Культура духовной жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 12:41, контрольная работа

Краткое описание

Контрольная работа по "Культорологии"

Оглавление

Часть 1
Смысл жизни, смысл истории как основа духовной жизни личности и общества.
Мораль и красота как системообразующие признаки культуры.
Добро и зло, долг и склонность, дружба, счастье и любовь, наслаждение и страдание, честь и достоинство, совесть, вина, раскаяние и сострадание – основные понятия нравственной культуры человека и общества.
Культурологические проблемы социализации личности.

Часть 2
Культура человеческого общения (личности, коллектива и общества).
Культура социально-политической жизни общества.
Культура и цивилизация. Проблемы культуры на рубеже XX-XXI вв.
Перспективы развития человечества. Проблемы развития потребительского общества.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

Понимание цивилизации  как совокупности технических достижений, создающих удобства жизни, комфорт, с которыми человек срастается и  привыкая к которым отходит от культуры, не имея времени и желания тратить на нее душевные силы, распространено и в наши дни. Цивилизация – это техника со всем ее могуществом и достижениями. А культура – олицетворение творческого, созидательного начала. Писатель В. Дудинцев образно выразил такое понимание цивилизации:

«Цивилизация –  это техника и удобства, самолеты и телевизоры, мост через реку Св. Лаврентия и тоннель, пробиваемый  под Ла-Маншем. Культура – это  результат духовной деятельности людей, результат познания человеком качества своих поступков. Это – «Пиета» Микеланджело и "Святой Себастьян" Тициана. Это – "Основы морали" Шопенгауэра. Это – Моцарт, Бах, Шопен.

В цивилизации мы можем наблюдать "Закат Европы", который проявляется в таких  характерных симптомах, как "озоновая дыра", экологические болезни природы, СПИД и т. д. Это все проявление заката цивилизации». Писатель считает, что культура на закат не обречена. В ее сущности есть одна особенность, отличающая ее от цивилизации. «Эта особенность – искреннее, доброе чувство, проявление которого украшает каждый шаг истинной культуры» [2, с. 29]. 
 

1. Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 6. М., 1966.

2. Европа как культурная  ценность – общие истоки, многовариантность  развития, новые источники сотрудничества: Стенографический отчет «круглого стола». М., 1991.

4. Перспективы  развития человечества. Проблемы  развития потребительского общества

Чтобы говорить о  перспективах развития человека, нужно  хорошо представлять себе, какой он, как развивается и насколько  эффективно решает задачи своего существования. Последнее поворачивает человека к его сущности, вынуждая к ее объективному определению и обоснованию сообразного ей рационального поведения. Сделав это, он сможет свободнее и эффективно развиваться, максимально реализуя свой видовой потенциал! Пока же люди весьма неоднозначно представляют себе свою сущность и выражающую ее жизненную необходимость, а полезным считают не реализацию своего видового потенциала, а обогащение и власть, благодаря которым возможно получение больших жизненных ресурсов и удовольствий от их потребления. Научно-технический прогресс и экономический подъем способствуют улучшению ресурсной обеспеченности жизни людей, но пока механизм их перераспределения нерационален настолько, чтобы люди в массе смогли начать думать о своем развитии и совершенствании, а не о средствах к существованию. Если окинуть взглядом исторический процесс за последние несколько сотен лет, то нельзя не увидеть позитивных изменений в жизни людей и возрастающей их динамики: это и решение продовольственной проблемы в развитых странах и значительное увеличение продолжительности, повышение комфортности и информативности жизни, особенно стремительные в последнее столетие. Изменилась имущественная структура населения, например, в развитых странах число обеспеченных людей доходит до 80-90% против 10% в развивающихся. Это в значительной степени связано с развитием производительных сил, которые в ряде африканских стран находятся на очень низком уровне и нередко люди голодают... Тем не менее, и в благополучных странах развитие и действия людей не вполне адекватны их сущности, в результате они много болеют и живут меньше, чем могли бы, не говоря об опасностях на производстве и дорогах, преступности, терроризме и военно-силовых конфликтах между странами и их блоками.

Обращаясь к сущности человека и тому, как он ее реализует, можно полагать, что в силу накопления исторического опыта и знаний он приближается к тому, чтобы начать последовательное самопознание и более  эффективную самореализацию. Коль скоро  человек социален, это скажется и на организации социума. Занимаясь оптимизацией социума естественно ожидать и повышения общечеловеческого уровня отношений людей. Эта рационализационная цепочка, познание и реализация которой связана с развитием человековедения, станет основой позитивного развития человека и всего Человечества.

Потребительское общество – это общество, явно или скрыто пропагандирующее потребительское  отношение к всем элементам окружающего  мира.

«После нас хоть потоп» - вот основная идея потребительского общества.

Конкретно можно  выделить следующие первичные проблемы потребительского общества:

 - демографические; в настоящее время по данным различных авторов, например, Н.Моисеева, Ст.Лема, В.Дольника - планета перенаселена в 6-25 раз; раньше можно было говорить о перенаселении того или иного региона, что было достаточно неприятно, но решалось относительно просто: переселением, эпидемиями, войнами и другими механизмами, рассмотренными в свое время Р.Мальтусом и его последователями,- сейчас речь идет о перенаселении планеты в целом;

- прогресса, которые менее очевидны, хотя достаточно заметны и видны всем, регулярно обсуждаются общественностью: технологические и ситуационные (обусловленные слишком высокой производительностью труда и ограниченность задач (сценариев), стоящих перед человеком, интеллектуально-культурологические (кризис института образования), политические, энергетические и т.д.);

- информационные: человечество имеет дело как с информацией, так и информационным шумом; в настоящее время их потоки настолько велики, что оно "задыхается" в них и не в состоянии эффективно переработать; появилось большое количество понятий и даже областей деятельности людей которые можно отнести к шумовым и которым в реальном мире ничего не соответствует: например астрология;

- культурологические: достижения современной культуры и науки настолько высоки и впечатляющи, что у основной массы "потенциальных творцов" теряется уверенность в собственных силах, а зачастую и сам "смысл жизни"; решение этой проблемы видят в увеличении сроков и уровня образования (воспитание устойчивого индивидуума); наблюдаются признаки вырождения культур: западноевропейский стиль (культура, вещизм, прагматизм) в тех или иных формах завоевывает всю планету;

- целевые: люди и даже целые народы теряют глобальные цели своего существования (становятся придатками производства или экономики), многое в наше время уже нельзя (захват территорий, например), кое-что еще можно (экономическая экспансия), наблюдается возврат к мироощущению древнего мира, "вселенная человека" становится замкнутой, жизненного пространства народам не хватает;

- вырождения самого человека (связанные с резким улучшением медицинской помощи, массированным применением лекарств, выносом в биосферу огромного количества микроэлементов, а также с энтропией генетического кода), и взрыва экологической ячейки "человечество" (признаками взрыва является практическое совпадение биологического и фактического времени удвоения населения планеты, составляющего для вида homo sapiens примерно 20 лет);

- экологические (являются следствием вышеперечисленных); проблемы стоят на последнем месте в списке, но являются элементом системы обратной связи и индикатором состояния планеты. Потребительское отношение общества к природе и ее ресурсам было господствующим, если не на словах, то на деле, в государствах как с рыночной экономикой, так и с плановой. Эта концепция торжествовала веками, особенно начиная со стадии капиталистического развития общества. Что касается практики взаимодействия советского общества с природой, то оно было фактически потребительским на протяжении всего периода строительства социализма и коммунизма, в основном таким же сохраняясь в России и сейчас. Суть этой концепции заключается в том, что природа воспринимается как кладовая, из которой должны извлекаться ресурсы для развития материального производства и создания богатства общества (выражена известными словами И.В. Мичурина: «Нам не надо ждать милостей от природы. Взять их у нее – наша задача»). «На наш век хватит», «После нас хоть потоп» – вот лозунги, под которыми осуществлялось и осуществляется решение многих программ хозяйственного развития. Закономерным результатом потребительского отношения к природе раньше или позже является ее истощение, деградация, что соответствующим образом отражается на человеке и обществе. Н.Ф.Федоров, русский религиозный мыслитель-утопист (1928–1903), писал в конце прошлого века: «Итак, мир идет к концу, а человек своей деятельностью даже способствует приближению конца, ибо цивилизация, эксплуатирующая, а не восстанавливающая, не может иметь иного результата, кроме ускорения конца» .  
 
 
 

Содержание.

  1. План работы.                                                                                                   1.
  2. Смысл жизни, смысл истории как основа духовной жизни                 личности и общества.                                                                                    2.
  3. Мораль и красота как системообразующие признаки                      культуры.                                                                                                           5.
  4. Добро и зло, долг и склонность, дружба, счастье и любовь, наслаждение и страдание, честь и достоинство, совесть, вина, раскаяние и сострадание – основные понятия нравственной        культуры человека и общества.                                                                   8.
  5. Культурологические проблемы социализации личности.                   14.

      6. Культура человеческого общения                                                               17.        

    7. Культура социально-политической жизни общества.                           22.

    8. Культура и цивилизация.   Проблемы культуры                                               на рубеже XX-XXI вв.                                                                                            23.

    9. Перспективы развития человечества. Проблемы развития потребительского общества.                                                                             27.

    10. Содержание.                                                                                                    30.

    11. Список использованной литературы.                                                        31. 
     
     
     
     
     
     
     
     

Список использованной литературы.

  1. Сидорова И.М. История и теория культуры (в таблицах и схемах ): Учебное пособие. – Рыбинск, 2001.
  2. Соболева О.Ю. Культурология: Учебное пособие. – Рыбинск,2002.
  3. Мальтус Т.Р. Опыт о законе народонаселения / Антология экономической классики.- М.: "Эконов", "Ключ", 1993.- 486 с
  4. Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера.- М.: Наука, 1987.

Информация о работе Культура духовной жизни