Культура и власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 13:22, доклад

Краткое описание

Противопоставление «культура» - «власть» нуждается в уточнении, поскольку оно восходит к тем временам, когда с точки зрения интеллигенции культура понималась как самостоятельное явление в обществе, функция которой состоит в том, чтобы критически анализировать, интерпретировать и обозревать все ее составные части, включая и власть. На самом деле, понятие «культура» значительно шире. Она определяется независимо как от времени или общества в целом, или отдельных его группировок, их взаимоотношений, так и от власти. В нее входят в принципе любые знаковые системы, их соотношения, переплетения, вплоть до их постоянных трансформаций, имея в виду такие системы, как нормы поведения, ритуалы, стереотипы, идеологии и т.п., формы организации труда, то есть и производительных сил, короче говоря, все то, что было обозначено К. Марксом как «надстройка».

Оглавление

Введение
1. Понятие культуры
2. Что такое власть?
3. Культура и демократия
4. Культура при тоталитарной власти
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Культура и власть.docx

— 41.22 Кб (Скачать)

Приведенные трактовки сущности власти не исключают друг друга, а  подчеркивают многомерность, многозначность этого политического феномена. В современной политологии выделяют, как минимум три аспекта власти, три ее измерения:

директивный аспект, в соответствии с которым власть понимается как  господство, обеспечивающее выполнение приказа, директивы;

 

функциональный аспект, подчеркивающий, что власть есть способность и  умение практически реализовать  функцию общественного управления;

 

коммуникативный аспект, учитывающий, что власть так или иначе реализуется  через общение, через определенный «язык», который понятен всем сторонам общественного отношения власти. (5, с. 103)

 

В XVII в. политико-философская  мысль пришла к идее такой ее структурной  реорганизации, которая должна была ее демократизировать, подчинить закону и сделать более эффективной, полагаясь более на объективный  механизм ее организации и функционирования, чем на добрую волю правителей. Этой цели служил проект разделения единой власти на несколько независимых, но взаимосвязанных властей, которые  могли бы сотрудничать и контролировать друг друга.

 

Функции политической власти обозначены ее определением: это формирование политической системы общества, организация  его политической жизни, политических отношений, которые включают отношения  между государством и обществом, общественными группами, классами, ассоциациями, политическими институтами, аппаратами и органами государственного управления, партиями, гражданами и  т.д., управление делами общества и государства  на разных уровнях; руководство органами власти и политическими, а также  неполитическими процессами; контроль политических и иных отношений. В  конечном счете - создание определенного, характерного для того или иного  общества типа правления, политического  режима и государственного строя (монархического, республиканского), открытого или закрытого, замкнутого, отгороженного от государств (автаркического) общества, присущей данному государству политической системы, соответствующих ей политических отношений и др. политических характеристик общества.

 

Структура власти выглядит следующим образом: субъект-объект власти, источники, основания и ресурсы  власти. Власть выполняет в обществе определенные функции: господства, регуляции, контроля, управления, координации, организации  мобилизации.

 

Источники власти – властное первоначало. В качестве источников власти могут выступать авторитет, сила, закон, богатство, престиж, социальный и политический статус, тайна, интерес  и т.д.

 

Субъект власти воплощает  в себе ее активное, направляющее начало. Им может быть индивид, организация, социальная общность и др. Для реализации властных отношений субъект должен обладать такими качествами, как желание  властвовать и воля к власти. Помимо этого, субъект власти должен быть компетентным, должен знать состояние и настроение подчиненных, обладать авторитетом.

 

Субъект определяет содержание властного отношения через:

 

1) приказ как властное  повеление подчиниться воле субъекта  власти;

 

2) подчинение как подведение  частной воли под всеобщую  волю власти;

 

3) наказание как средство  воздействия на отрицание господствующей  воли;

 

4) нормирование поведения  как совокупность правил в  соответствии с всеобщим интересом.

 

От приказа, характера  содержащихся в нем требований во многом зависит отношение к нему объекта – второго важнейшего элемента власти. Власть – всегда двустороннее отношение взаимодействия субъекта и объекта. Власть немыслима без  подчинения объекта.

 

Власть подразделяется на государственную и общественную. Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими институтами (парламент, правительство, судебные органы), органами правопорядка (полиция, армия, прокуратура), а также юридической  базой. Общественная власть формируется  партийными структурами, общественными  организациями, независимыми средствами массовой информации, общественным мнением.

 

Функциями власти являются: господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация и т.д.

 

Важнейшим структурным элементом  власти являются ее основания и ресурсы. Под основаниями власти понимаются ее база, источники, на которые опирается  властная воля субъекта. Ресурсы власти – это реальные и потенциальные  средства, которые используются для  укрепления самой власти и ее оснований. По сферам жизнедеятельности общества можно выделить экономические, социальные, юридические, административно-силовые  и культурно-информационные основания  и ресурсы власти. (5, с.105-110).

 

 

3. Культура и демократия

 

 

Самое простое определение  демократии – это власть народа. Согласно определению американских просветителей, демократия – это  власть народа, осуществляемая самим  народом и для народа. В истории  политики можно найти немало демократических  форм организации общественной жизни (Афинская демократия в Древней Греции, республиканский Рим, городские  демократии средних веков, парламентские  формы демократии в Англии и т.д.).

 

Современные теоретические  модели демократии базируются преимущественно  на политических идеях Нового времени, Просвещения (Локк, Монтескье, Руссо, Кант, Токвиль). В истории политической мысли выделяются две основные трактовки демократии: либерально-демократическая, делающая акцент на автономии индивида, правах и свободах человека, и радикально-демократическая, утверждающая верховенство народа и приоритет общественных интересов над частными. Среди современных теоретических моделей демократии можно отметить: модель конкурентной эллинистической демократии, модель Липсета - Лернера, модель «полиархической демократии» Р. Даля, экономическую модель Э. Даунса, демократическую модель «интегративной демократии». (5, с.271)

 

Демократический режим - характеризуется  высокой степенью политической свободы  человека, реальным осуществлением его  прав, позволяющим ему оказывать  влияние на государственное управление обществом.

 

Характерные черты демократического режима:

 

Существование в обществе множества интересов и широкого спектра возможностей их выражения  и реализации.

 

Гарантированный доступ групп  к политическим институтам .

 

Всеобщее избирательное  право, позволяющее гражданам принимать  участие в формировании представительных институтов.

 

Контроль представительных институтов за деятельностью правительства.

 

Согласие большинства  общества относительно политических норм и процедур.

 

Разрешение возникающих  конфликтов мирным путем.

 

Признание решающей роли большинства  при учете интересов меньшинства. (5, с. 269-270).

 

Есть разные формы правления  демократических режимов. Достаточно распространенными формами республиканского правления являются президентская  республика и парламентская республика.

 

Отличительным признаком  президентской республики является то, что президент в ней одновременно выступает и главой государства, и главой правительства.

 

Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской  основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность  перед парламентом.

 

Современная демократия - это  представительство интересов, а  не сословий. Все граждане в демократическом  государстве, как участники политической жизни равны. Равенство это двоякого рода - равенство перед законами и равенство политических прав. Современное  демократическое государство - это  государство правовое, в котором  на практике осуществлено разделение трех властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан.

 

В области культуры демократическое  государство защищает плюрализм  мнений и творческих проявлений, а  также свободу выбора – принципы, которые, реализуясь в обществе, и  создают огромное разнообразие его  духовной и материальной жизни. По существу, культуре также необходим плюрализм, как экономике рынок. Ведь если унифицировать  мнения, например, в форме единой и обязательной для всех марксистко-ленинской  идеологии или художественные проявления в форме пресловутого «социалистического реализма», то получится однообразная и серая официально-государственная  культура, которая господствовала в  нашей стране на протяжении последних  десятилетий. Это, конечно, не значит, что  не существовало другой, подпольной, «диссидентской»  культуры, прозябавшей в состоянии  внутренней и внешней эмиграции. И если сейчас плюрализм мнений, хотя и с трудом, становится нормой, то свобода выбора все еще ограничена, главным образом, по причине бедности и строящегося псевдокапитализма.(3, с.283-284).

 

Взаимосвязь культуры и демократии проявляется не только в том, что  демократия способствует развитию культуры, но и в обратной обусловленности. Это отмечали еще классики марксизма, справедливо утверждая, что «каждый  шаг вперед на пути культуры был  шагом к свободе». В наше время  едва ли не общим местом политологии  и культурологи стал бесспорный тезис  о невозможности полной свободы  и демократии там, где отсутствует  культура. И это неудивительно, ибо  сама демократия, как одна из форм власти, является ее высшим продуктом и достижением. При этом сколько бы ни называли себя некоторые режимы «свободными», «демократическими», «социалистическими», чаще всего они таковыми не являются именно в силу недостаточной общекультурной основы их государственности. Речь здесь идет не только о личной серости и духовном примитивизме добравшихся до власти революционных «вождей» и псевдоэлитарных слоев, попадающих «из грязи в князи», но и об определенной политической незрелости допустившего этого народа. Ведь способность к демократическому существованию, как в верхах, так и в массах воспитывается веками и даже тысячелетиями, причем не абсолютными лозунгами, а повседневной практической жизнью в коллективе каждого гражданина, призванного обладать определенным минимумом национального самосознания и индивидуальной культуры. (3, с.284)

При всей простоте и прозрачности тезиса о благотворности демократии для судеб культуры, его более  пристальное рассмотрение показывает, что для многих выдающихся представителей общественной и культурологической мысли он оказывается далеко не столь  бесспорным. В определенных исторических условиях демократия как господство народа может превращаться в «медиократию» - господство посредственностей, или еще хуже, - господство толпы.

 

Если демократия в политической жизни может представляться чуть ли не идеалом, то в области науки  и искусства как господство ученых или художников наиболее наглядно воплощаясь в массовой культуре, которая сознательно  ориентирует материальные или духовные ценности на некие усредненные и  стандартизированные образцы. Будучи продуктом общества потребления, с  его прагматизмом и бездуховностью, массовая культура становится и социальным наркотиком, отвлекающим людей от более глубокого духовно-практического освоения мира. ( 3, с.285-286).

 

Итак, если демократия как  форма власти при всех своих несомненных  достоинствах именно в области культуры обнаруживает определенную несостоятельность, а механическое большинство далеко не всегда является носителем правды, добра и красоты, то какой же должна быть оптимальная структура общества для поддержки и развития талантов? Ведь подлинно творческой личности столь  же претит самодурство очередного тирана, сколь и всевластие свергающей его  «черни». Речь идет об известном иерархическом строении общества, обусловленном изначальным неравенством людей, одни рождаются умными и талантливыми, другие – лишенными этих прирожденных качеств и даров, противопоставленной формальному иерархизму физической силы, происхождения и должностей. Так и в условиях демократии должна сохраняться и поддерживаться социальная дифференциация, основанная на реальных заслугах и талантах отдельных личностей. По этому пути и пошла, хотя не без издержек, после Великой Французской революции западная культура, успешно сочетающая демократическое начало с иерархическим. (3, с.288-289).

 

Главные требования демократии – взаимная терпимость, уважение к  ближнему, критическое отношение  к самому себе, и конечно, суверенитет  личности. А это важнейшие показатели личной и коллективной культуры.(3, с.284-285).

4. Культура при тоталитарной  власти

Тоталитаризм- это политический режим, при котором государство  стремится к целостному, всеохватывающему контролю за жизнью всего общества в целом и каждой личности в  отдельности. (5, с.238) Термин «тоталитаризм» был введён в политический лексикон в 1925 г. лидером итальянских фашистов Б.Муссолини для характеристики созданного им режима. В 1929 году газета «Таймс» употребила этот термин применительно  к режиму, сложившемуся в Советском  Союзе. После второй мировой войны  в западной политической науке стало  общепринятым обозначать понятием «тоталитаризм» режимы, существовавшие в фашисткой  Германии, Советском Союзе, странах  «победившего социализма». (5, с. 238).

Под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад  жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы  она помогала реализации этой идеи.

Основные признаки тоталитарного  режима:

1) Официальная идеология,  полностью отрицающая предыдущий  порядок и призванная сплотить  граждан для построения нового  общества. Эта идеология должна  обязательно признаваться и разделяться всеми членами общества. Она ориентирует общество на завершающий период истории, в котором должно воплотиться совершенное состояние. Во всех тоталитарных режимах все стороны жизни общества - мораль, экономическая эффективность, социальные отношения, политические нормы и т.д. – подчинены идеологии.

2) Монополия на власть  единой массовой партии, строящейся  по олигархическому признаку  и возглавляемой харизматическим  лидером.

3)Система террористического  полицейского контроля, который  осуществляется не только за  «врагами народа», но и за  всем обществом. Контролируются  отдельные личности, целые классы, этнические группы.

4) Партийный контроль  за средствами массовой информации. Жесткая цензура любой информации, контроль за всеми средствами  массовой коммуникации – прессой,  радио, кино, литературой и др.

5) Контроль над вооруженными  силами.

6) Централизованный контроль  экономики и система бюрократического  управления экономической деятельностью.(5, с.238)

В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал - социализм.

Коммунизм (социализм) в большей  степени, чем другие разновидности  тоталитаризма, выражает основные черты  этого строя, поскольку предполагает абсолютную власть государства, полное устранение частной собственности  и, следовательно, всякой автономии  личности.

Информация о работе Культура и власть