Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 01:52, доклад
Подъём экономической и политической жизни Греции в V в. до н. э. сопровождался подъёмом эллинской культуры. Рабство ещё не успело глубоко отравить сознание демоса. Античный полис, хотя и разделённый социальными перегородками, сохранял черты независимой гражданской общины, жившей кипучей политической жизнью. Народные традиции, окрепшие в героической борьбе с нашествием персов, проявились особенно ярко в художественном творчестве эллинов, а глубокие сдвиги, происшедшие во всём средиземноморском мире, раздвинули кругозор и заострили пытливую мысль передовых людей того времени.
Вершиной древнегреческой
историографии явился труд
Намекая на
Геродота, Фукидид говорит: «Я
не считал согласным со своей
задачей записывать то, что узнавал от
первого встречного, или то, что я мог предполагать,
но записывал события, очевидцем которых
был сам, и то, что слышал от других, после
точных, насколько возможно, исследований
относительно каждого факта, в отдельности
взятого». Трудность таких исследований
Фукидид видел в том, что «очевидцы отдельных
фактов передавали об одном и том же неодинаково,
но руководствуясь симпатией к той или
другой из воюющих сторон или основываясь
на своей памяти».
В вводной части
к своей «Истории» Фукидид подвергает
исторической критике древнейшие сказания.
Он относится скептически и к словам поэтов,
которые воспевали события прошлого «с
преувеличениями и прикрасами», и к тем
прозаикам, которые заботились «не столько
об истине, сколько о приятном впечатлении
для слуха: ими рассказываются события,
ничем не подтверждённые и за давностью
времени превратившиеся большей частью
в невероятное и сказочное».
Дух научного
изучения фактов, недоверие ко
всяким чудесам и
Младший современник
Фукидида — Ксенофонт (около
430—353), пытавшийся продолжить в
«Греческой истории» труд
Ораторское искусство
Необходимость
выступать с изложением своих
взглядов и политических
Образцом судебного
красноречия являются речи
Иной характер
носили предназначенные для
В своих речах
Исократ, примыкавший к
Мужественным
защитником принципов
Греческая литература
V—IV вв. Театр
В области литературного
творчества V и IV вв. до н. э.
были временем высокого подъёма
и появления новых литературных жанров.
Ведущая роль в развитии литературы целиком
переходит к Афинам — главному центру
культурной жизни всей Греции. Утверждение
в Афинах демократического строя наложило
яркий отпечаток и на литературное творчество.
Писатели этого времени даже и в тех случаях,
когда по своим взглядам они не были сторонниками
демократии, не могли не считаться с запросами
своих сограждан. Некоторые из этих запросов
отличались злободневностью и были непосредственно
связаны с текущей общественной жизнью,
другие касались личной и общественной
морали, старых общественных устоев и
новых проблем. Отражавшая все эти запросы
классическая греческая литература до
сих пор поражает глубиной, тонкостью
и разнообразием высказанных в ней мыслей
и силой их художественного выражения.
Отсюда огромное влияние греческой литературы
на всё последующее развитие мировой литературы.
Если для архаического
периода характерно развитие
лирической поэзии, то для V—IV
вв. столь же характерным был
расцвет трагедии и комедии, т. е. литературных
жанров, связанных с театром.Театральные
зрелища родились в Греции из культовых
обрядов, связанных с празднествами Диониса
— бога умирающей и воскресающей природы,
покровителя виноделия. Песни, исполняемые
на этих празднествах хором ряженых, уже
содержали в.себе элементы примитивного
театрального действия. Но для V в. это
было далёким прошлым, связь с которым
ощущалась лишь постольку, поскольку театральные
зрелища, например в Афинах, приурочивались
к праздникам в честь Диониса — Великим
дионисиям и Малым дионисиям. В это время
театр в Афинах и в других греческих городах
был одним из важнейших центров общественной
жизни и пользовался огромной популярностью.
Само слово
«театр» происходит от
Параллельно с
развитием живописи и
В своей «Поэтике»
Аристотель указывал, что предметом
трагедии должно быть событие значительное.
Трагедия не есть простое повествование
о случайном, единичном факте. Единичное
событие возвышается в трагедии до обобщения.
Волнующая значительность образов классической
греческой трагедии, чеканная строгость
и совершенство формы были причиной того,
что на протяжении столетий образы трагических
героев древней Греции продолжали жить
в литературе европейских народов. Таковы
Прометей, Эдип, Федра, Ифигения.
Сюжеты для
своих произведений трагические
поэты, как правило, черпали из мифологии,
но иногда сюжетами трагедий бывали и
события исторические. Так, один из первых
афинских трагиков (первым традиция считает
Феспида, поставившего свою трагедию в
534 г. до н. э.), Фриних, вскоре после разрушения
Милета персами поставил трагедию «Взятие
Милета», а после победы над персами при
Саламине — трагедию «Финикиянки», в которой
прославлялся Фемистокл.
Эсхил
Дальнейшее развитие
трагического жанра связано с
именами трёх великих афинских
поэтов: Эсхила, Софокла и Эврипида. О времени
их жизни можно судить по тому, что в 480
г. до н. э. Эсхил, повидимому,участвовал
в Саламинской битве, Софокл пел в хоре
юношей на праздновании этой победы, а
Эврипид, по преданию, якобы как раз в это
время родился.
Эсхил — «отец
трагедии», как называет его Энгельс, происходил
из знатного рода. Его политические взгляды
отличались консерватизмом. Из написанных
Эсхилом, по сообщению древних, 90трагедий
до нашего времени дошло только 7. Несмотря
на использованные в этих трагедиях мифологические
сюжеты, Эсхил откликается на актуальнейшие
вопросы своего времени. Так, основной
темой трилогии Эсхила «Орестея», состоящей
из трагедий: «Агамемнон», «Хоэфоры» и
«Эвмениды», служит борьба между гибнущим
материнским и побеждающим отцовским
правом. Содержание этой трилогии сводится
к следующему. Клитемнестра вместе со
своим возлюбленным Эгистом умерщвляет
своего мужа Агамемнона, вернувшегося
после взятия Трои. Мстя за смерть отца,
Орест убивает свою мать и её любовника.
За это его преследуют богини мести, змеиноволосые
Эриннии. Блюстительницы старинных начал
матриархата, они не считают виновной
Клитемнестру, ибо «чужим по крови был
убитый ею муж». На стороне Ореста новые
боги — Аполлон и Афина, поправшие «скрижаль
старинных правд». Но Афине удаётся «преклонить
одичалых богинь неподатливый гнев». Учреждаемый
ею ареопаг оправдывает Ореста. Превратившись
в благих Эвменид, Эриннии остаются в Афинах
— становятся их богинями-покровительницами.
В уста Афины автор вложил и завет, выразивший
его собственные политические взгляды:
Храните город столь же зорко, граждане,
От безначалья,
сколь от самовластья.
В трагедии
«Прикованный Прометей» Эсхил
даёт образ мужественного
Трагедии Эсхила
написаны ещё в приёмах