Культура и власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 13:22, доклад

Краткое описание

Противопоставление «культура» - «власть» нуждается в уточнении, поскольку оно восходит к тем временам, когда с точки зрения интеллигенции культура понималась как самостоятельное явление в обществе, функция которой состоит в том, чтобы критически анализировать, интерпретировать и обозревать все ее составные части, включая и власть. На самом деле, понятие «культура» значительно шире. Она определяется независимо как от времени или общества в целом, или отдельных его группировок, их взаимоотношений, так и от власти. В нее входят в принципе любые знаковые системы, их соотношения, переплетения, вплоть до их постоянных трансформаций, имея в виду такие системы, как нормы поведения, ритуалы, стереотипы, идеологии и т.п., формы организации труда, то есть и производительных сил, короче говоря, все то, что было обозначено К. Марксом как «надстройка».

Оглавление

Введение
1. Понятие культуры
2. Что такое власть?
3. Культура и демократия
4. Культура при тоталитарной власти
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Культура и власть.docx

— 41.22 Кб (Скачать)

                                                      Культура и власть

Оглавление:

 

Введение

1. Понятие культуры

2. Что такое власть?

3. Культура и демократия

4. Культура при тоталитарной  власти

Заключение

Список использованной литературы

                                                                  Введение

Противопоставление «культура» - «власть» нуждается в уточнении, поскольку оно восходит к тем  временам, когда с точки зрения интеллигенции культура понималась как самостоятельное явление  в обществе, функция которой состоит  в том, чтобы критически анализировать, интерпретировать и обозревать все  ее составные части, включая и  власть. На самом деле, понятие «культура» значительно шире. Она определяется независимо как от времени или  общества в целом, или отдельных  его группировок, их взаимоотношений, так и от власти. В нее входят в принципе любые знаковые системы, их соотношения, переплетения, вплоть до их постоянных трансформаций, имея в виду такие системы, как нормы  поведения, ритуалы, стереотипы, идеологии  и т.п., формы организации труда, то есть и производительных сил, короче говоря, все то, что было обозначено К. Марксом как «надстройка».

На фоне этого широкого понимания проявления культуры понятно, что она или ее части могут  быть и по разному функционализированы в их историческом бытовании. Например, нет противопоставления «культура» - «власть», когда их функция совпадает, то есть если идеологическая обусловленность, сохранение и укрепление власти достигаются любыми формами культурной деятельности с соблюдением определенных норм или проводятся, посредством цензурных ограничений, своеобразные запреты, или если функция культуры понимается вообще как опора власти в смысле гаранта существования человеческого общества или как средство сохранения самой власти. Но если функциональное понимание культуры раздваивается таким образом, что одна часть настаивает на совпадении культуры и власти, а другая претендует на самостоятельность всех культурных явлений, тогда шаг к их противопоставлению короткий. В таком случае любая культурная деятельность может становиться критикой власти или интерпретироваться как критика или противодействие органам власти. Примеров того или иного понимания культуры как таковой или ее узкой функционализации в истории диктатур много, в том числе и во время существования СССР. (1, с.9).

 

 

Если признать, что государство  – это власть, то культура всегда противостояла ей как важнейший  фактор ее ограничения и сдерживания. Склонность любой власти к насилию, ее стремление распространить себя на внутренний мир подданных, так или  иначе духовно подчинить их, изолировав от нежелательных влияний, принципиально  оправдываемая аморальность государственной  власти – все это объясняет  живучесть идей анархизма и извечное диссидентство интеллигенции. Помимо наших «великих» анархистов М.А. Бакунина, П.А. Кропоткина, едва ли не самым  убежденным противником государства  и власти в отечественной и  мировой культуре был Л.Н. Толстой, который писал: «Не только нравственный, но и не вполне безнравственный человек  не может быть на престоле, или министром, или законодателем, решателем и  определителем судьбы целых народов. Нравственный, добродетельный государственный  человек есть такое же внутренне  противоречие, как целомудренная  проститутка, или воздержанный пьяница, или кроткий разбойник».

Многие выдающиеся представители  человечества, например, Платон, Гегель и др. не только не отрицали необходимости  государства, но и видели в нем  величайшее завоевание культуры. В  истории русской общественной мысли  «государственниками» были многие религиозные  философы «серебряного века», среди  которых выделяется И.А. Ильин, посвятивший  значительную часть своего творчества теме российской государственности и национальной культуре. Трудно не согласиться и с мнением В. Соловьева, под влиянием которого складывалась отечественная культурологическая традиция. «Без государства, - писал он, - невозможен был бы культурный прогресс человечества, основанный на сложном сотрудничестве многих сил. Такое сотрудничество в сколько-нибудь широких размерах было достижимо для разрозненных родов, находившихся в кровавой постоянной вражде между собою. В государстве впервые являются солидарно действующие человеческие массы». Среди защитников государственности есть одна всемирно известная фигура – это итальянский мыслитель Николо Макиавелли. В его трудах обосновывается мысль о том, что государство и культура в ее важнейшем, нравственном проявлении – категории далеко неоднозначные, а порой и взаимоисключающие. (3, 274-277)

Цель данной работы –  исследование взаимоотношений культуры и власти. Задача - анализ различных  аспектов взаимодействия культуры и  власти, их структуры и функции.

Курсовая работа состоит  из введения, четырех разделов, заключения и списка использованной литературы

Понятие культуры

Слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово “культура” все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием.

 

Термин культуры многозначен. Им можно характеризовать культуру определенной эпохи, народа, той или  иной сферы жизни. Мы говорим и  о культуре растений, и о культуре поведения, и о культуре Возрождения, и о человеке высокой или низкой культуры, и т.д., во всех этих значениях употребление слова в речи вполне правомерно, однако для целей науки необходимо придать понятию терминологическую четкость.

Культура – совокупность созданных человеком в ходе его  деятельности и специфических для  него жизненных форм, а также самый  процесс их созидания и воспроизводства. В этом смысле понятие культуры в  отличие от понятия природы –  характеризует мир человека и  включает в себя ценности и нормы, верования и обряды, знания и умения, обычаи и установления (включая такие  социальные институты, как право  и государство), язык и искусство, технику и технологию и т.д. Различные  типы культуры характеризуют определенные исторические эпохи (античная культура), конкретные общества, народности и  нации (культура майя), а также специфические  сферы деятельности (культура труда, политика культуры, художественная культура). (4 , с.594)

Современное научное определение  культуры отбросило аристократические  оттенки этого понятия. Оно символизирует  убеждения, ценности и выразительные  средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы; они служат для  упорядочения опыта и регулирования  поведения членов этой группы. Верования  и взгляды подгруппы часто  называют субкультурой.

 

В современной культурологи существует много определений культуры, самыми распространенными из них  являются: технологические, деятельностные и ценностные.

С точки зрения технологического подхода культура есть определенный уровень производства и воспроизводства  общественной жизни; деятельностная концепция культуры рассматривает ее как способ жизнедеятельности человека, который и определяет и все общество. Ценностная (аксиологическая) концепция культуры подчеркивает роль и значение идеальной модели, должного в жизни общества и в ней культура рассматривается как трансформация должного в сущее, реальное.

Все культурологи считают, что  культурные процессы исследуются в  главных сферах жизнедеятельности  человека: культура материальная –  это производство, его технология, орудия труда, жилище, одежда, вооружение и многое другое, что в современных  терминах науки называется «искусственная среда»; вторая сфера жизни людей  – социальная и культура раскрывается в социальных отношениях, она показывает процессы, происходящие в обществе, раскрывает его социальную структуру, организацию политической власти, существующие правовые и моральные нормы, типы управления и стили лидерства, и, наконец, важной сферой жизни человека является его духовная жизнь, которая  раскрывается в понятии духовной культуры, включающей в себя все  области духового производства –  науки искусство, литературу и религию, миф и философию и основанной на едином языке. (2, с. 4-5).В.И. Добрынина  «Культура и цивилизация»

 

 

Культуру как целостную  систему обычно принято делить на две формы: материальную культуру и  духовную культуру, что соответствует  двум основным видам производства –  материальному и духовному. Материальная культура охватывает всю сферу материально-производственной деятельности человека и ее результаты: орудия труда, жилище, предметы повседневного  обихода, одежду, средства транспорта и т.п. К духовной культуре относится  сфера духовного производства и  его результаты, то есть сфера сознания – наука, нравственность, воспитание и просвещение, право, философия, искусство, литература, фольклор, религия и  т.д. Сюда же следует отнести отношения  людей между собой, к самим  себе и к природе, которые складываются в процессе производства продуктов  материальной и духовной деятельности. (3, с.113).

Каждое общество осуществило  свой отбор культурных форм. Каждое общество с точки зрения другого  пренебрегает главным и занимается маловажными делами. В одной культуре материальные ценности едва признаются, в другой они оказывают решающее влияние на поведение людей. В  одном обществе к технологии относятся  с невероятным пренебрежением, даже в сферах, необходимых для выживания  людей; в другом аналогичном обществе постоянно совершенствующаяся технология соответствует требованиям времени. Но каждое общество создает огромную культурную надстройку, которая охватывает всю жизнь человека - и юность, и смерть, и память о нем после смерти. Существует великое множество различий между культурами.

В результате такого отбора прошлые и нынешние культуры различны. В некоторых обществах считали  войну самой благородной деятельностью  человека. В других ее ненавидели, а  представители третьих не имели  о ней представления. В соответствии с нормами одной культуры женщина  имела право выходить замуж за своего родственника. Нормы другой культуры это решительно запрещают. В нашей культуре галлюцинации считаются  симптомом психического заболевания. Другие общества расценивают ”мистические видения” как высшую форму сознания.

В большинстве европейских  обществ к началу XX в. сложились  две формы культуры.

Высокая культура - изящное  искусство, классическая музыка и литература - создавалась и воспринималась элитой.

Народная культура, включавшая сказки, фольклор, песни и мифы, принадлежала бедным. С появлением средств массовой информации (радио, массовых печатных изданий, телевидения, грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание различий между  высокой и народной культурой.

Так возникла массовая культура, которая не связана с религиозными или классовыми субкультурами. Массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны их проживания. Массовая культура является также потому, что она массово, каждодневно  производится; это культура повседневной жизни, доступно и достоверно представляемая средствами массовой коммуникации она  привлекательна в силу своей демократичности. Массовая культура наложила серьезный  отпечаток на повседневное бытие  сотен миллионов людей, формируя их потребности, ценностные установки, вкусы, идеалы, стандарты поведения  и деятельности. (2, с.113). Т.П. Малькова «Субъекты культуры»

 

 

 

2. Что такое власть?

Понятие «власть» в обыденной  жизни и в научной литературе употребляется в разных смыслах. При глубоком рассмотрении вопроса  обнаруживается, что понятие «власть» не может быть полностью раскрыто лишь с точки зрения экономики  и политики, права и морали, представляющих отдельные аспекты такого многослойного  и в то же время целостного феномена, каким является власть. Для этого  необходимо исследование власти на самых  разных уровнях её функционирования в обществе, истории и культуре.

Оптимальным является такое  определение: « Власть - в общем  смысле способность и возможность  оказывать определенное воздействие  на деятельность, поведение с помощью  каких-либо средств – воли, авторитета, права, насилия (экономическая, политическая, государственная, семейная и др.); политическое господство, система государственных органов»

Первые попытки разобраться  в парадоксах и механизмах власти были предприняты ещё в ранний период политической истории. Власть, в отличие от физического насилия, оказывает воздействие на тело, душу и ум, пронизывает их, подчиняет  закону своей воли. По существу своему она подобна авторитету.

Необходимость власти обусловлена  сущностью человеческого общения, предполагающего подчинение всех участников общения единой воле с целью поддержания  целостности и стабильности общества. Отсюда вытекают основные свойства власти: всеобщность (власть функционирует  во всех сферах человеческого общения) и инклюзивность (власть, проникая во все виды человеческой деятельности, соединяет и противопоставляет социальные группы и отдельных индивидов).

Глубинным источником, основой  подчинения одного индивида другому  является неравенство, причем не только социальное (экономическое, имущественное, статусное, образовательное и т.д.), но естественное (физическое, интеллектуальное, неравенство, порожденное половыми различиями).

Власть это центральное, организационное политики; одна из важнейших и наиболее древних  проблем политического знания, литературного  и изобразительного творчества; проблема культуры общества и конкретной жизни  человека. Исследования власти как  общественного явления и политической власти в особенности позволили  понять многие ее проблемы. Немало толкований власти остались спорными, некоторые  ее аспекты еще ждут объяснения. Однако уже есть основание построить  относительно целостное учение о  власти и осветить ее важнейшие стороны.

Власть представляет собой  средство осуществления политики. Существуют универсальные свойства власти: ее всеобщность, способность проникать  во все виды деятельности, связывать  людей, общественные группы и противопоставлять  их.

Понятие власти включает понятие  отношения, основанного на наличии  субъекта и объекта, особого волевого отношения субъекта к объекту  этого отношения. Оно состоит  в побуждении к действию, которое  второй субъект должен совершить  по желанию первого. Власть - идеальное, волевое или эмоциональное и  иное отношение и не может сама производить какое-либо действие; это  действие производят две стороны  этого отношения, одна - побуждающая  к действию, другая - производящая его. Активный субъект власти сам же и  способен реагировать на внешние  воздействия и реализовать их. Это означает возможность субъекта и объекта власти совмещаться  в одном лице или коллективе, т.е. минимальное отношение власти может  сводиться к одной стороне  этого отношения. Отношения власти, как и политические отношения, характеризуются  их универсальностью и включенностью, способностью проникать во все сферы  деятельности и жизни. Совокупность всех проявлений власти, ее универсальный, всепроникающий характер позволяют  рассматривать ее как такое же всеобщее начало жизни общества и  человека, как и политика, как  автономную общественную сущность. Присутствующая в обществе как целостное начало - власть наделена и единым принципом  деятельности - командованием в различных  его формах (распоряжение, приказание, убеждение и т.п.).

Информация о работе Культура и власть