальных ценностей принято называть материальной культурой.
Введение……………………………………………………………….3 1. Материальная культура и ее элементы…………………………5
2. Духовная культура и ее элементы…………………………….9
3. Основная и главная роль культуры……………………………16
Заключение…………………………………………………………..22
Литература …………………………………………………………..24
В любом обществе складывается независимая от отдельного индивида социокультурная организация добывания, хранения, передачи информации и знаний. Эта система как бы «генерирует» информационное поле (на сегодняшний день можно констатировать наличие особого образования «инфосферы», в котором живет и действует человек, программирует - деятельность входящих в нее индивидов. Более того, в современном информационном обществе появляется даже особый слой людей, занимающихся сбором и переработкой знаний— когнитариат.
Строение третьего раздела духовной культуры, связанного с ценностно-ориентационной деятельностью, еще более своеобразно. В целом оно определяется все тем же различием предметов, на которые обращена данная деятельность. Знание-оценка выступает связующим звеном с вышеназванным структурным элементом духовной культуры. Знания выступают как бы оценочным фильтром. Они неотделимы от оценочной деятельности, и определяют значимость познания мира для общества.
Осмысленный характер познания, понимание мира предполагают не просто знание о нем, а понимание ценности самого человека как субъекта деятельности, ценности его знаний, творений, ценности самого мира культуры, в котором живет человек. Мир человека – это всегда мир ценностей, он наполнен для него смыслом и значением.
В мире человека можно обнаружить различные виды ценностей. Отметим наиболее часто выделяемые:
1) предметные ценности – сами вещи и процессы, обладающие ценностными значениями для субъекта;
2) ценности-свойства вещей, выявляемые в результате соотнесения с ценностями-идеалами;
3) ценности как специфический вид норм традиций, обычаев, запретов и т.д., задаваемых культурой;
4) ценности-идеалы;
5) ценности-знания и другие ценности сознания, без которых невозможно постижение смысла и значения существующего.
Сообразно
сферам общественной жизни
Сущность ценностей состоит в их значимости, а не в их фактичности.
Мир ценностей не совпадает ни с миром вещей, так как не все объекты и процессы в мире обладают ценностью, ни с актом оценки, так как может существовать как нечто объективно данное, наличное, выработанное обществом в данной культуре.
Ценность – некоторая модель реальных объектов и отношений, функционирующая в данной культуре, в конкретных условиях, выявляющаяся в деятельности и общении людей. Она вырабатывается и существует только в культуре, детерминируя отношение человека к миру, а также отношения между людьми. Поскольку мир культуры, мир ценностей зависит от оценочной деятельности людей, то ценности, обнаруживаемые и пускаемые в оборот, могут оказаться подлинными, вечными, могут оказаться и временными, ложными, прогрессивными или реакционными.
Четвертой областью духовной культуры является духовное общение людей во всех конкретных формах его проявления. Формы эти определяются особенностями предмета коммуникации. Непосредственным партнером человека в общении может быть другой человек. Душевный контакт партнеров, в ходе которого происходит обмен информацией – высокая культурная ценность. Общение возможно в группе (семья, круг друзей, коллектив). В процессе общения индивидов в их сознании актуализируется субъективная реальность, которая есть результат избирательного воздействия на человека внешней (окружающие предметы, другие люди) и внутренней среды.
В процессе общения индивидов происходит совместное восприятие ими внешнего объекта или ситуации, восприятие собственных действий, состояний, движений. Все это является необходимым условием, формирования инвариантных в некоторых отношениях феноменов сознания у каждого члена группы. Единство предметной ситуации, языковой среды, совместной деятельности, определенная общность эталонов поведения, общность картины мира, полей значений, ценностей, целей и интересов членов группы способствуют возникновению у них такого рода синхронных психических состояний, которые соответствуют данной ситуации и сходны у всех членов группы общения.
Результат коммуникации – это и возможное изменение установок или поведения членов группы, под воздействием внешних стимулов, это и достижение, определенной степени сопереживания, взаимопонимания, согласия между участниками общения. В коммуникативном акте происходит выравнивание уровней информированности и приобщённости к одним и тем же ценностям, выравнивание степени осознания мира, соизменение картины мира. Принятие той или иной идеи, понимание какого-либо вопроса, проблемы углубляется именно потому, что человек видит в синхронных переживаниях партнеров по общению сходное со своими переживаниями.
Духовное
общение может происходить не
только на межличностном
Практически все исследователи выделяют весьма специфический слой – художественную культуру. Художественная культура есть особая область культуры, образовавшаяся благодаря концентрации вокруг искусства ряда связанных с ним форм деятельности (художественного восприятия, мышления, творчества, переживания и т. п.). Художественная культура имеет особые формы материального воплощения, духовна в своей основе, имеет, как правило, изобразительный характер. Это особая целостная структура, в которой материальное и духовное органически соединяются. Органичность, неизвестна другим формам духовной деятельности, и позволяет выделить художественную культуру как особый самостоятельный и центральный слой культуры, который вплотную подходит, с одной стороны, к слою материальной культуры (близость архитектуры к технике), а с другой — к слою культуры духовной (близость, например, литературы к науке).
Внутреннее строение художественной культуры исследовано пока не достаточно. Чаще всего художественную культуру сводят к коммуникативной схеме «художник – искусство – публика». Это некая самоуправляемая система, где элементами, являются «художественное производство – художественные ценности – художественное потребление».В художественной культуре человеческая деятельность представлена всеми своими видами, которые сливаются, отождествляются в ней.
Центральным звеном художественной культуры является искусство, как совокупность деятельности в рамках художественного творчества субъекта и его результатов. Вопросы о происхождении и сущности искусства изучает эстетика. Искусство – художественно-образное отражение действительности, зародившееся на определенной ступени развития человечества. Искусство возникает на основе труда, само является специфической формой труда. Существует множество гипотез о возникновении искусства (из игры, магическая гипотеза и др.). По-видимому, потребность людей сохранить человеческий мир, социальный опыт в доступных формах и была основной в процессе возникновения художественно-образного отражения действительности. Специфика искусства может быть понята только через художественный образ, конкретно-чувственный образ, воплощающий эстетическое отношение человека к действительности. Художественный образ – это единство типичного и индивидуального, субъективного и объективного, эмоционального и рационального3.
Искусство
невозможно вне преобразовательной
деятельности, внедряющейся в художественную
культуру форме художественного производства.
Коммуникативная деятельность входит
в нее в виде потребления произведений
искусства, поскольку восприятие произведений
искусства есть своего рода общение публики
с автором или его произведением. Ценностно-ориентационная
деятельность, входя в состав художественной
культуры, специализируется на оценках
произведений искусства. Познавательная
деятельность, со своей стороны, проявляется
в виде специфического интереса к искусству,
изучаемого в рамках искусствоведческих
наук. Художественная культура представляет
собой эстетическую информацию, все звенья
которой скреплены сетью прямых и обратных
связей.
3. Основная и главная роль культуры.
Если говорить о взаимосвязи материальной и духовной культур, то нужно различать особые роли той и другой . материальная культура, являясь фундаментом жизни общества играет основную роль. Духовная, побуждая в человеке личность, играет главную, возвышающую человека , роль. Роль культуры, которую она играет в человеческой жизни, выражена в её функциях. Можно выделить основные функции культуры:
Культура выступает средством преобразования мира, общения, познания, управления (поведением), оценки системы ценностей. Важнейшая функция культуры – историческая преемственность, передача социальной наследственности из поколения в поколение. На уровне социальной группы культура объединяет людей (классы, сословия, профессии), выделяет их в обществе, как целостности.на уровне индивида, культура обеспечивает его причастность к богатству человеческой деятельности, тем самым способствует развитию его творческих способностей.
Социальная система - это не просто совокупность объединившихся людей, изначальных и культурных коллективов, взаимодействующих и обменивающихся услугами друг с другом. Все эти коллективы образуют общество в силу своего существования под общей властью. Власть осуществляет свой контроль над территорией, обозначенной границами, поддерживает и насаждает более или менее общую культуру. Именно эти факторы превращают совокупность относительно специализированных изначальных корпоративных и культурных коллективов в социальную систему.
На каждой из составных частей лежит печать принадлежности к обществу, именно к данному обществу и ни к какому другому. Главными факторами, создающими и сохраняющими социальную систему, являются центральная власть, согласие и территориальная целостность. Центральная власть формирует общество не просто через посредство осуществляемой ею фактической власти над любыми конкретными действиями в любых конкретных обстоятельствах, хотя подобные акты власти и имеют важное значение, как таковые. Конкретные акты власти, кроме того, производят остаточное действие на тех, по отношению к кому они применяются. Это остаточное действие слагается из:
1) сосредоточения внимания на центре;
2) чувства
отождествления с другими
3) убеждения
в правомочности власти
Эти три остаточных эффекта входят в культуру, то есть в убеждения и символы членов общества. Членство в обществе, как таковое, само по себе не создает культуры общества. Культура общества является продуктом творческих усилий и щедрой фантазии творческих личностей - религиозных пророков и святых, ученых, писателей, художников, журналистов, философов, старейшин и мудрецов, - чье миросозерцание приходится по сердцу их современникам и потомкам. Культура представляет собой продукт потребности простых, творчески менее одаренных людей иметь представление об окружающем мире, помогающее осмыслить важнейшие события человеческого бытия, объяснить их причины и отличить хорошее от дурного. Главная культура общества и его вариантные культуры являются в известной мере самозарождающимися. Никогда еще не бывало, чтобы они были полностью созданием существующих центральных властей какого бы то ни было общества (да и не полностью - весьма редко).
Вместе
с тем три упомянутых выше остаточных
эффекта усваиваются культурой
различных культурных групп. Происходит
это в силу того, что созидатели
культуры сплошь и рядом непосредственно
касаются в своих религиозных
проповедях или философских рассуждениях,
в своих литературных трудах или
произведениях
Итак, вследствие этих процессов каждое общество приобретает наряду с центральной системой власти - которая не сводится исключительно к власти правительственной, политической или военной – центральную культурную систему. Центральная культурная система имеет свою собственную институциональную систему: церкви, школы, университеты, библиотеки, музеи и т.п. Элиты людей, управляющие этими культурными институтами, вступают в многообразные и тесные отношения с центральной институциональной системой и становятся ее частью. Система образования представляет собой такую часть комплекса институтов центральной власти и культурных институтов, которая внедряет значительные компоненты центральной культурной системы в другие секторы общества. Тем самым она способствует формированию и распространению общей культуры.
Культура всегда локализована в пространстве и в обществе. Она не существует вне человеческого общества. Это совокупность творений, ценностей и способов поведения, которые приняты и признаны обществом и приобрели значение для ее членов, определяя поведение, считающееся "обязательным", например, правила приличия и т.д.
Информация о работе Культура как единство духовной и материальной сторон в жизни общества