Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 12:41, контрольная работа
Контрольная работа по "Культорологии"
Часть 1
Смысл жизни, смысл истории как основа духовной жизни личности и общества.
Мораль и красота как системообразующие признаки культуры.
Добро и зло, долг и склонность, дружба, счастье и любовь, наслаждение и страдание, честь и достоинство, совесть, вина, раскаяние и сострадание – основные понятия нравственной культуры человека и общества.
Культурологические проблемы социализации личности.
Часть 2
Культура человеческого общения (личности, коллектива и общества).
Культура социально-политической жизни общества.
Культура и цивилизация. Проблемы культуры на рубеже XX-XXI вв.
Перспективы развития человечества. Проблемы развития потребительского общества.
Культура общения есть совокупность норм, способов и условий эффективного взаимодействия, принятых в определенной социальной среде как этический эталон общения. Вместе с тем культура общения не может быть сведена к своду правил. Она обеспечивается интеллектуальным, эмоциональным и нравственным развитием личности, ее внутренней культурой, которая выражается в умении учитывать обстановку, в готовности понять и принять позицию партнера по общению, проявить эмпатию, т. е. понять состояние, переживания собеседника, с уважением отнестись к его мнению.
Культура общения – неотъемлемая часть общей культуры личности и взаимосвязана со всеми ее компонентами. С одной стороны, она зависит от духовной, трудовой, нравственной культуры личности, ее общего и эстетического кругозора. С другой, именно в общении проявляются внутренняя культура, нравственная позиция, духовное богатство человека.
Если рассматривать общение как широкое явление, не ограниченное межличностным взаимодействием, становится особенно очевидной органическая связь культуры общения с другими компонентами культуры личности. Проявление культуры личности в общении с природой определяется экологической культурой личности. Общение человека с техникой зависит от политехнической и трудовой культуры. Общение с источниками информации будет тем более продуктивным и рациональным, чем выше уровень развития интеллектуальной и информационной культуры личности.
На данную зависимость мы обратили внимание, чтобы подчеркнуть взаимосвязь культуры общения со всей многогранной культурой личности. Но предметом рассмотрения в этой главе является общение как межличностное взаимодействие. Антуан де Сент-Экзюпери отмечал, что нет ничего дороже роскоши человеческого общения. Действительно, человек не мыслит себя вне общения. Побуждают человека к общению его потребности, весьма разнообразные.
Самая распространенная и характерная для любого возраста – потребность в общении как таковом. Ребенок стремится к контакту с матерью, он умолкает, услышав ее голос, почувствовав прикосновение ее рук. Взрослый, вернувшись с работы чем-то расстроенный или, напротив, переполненный радостью успеха, испытывает желание поделиться радостью или облегчить душу, поведав о том, что тревожит. В этих случаях проявляется потребность эмоционального контакта.
Потребность в безопасности. Обратите внимание, как совсем незнакомые люди становятся общительнее в ситуации тревожного ожидания. Долго нет автобуса. Стоящие на остановке люди, до того хранившие молчание, начинают обмениваться репликами, выражая досаду или опасение по поводу того, что, возможно, что-то случилось на линии. Остановился поезд в тоннеле метро. В первые минуты в вагоне царит напряженное молчание. Но чем дольше длится задержка, тем активнее включаются пассажиры в общение. Так легче становится ждать, не столь тревожно в ситуации неизвестности.
Потребность в доминировании. Она связана со стремлением оказывать активное влияние на других людей. Как часто дети испытывают проявление этой потребности со стороны учителей, родителей, вообще со стороны взрослых, которые любят поучать, убеждать в своей правоте! Бывает и так, что признанный в классе, в студенческой группе лидер не прочь продемонстрировать свое превосходство, проявляя в общении со сверстниками снисходительное, а то и пренебрежительное к ним отношение. Одним это неприятно, и они подчас «взрываются». А другие почему-то спокойно относятся к подчиненному положению, в котором оказываются при проявлении со стороны лидера потребности в доминировании. Подобная реакция объясняется проявлением прямо противоположной потребности – потребности быть ведомым.
Потребность в престиже. Проявление этой потребности можно наблюдать, когда человек, выступая на собрании или вступая в общение с коллегами, надеется получить признание, испытать удовлетворение от того, что восхищаются его знаниями, прямотой, умением аргументировать, артистизмом. Если ожидания оправдываются, это вдохновляет. Если не оправдываются, человек, для которого характерна потребность в престиже, огорчается, считает, что его не поняли, не оценили.
Потребность быть индивидуальностью, ощутить себя личностью. Она близка к потребности в признании, самоутверждении. Существенное значение имеет осознание руководителем, педагогом, родителями, что эту потребность испытывают те, кто находится в зависимом от них положении. Если мы осознаем стремление собеседника к самоутверждению, мы проявим уважение к его позиции, терпимость, толерантность в том случае, если наши мнения не совпадают.
Потребность
в покровительстве,
в помощи. В известной мере она близка
к потребности быть ведомым. Разница в
том, что потребность быть ведомым может
быть устойчивой характеристикой личности,
а потребность в покровительстве, в помощи
– ситуативна: любой в определенных обстоятельствах
может испытать эту потребность, даже
если по характеру он человек активный
и привык, как правило, надеяться на себя.
2.
Культура социально-
Cоциально-политическая деятельность направлена на преобразование общества в целом. Результатом социально-преобразующей деятельности (включающей политическую) является развитие общества.
Cвой жизненный путь человек проходит в обществе. С момента рождения и к смерти он включен в социальную сферу, которая охватывает все, что непосредственно касается человека в процессе его общей с другими людьми жизнедеятельности. Именно так человек всесторонне взаимодействует с теми, кто ее окружает, усваивает установленные нормы жизни общества и согласно этим нормам строит собственное поведение.
Главными факторами, которые ныне определяют развитие социальной сферы, есть прежде всего социальное положение человека в обществе, которое определяется уровнем социальной свободы личности и возможности ее самореализации, наличие и эффективность ее социальной защищенности, характер взаимосвязи личных, групповых и общественных интересов, зрелость жизненных нужд и возможность их удовлетворения и т.п.. Не менее важными параметрами социальной сферы есть существующие в обществе условия работы, быта, досуг, здравоохранения, мера их соответствия стандартам современного общества; состояние и динамика социальной структуры, отношений между классами, социальными слоями, другими сообществами; отношения человека и общества с окружающей природной средой и т.п.
Реальное состояние и уровень развития названных параметров социальной сферы зависит от многих обстоятельств. Важнейшими из них есть такие: уровень развития продуктивных сил, изменения в производстве на базе достижений научно-технической революции, социально-экономическая модель развития (формы собственности, характер хозяйственного механизма и т.п.) общества; социально-классовая структура общества и уровень демократизации политической системы; уровень развития духовной, в том числе и политической культуры населения; масштабы и качество подготовки кадров, а также характер и эффективность социальной политики, которая является главным инструментом реализации объективных возможностей экономического, политического и духовного потенциалов общества.
Что же такое социальная политика? Какое содержание вкладывается в это понятие? В политологии социальная политика рассматривается как особое направление деятельности субъектов социально-политической жизни, направленное на обеспечение благоприятных условий и средств существования индивидов, на реализацию жизненно важных социальных нужд и интересов людей и социальных сообществ. Социальная политика - это деятельность властных структур, других субъектов социально-политической жизни, которая находит свое проявление в управлении социальным развитием общества, в осуществлении мер по удовлетворению материальных и духовных потребностей его членов и в регулировании процессов социальной дифференциации общества. Основной целью социальной политики есть достижения в обществе равновесия, стабильности, целостности и динамизма. Социальная жизнь - это естественно-исторический процесс развития общества, который осуществляется по объективным законам, это форма существования общества. Оно отбивает беспрерывное развитие общества через взаимодействие всех составных его элементов, частей, структур. Нормальное состояние социальной жизни - это благоустроенное функционирование всей системы социальных отношений между людьми, их социальными сообществами.
3.Культура
и цивилизация. Проблемы
Наряду с понятием
«культура» в науке и в жизни
часто употребляется понятие
«цивилизация». Мы постоянно читаем
в газетах, слышим по радио и телевидению
рассуждения о том, что России
предстоит войти в русло
Интерес к проблемам цивилизации вызван тем, что наша страна переживает переломный исторический период, когда формируются новые общественные отношения, определяются цели и идеалы будущего, идет активный поиск взаимоотношений со странами Востока и Запада, определяется место России в мировом историческом процессе. Все эти и многие другие актуальные проблемы тесно связаны с пониманием цивилизации.
В определении понятия «цивилизация», как и в определении понятия «культура», нет единого мнения. Понятие «цивилизация» утвердилось в середине XVIII века, в эпоху Просвещения, но возникло значительно раньше, тогда же, когда появилось понятие «культура», – в Древнем Риме. Под цивилизацией, цивилизованностью понималась гражданственность, т. е. определенные обязанности, выполняемые римлянами, соблюдение известных правил совместного проживания, нормы вежливости. Считалось, что за пределами Римского государства живут варвары – нецивилизованные, примитивные люди.
В самом слове «цивилизация» (от лат. civilis – гражданский, государственный) заключен смысл этого понятия.
Позднее понятие «цивилизация» стало включать в себя науку, историю, философию и другие достижения человеческой мысли.
Если эпоха Древнего Рима вкладывала в понятие цивилизации городской уклад жизни, то в Средние века к этому добавились еще и признаки личного совершенства.
В эпоху Возрождения
понятия «цивилизация» и «
Мыслители эпохи Просвещения рассматривали цивилизацию в контексте с такими понятиями, как «общественное благо», «общественный договор», «просвещение», «культура». Цивилизация понималась как противоположность «естественному состоянию» и определяющее основание для общественного прогресса. Цивилизация – это общество, построенное на основе Законов, Разума и Справедливости. Руководствуясь Разумом, индивиды, заключая общественный договор, вступают в гражданское состояние для обеспечения и защиты своих интересов, к которым просветители относят жизнь, безопасность, свободу, собственность. Общественное состояние потребовало от индивидов отчуждения своих естественных суверенных прав в пользу общественного целого – гражданского общества. Гражданское общество, цивилизация дают человеческому роду преимущество по сравнению с другими «тварями» – индустрию, просвещение, культуру, которые способны обеспечить процветание, счастье и прогресс. Но человечество не достигло совершенства, потому что люди недостаточно образованны и культурны, а законодатели корыстны и жестокосердны.
Так рассуждал о
цивилизации французский
Народы Европы первыми достигли цивилизации, но впали в варварство. Цивилизация вместо благоденствия превратилась в оковы тирании и рабства. Это разлагает культуру, которая «цветами искусства и наук» прикрывает железные цепи цивилизации, заставляя людей любить свое рабство. Понятия «культура» и «цивилизация» Руссо разводит [1, с. 567].
Культуру и цивилизацию разделяет и Иммануил Кант. Культура для него – сфера морали, а цивилизация – внешняя сторона или проявление культуры. Взаимоотношение культуры и цивилизации Кант определяет следующим образом: «Благодаря искусству и науке мы достигли высокой степени культуры. Мы чересчур цивилизованы в смысле всякой учтивости и вежливости в общении друг с другом. Но нам еще много недостает, чтобы считать нас нравственно совершенными» [1, с. 18].
В XX веке проблемы взаимоотношения
культуры и цивилизации осмысливаются
многими учеными. Эти проблемы заняли
центральное место в
большинство крупнейших культурологов – Шпенглер, М. Вебер, Бердяев – понимали под цивилизацией завершающий этап развития культуры, когда она, исчерпав свои творческие силы, отступает в тень, а общество концентрируется на технических достижениях, материальном благополучии и потреблении. Развитие искусства и литературы приходит в упадок, духовная жизнь замирает, наступает социальный застой. Каждый из названных мыслителей развивал эти идеи по-своему, но все они противопоставляли цивилизацию культуре.
Так, например, Н.А. Бердяев считает, что всякая культура неизбежно переходит в цивилизацию, что цивилизация есть судьба, рок культуры. А
1. Руссо Ж.Ж. О причине неравенства // Антология мировой философии: В 4 т. Т. 2. М., 1970.
сама цивилизация кончается смертью, она уже есть начало смерти, истощение творческих сил культуры. Цивилизация от культуры отличается тем, что культура религиозна в своей основе, цивилизация – безрелигиозна. Культура происходит от культа, она связана с культом предков, она невозможна без священных преданий. Цивилизация есть воля к мировому могуществу, к устроению поверхности Земли. Культура – национальна, цивилизация – интернациональна. Цивилизация есть мировой город. Империализм и социализм – одинаково цивилизация, а не культура. Философия, искусство существуют лишь в культуре, в цивилизации они невозможны и не нужны.