Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 01:52, доклад
Подъём экономической и политической жизни Греции в V в. до н. э. сопровождался подъёмом эллинской культуры. Рабство ещё не успело глубоко отравить сознание демоса. Античный полис, хотя и разделённый социальными перегородками, сохранял черты независимой гражданской общины, жившей кипучей политической жизнью. Народные традиции, окрепшие в героической борьбе с нашествием персов, проявились особенно ярко в художественном творчестве эллинов, а глубокие сдвиги, происшедшие во всём средиземноморском мире, раздвинули кругозор и заострили пытливую мысль передовых людей того времени.
Софокл
Софокл был
современником Перикла. По происхождению
он принадлежал к зажиточным торгово-ремесленным
слоям афинского демоса и был не только
поэтом, но и государственным деятелем:
в 440 г. до н. э. он занимал вместе с Периклом
должность стратега. Из многочисленных
(по преданию, до 120) произведений Софокла
до нас дошло полностью, не считая отрывков
(сравнительно недавно в Египте был найден
ещё один значительный фрагмент его драмы
«Следопыты»), 7 трагедий и 1 сатировская-
драма. Наибольшей известностью из них
пользуются трагедии на сюжеты фиванского
цикла «Эдип-царь» и «Антигона». В трагедии
Софокла «Эдип-царь» дельфийский оракул
предсказывает, что сын фиванского царя
Лайя и царицы Иокасты Эдип убьёт своего
отца. Поэтому в младенческом возрасте
он был брошен родителями; его усыновил
царь Коринфа Полиб. Слухи, что Эдип не
настоящий сын Полиба, заставили юношу
отправиться в Дельфы. Оракул не дал ему
прямого ответа о его происхождении, но
возвестил, что он убьёт отца и женится
на своей матери. «У распутья, где две дороги
с третьею сошлись», Эдип, сам того не зная,
убил своего отца при случайной встрече
и споре. Проходя через Фивы, он освободил
город от хищного чудовища Сфинкса, стал
царём Фив и мужем царской вдовы Иокасты.
Трагедия Софокла начинается с момента,
когда оба преступления уже давно совершены:
прошло около 15 лет, Эдип — отец четверых
детей. Всё содержание трагедии посвящено
постепенному раскрытию ужасной правды,
которую гонит от себя сознание героя
и которая приводит в к онце драмы к самоубийству
Иокасты и к самоослеплению Эдипа: сорвав
золотую застёжку с плеча своей умершей
матери, он выкалывает себе глаза острой
иглой:
Так грянул рок из тучи двуобразной
Двойною гибелью
— ему и ей.
В основе этой
трагедии лежит представление
Софокла о роли судьбы в
жизни людей.
Уже у Гомера
упоминается о богинях судьбы, мойрах,
стоящих выше самих богов. В греческой
трагедии вопрос о судьбе становится одним
из центральных. Но мировоззрение греческих
трагиков не было покорностью судьбе,
фатализмом. Именно то, что греческая трагедия
показывала человека в борьбе с судьбой,
являлось утверждением силы человека,
его героизма и его свободы. В уже упоминавшейся
трагедии Эсхила в образе Прометея изображён
мятежный титан, похитивший с неба венный
огонь и научивший людей искусствам. Жестокий
владыка Зевс велел приковать его к голому
каменному утёсу. На уговоры бога Гермеса
Прометей отвечает:
Напрасно докучаешь разговором:
Я, как волна морская, глух к тебе.
Не думай, что из страха перед Зевсом
Я стану бабой, буду умолять,
Как женщина, заламывая руки,
Чтоб тот, кого я ненавижу, снял
С меня оковы.
Не бывать тому!
В софокловой
«Антигоне» хор воспевает силу
человека, покоряющего природу. Человек
смело держит путь за море
под мятежный вой вьюги, он
бороздит плугом землю, он
На протяжении
сравнительно короткого
В зависимости
от исполняемой роли менялась
и одежда актёра. Вместо грима надевались
маски, закрывавшие не только лицо, но
и часть головы. Один и тот же персонаж
мог по ходу действия появляться в разных
масках (например, царь Эдип, появляющийся
в конце трагедии с выколотыми окровавленными
глазами). Обувь актёров (так называемые
котурны) с очень высокими, толстыми подошвами
увеличивала их рост.
Параллельно с
усложнением действия шло и
психологическое усложнение
Эврипид
Дальнейшее своё
развитие античная трагедия
В творчестве
Эврипида уже видны симптомы надвигающегося
кризиса полисного миросозерцания, что
проявлялось в пересмотре им, как и многими
его современниками, целого ряда прежде
незыблемых традиционных представлений.
Так, если в основе трагедий Эсхила и Софокла
ещё лежит представление о разумных, управляющих
миром божественных силах, то в трагедиях
Эврипида можно встретить уже довольно
скептические высказывания относительно
всемогущества богов. Так, например, в
трагедии «Электра» хор выражает сомнение
в том, что Зевс может по своей воле изменить
движение солнца и звёзд. В других трагедиях
Эврипида проявляется скептическое отношение
к прорицаниям оракула или боги изображаются
в сугубо непривлекательных чертах: подчёркиваются
их алчность, жестокость, низменные страсти;
в трагедии же «Беллерофонт» в уста главного
её героя вкладываются следующие слова:
На небе боги есть... Так говорят.
Нет! Нет! Их нет! И у кого крупица
Хотя бы есть ума, не станет верить
Сказаньям старым...
В сохранившихся
отрывках из трагедий Эврипида
«Александр» и «Меланиппа-узница» излагаются
воззрения и мысли софистов о «естественном
праве» и «природном» равенстве всех людей
— и рабов и свободных.
Обычно для
своих трагедий Эврипид
Художественное
дарование и тонкая психологическая наблюдательность
сочетались у Эврипида с редкой смелостью
в трактовке моральных проблем. Ярким
тому примером могут служить его трагедии
«Медея» и «Ипполит», в которых Эврипид
с большой художественной силой трактует
моральную драму женщины своего времени,
порождённую её приниженным положением
и уже наметившимся кризисом старых семейных
устоев. Вопрое о положении женщины в семье
и обществе с разных сторон освещался
и в других трагедиях Эврипида. Хотя он
и не даёт прямого ответа на этот вопрос,
но самая его постановка казалась многим
современникам Эврипида, особенно принадлежавшим
к консервативному лагерю, чрезмерно радикальной.
В этом отношении весьма показательно,
что, выступив со своими произведениями
на поэтических соревнованиях свыше 20
раз, Эврипид только 4 раза смог достигнуть
на них победы и получить первое место.
Огромное художественное дарование Эврипида
по-настоящему было оценено уже после
его смерти, последующими поколениями.
В эллинистическую эпоху он стал любимым
поэтом афинян.
Политические
взгляды Эврипида сказываются
в ряде его трагедий, особенно
в «Гераклидах», «Просительницах»,
«Андромахе», «Троянках». В этих
трагедиях он выступает
В целом Эврипид
и по содержанию своих
Аристофан
Афинская комедия
V в. до н. э. по сравнению
с трагедией и сатировскои
драмой носила гораздо более
острый политический характер, живо
откликаясь на текущие
В отличие от
трагедии, черпавшей, как правило,
свои сюжеты из традиционных
мифологических сказаний, сюжет
комедии являлся плодом
«Радикальная
демократия» высмеивается
Как художник
Аристофан является великим
Аристофан откликался
в своих произведениях не