Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 15:13, контрольная работа
Первоначально новое явление в европейской культурной жизни выглядело как возвращение к забытым достижениям античной культуры в области науки, философии, литературы, искусства, возвращение к классической «золотой латыни». Так, в Италии разыскивались рукописи античных писателей, извлекались из забытья произведения античной скульптуры, архитектуры. Но подобное уже происходило в мировой истории. В эпоху Каролингского возрождения и классического средневековья монахи не раз обращались к античному наследию, но только для того, чтобы найти в нем подтверждение правильности церковных догм. На этот раз произошло иное. Феномен Возрождения заключается в том, что античное наследие превратилось в оружие ниспровержения церковных канонов и запретов. По существу, надо говорить о грандиозной культурной революции, которая длилась два с половиной столетия и завершилась созданием нового типа мировоззрения и нового типа культуры.
1.Введение. 3
2. Социально-исторические предпосылки формирования мировоззрения эпохи Возрождения. Гуманизм как основное содержание эпохи. Переосмысление принципов Античности и Средневековья в ренессансной культуре. 4
3.Особенности итальянского Возрождения, его периодизация и основные представители: «Божественная комедия» Данте и «Декамерон» Боккаччо; религиозная картина мира и образ человека в живописи Боттичелли, Леонардо до Винчи, Рафаэля, Микеланджело; идеал женской красоты у Петрарки. Венецианское Возрождение: Джорджоне, Тициан, Веронезе. 9
4.Список литературы 19
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
Центр дистанционного образования
Контрольная работа
по дисциплине: Культурология.
по теме: Культура итальянского Возрождения.
Исполнитель: студент
Направление 221400
Профиль Управление качеством
Екатеринбург
2011
Содержание
1.Введение.
2. Социально-исторические предпосылки формирования мировоззрения эпохи Возрождения. Гуманизм как основное содержание эпохи. Переосмысление принципов Античности и Средневековья в ренессансной культуре. 4
3.Особенности итальянского Возрождения, его периодизация и основные представители: «Божественная комедия» Данте и «Декамерон» Боккаччо; религиозная картина мира и образ человека в живописи Боттичелли, Леонардо до Винчи, Рафаэля, Микеланджело; идеал женской красоты у Петрарки. Венецианское Возрождение: Джорджоне, Тициан, Веронезе. 9
4.Список литературы
2
Введение
Новый период в культурном развитии Западной и Центральной Европы получил название Возрождения, или Ренессанса. Возрождение представляет переходный период от средневековой культуры к культуре Нового времени. В Италии он происходил в XIV— XVI вв..
Первоначально новое явление
в европейской культурной жизни
выглядело как возвращение к
забытым достижениям античной культуры
в области науки, философии, литературы,
искусства, возвращение к классической
«золотой латыни». Так, в Италии разыскивались
рукописи античных писателей, извлекались
из забытья произведения античной скульптуры,
архитектуры. Но подобное уже происходило
в мировой истории. В эпоху
Каролингского возрождения и
классического средневековья
3
творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля и образованность, а не социальное положение и происхождение. Пафос утверждения идеала гармонической, раскрепощенной, творческой личности, красоты и гармонии, обращение к человеку как к высшему началу бытия, ощущение цельности и стройной закономерности мироздания придают искусству Возрождения масштаб величественной, героической эпохи.
1.Социально-исторические
предпосылки формирования
Нет такой исторической эпохи, которая бы не отличалась своеобразием своей культуры. Эпоха Возрождения - один из самых ярких периодов в истории развития европейской культуры. Термин « Возрождение » впервые употребил известный живописец, архитектор и историк эпохи Возрождения Джорджо Вазари (1512-1574) в своей книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (XVI в.). Он имел в виду возрождение античности. Истоки такого толкования культуры Италии XIV-XV вв. берут начало в самой этой эпохе. Колюччо Салютати и Леонардо Бруни собственно ввели в обиход слово humanitas – человеческая природа, человеческое достоинство.
Наиболее мощно и раньше, чем в других европейских странах, Возрождение проявилось в Италии. Во - первых: страна занимала выгодное географическое положение, располагаясь на перекрестке традиционных торговых путей; во-вторых: выросли, окрепли, расцвели такие города, как Венеция, Неаполь, Флоренция, Мантуя. Именно в них в XII-XIII вв. обнаруживаются значительные сдвиги в социально-экономических отношениях, которые приводят к ослаблению феодальной системы.
Феодализм и богословие обеспечивали культуру средневековья несомненной
4
целостностью. В ней характерен догматизм, авторитарность системы ценностей, идейная нетерпимость. В то же время она глубоко противоречива, это и раздробленность бытия, когда каждый народ имеет свой уклад жизни, - и тяга к Всеединству (град Божий на земле); прикрепленность человека к земле, своей общине, поместью – и христианская универсальность человека, страдальческое отречение от мира – и тяга к насильственному всемирному преобразованию мира (крестовые походы). Сдвиги в основаниях феодального способа производства потребовали принципиально новых форм регулирования всей системы власти. Они заключались в постепенном разрушении вассальной системы, основанной на земельных дарениях, в возобладании денежной формы доходов класса феодалов, в смене феодально-договорного характера королевской власти королевской властью, основанной на принципе публичного суверенитета. Все это привело к тому, что под покровом догматизма и авторитаризма схоластики были проложены пути для опытного познания природы, для разграничения юрисдикции церкви и государства, для формирования доктрины сословного государства, для обновления элементов римского права, в которых столь остро нуждалось товарное производство. Эта противоречивость выступала движущей силой развития культуры, в ходе которого, человек постепенно начинает обращаться к самому себе, а не к только к Богу. Однако для того, чтобы это действительно произошло, нужен был переворот в мироощущении людей, величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством - переворот Возрождения.
Италия, с её процветающими городами, в этом отношении оказалась как бы на острие исторического процесса. Нарождающийся мир нуждался не только в иных формах политической жизни и производства, но и в духовном обновлении. Италия находит эту новизну на своей почве: в памятниках великой античной культуры – в древних рукописях, руинах храмов, в римском скульптурном портрете. Иными словами, античное культурное наследие приобрело в условиях эпохи Ренессанса огромный практический смысл – оно в
5
равной степени было необходимо для формулирования элементов нового права и новой политики, новой натурфилософии, новой этики и эстетики. Этот процесс секуляризации многих важных областей знания и мышления, как такового привел к появлению культуры Ренессанса, в центре которой находится гуманизм, как проявление особого интереса к человеческим, земным ценностям. Однако Ренессанс не сводится к буквальному возрождению Античности. Действовал куда более глубинный процесс, связанный с освобождением индивида от всех форм феодальной зависимости, что заставляло личность рассматривать себя, как существо самоопределяющееся и самодостаточное:
Понятие европейский гуманизм XIV –XV вв. тогда имело другое значение, чем мы вкладываем в него сегодня. Помимо чисто профессионального значения – изучение тех дисциплин, которые раскрывали традиции античной культуры, гуманизм включал и мировоззренческое содержание. Гуманисты - священники, купцы, ремесленники – были творцами новой системы знаний. Основная идея гуманизма состояла в том, что реальный, земной и внутренне свободный человек был у гуманистов мерой всех вещей. Итальянские историки неоднозначно относятся к гуманистам. Ренессанс совпал в Италии с самым тяжелым периодом ее истории – междоусобицами, итальянскими войнами. А гуманисты, которых прославляли во всем мире, нередко служили тиранам, подавлявшим свободу Италии, не проявляли особого патриотизма во время вторжения иноземцев и часто высказывали мысли, носившие явно космополитический характер. Но в мировом масштабе гуманисты характеризуются, как новый общественный слой, где отсутствует сословный признак и где каждый занимает свое место лишь в силу личного образования и таланта.
Именно в рамках культуры Возрождения произошло всеобъемлющее открытие человека. « О, дивное и возвышенное назначение
6
человека, которому дано достигнуть того, к чему он стремится, и быть тем,
кем он хочет».Эти гордые слова итальянского гуманиста Пико делла Мирандолы объясняют нам, почему главными открытиями культуры Возрождения стали мир и человек
- мир – как сфера приложения человеческого разума и воли;
- человек – как состоявшаяся и самодостаточная личность
Постижение человеком мира, наполненного божественной красотой, становится одной их мировоззренческих задач возрожденцев. Мир влечет человека, поскольку он одухотворен Богом. А что лучше может помочь ему в познании мира, чем его собственные чувства. Человеческий глаз в этом смысле, по мнению возрожденицев не знает равных. Поэтому в эпоху итальянского Возрождения наблюдается пристальный интерес к визуальному восприятию, расцветают живопись, и другие пространственные науки: зодчество, скульптура. Именно они, обладающие пространственными закономерностями, позволяют более точно и верно увидеть и запечатлеть божественную красоту. Поэтому в эпоху Возрождения особое внимание уделяется законам искусства, поэтому именно художники ближе других стоят в решении мировоззренческих задач. В плане познания мира у художника все преимущества. Поэтому эпоха итальянского Возрождения носит отчетливо художественный характер.
В эпоху итальянского Возрождения невозможно не заметить другой противоположной тенденции – ощущения человеком трагичности своего существования. Интересен анализ этой проблемы, сделанный Н.Бердяевым. Русский философ считал, что в эпоху Возрождения совершилось небывалое столкновение языческих и христианских начал человеческой природы. Творцы культуры Возрождения, черпая из обоих источников – языческо - античного и христиано - средневекового – действительности создали оригинальную культуру с присущими ей чертами.
7
Фундаментальным здесь является антропоцентризм, как структурообразующий принцип новой системы культуры. Именно в рамках этой культуры произошло открытие мира и человека, понимаемых принципиально по- новому в сравнении с умирающим средневековьем. Перемена была поистине поразительной: вместо постоянной заботы верующего о мире вечном, потустороннем в мироведении гуманистов на первом плане оказалось сильнейшее стремление человека к земной, прижизненной и посмертной славе. При формальном сохранении традиционно-христианской интерпретации «великой цепи бытия» в центре мироздания гуманистов истинно творческим началом бытия оказывался не Бог, а человек.
Не менее интересной является и такая черта культуры Ренессанса, как ее ориентированность на «омолаживание» и регенерацию времени. Главным элементом социально-художественного сознания эпохи Возрождения было повсеместно распространенное чувство юности, молодости, начала. Юность Возрождения должна быть вечной, ведь античные Боги, которым стремились подражать люди Ренессанса, никогда не старели, не подчинялись власти времени. На эпоху Ренессанса можно также взглянуть, как на великую цельную попытку начать историю заново, на акт обновления
начала, регенерацию социального времени.
Для ренессансной культуры характерно несколько ее бытовых типов: религиозный, куртуазный, неоплатонический, городской и мещанский быт, астрология, магия, приключенчество и авантюризм. Разгул страстей, своеволие и распущенность достигают в Италии невероятных размеров. Священнослужители содержат игорные и публичные дома, монахини читают «Декамерон», можно привести еще много подобных примеров. Внутренние раздоры и борьба партий в различных итальянских городах, не прекращавшаяся всю эпоху Возрождения и выдвигавшая сильные личности, которые утверждали свою неограниченную власть, отличались беспощадной
8
жестокостью и какой-то неистовой яростью. Вся история Флоренции XIII-XIV вв. была заполнена этой дикой и беспощадной борьбой. Казни, убийства, грабежи и другие преступления коснулись многих художников и гуманистов Возрождения.
Гуманизм эпохи Возрождения во многом подготовил Реформацию. Реформация – это мощное народное движение, направленное против католической церкви и приведшее к возникновению протестантизма
Таким образом, переход к культуре нового времени включает в себя два великих движения – Возрождение и Реформация, которые меняют привычный средневековый образ мира. Возрождение знаменует собой светское направление. Реформация – религиозное.
На основании всего изложенного можно сказать, что основными чертами культуры Возрождения являются:
- антропоцентризм,
- гуманизм,
- модификация средневековой христианской традиции,
- особое отношение к античности – возрождение античных памятников искусства и античной философии,
- новое отношение к миру.
Названные черты тесно связаны друг с другом. Изучение одной в отрыве от других грозит потерей объективности в оценке этого интересного времени.
2. Особенности итальянского Возрождения, его периодизация и основные представители: «Божественная комедия» Данте и «Декамерон» Боккаччо; религиозная картина мира и образ человека в живописи Боттичелли, Леонардо до Винчи, Рафаэля, Микеланджело; идеал женской красоты у Петрарки. Венецианское Возрождение: Джорджоне, Тициан, Веронезе.
9
С определением черт связана и хронология эпохи итальянского Возрождения (Ренессанса):
1.Предвозрождение (Проторенессанс) – Время, в которое указанные качества едва только проявляются, или в обозначении названиями столетий – дученто (XIII вв.)