Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 13:22, доклад
Противопоставление «культура» - «власть» нуждается в уточнении, поскольку оно восходит к тем временам, когда с точки зрения интеллигенции культура понималась как самостоятельное явление в обществе, функция которой состоит в том, чтобы критически анализировать, интерпретировать и обозревать все ее составные части, включая и власть. На самом деле, понятие «культура» значительно шире. Она определяется независимо как от времени или общества в целом, или отдельных его группировок, их взаимоотношений, так и от власти. В нее входят в принципе любые знаковые системы, их соотношения, переплетения, вплоть до их постоянных трансформаций, имея в виду такие системы, как нормы поведения, ритуалы, стереотипы, идеологии и т.п., формы организации труда, то есть и производительных сил, короче говоря, все то, что было обозначено К. Марксом как «надстройка».
Введение
1. Понятие культуры
2. Что такое власть?
3. Культура и демократия
4. Культура при тоталитарной власти
Заключение
Список использованной литературы
Оглавление:
Введение
1. Понятие культуры
2. Что такое власть?
3. Культура и демократия
4. Культура при тоталитарной власти
Заключение
Список использованной литературы
Противопоставление «культура» - «власть» нуждается в уточнении, поскольку оно восходит к тем временам, когда с точки зрения интеллигенции культура понималась как самостоятельное явление в обществе, функция которой состоит в том, чтобы критически анализировать, интерпретировать и обозревать все ее составные части, включая и власть. На самом деле, понятие «культура» значительно шире. Она определяется независимо как от времени или общества в целом, или отдельных его группировок, их взаимоотношений, так и от власти. В нее входят в принципе любые знаковые системы, их соотношения, переплетения, вплоть до их постоянных трансформаций, имея в виду такие системы, как нормы поведения, ритуалы, стереотипы, идеологии и т.п., формы организации труда, то есть и производительных сил, короче говоря, все то, что было обозначено К. Марксом как «надстройка».
На фоне этого широкого понимания проявления культуры понятно, что она или ее части могут быть и по разному функционализированы в их историческом бытовании. Например, нет противопоставления «культура» - «власть», когда их функция совпадает, то есть если идеологическая обусловленность, сохранение и укрепление власти достигаются любыми формами культурной деятельности с соблюдением определенных норм или проводятся, посредством цензурных ограничений, своеобразные запреты, или если функция культуры понимается вообще как опора власти в смысле гаранта существования человеческого общества или как средство сохранения самой власти. Но если функциональное понимание культуры раздваивается таким образом, что одна часть настаивает на совпадении культуры и власти, а другая претендует на самостоятельность всех культурных явлений, тогда шаг к их противопоставлению короткий. В таком случае любая культурная деятельность может становиться критикой власти или интерпретироваться как критика или противодействие органам власти. Примеров того или иного понимания культуры как таковой или ее узкой функционализации в истории диктатур много, в том числе и во время существования СССР. (1, с.9).
Если признать, что государство – это власть, то культура всегда противостояла ей как важнейший фактор ее ограничения и сдерживания. Склонность любой власти к насилию, ее стремление распространить себя на внутренний мир подданных, так или иначе духовно подчинить их, изолировав от нежелательных влияний, принципиально оправдываемая аморальность государственной власти – все это объясняет живучесть идей анархизма и извечное диссидентство интеллигенции. Помимо наших «великих» анархистов М.А. Бакунина, П.А. Кропоткина, едва ли не самым убежденным противником государства и власти в отечественной и мировой культуре был Л.Н. Толстой, который писал: «Не только нравственный, но и не вполне безнравственный человек не может быть на престоле, или министром, или законодателем, решателем и определителем судьбы целых народов. Нравственный, добродетельный государственный человек есть такое же внутренне противоречие, как целомудренная проститутка, или воздержанный пьяница, или кроткий разбойник».
Многие выдающиеся представители человечества, например, Платон, Гегель и др. не только не отрицали необходимости государства, но и видели в нем величайшее завоевание культуры. В истории русской общественной мысли «государственниками» были многие религиозные философы «серебряного века», среди которых выделяется И.А. Ильин, посвятивший значительную часть своего творчества теме российской государственности и национальной культуре. Трудно не согласиться и с мнением В. Соловьева, под влиянием которого складывалась отечественная культурологическая традиция. «Без государства, - писал он, - невозможен был бы культурный прогресс человечества, основанный на сложном сотрудничестве многих сил. Такое сотрудничество в сколько-нибудь широких размерах было достижимо для разрозненных родов, находившихся в кровавой постоянной вражде между собою. В государстве впервые являются солидарно действующие человеческие массы». Среди защитников государственности есть одна всемирно известная фигура – это итальянский мыслитель Николо Макиавелли. В его трудах обосновывается мысль о том, что государство и культура в ее важнейшем, нравственном проявлении – категории далеко неоднозначные, а порой и взаимоисключающие. (3, 274-277)
Цель данной работы – исследование взаимоотношений культуры и власти. Задача - анализ различных аспектов взаимодействия культуры и власти, их структуры и функции.
Курсовая работа состоит из введения, четырех разделов, заключения и списка использованной литературы
Понятие культуры
Слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово “культура” все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием.
Термин культуры многозначен. Им можно характеризовать культуру определенной эпохи, народа, той или иной сферы жизни. Мы говорим и о культуре растений, и о культуре поведения, и о культуре Возрождения, и о человеке высокой или низкой культуры, и т.д., во всех этих значениях употребление слова в речи вполне правомерно, однако для целей науки необходимо придать понятию терминологическую четкость.
Культура – совокупность созданных человеком в ходе его деятельности и специфических для него жизненных форм, а также самый процесс их созидания и воспроизводства. В этом смысле понятие культуры в отличие от понятия природы – характеризует мир человека и включает в себя ценности и нормы, верования и обряды, знания и умения, обычаи и установления (включая такие социальные институты, как право и государство), язык и искусство, технику и технологию и т.д. Различные типы культуры характеризуют определенные исторические эпохи (античная культура), конкретные общества, народности и нации (культура майя), а также специфические сферы деятельности (культура труда, политика культуры, художественная культура). (4 , с.594)
Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.
В современной культурологи существует много определений культуры, самыми распространенными из них являются: технологические, деятельностные и ценностные.
С точки зрения технологического подхода культура есть определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизни; деятельностная концепция культуры рассматривает ее как способ жизнедеятельности человека, который и определяет и все общество. Ценностная (аксиологическая) концепция культуры подчеркивает роль и значение идеальной модели, должного в жизни общества и в ней культура рассматривается как трансформация должного в сущее, реальное.
Все культурологи считают, что культурные процессы исследуются в главных сферах жизнедеятельности человека: культура материальная – это производство, его технология, орудия труда, жилище, одежда, вооружение и многое другое, что в современных терминах науки называется «искусственная среда»; вторая сфера жизни людей – социальная и культура раскрывается в социальных отношениях, она показывает процессы, происходящие в обществе, раскрывает его социальную структуру, организацию политической власти, существующие правовые и моральные нормы, типы управления и стили лидерства, и, наконец, важной сферой жизни человека является его духовная жизнь, которая раскрывается в понятии духовной культуры, включающей в себя все области духового производства – науки искусство, литературу и религию, миф и философию и основанной на едином языке. (2, с. 4-5).В.И. Добрынина «Культура и цивилизация»
Культуру как целостную
систему обычно принято делить на
две формы: материальную культуру и
духовную культуру, что соответствует
двум основным видам производства –
материальному и духовному. Материальная
культура охватывает всю сферу материально-
Каждое общество осуществило свой отбор культурных форм. Каждое общество с точки зрения другого пренебрегает главным и занимается маловажными делами. В одной культуре материальные ценности едва признаются, в другой они оказывают решающее влияние на поведение людей. В одном обществе к технологии относятся с невероятным пренебрежением, даже в сферах, необходимых для выживания людей; в другом аналогичном обществе постоянно совершенствующаяся технология соответствует требованиям времени. Но каждое общество создает огромную культурную надстройку, которая охватывает всю жизнь человека - и юность, и смерть, и память о нем после смерти. Существует великое множество различий между культурами.
В результате такого отбора
прошлые и нынешние культуры различны.
В некоторых обществах считали
войну самой благородной
В большинстве европейских обществ к началу XX в. сложились две формы культуры.
Высокая культура - изящное искусство, классическая музыка и литература - создавалась и воспринималась элитой.
Народная культура, включавшая сказки, фольклор, песни и мифы, принадлежала бедным. С появлением средств массовой информации (радио, массовых печатных изданий, телевидения, грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание различий между высокой и народной культурой.
Так возникла массовая культура, которая не связана с религиозными или классовыми субкультурами. Массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны их проживания. Массовая культура является также потому, что она массово, каждодневно производится; это культура повседневной жизни, доступно и достоверно представляемая средствами массовой коммуникации она привлекательна в силу своей демократичности. Массовая культура наложила серьезный отпечаток на повседневное бытие сотен миллионов людей, формируя их потребности, ценностные установки, вкусы, идеалы, стандарты поведения и деятельности. (2, с.113). Т.П. Малькова «Субъекты культуры»
2. Что такое власть?
Понятие «власть» в обыденной жизни и в научной литературе употребляется в разных смыслах. При глубоком рассмотрении вопроса обнаруживается, что понятие «власть» не может быть полностью раскрыто лишь с точки зрения экономики и политики, права и морали, представляющих отдельные аспекты такого многослойного и в то же время целостного феномена, каким является власть. Для этого необходимо исследование власти на самых разных уровнях её функционирования в обществе, истории и культуре.
Оптимальным является такое определение: « Власть - в общем смысле способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение с помощью каких-либо средств – воли, авторитета, права, насилия (экономическая, политическая, государственная, семейная и др.); политическое господство, система государственных органов»
Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах власти были предприняты ещё в ранний период политической истории. Власть, в отличие от физического насилия, оказывает воздействие на тело, душу и ум, пронизывает их, подчиняет закону своей воли. По существу своему она подобна авторитету.
Необходимость власти обусловлена
сущностью человеческого
Глубинным источником, основой подчинения одного индивида другому является неравенство, причем не только социальное (экономическое, имущественное, статусное, образовательное и т.д.), но естественное (физическое, интеллектуальное, неравенство, порожденное половыми различиями).
Власть это центральное,
организационное политики; одна из
важнейших и наиболее древних
проблем политического знания, литературного
и изобразительного творчества; проблема
культуры общества и конкретной жизни
человека. Исследования власти как
общественного явления и
Власть представляет собой средство осуществления политики. Существуют универсальные свойства власти: ее всеобщность, способность проникать во все виды деятельности, связывать людей, общественные группы и противопоставлять их.
Понятие власти включает понятие отношения, основанного на наличии субъекта и объекта, особого волевого отношения субъекта к объекту этого отношения. Оно состоит в побуждении к действию, которое второй субъект должен совершить по желанию первого. Власть - идеальное, волевое или эмоциональное и иное отношение и не может сама производить какое-либо действие; это действие производят две стороны этого отношения, одна - побуждающая к действию, другая - производящая его. Активный субъект власти сам же и способен реагировать на внешние воздействия и реализовать их. Это означает возможность субъекта и объекта власти совмещаться в одном лице или коллективе, т.е. минимальное отношение власти может сводиться к одной стороне этого отношения. Отношения власти, как и политические отношения, характеризуются их универсальностью и включенностью, способностью проникать во все сферы деятельности и жизни. Совокупность всех проявлений власти, ее универсальный, всепроникающий характер позволяют рассматривать ее как такое же всеобщее начало жизни общества и человека, как и политика, как автономную общественную сущность. Присутствующая в обществе как целостное начало - власть наделена и единым принципом деятельности - командованием в различных его формах (распоряжение, приказание, убеждение и т.п.).