Культура итальянского возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 16:52, контрольная работа

Краткое описание

Эпоха Возрождения - это эпоха в истории культуры и искусства, отразившая начало перехода от феодализма к буржуазии. В классических формах Возрождение сложилось в Западной Европе, прежде всего в Италии, но так, же в Восточной Европе и в Азии. В каждой стране данный тип культуры имел свои особенности, связанные с ее этническими характеристиками, специфическими традициями, влиянием других национальных культур. Возрождение связано с процессом формирования светской культуры, гуманистического сознания.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3 1 Социально-исторические предпосылки формирования мировоззрения эпохи Возрождения………………………………………………………..……………5
2 Гуманизм как основное содержание эпохи..…………………………………7
3 Переосмысление принципов Античности и Средневековья в ренессансной культуре……………….. …………………….…………………………………11
4 Особенности Итальянского Возрождения, его периодизация и основные представители ……………………………………….…………………………13
5 Венецианское Возрождение ……………………..………………………….18
Заключение…………………………………………………………………….…22
Список использованных источников………………………………………….. 24

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.docx

— 45.56 Кб (Скачать)

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по культурологии

 

Тема:  Культура итальянского возрождения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                             

   Введение…………………………………………………………………………...3                                  1 Социально-исторические предпосылки формирования мировоззрения эпохи Возрождения………………………………………………………..……………5

2 Гуманизм как основное содержание эпохи..…………………………………7

3 Переосмысление принципов Античности и Средневековья в ренессансной культуре……………….. …………………….…………………………………11

4 Особенности Итальянского Возрождения, его периодизация и основные представители ……………………………………….…………………………13

5 Венецианское Возрождение ……………………..………………………….18

Заключение…………………………………………………………………….…22

Список использованных источников………………………………………….. 24                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Эпоха Возрождения – Ренессанс (примерные границы - XIV – XVI вв.) –  одна из самых ярких в истории человечества.

Эпоха Возрождения - это эпоха в  истории культуры и искусства, отразившая начало перехода от феодализма к буржуазии. В классических формах Возрождение  сложилось в Западной Европе, прежде всего в Италии, но так, же в Восточной  Европе и в Азии. В каждой стране данный тип культуры имел свои особенности, связанные с ее этническими характеристиками, специфическими традициями, влиянием других национальных культур. Возрождение  связано с процессом формирования светской культуры, гуманистического сознания.

Главная особенность Возрождения - целостность и разносторонность в понимании человека, жизни и  культуры.

Особенность искусства Возрождения  в том, что оно носит ярко выраженный демократический и реалистический характер, в центре его стоят человек и природа. Художники достигают широкого охвата действительности и умеют правдиво отобразить основные тенденции своего времени. Красота, гармония, изящество рассматриваются как свойства действительного мира. Эпоха Возрождения имела огромное положительное значение в истории мировой культуры. В искусстве Возрождения воплотился идеал гармонического и свободного человеческого бытия, питавший его культуру.

Итальянские гуманисты XV века ориентировались  на возрождение античной культуры, мировоззренческие и эстетические принципы которой были признаны идеалом, достойным подражания. В эпоху Возрождения процветали колдовство, алхимия, "черная" и "белая" магии, астрология - органическая часть ренессансной натурфилософии.

Философия Ренессанса «реабилитировала»  мир и человека, поставила, хотя и  не решила проблему соотношения божественного  и природного, бесконечного и конечного, поколебала незыблемые ранее позиции церкви. Таким образом, был указан путь дальнейшего развития философии, культуры и науки.

Актуальность темы контрольной работы определяется интересом к творчеству итальянских гуманистов эпохи Возрождения. Подобный неугасающий интерес к эпохе итальянского Ренессанса говорит о наличии множества нерешенных вопросов, связанных с изучением этого периода культуры. Одной из подобных проблем является тема античных идей в гуманистических представлениях о судьбе.

Предметом данной контрольной работы является культура итальянского возрождения.

Цель работы – это раскрытие сущности культуры итальянского возрождения и определение его роли в мировой культуре.

При написании работы автор преследовал следующие задачи:

- раскрытие сущности культуры итальянского возрождения;

- характеристика гуманизма как основы содержания эпохи;

- выявление особенностей итальянского  Возрождения, его периодизации  и основных представителей.

Методологической и теоретической  основой написания контрольной  работы составили  труды авторов  в области изучения культуры итальянского возрождения, а именно: Баткина Л.М., Гриненко Г.В., Дмитриева Н.А., Любимова Л., Реале Дж., Антисери Д., Чизхолма Д. и других.

 

 

 

 

 

 

1 СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ  ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЭПОХИ  ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

Для того, чтобы понять Возрождение, необходимо предварительно дать краткий обзор положения Европы и, в частности, Италии в начале XIV в.

В отличие от XIII века, бывшего столетием  образования значительных философских  и теологических систем (труды  Фомы Аквинского, Альберта Великого, Бонавентуры, Р.Бэкона), XIV и начало XV столетия знаменуются их разложением и упадком. В связи с развитием городов, ремесел и торговли возрастает интерес к научным исследованиям как в области естественных наук, так и в области наук гуманитарных (экономических). Выдающуюся роль в области культуры, науки и философии играют университеты, которые образуются в различных европейских городах, при этом старые университеты теряют свое монопольное общеевропейское значение.

XIII – XIV вв. ознаменованы новыми  тенденциями в философии. Характерно возрастание критического духа философии, который проявляется в новых взглядах, в новом отношении к традиционным средневековым темам. Внутри схоластики возникают противоречия между томистами и августинистами, что лишает католическую идею единства и делает ее уязвимой [1, cтр.273].

В этот период в Европе обозначился  кризис католичества. Этот кризис объясняется  разными объективными причинами. Одной  из них были подъем богатого торгового  класса и рост знаний среди мирян. Оба эти процесса начались в Италии, которая вплоть до середины XVI столетия шла в этом отношении впереди  других стран Запада. В XIV веке североитальянские города намного превосходили по богатству все города Севера; а прослойка ученых мирян, особенно в юридических и медицинских науках, становилась здесь все более многочисленной. Североитальянские города были проникнуты духом независимости.

Эпоха Возрождения знаменуется  развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, то есть развитием  материального производства, а следовательно, развитием техники, естествознания, механики, математики. Это требовало освобождения разума от догматических принципов схоластического мышления и поворота к естественнонаучному познанию мира и человека. Изобретения и открытия, знаменующие переход к Новому времени – открытие Америки, установление новой астрономической системы Коперника – изменили взгляды людей на мир, наложив глубокий отпечаток на весь характер последующей науки и философии.

Социально-исторической предпосылкой культуры Возрождения явилось становление  буржуазного индивидуализма. В эту  эпоху «с полной силой заявляет о  себе субъективное начало, человек  становится духовным индивидом и  познает себя таковым». Ренессанс  приносит с собой новый тип  личности. Это уверенный в себе, предприимчивый, энергичный, полный планов и надежд, не лишенный эгоизма и  даже подчас хищничества, самостоятельно и критически мыслящий, властный, твердо стоящий на ногах, волевой человек, не терпящий никаких преград и  умеющий любую из них преодолевать. Его занимают исключительно земные проблемы. Люди эпохи Возрождения  легки на подъем, инициативны, готовы в любую минуту рисковать ради дела, это - кипучие натуры, которые  и вокруг себя создают поле высокой  духовной и деловой напряженности, постоянно учащают пульс жизни. Такая личность требует для себя права свободно мыслить и устраивать жизнь сообразно своим потребностям. У нее появились досуг, создаваемый  обеспеченностью, свобода, а вместе с ними вкус к комфорту, земным благам. Ренессансный человек красив сам  и любит окружать себя красивыми  вещами [6,стр.75]. Планка эстетических ценностей резко поднялась верх. И в то же время это личность весьма противоречивая: она окружена массой врагов, завистников, конкурентов, она постоянно интригует, лавирует, хитрит, она вся в напряженной борьбе - против конкурентов, политических партий и др. В этой борьбе человек предельно целеустремлен и далеко не безгрешен. Для достижения своих целей он не гнушается никакими средствами - в ход идут подкуп, коварство, вероломство. Утонченный и вежливый в узком кругу высокообразованных друзей-гуманистов, он беспощаден к своим врагам и побежденного не жалеет. Решающие критерии его поступков не моральные, а беспринципно прагматические - личный успех, выживание и самоутверждение. Универсальным правилом жизни становится абсолютный, голый эгоизм. В "потустороннем" мире ренессансный индивид никого и ничего не боится. Не боится даже Бога, хотя он и не атеист. Он просто живет "на свой страх и риск". Для него нет моральных авторитетов. Возрождение положило начало новому этапу в истории мировой культуры. Этап этот, как отмечал Ф. Энгельс, был величайшим прогрессивным переворотом из всех пережитых до того времени человечеством. По значению, которое имело Возрождение для развития культуры и искусства, с ним может быть сопоставлена в прошлом только эпоха расцвета античной цивилизации. В эпоху Возрождения зародилась современная наука, в особенности естествознание. Достаточно напомнить о гениальных научных догадках Леонардо да Винчи, об основании Фрэнсисом Бэконом опытного метода исследования, об астрономических теориях Коперника, о первых успехах математики, о географических открытиях Колумба и Магеллана.

 

 

2 ГУМАНИЗМ КАК ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ  ЭПОХИ

 

Гуманизм (лат. humanus – человеческий) в общем смысле слова означает стремление к человечности, к созданию условий для достойной человека жизни. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия [11, стр.81].

В узком смысле слова гуманизм определяется как идейное движение, которое  сформировалось в период Ренессанса и содержанием которого является изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и  культуры. Однако в таком понимании  он относится только к духовной сфере, пропадает его практический, динамический момент, поэтому необходимо отметить, что гуманизм был собой общественным движением и представлял в  этом смысле огромный исторический прогресс [1, стр.293].

У истоков гуманизма стоит Данте Алигьери (1265-1324). В своей бессмертной «Божественной комедии», а также в философских трактатах «Пир» и «Монархия» он показал элементы нового, зарождающегося мировоззрения Ренессанса. Данте дает новое изложение отношения божественного и человеческого. Бога нельзя противопоставлять творческим силам человека. Человек определен с одной стороны – Богом, с другой – природой. Смертная и бессмертная природа человека обусловливает и его двоякое предназначение: внеземное существование и осуществимое на земле человеческое блаженство. Земное предназначение человека реализуется в гражданском обществе; к вечной жизни человека ведет церковь. По Данте, церковь должна заниматься вопросами «вечности», земные же дела являются уделом людей, которые должны стремиться к созданию общественного устройства, помогающего реализации человеческого существования, основанного на счастье, блаженстве, всеобщем мире [5, cтр.96].

Франческо Петрарка (1304-1374) единодушно считается первым гуманистом. По убеждению Петрарки, прийти к новому расцвету литературы, искусства, науки позволит не слепое подражание мыслям предшественников, а стремление подняться до высот античной культуры и в то же время переосмыслить и в чем-то превзойти ее.

Петрарка принимает христианство, но лишь в его несхоластической интерпретации. В своем трактате «О собственном  незнании и незнании других» он решительно отвергает присущую Средневековью  схоластическую ученость, по отношению к которой демонстративно провозглашает свое «невежество», показывая такую ученость совершенно бесполезной для человека его времени. Он склоняется к идее активной самореализации человека. Петрарку интересовали прежде всего внутренние этические проблемы, что является признаком эпохи Ренессанса, и во всем его творчестве звучит призыв переориентировать философию на этот достойный объект познания [13, стр. 100].

Среди тех, кто способствовал созданию новых, гуманистических традиций в  культуре, был друг Петрарки флорентиец Джованни Бокаччо (1313-1375), который в своем «Декамероне» высмеивал глупое и лживое духовенство, восхвалял разум, энергию, полнокровие нового городского класса. В его творчестве отразились типичные черты Ренессанса: земной характер, телесная чувственность, практический утилитаризм, который он выражает живым языком [6, cтр.296].

По пути, открытому Петраркой, с  успехом следовал и Колюччо Салютати (1331-1406). Салютати в своих книгах «Письмо» и «о благородстве законов и медицины» иллюстрирует приоритет активной жизни над созерцательной: «Не верь, о Пилигрим, что избегая толпы, становясь отшельником, скрываясь в изоляции, уходя в скит, - ты тем самым находишь путь к совершенству… Кто был дороже Господу: затворник и отшельник Павел или деятельный Авраам? … Верь мне, о Пилигрим, что только те, кто печется о вещах мира, только те понимают нечто в созерцании; таким образом, есть много званых, но мало избранных». Идеалы Ренессанса выражаются и в следующей его мысли: «Я … всегда буду погружен в действие, направленное к высшей цели, чтобы всякое мое деяние было полезно и мне, и семейству, и что более важно – чтобы оно послужило для пользы моим друзьям и родине, а тогда оно может послужить примером и человеческому обществу» [8, cтр.240].

Учеником, другом и продолжателем  творчества Салютати был Леонардо Бруни (1370/74-1444). Слава Бруни в значительной степени связана с переводами «Политики» и «Никомаховой этики» Аристотеля, которые способствовали новому подходу к этим текстам. Спиритуалистическому гуманизму Петрарки Бруни противопоставляет граждански и политически более действенный гуманизм. Как и Аристотель, он говорит, что истинным параметром моральных суждений является добродетельный человек, а не абстрактное правило: «Если человек не добродетелен, он не может быть благоразумным, благоразумие (мудрость) действительно является точной оценкой его возможностей… Честному человеку, таким образом, прямо и свободно открывается дорога к счастью… Хотите быть счастливыми – нет ничего надежнее честности и добрых дел» [8, cтр.241].

Гуманистом с разносторонними  интересами был Леон Баттиста Альберти (1404-1472), который занимался философией, математикой, архитектурой и живописью. Два его рассуждения о смысле человеческой деятельности и о превосходстве добродетели над судьбой стали особенно известными: «…Человек рождается не для того, чтобы умереть и сгнить, но для того, чтобы производить. Человек родился не для того, чтобы изнывать в безделии, но для того, чтобы упражняться в вещах великих и славных, которым он может радоваться и посредством которых может прославлять богов, а также для того, чтобы использовать совершенства добродетели и таким образом добывать счастье». «Так не признается ли большинство из нас в том, что судьба наша есть то, что мы с быстротой и старанием выносим в качестве решения, которое мы утверждаем или поддерживаем? Легко побеждает тот, кто не желает быть побежденным. Терпит иго судьбы только тот, кто привык подчиняться» [13, cтр.127].

Информация о работе Культура итальянского возрождения