Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 12:41, контрольная работа
Контрольная работа по "Культорологии"
Часть 1
Смысл жизни, смысл истории как основа духовной жизни личности и общества.
Мораль и красота как системообразующие признаки культуры.
Добро и зло, долг и склонность, дружба, счастье и любовь, наслаждение и страдание, честь и достоинство, совесть, вина, раскаяние и сострадание – основные понятия нравственной культуры человека и общества.
Культурологические проблемы социализации личности.
Часть 2
Культура человеческого общения (личности, коллектива и общества).
Культура социально-политической жизни общества.
Культура и цивилизация. Проблемы культуры на рубеже XX-XXI вв.
Перспективы развития человечества. Проблемы развития потребительского общества.
Справедливость должна карать виновного, а великодушие способно его прощать. Следует заметить, что прощение -- важный акт не только для того, кто оказался в положении виновного, но и для того, кто обижен. Чувство вины и чувство обиды взаимосвязаны, они представляют собой противоположные личностные полюса в отношении всякого злодеяния. Тот, кто содеял зло, переживает вину, тот, кто подвергся удару - обиду. Однако, как свидетельствуют психологи и эзотерики, ношение в сердце обиды - вещь не безопасная и не невинная. Оно мучит обиженного и вызывает у него желание мести - нанесения ответного зла. Обидчивость легко переходит в злопамятность. Обида провоцирует отвечать на зло злом, темное чувство теплится во внутреннем мире и может в любой момент полыхнуть ответной ненавистью. Стойкая обида заставляет уязвить другого, что в результате способно породить собственное чувство вины. Потому прощение -- вещь неформальная. Только прощение оказывается в силах оборвать плетущуюся цепочку взаимного зла, ненависти и сопровождающего их страдания. Однако научиться прощать не так-то просто.Современные психотерапевты дают много методик, позволяющих научиться сложному делу прощения. Они подчеркивают, что простить - значит отпустить и как бы забыть все плохое, что принес вам тот или иной человек. А для этого нужно увидеть в нем тоже человека, такого же, как вы сами. Нужно представить, какое детство и какая жизнь привели его к жестокости или коварству, из каких страданий выросли эти его скверные черты. Нужно пожалеть обидчика, снизойти к нему, понять его. Многие люди, которые пытались следовать таким хорошим советам, говорят, что понять виновного в их несчастьях они еще способны, но вот простить никак не получается. Это, видимо, связано с тем, что область вины, обиды и прощения - сфера не чисто рациональная, а эмоциональная. Прощение - внерациональный душевно-духовный акт, который готовится в глубине внутреннего мира работой сердца, совокупным личностным усилием. Но когда прощение наконец совершается, это дает возможность для исчезновения и вины, и обиды, а также - надежду на торжество мира, спокойствия, добра.
.
Испытывая вину, индивид чувствует себя маленьким, жалким и грязным, недостойным Божьей милости. Он мучает себя обвинениями в собственный адрес, растравляет душевные раны, не в силах избавиться от вины и одновременно питает надежду на Божью благодать. Господь может все, поэтому в его воле и в его силах спасти и поднять самого виновного и недостойного.Современный человек, во многом лишившийся реальной веры, тем не менее, унаследовал морально-психологическую парадигму виновности.
О раскаянии обычно
говорят вне религиозного контекста. Человек
делает зло людям, чувствует вину и раскаивается,
т. е. глубоко сожалеет о случившемся и
принимает наперед твердое решение никогда
больше не совершать ничего подобного.
Раскаяние -- это не бесконечное биение
себя в грудь и посыпание головы пеплом,
после которого можно бодро идти безобразничать
дальше. Это коренное изменение своего
поведения, своих оценок, быть может, всего
жизненного пути. Начать новую жизнь нельзя
с грузом старой вины. Искреннее раскаяние
помогает человеку обновиться, стать лучше,
выше, нравственнее. Теперь ему нужна сила
воли, чтобы претворять принятое нравственное
решение в жизнь.
Каждый человек рождается не как человек, а как индивид или биологическая особь вида человек разумный. Чтобы стать личностью, человеком, индивид должен пройти процесс социализации. Если он по каким-то причинам не пройдет ее, он так и останется биологическим индивидом, лишенным собственно человеческих социальных качеств.
Социализация личности есть, таким образом, процесс превращения индивида в личность, процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. По поводу сути социализации существуют разные научные подходы. Так называемая биогенетическая концепция рассматривает социализацию как детерминацию социальных качеств личности биологическими качествами. Социогенетическая концепция, наоборот, считает, что при социализации социальное подавляет в человеке биологическое. Есть теории конвергенции, т.е. механического сочетания влияния социального на биологическое и биологического на социальное, в результате чего в личности сохраняется биологическое, но появляется и социальное и они ведут между собой борьбу. Все эти трактовки ведут в тупик. Подлинная суть социализации состоит не в борьбе социального и биологического, заканчивающейся неважно чьей победой или сосуществованием, а в превращении биологического в социальное. В основе социализации личности лежит социальное развитие потребностей личности и способов их удовлетворения.
Социализация проходит ряд этапов. Первый период - младенчество (от рождения до года). Это этап доверия к миру. Ведущей деятельностью на этом этапе является эмоциональное общение со взрослыми. Вторая стадия - раннее детство (от 1 до 3лет) - этап самостоятельности. Именно в этот период ребенок впервые начинает осознавать себя субъектом собственных действий и поступков (отделяя свои действия от действий взрослых). Третий период - дошкольное детство (3-7 лет) - этап выбора инициативы. Ведущей деятельностью в этот период является игра, смысл которой состоит в освоении социальных ролей, взаимоотношений между людьми. Следующий период - школьный возраст (от 7 до 14 лет). Основной деятельностью является учебная, а также общение со сверстниками. Происходит активный процесс освоения знаний, развитие интеллектуально - познавательной сферы личности, освоение норм отношения между людьми. Социализация ребенка носит положительный характер, если в семье он получает положительную эмоциональную поддержку, в школе успешно овладевает знаниями, в коллективе сверстников пользуется уважением и одобрением. Все это воспитывает в школьнике уверенность в себе. Если же семья, учителя, сверстники не дают положительного поощрения учебной деятельности ребенка и вообще его поведения, то у ребенка возникает комплекс неполноценности, который может закрепиться у него на всю жизнь.
Самым важным периодом
социализации является юношеский возраст
(14-25 лет). Его иногда делят на ранний
(14-18 и поздний 18-25). Ведущей деятельностью
здесь является выбор и освоение
профессии, учебно-профессиональная деятельность,
в процессе которой человек не только
усваивает профессиональные знания и
навыки, но и осваивает нормы профессиональных,
социальных, производственных отношений.
Именно в этом возрасте завершается формирование
устойчивого самосознания личности и
ее характера. Кроме профессиональной
деятельности, второй проблемой этого
возраста является поиск спутника жизни,
тесное сотрудничество с людьми. Положительная
социализация в этот период выражается
в том, что человек находит свое Я, свое
место в жизни, уверенно включается в определенную
социальную группу. Ошибки в воспитании
на предыдущих этапах, другие внешние
и внутренние неблагоприятные факторы
могут вести к отрицательной социализации
- тревоге, одиночеству, инфантилизму,
асоциальному поведению, враждебности
к миру и людям, когда человек не находит
признания, своего места в обществе, уходит
в себя, боится, избегает личного общения
(особенно с лицами противоположного пола)
Часть 2.
1.Культура человеческого общения (личности, коллектива и общества)
Вот тебе два дела – сделай хоть одно из них!
Коль прославиться делами хочешь пред людьми,
Или то, что сам ты знаешь, передай другим,
Или то, чего не знаешь, от других возьми!
Анвари
В словах классика таджикской поэзии Анвари отражено едва ли не главное назначение общения: передавать друг другу мысли, чувства, опыт; помогать друг другу жить, творить, преодолевать трудности и преграды.
Общение – это процесс взаимодействия и взаимосвязи общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности. Философский энциклопедический словарь характеризует общение как «одно из необходимых условий формирования и развития общества и личности» [1, с. 447].
В социологии под
общением понимают особую форму взаимодействия
в межличностных отношениях людей
[2, с. 187]. Более детально характеризуется
общение в психологии: «Общение –
сложный, многоплановый процесс установления
и развития контактов между людьми, сопровождаемый
потребностями совместной
деятельности и включающий в себя обмен
информацией, выработку единой стратегии
взаимодействия, восприятие
и понимание другого человека» [3, с.
213].
1. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
2. Краткий словарь по социологии. М., 1989.
3. Краткий психологический словарь. М., 1985.
В этом определении важны три акцента: связь общения с потребностями, с совместной деятельностью, с восприятием и пониманием другого человека. Почему важно обратить внимание на сущность общения как вида деятельности, несмотря на то что, казалось бы, этот вид деятельности всем привычен, знаком и понятен? Во-первых, для того, чтобы найти ответы на вопросы, возникающие часто из-за трудностей и, возможно, неудач в общении. От чего зависит успех в общении? Почему мы иногда не понимаем друг друга? Чем объяснить неожиданную реакцию партнера? Из-за чего возникают конфликты в общении? и др. Во-вторых, чтобы понять, почему в современных условиях возрастает значимость культуры общения как проявления общей культуры личности.
Возросшее внимание к развитию личностно-делового потенциала участников общественного производства активизировало исследование проблем формирования характеристик личности, приоритетных для ее социального и профессионального самоопределения: поисковой активности, гибкости, мобильности, готовности к самопознанию, саморазвитию, самоактуализации, культуре общения.
Культура общения приобретает особое значение в связи с развитием рыночных отношений, когда расширяется сфера деловых контактов и повышается ценность собственной активности личности. Актуальность овладения культурой общения тем более значима в связи с развитием предпринимательской деятельности, в которой немаловажное значение приобретает деловое партнерство, умение устанавливать контакты между реальными и предполагаемыми партнерами: производителями товаров и услуг, инвесторами, заказчиками, клиентами, поставщиками, потребителями.
Неслучайно все ведущие специалисты в области менеджмента и маркетинга характеризуют культуру делового общения как показатель готовности субъекта или социальных групп к управленческой деятельности. Так, один из основоположников теории и практики менеджмента Анри Файоль, раскрывая содержание профессиональной деятельности персонала предприятия, из шести групп функций только две связывает со специальными знаниями и умениями, а четыре – с нравственно-волевыми качествами, в том числе такими, как понятливость, рассудительность, такт, чувство достоинства, умение общаться. Л. Зайверт, немецкий специалист в области менеджмента, подчеркивает, что сердцевину, центр круга самоменеджмента, т. е. самоуправления, составляет сфера информации и коммуникаций, а вокруг них вращаются другие функции специалиста
Возрастает значимость культуры общения и в связи с переходом к информационному обществу. Характеризуя его, психологи отмечают парадоксальность информационного общества, которая проявляется в том, что технически оно объединяет людей, а психологически все более трансформируется в общество тотального одиночества.
В этих условиях культура общения как проявление общей культуры личности служит своего рода компенсаторным механизмом, предотвращающим или, по крайней мере, нивелирующим проявление негативных явлений в общественной жизни и сфере бизнеса, позволяющим сохранять нравственно ценные взаимоотношения между людьми. Усилившиеся в последние годы миграционные процессы, обострение межнациональных конфликтов настоятельно требуют поиска средств гармонизации межличностных отношений. Одним из таких средств становится утверждение уровня отношений, направленного на становление единого культурного пространства, развитие толерантности в сознании, предотвращение экстремизма в российском обществе.
Выступая на семинаре Совета Европы «Демократическое гражданское образование» в декабре 2000 года, А.Г. Асмолов подчеркнул, что сегодня проблема толерантности стоит для России и для всего мира как никогда остро. Мир дифференцируется, в нем существуют различные интересы. И если не воспринимать это многообразие мира как данность, если не принимать иное и иных – выжить в подобном мире невозможно.
Овладение культурой делового общения диктуется расширением международных контактов, ибо от культуры общения с зарубежными деятелями науки, культуры и искусства, с экономическими партнерами зависит в значительной мере престиж России в мировом сообществе и ее выход на мировой рынок.
Культура общения становится профессионально значимой для специалистов тех сфер деятельности, где общение лежит в основе выполнения функциональных обязанностей: педагогов, врачей, психологов, работников кадровых служб, социальной сферы, службы занятости. От умения найти верный тон, выбрать оптимальную тактику общения с воспитанниками, пациентами, клиентами зависит и выполнение профессиональных функций, и нравственное благополучие общающихся. Культура общения в этом случае связана с соблюдением профессиональной этики, имеющей свою специфику в каждой трудовой сфере.
Таким образом, мы видим, что культура общения становится лично и общественно значимой. Личности она позволяет создать свой имидж, благотворно действующий на должностных лиц различного ранга, с кем приходится общаться, сохранить чувство собственного достоинства, проявить внутреннюю культуру и доброжелательность, отзывчивость в отношении к окружающим. Общественная значимость культуры общения определяется тем, что от нее во многом зависят морально-психологический климат в семье и трудовом коллективе, продуктивность совместной деятельности, чувство комфорта ее участников, предотвращение действия негативных факторов социальной среды, престиж России среди других стран.