Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 12:41, контрольная работа
Контрольная работа по "Культорологии"
Часть 1
Смысл жизни, смысл истории как основа духовной жизни личности и общества.
Мораль и красота как системообразующие признаки культуры.
Добро и зло, долг и склонность, дружба, счастье и любовь, наслаждение и страдание, честь и достоинство, совесть, вина, раскаяние и сострадание – основные понятия нравственной культуры человека и общества.
Культурологические проблемы социализации личности.
Часть 2
Культура человеческого общения (личности, коллектива и общества).
Культура социально-политической жизни общества.
Культура и цивилизация. Проблемы культуры на рубеже XX-XXI вв.
Перспективы развития человечества. Проблемы развития потребительского общества.
Понимание цивилизации как совокупности технических достижений, создающих удобства жизни, комфорт, с которыми человек срастается и привыкая к которым отходит от культуры, не имея времени и желания тратить на нее душевные силы, распространено и в наши дни. Цивилизация – это техника со всем ее могуществом и достижениями. А культура – олицетворение творческого, созидательного начала. Писатель В. Дудинцев образно выразил такое понимание цивилизации:
«Цивилизация – это техника и удобства, самолеты и телевизоры, мост через реку Св. Лаврентия и тоннель, пробиваемый под Ла-Маншем. Культура – это результат духовной деятельности людей, результат познания человеком качества своих поступков. Это – «Пиета» Микеланджело и "Святой Себастьян" Тициана. Это – "Основы морали" Шопенгауэра. Это – Моцарт, Бах, Шопен.
В цивилизации мы
можем наблюдать "Закат Европы",
который проявляется в таких
характерных симптомах, как "озоновая
дыра", экологические болезни природы,
СПИД и т. д. Это все проявление заката цивилизации».
Писатель считает, что культура на закат
не обречена. В ее сущности есть одна особенность,
отличающая ее от цивилизации. «Эта особенность
– искреннее, доброе чувство, проявление
которого украшает каждый шаг истинной
культуры» [2, с. 29].
1. Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 6. М., 1966.
2. Европа как культурная
ценность – общие истоки, многовариантность
развития, новые источники
4. Перспективы
развития человечества. Проблемы
развития потребительского
Чтобы говорить о перспективах развития человека, нужно хорошо представлять себе, какой он, как развивается и насколько эффективно решает задачи своего существования. Последнее поворачивает человека к его сущности, вынуждая к ее объективному определению и обоснованию сообразного ей рационального поведения. Сделав это, он сможет свободнее и эффективно развиваться, максимально реализуя свой видовой потенциал! Пока же люди весьма неоднозначно представляют себе свою сущность и выражающую ее жизненную необходимость, а полезным считают не реализацию своего видового потенциала, а обогащение и власть, благодаря которым возможно получение больших жизненных ресурсов и удовольствий от их потребления. Научно-технический прогресс и экономический подъем способствуют улучшению ресурсной обеспеченности жизни людей, но пока механизм их перераспределения нерационален настолько, чтобы люди в массе смогли начать думать о своем развитии и совершенствании, а не о средствах к существованию. Если окинуть взглядом исторический процесс за последние несколько сотен лет, то нельзя не увидеть позитивных изменений в жизни людей и возрастающей их динамики: это и решение продовольственной проблемы в развитых странах и значительное увеличение продолжительности, повышение комфортности и информативности жизни, особенно стремительные в последнее столетие. Изменилась имущественная структура населения, например, в развитых странах число обеспеченных людей доходит до 80-90% против 10% в развивающихся. Это в значительной степени связано с развитием производительных сил, которые в ряде африканских стран находятся на очень низком уровне и нередко люди голодают... Тем не менее, и в благополучных странах развитие и действия людей не вполне адекватны их сущности, в результате они много болеют и живут меньше, чем могли бы, не говоря об опасностях на производстве и дорогах, преступности, терроризме и военно-силовых конфликтах между странами и их блоками.
Обращаясь к сущности человека и тому, как он ее реализует, можно полагать, что в силу накопления исторического опыта и знаний он приближается к тому, чтобы начать последовательное самопознание и более эффективную самореализацию. Коль скоро человек социален, это скажется и на организации социума. Занимаясь оптимизацией социума естественно ожидать и повышения общечеловеческого уровня отношений людей. Эта рационализационная цепочка, познание и реализация которой связана с развитием человековедения, станет основой позитивного развития человека и всего Человечества.
Потребительское общество – это общество, явно или скрыто пропагандирующее потребительское отношение к всем элементам окружающего мира.
«После нас хоть потоп» - вот основная идея потребительского общества.
Конкретно можно выделить следующие первичные проблемы потребительского общества:
- демографические; в настоящее время по данным различных авторов, например, Н.Моисеева, Ст.Лема, В.Дольника - планета перенаселена в 6-25 раз; раньше можно было говорить о перенаселении того или иного региона, что было достаточно неприятно, но решалось относительно просто: переселением, эпидемиями, войнами и другими механизмами, рассмотренными в свое время Р.Мальтусом и его последователями,- сейчас речь идет о перенаселении планеты в целом;
- прогресса, которые
менее очевидны, хотя достаточно заметны
и видны всем, регулярно обсуждаются общественностью:
технологические и ситуационные (обусловленные
слишком высокой производительностью
труда и ограниченность задач (сценариев),
стоящих перед человеком, интеллектуально-
- информационные: человечество имеет дело как с информацией, так и информационным шумом; в настоящее время их потоки настолько велики, что оно "задыхается" в них и не в состоянии эффективно переработать; появилось большое количество понятий и даже областей деятельности людей которые можно отнести к шумовым и которым в реальном мире ничего не соответствует: например астрология;
- культурологические: достижения современной культуры и науки настолько высоки и впечатляющи, что у основной массы "потенциальных творцов" теряется уверенность в собственных силах, а зачастую и сам "смысл жизни"; решение этой проблемы видят в увеличении сроков и уровня образования (воспитание устойчивого индивидуума); наблюдаются признаки вырождения культур: западноевропейский стиль (культура, вещизм, прагматизм) в тех или иных формах завоевывает всю планету;
- целевые: люди и даже целые народы теряют глобальные цели своего существования (становятся придатками производства или экономики), многое в наше время уже нельзя (захват территорий, например), кое-что еще можно (экономическая экспансия), наблюдается возврат к мироощущению древнего мира, "вселенная человека" становится замкнутой, жизненного пространства народам не хватает;
- вырождения самого человека (связанные с резким улучшением медицинской помощи, массированным применением лекарств, выносом в биосферу огромного количества микроэлементов, а также с энтропией генетического кода), и взрыва экологической ячейки "человечество" (признаками взрыва является практическое совпадение биологического и фактического времени удвоения населения планеты, составляющего для вида homo sapiens примерно 20 лет);
- экологические (являются
следствием вышеперечисленных); проблемы
стоят на последнем месте в списке, но
являются элементом системы обратной
связи и индикатором состояния планеты.
Потребительское отношение общества к
природе и ее ресурсам было господствующим,
если не на словах, то на деле, в государствах
как с рыночной экономикой, так и с плановой.
Эта концепция торжествовала веками, особенно
начиная со стадии капиталистического
развития общества. Что касается практики
взаимодействия советского общества с
природой, то оно было фактически потребительским
на протяжении всего периода строительства
социализма и коммунизма, в основном таким
же сохраняясь в России и сейчас. Суть
этой концепции заключается в том, что
природа воспринимается как кладовая,
из которой должны извлекаться ресурсы
для развития материального производства
и создания богатства общества (выражена
известными словами И.В.
Мичурина: «Нам не надо ждать милостей
от природы. Взять их у нее – наша задача»).
«На наш век хватит», «После нас хоть потоп»
– вот лозунги, под которыми осуществлялось
и осуществляется решение многих программ
хозяйственного развития. Закономерным
результатом потребительского отношения
к природе раньше или позже является ее
истощение, деградация, что соответствующим
образом отражается на человеке и обществе.
Н.Ф.Федоров, русский религиозный мыслитель-утопист
(1928–1903), писал в конце прошлого века: «Итак,
мир идет к концу, а человек своей деятельностью
даже способствует приближению конца,
ибо цивилизация, эксплуатирующая, а не
восстанавливающая, не может иметь иного
результата, кроме ускорения конца» .
Содержание.
6. Культура
человеческого общения
7. Культура социально-политической
жизни общества.
8. Культура и цивилизация.
Проблемы культуры
9. Перспективы развития
человечества. Проблемы развития потребительского
общества.
10. Содержание.
11. Список использованной
литературы.
Список использованной литературы.