Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 13:22, доклад
Противопоставление «культура» - «власть» нуждается в уточнении, поскольку оно восходит к тем временам, когда с точки зрения интеллигенции культура понималась как самостоятельное явление в обществе, функция которой состоит в том, чтобы критически анализировать, интерпретировать и обозревать все ее составные части, включая и власть. На самом деле, понятие «культура» значительно шире. Она определяется независимо как от времени или общества в целом, или отдельных его группировок, их взаимоотношений, так и от власти. В нее входят в принципе любые знаковые системы, их соотношения, переплетения, вплоть до их постоянных трансформаций, имея в виду такие системы, как нормы поведения, ритуалы, стереотипы, идеологии и т.п., формы организации труда, то есть и производительных сил, короче говоря, все то, что было обозначено К. Марксом как «надстройка».
Введение
1. Понятие культуры
2. Что такое власть?
3. Культура и демократия
4. Культура при тоталитарной власти
Заключение
Список использованной литературы
Фашизм - право - экстремистское политическое движение, возникшее в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после первой мировой войны и победы революции в России.
Третья разновидность тоталитаризма – национал - социализм. Как реальный политический и общественный строй он возник в Германии в 1933 г.
Тоталитаризм - исторически обреченный строй. Тоталитаризм - закрытое общество, не приспособленное к современному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира.
В чем же заключается воздействие тоталитаризма на культуру?
Во-первых, монополизация
и стандартизация системы образования
и воспитания, представляющая собой
неразрывную и ревниво
Во-вторых, монополизация
средств массовой информации и превращение
их в послушный инструмент манипулирования
общественным сознанием. Это делается,
с одной стороны, методом жестокой
цензуры, а с другой – путем
гипертрофии пропагандисткой
В-третьих, поскольку одним
из главных общественных слоев, не признающих
монополии государственной
Дискриминация передовой интеллигенции в условиях тоталитарного государства, чаще всего ориентированного на популизм, иногда принимает и более утонченные, не насильственные формы в зависимости от общего и культурного уровня правящей верхушки. В то время как режимом сознательно создается привилегированный, высокооплачиваемый слой продажных интеллектуалов, писателей и служителей искусства, основная масса работников умственного труда и духовной сферы (учителя, врачи, инженеры, работники культурных учреждений, критически настроенные лица «свободных профессий» и т.д.) вынуждены влачить полунищенское существование.
В-четвертых, характерным
признаком тоталитаризма в
В-пятых, тоталитаризму в
духовной сфере соответствует и
еще одна непреложная закономерность:
с ним всегда в той или иной
степени связано такое
Заключение
На протяжении тысячелетий культура и государство, культура и власть находились в состоянии скрытого, а порой и явного противостояния при стремлении власти монополизировать право на руководство людьми, в том числе и в такой сфере, как духовность.
При разных режимах власти, при разных вариантах официальной идеологии власть стремилась контролировать культуру и информационное пространство с помощью сменявших друг друга методов. На фазе ослабления строгого централистского управления культурой и ее функционализацией, когда имела место отвоевание хотя бы частичной автономии отдельных областей культуры и информации, наблюдались, прежде всего, попытки общественности уклониться от ограничений и контроля, для чего она творчески использовала имевшиеся свободные, не полностью контролируемые государством и его аппаратом управления, пространства. В таких случаях начиналось противодействие единой и унифицированной культурной политики, и это происходило, несмотря на преемственность основных идеологических стереотипов руководства культурой, от которых власть никогда публично не отказывалась.
В последние десятилетия
стал очевиден процесс перехода от
культуры управляемой, стабилизирующей
систему, от «культуры системой покоряемой»
к культуре диалогической, самоуправляемой,
которая все более
В то же время тенденция
к модификации сменяется
Когда мы говорим о культуре
и власти, то, конечно, имеем в
виду и объективный социальный статус
их носителей, а также психологические
характеристики определенных настроений
и самочувствий, имеющие отношение
к нравственной и мировоззренческой
рефлексии. Цепочки отношений сложны
и изменчивы, вопросы возможного
для индивида пересекаются с вопросами
полномочий и поведения управленческих
аппаратов. Даже если речь идет о принципиальных
вопросах функционирования диктатур,
вопросы эти каждый раз возникали
по-иному на фазах их формирования,
полного развития и упадка. Поэтому
высказывания общего порядка оказываются
слишком обобщающими в
Именно они имели решающее
значение для обеспечения определенной
преемственности отношений
Но отношения между интеллигенцией и властью интересны не только с точки зрения корректной реконструкции и аналитической оценки
Только то государство является здоровым, жизнеспособным и отвечающим своему назначению, которое возникает как порождение определенной национальной или многонациональной культуры, как ее законное дитя, вскормленное ее неповторимым многовековым опытом. Именно поэтому экономические и политические амбиции крупных государств, направленные против своих инокультурных автономий или других национальных общностей, не желающих менять своей самобытности, наталкиваются на столь ожесточенное сопротивление.
Список использованной литературы:
Культура и власть в условиях коммуникационной революции 20 века / под. ред. К. Аймермахера, Г. Бордюгова, И.Грабовского. – М.: «АИРО-20», 2002. – 480 с.
Культурология: учеб. пособие. – М.: Знание, 1998. – 160 с. – (История и теория культуры).
Мамонтов С.П. Основы культурологии: учеб. пособие. – 3-е изд., доп. – М.: Олимп, ИНФРА-М,2001. – 320 с.
Новый энциклопедический словарь. – М., 2004. – 1456 с.
Политология: учебник для вузов / под ред. М.А. Василика. – М.: Юристъ, 2000. – 592 с.