Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 00:02, курсовая работа
Историю Древнего Египта делят на пять периодов, в течение которых правили 30 династий фараонов: Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства (3-1 тыс. до н.э.). Фараоны считались воплощением верховного бога Осириса на земле. Первым фараоном был Мина, объединивший Верхний и Нижний Египет.
Актуальность данной работы в том, что культура Древнего Египта с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества. Она вызывала удивление у гордого своей цивилизацией вавилонского народа. У египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции. Великий Рим преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид.
Цель курсовой работы охарактеризовать культуру Древнего Египта. На основании приведенной литературы, источников и различных данных необходимо достаточно полно раскрыть тему, следуя следующим поставленным задачам:
1.Изучить историю и искусство Древнего Египта.
2.Проанализировать специфику становления культуры Древнего Египта.
3.Охарактеризовать древнеегипетскую мифологию и религию.
4.Рассмотреть основные памятники культуры Древнего Египта.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Специфика становления культуры Древнего Египта………………………...5
2. Древнеегипетская мифология и религия…………………………………….12
2.1 Роль мифологии и религии в развитии культуры Египта…………………12
2.2 Обожествляемые животные…………………………………………………18
2.3 Вера в загробную жизнь…………………………………………………….20
3. Искусство Древнего Египта………………………………………………….21
3.1 Архитектура………………………………………………………………….21
3.2 Скульптура…………………………………………………………………...25
3.3 Рельефы и росписи…………………………………………………………..29
4. Основные памятники культуры Древнего Египта………………………….31
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованной литературы…………………………………………...41
В Древнем царстве вырабатываются строго определенные типы статуй: стоящая с выдвинутой левой ногой и опущенными руками, прижатыми к телу (статуя Микерина с богинями, статуя Ранофера); сидящая, с руками, положенными на колени (статуя Рахотепа и его жены Нофрет, статуя царского писца Каи).
Для всех характерны следующие художественные приемы: фигуры построены со строгим соблюдением фронтальности и симметричности; голова поставлена прямо и взгляд устремлен вперед; фигуры неразрывно связаны с блоком, из которого высечены, что подчеркивается сохранением части этого блока в виде фона; статуи раскрашивались: тело мужских фигур – красновато - коричневого цвета, женских - желтого, волосы - черного, одежды - белого цвета.
Основной характер - торжественная монументальность и строгое спокойствие. К этим общим для всех скульптурных статуй закономерностям следует добавить небольшой, но очень существенный штрих - портретные черты в передаче лица. Невозможно перепутать лицо писца Каи с его чуть плоским носом и выдающимися скулами и лицо царевича Рахотепа с напряженными морщинками у переносицы, аккуратными усиками и пухлыми губами; надменное лицо зодчего Хемиуна, чуть полноватое, с маленьким, но энергичным и жестким ртом и лицо верховного жреца Ранофера с правильно строгими и бесстрастными чертами.
Довершает индивидуализацию канонических черт тщательная пластическая обработка тела: молодого, физически развитого или полного, слегка оплывшего жиром, с дряблой кожей и морщинками.
В период Среднего царства, дабы усилить значимость верховной власти в создании народа, скульптурные изображения живых владык Египта, посвященные богам, стали устанавливать перед храмами и внутри их. Личность фараона возвеличивается с еще большей наглядностью (последнее достигнет небывалых масштабов в период Нового царства). Это повлекло за собой усиление индивидуально-реалистического начала при сохранении основополагающих канонов художественной практи.7
Голова статуи Сенусерта III (19 в. до н.э.) - замечательный образец египетского реалистического портрета: резкие морщины, глубоко посаженные глаза, крупный нос и слегка выступающий властный рот. Большое выразительное значение приобретает светотеневая моделировка лица: острый контраст бликов и затемненных частей на черном камне (обсидиан) подчеркивает более сложную психологическую трактовку образа, в котором энергия и проницательный ум сочетаются с моментами рефлексии.
В мелкой пластике Среднего царства появляются произведения, отличающиеся таким новым качеством , как изящество и стройность. Гармоничность линий рук и ног, более тонкая раскраска одежды, воспроизводящая различные узоры, миниатюрность фигур - характерные стилистические приемы одного из произведений эпохи Среднего царства - статуэтки слуг, несущих жертвенные дары (19 в. до н.э.).
Лирическое начало в наибольшей степени характерно для скульптурных образцов Нового царства. Статуэтки жрицы Раннаи и жреца Аменхотепа отличаются изысканным качеством работы: они сделаны из дерева, глаза и украшения инкрустированы золотом, одежда посеребрена. Мягкие очертания округлых лиц, изящество фигур, приобретающие в образе “певицы Амона” хрупкость и рафинированность за счет удлиненных пропорций и текучести линий.
Интереснейшим периодом в искусстве Нового царства стало время правления Аменхотепа IV-Эхнатона в первой половине 14 в. До н.э. Его новая столица - Ахетатон строилась по единому плану и включала в себя несколько крупных частей: центральная была застроена дворцом и главным храмом Атона, включавшим административно-хозяйственные здания, домами - усадьбами вельмож. Окраину занимало жилье ремесленников и бедняков.
Существенным новшеством храмовых ансамблей, при сохранении общего принципа размещения преимущественно открытых помещений центральной оси, был отказ от многоколонных залов. Их заменили просторные дворы с многочисленными жертвенниками.
Но наиболее значительные изменения произошли в изобразительном искусстве. Разрыв с древней религиозной традицией ознаменовал отход от героизации царского образа. Акцент теперь был сделан на требовании простоты и естественности, которые должны были проявиться не только в чертах лица, но и передаче душевного состояния. Сохранилось несколько скульптурных портретов и статуй Эхнатона, поражающих реалистичностью трактовки. При этом в первые годы правления реализм приобрел характер утрирования индивидуальных черт облика фараона, доходящий иногда до гротеска: статуя Аменхотепа IV в Карнаке; рельеф “Семья Эхнатона” на пограничной стеле. Это исчезает в более поздних произведениях - гипсовая голова Эхнатона и портретная голова Эхнатона, незаконченная. Здесь уже нет гротесковых преувеличений губ и носа , моделировка лица отличается мягкостью.
Скульптуру второй половины Нового царства, ее основную линию, представляют следующие произведения: гигантские статуи Рамсеса II на фасаде его большого храма в Абу-Симбеле; колоссы Рамсеса II в храмах Амона в Карнаке и Луксоре и в Рамсессуме. Самая яркая черта этих памятников - огромные масштабы, сочетающиеся с общественными, монументализированными объемами. ”Вспомнились” древние традиции египетского искусства - торжественно-героический монументальный стиль, подавляющая грандиозность сооружений, утверждающая величие фараона-бога.
Но
по сравнению с Древним царством
вся эта скульптура обрела оттенок гигантомании,
когда внешнее слишком превосходит внутреннее.
3.3
Рельефы и росписи
Завершают характеристику египетского искусства рельефы и росписи, которые в великом множестве украшали стены гробниц, заупокойных храмов, колонны, саркофаги и вообще все то, что могло быть ими оформлено.
Характерные особенности изобразительного канона в рельефе сложились еще в додинастический период, что нашло свое отражение и в росписях, развивающихся уже в искусстве Среднего царства.
Известная “Плита Нармера”, созданная в честь царя Нармера, объединившего Верхний и Нижний Египет, содержит в себе основные канонические черты. К ним относятся:
1. Построчное размещение сюжетных сцен (разделение плоскости горизонтальные пояса).
2. Композиционная организация сцен (внутри поясов) на основе упорядоченности. С наибольшей ясностью этот принцип проступает в т.н. мотивах шествия, где фигуры движутся одна за другой , через одинаковые интервалы, с повторяющимися жестами.
3.Разномасштабность фигур. Так как фараон был главным действующим лицом в каждой композиции, то его, как впрочем и богов, изображали в больших размерах, чем все остальные фигуры.
4. Изображение человека - принцип распластывания фигуры на плоскости, когда голова и ноги изображались в профиль, а торс и глаз - в фас. Избирались самые четкие, ясно читаемые аспекты, органично соединенные силуэтом обобщающего типа и соотнесенные с двухмерной плоскостью.
5. Изображение предметов с различных точек зрения с помощью их вертикального расположения: то, что находится дальше, изображается на плоскости выше.
Наиболее распространенной темой рельефов
и росписей была тема пирамид, обычно связанного
с заупокойным культом. Роспись из гробницы
в фиванском акрополе относится к периоду
Нового царства. Именно здесь с наибольшей
отчетливостью проступают характерные
черты египетского искусства, поскольку
любая сюжетная композиция использует
много различных “элементов” - человеческие
фигуры, предметы обихода(столы, кресла,
посуда), деревья, птицы, животные и т.п.
И все это множество изображений размещается
на плоскости, разделенной на горизонтальные
пояса так, чтобы каждая из фигур и предметов
ясно“читалась” глазами, не заслоняя
друг друга. Расположенные через одинаковые
интервалы, с повторяющимися жестами,
они как будто застывают: вся “картинка”
какой бы ни была ее тема воспринимается
как торжественное ритуальное действо,
воспарившее над обыкновенным миром реального
бытия. Все конкретные и заимствованные
из жизни сюжеты, воссозданные в египетских
рельефах и росписях, благодаря композиционному
решению, приобретали характер священнодействия,
ибо они воспроизводили жизнь после смерти.8
4.
Основные памятники
культуры Древнего
Египта
Прибывшему в Гизу туристу открывается одна из прекраснейших картин, какую когда-либо создавала человеческая рука. Египетская поговорка «Все боится времени, но время боится Пирамид» как нельзя лучше применима к этому месту.
Гиза – это современное
Некрополь в Саккара,
Покровителем этого некрополя
был бог Сокар, именем
В центре некрополя
Саккарский некрополь включает значительное число мастаб, и многие из них примечательны своей красотой и изяществом отделки. Мастаб Небет (V династия). Мастаб визиря унеферта (VI династия). Мастаб принцессы Идут. Мастаб Каджеми. Мастаб Птах-Хотепа. Мастаб Мереруки. Мастаб Ти.
При раскопках в Мемфисе были обнаружены остатки храма Птаха, где короновались фараоны, и небольшая молельня, построенная Сети I также в честь Птаха. Перед храмом возвышались колоссальные статуи Рамсеса II. Из них осталось только две. Одна из розового гранита стоит сейчас на вокзальной площади Каира. Вторая лежит на земле во всем своем великолепии: она имеет 13 м в высоту и носит имя великого фараона. В нескольких десятках метров от колосса можно видеть алебастрового сфинкса с ликом Аменофиса II.
Примерно в двух километрах от Саккарского некрополя нас встречают пять пирамид Дахшура: три каменные и две кирпичные, но все необычайно выразительные.
На западном берегу Нила
Дендера – греческое название
Тентириса, священного города
с тремя святилищами:
В Луксоре (бывший древний
Примерно в трех километрах
от Луксорского храма
Между Луксорским и Карнакским Храмами находится аллея из сфинксов с бараньими головами.
На просторной равнине, раскинувшейся вокруг Фив, между Нилом и Долиной Царей, можно видеть остатки монументальной аллеи, которая вела к храму Аменофиса III. Храм, к сожалению, исчез, а то, что осталось, известно под названием «Колоссы Мемнона». Речь идет о двух гигантских статуях 20-метровой высоты.
В горах за Фивами открываются
многочисленные небольшие